Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Сезон без скидок

Драма в Российской серии кольцевых гонок: судьба титулов
решилась на последних кругах

Сезон без скидок

Драма в Российской серии кольцевых гонок: судьба титулов
решилась на последних кругах


Дмитрий Вешкин, опубликовано 06 октября 2018

Фото: СМП РСКГ

В столице Чечни на автодроме «Крепость Грозная» прошли последние в этом сезоне заезды Российской серии кольцевых гонок — чемпионата и Кубка страны в самой академичной дисциплине автоспорта. Победители и призеры сразу в нескольких классах определились буквально за несколько кругов до финиша: на раздачу титулов и материализацию призов повлияли не только личные успехи лидеров, но и порядок финиша их конкурентов.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Хотя «кольцо» и считается самой академичной автоспортивной дисциплиной, в пылу борьбы такие прогулки в зоны безопасности — обычное дело

Перед финальной встречей фаворитов разделяли считанные очки, но уже первая серия гонок (по традиции боевые заезды СМП РСКГ проводятся в два дня) изменила ситуацию так, что пилоты из конца первой десятки стали претендовать на итоговые награды. И в этом плане Российская серия кольцевых гонок куда интереснее, чем распиаренная Формула-1.

3 этап СМП РСКГ-2018
В этом сезоне пилоты СМП РСКГ трижды делили паддок с формульными пилотами — на этапах под Смоленском, Нижним Новгородом и в Подмосковье. Конечно, не с участниками F1, а с молодыми спортсменами североевропейского турнира SMP Formula 4 NEZ Championship

Конечно, не совсем правильно сравнивать чемпионат мира, в который пилоты попадают после жесточайшего отбора в младших первенствах. Это вообще другой мир, где телеканалы платят промоутеру за право показывать гонки (как правило, в других сериях все ровно наоборот), где пит-стоп длится 2 секунды, а мощность уникальных болидов вплотную подбирается к отметке 1000 л. с.

СМП РСКГ-2018 6 этап Сочи Автодром
Кузовные гонки, где гоночные машины построены на базе серийных, смотреть интересно: во-первых, все модели узнаваемы, во-вторых, они не такие хрупкие, как формулы, и допускают контактную борьбу

Формулу-1, к примеру, лучше смотреть по телевизору. На трибунах вы все равно ни черта не поймете — кто именно пронесся мимо на скорости крепко за 300 км/ч (и уж тем более какого цвета были ободки на его шинах, позволяющие определить состав смеси гоночных сликов), и почему ваш кумир не выехал с дальнего сектора трассы. А солидные дядьки, которые попивают коктейли в VIP-ложах, не столько следят за гонкой, сколько увлечены обсуждением деловых вопросов.

СМП РСКГ-2018 6 этап Сочи Автодром
Автодромы, готовые принимать Формулу-1, как правило, не очень удобны для зрителей: с трибун открывается вид лишь на малую часть трассы. Зрителей, пришедших на 6 этап СМП РСКГ в Сочи, выручали большие экраны

Поэтому куда более демократичные кузовные гонки вообще и СМП РСКГ в частности по ряду факторов опережают чемпионат Formula 1! Пилоты Российской серии открыли этот сезон на трассе «Крепость Грозная», потом переместились на «Смоленское кольцо», оценили новую конфигурацию «Нижегородского кольца» и после перерыва на Мундиаль провели экватор сезона на трассе Kazan Ring. Все эти автодромы, отметим, прекрасно приспособлены для того, чтобы с трибун лично следить за всеми перипетиями борьбы. Да и между гонками на этапах зрители СМП РСКГ не скучали: в паддоке были и точки питания, и детские площадки, и компьютерные симуляторы, и шоу-программы от команд и организаторов. С розыгрышем сувениров и ценных призов, между прочим.

6 этап СМП РСКГ
Подмосковный этап подарил поклонникам Российской серии не только яркое зрелище, но и возможность побороться за ценные призы: LADA Granta от LADA Sport ROSNEFT и турпутевку на финал Формулы-1 в Абу-Даби

Следующий, пятый по счету этап в этом сезоне, участники СМП РСКГ провели на автодроме Moscow Raceway близ Волоколамска. Здесь с обзорностью похуже — трасса длиной 4 км занимает довольно большую площадь, а дальний ее сектор спускается в низину. Но опытные болельщики разместились на полукруглой трибуне в повороте «Арена»: отсюда открывается вид на большую часть автодрома, а события на скрытых от глаз участках отображаются на большом экране, где идет прямая трансляция.

СМП РСКГ-2018 6 этап Сочи Автодром
Аншлаг во время автограф-сессии на сочинском этапе СМП РСКГ

Подобные мониторы выручали и на «Сочи Автодроме», где зрители 6 этапа Российской серии заняли почти все места на главной трибуне. Без них трасса, проложенная вокруг объектов Олимпийского парка, была бы непригодна для просмотра гонок вживую. Но в личном присутствии на сочинском треке был бонус: во-первых, звук гоночных моторов, отражающийся от длинного пит-билдинга, откровенно будоражит кровь. Во-вторых, на этот раз фанатов автоспорта пустили на стартовую прямую во время перерыва на автограф-сессию: живой поток едва не смыл титулованных гонщиков в Черное море!

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
В этому году финал впервые проходил в Чечне — до этого трижды подряд решающие гонки принимал автодром Kazan Ring

И вот, наконец, круг замкнулся: 5 и 6 октября претенденты на звание лучших кольцевиков страны вновь оказались на чеченской трассе «Крепость Грозная». Напомним, соревнования проводятся в 5 классах, которые различаются требованиям к автомобилям и статусом. И комфортнее всего себя чувствовали себя пилоты заводской команды LADA Sport ROSNEFT, выступающие в зачете Супер-продакшн: Михаил Митяев еще в Сочи досрочно завоевал Кубок России, а его напарник Владислав Незванкин тогда же стал серебряным призером, что позволило гоночному коллективу стать лучшими в командном зачете.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Михаил Митяев приехал в Грозный действующим обладателем Кубка России: он выиграл в зачете Супер-продакшн еще на прошлом этапе

Однако оставался открытым вопрос: кто же станет лучшим среди остальных? Перед финальной встречей в этом классе на бронзу претендовали сразу четверо пилотов. Первая гонка уик-энда началась с самоустранения Митяева: 250-сильная Веста тольяттинца забарахлила, и он уже никак не мог повлиять на исход борьбы. Как бы он мог это сделать, если уже стал обладателем Кубка страны? Да запросто: первое место приносит пилоту целых 25 очков, и, достанься они Митяеву, остальным призерам гонки достался бы меньший запас баллов.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Как должно быть обидно команде Delphi Techbologies RHHCC R.T.! В финале они привлекли опытного легионера Владимира Стрельченко (№10), но его преследовали неудачи. А вот постоянный участник коллектива Александр Гармаш, на этот раз выступавший в личном зачете, набрал немало очков

Но достались они Владиславу Незванкину, так что корм все равно пошел не в коня. А ведущие спорт за итоговую «бронзу» Николай Виханский (Honda Civic, Delphi RHHCC) и Ильсур Ахметвалеев (LADA Granta, Nefis Racing) долго держали зрителей в напряжении: первую часть гонки вторую позицию занимал москвич, затем у его Хонды пропала вторая передача, и казанец отодвинул его на третье место. Их конкурент Евгений Мейтес (LADA Granta, Автопродукт Матч ТВ GTE) и вовсе финишировал пятым, а напарник Виханского, Александр Гармаш, привел свой Volkswagen Scirocco на шестое место.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Евгений Мейтес (№45) вернулся в гонки после долгого перерыва. И, хотя и не стал призером класса Супер-продакшн, закончил сезон на высокой ноте, выиграв заключительную гонку

Так что перед стартом второй гонки — а он проводится в последовательности, обратной порядку финиша накануне — Ахметвалеев был в большей степени готов «забронзоветь», чем Виханский (остальные и вовсе потеряли даже математические шансы на подиум по итогу сезона). Но обладатель реверсивной поул-позиции Мейтес так уверенно рванул вперед, что оставил позади двух пилотов на заводских Вестах, и заграбастал максимальную порцию очков. И при том, что первую половину гонки Виханский провел в числе лидеров, а Ахметвалеев едва не вылетел после контакта с Незванкиным, у Николая был вполне реальный шанс стать третьим в Кубке! Но не сложилось: Виханский финишировал четвертым, Ахметвалеев пятым — и именно казанскому пилоту досталась бронзовая награда в зачете Супер-продакшн.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Дмитрий Брагин трижды подряд становится чемпионом класса Туринг. До этого трехкратным победителем этого зачета становился только Михаил Ухов, но с интервалом в несколько лет

Интригу в самом престижном классе Туринг частично ослабил Дмитрий Брагин, который имел наибольшие шансы взять третий подряд чемпионский титул в Грозном. В первой гонке уик-энда он посмотрел на потуги остальных конкурентов, хладнокровно просчитал шансы — и не стал бороться даже за пятую строчку, пустив пару соперников вперед и закончив гонку на седьмой позиции. Хитрый казанец тольяттинского происхождения (выступая за татарский коллектив ТАИФ Моторспорт, он сменил прописку) рассчитал все правильно: такое место на финише позволило ему занять вторую клетку на старте второй гонки, вдобавок облегчить свою Audi RS (за высокие места машинам участников СМП РСКГ добавляют вес, а начиная с седьмого — максимально разгружают).

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Весты были быстры на этом этапе, но конкретно Владимиру Шешенину (№19) в финале не везло: его лишили третьего места в первой гонке, а во второй он досрочно сошел из-за столкновения

Так что на старт заключительной гонки Брагин вышел в прекрасной форме и в статусе чемпиона. А вот его соперникам предстояло разыграть оставшиеся призовые места. Накануне первыми к финишу пришли три 350-сильные LADA Vesta (правда, Владимира Шешенина лишили третьего места в пользу «сеатовода» Антона Бадоева — но он все равно уже почти потерял шансы на попадание в призеры), а вот командная тактика, по которой Михаил Грачев пропустил Кирилла Ладыгина на первое место, принесла свои плоды. Вторую гонку Алексей Дудукало (Audi RS3, Lukoil Racing), его сокомандник Иван Лукашевич, Клим Гаврилов (Volkswagen Golf, Carville Racing) и все тот же Ладыгин начали практически с равным запасом баллов!

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Алексей Дудукало (№3) провел безупречную вторую гонку уик-энда и стал вице-чемпионом страны

Дудукало, которому в этот день исполнилось 42 года, доказал, что сохраняет прекрасную форму: лидируя от старта до финиша, он записал в послужной список очередной титул вице-чемпиона. Брагин забил «гол престижа», поднявшись после гонки на вторую ступень пьедестала. А вот Михаил Грачев то ли не хотел уезжать из Грозного без очередной «чашки», то ли вознамерился доказать всем, что и на машине с техническими проблемами может до последнего защищать позицию, то ли решил добавить перчику в и без того острое блюдо… В общем, не стал омич пускать в этом заезде Ладыгина на подиум. И едва не оставил сокомандника без подиума по итогам сезона! Потому что сразу за Кириллом финишировал «лукойловец» Иван Лукашевич, и оба этих гонщика оказались с одинаковым багажом очков. В таких случаях судьи смотрят, у кого больше побед — и в LADA Sport ROSNEFT могут выдохнуть: Кирилл Ладыгин трижды выигрывал гонки в этом году, а Лукашевич — только единожды.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Претенденты на победу в классе Туринг-Лайт Андрей Масленников (№43) и Игорь Самсонов (№13) до последнего не оставляли надежду выиграть, но титул увел у них из-под носа Григорий Бурлуцкий

Но еще более сумасшедшей оказалась борьба в классе «Туринг-Лайт». Весьма условные шансы на победу перед рандеву в Грозном сохраняли и Андрей Радошнов (Peugeot 208, Carville Racing), и Владимир Черевань (Volkswagen Polo, Подмосковье моторспорт) — но ближе всех к заветному титулу были лидер зачета Игорь Самсонов (Volkswagen Polo, Академия ралли), Григорий Бурлуцкий (Peugeot 208, Carville Racing) и Андрей Масленников (Ford Fiesta, Подмосковье моторспорт).

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Peugeot 208 команды Carville Racing были быстры оба дня. Но если Андрей Радошнов провел безупречную первую гонку, то второе место в ней досталось Григорию Бурлуцкому только после «бумажных войн»

Впрочем, Радошнов с нами бы определенно не согласился: он выиграл и квалификацию (в которой, кстати, пятеро пилотов уложились в 0,3 секунды!), и первую гонку, попутно заработав еще один балл за лучший круг. Но соперники тоже не зевали! Масленников приезжает вторым, Бурлуцкий третьим…. А Черевань на самом финише отобрал у Самсонова четвертое место. А судьи вдобавок встряхнули этот гремучий коктейль, поменяв местами Масленникова и Бурлуцкого, поэтому на следующий день чемпионат для всех этих пилотов фактически начался заново.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Владимир Черевань (№17) — одновременно спаситель и могильщик титула своего сокомандника Андрея Масленникова: не вырвись он на второе место в заключительной гонке, шансы Андрея на чемпионство испарились бы. Но своим рекордным временем круга Черевань лишил Масленникова столь важного очка, решившего судьбу победы в пользу Бурлуцкого

Невероятными усилиями Андрей Масленников на своей Фиесте, которой пошел уже тринадцатый год, выходит в лидеры. Его соперники разменивают позиции, пока на второе место не выходит орловский ветеран Владимир Черевань. Игорь Самсонов застревает на четвертом месте, освободив третье для Григория Бурлуцкого — это значит, что он теряет титул, но точно забирает «бронзу» в сезоне… А вот кто станет чемпионом: Масленников или Бурлуцкий, Бурлуцкий или Масленников? При таком порядке финиша Андрею мало выиграть, чтобы сравняться по очкам с Григорием и дальше решить спор по числу побед, ему надо заработать дополнительное очко за лучшее время круга в гонке. И на шестом круге он его ставит — но вслед за ним отсечку хронометража пролетает Владимир Черевань и невольно лишает сокомандника и рекорда, и титула…

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Андрей Петухов выиграл первую гонку финала — и благодаря этому стал бронзовым призером Кубка России в классе «Национальный»

Да, вот это поворот! Пожалуй, даже в финальных гонках «Национального» класса не было такой драмы. Хотя ситуация складывалась очень похожая: Андрей Петухов (LADA Kalina, LADA Sport ROSNEFT) также сохранял скорее умозрительный шанс на победу, однако заметно улучшил свое положение, выиграв квалификацию и первую гонку. В этом же заезде Игорь Львов (Hyundai Solaris, Redmond Drive) из-за поломки автомобиля сошел на последнем круге и уступил Петухову место в промежуточной классификации. Роман Агошков (Kia Rio X-Line, Akhmat Racing) на титул уже не претендовал, но «серебро» в первой гонке подарило ему шанс на попадание в тройку по итогам сезона. А Михаил Симонов (LADA Kalina, Bragin Racing), бронзовый призер этого заезда, вообще не «играл в чемпионат» — однако оттеснил реальных претендентов назад. В частности, позади остался и Павел Кальманович (Hyundai Solaris, AG Team) — он решил не форсировать события и довольствовался шестым местом, отложив решающий спор за главную награду на второй гоночный день.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Три года назад Павла Кальмановича лишили титула в последней гонке сезона — соперник попросту выбил его с трассы. Сегодня тольяттинец наконец добавил в коллекцию очередную победу в Кубке России

И вот этот день настал. Кальманович, этот «Айсмен» Российской серии кольцевых гонок, сначала держался в середине первой десятки пилотов. Глеб Кузнецов (Volkswagen Polo, Академия ралли) сразу после старта прорвался в лидеры и выжимал все соки из 150-сильного седана: ему позарез надо было набрать максимум очков, чтобы выиграть не только заезд, но и Кубок России. Но для этого Кальманович должен был финишировать не выше пятого места — а во второй половине гонки он воспользовался ошибками соперников и добрался до третьей позиции. А тут еще Кузнецова догнал Егор Санин (Kia Rio, Bragin Racing) и, словно копируя сюжет прошлогоднего финала, навязал ему борьбу. И, как и в тот раз, Кузнецов уступил Санину — правда, после гонки судьи пересмотрели результаты и вернули Глебу первое место, оставив Егора на втором. Но все равно даже это не могло обеспечить Кузнецову перевес над Кальмановичем: слишком хорош был тольяттинец в этом сезоне, слишком долго он шел к этой цели.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Пилоты на Калинах в Грозном были хороши — чего стоит один только прорыв Михаила Симонова (№12) с пит-лейн на третье место в первой гонке! А вот Игорю Львову (№8) лучше забыть этот финал как кошмарный сон

А третье место занял… Андрей Петухов! Во втором заезде он финишировал раньше Игоря Львова — и молодой парень, который еще две недели назад готов был на равных биться со старожилами Российской серии за победу, не только не попал в ТОП-3, но и уступил четвертую строчку итогового протокола Егору Санину.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Анастасия Гришина, участница Первенства СМП РСКГ «Национальный Юниор», не добилась выдающихся успехов в сезоне — зато выиграла поездку в Бахрейн как участница розыгрыша среди зрителей финального этапа

В Первенстве СМП РСКГ «Национальный Юниор» кипящая лава борьбы к финалу начала было остывать: фаворитами к последнему этапу стали Ирина Сидоркова (Volkswagen Polo, Академия ралли), ее сокомандник Павел Кузьминов и Илья Дощечкин (Volkswagen Polo, B-Tuning). Но в первой же гонке финала вулкан ожил вновь: Сидоркова финишировала второй и упрочила лидерство, Кузнецов стал третьим и вроде как смирился с вероятностью уступить титул девушке. Но выиграл-то заезд Рустам Фатхутдинов (Volkswagen Polo, AG Team), который до грозненского этапа потерялся из виду аж на седьмой строчке турнира — а теперь, после неудачи Дощечкина, оказался обладателем равного с ним количества очков!

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Петр Плотников (№55), дебютант юниорского класса, достойно провел сезон

Однако ни один из них так и не смог взять итоговую «бронзу». Точно также, как Рустам накануне, в заключительный день «выстрелил» Петр Плотников — дебютант СМП РСКГ-2018, накануне финала лишь на одну позицию опережавший Фатхутдинова в промежуточной таблице. Плотников выигрывает вторую гонку, Павел Кузьминов и Артем Лякин занимают оставшиеся ступени подиума, не оставив весомых порций очков ни Фатхутдинову, ни Дощечкину. А 14-летней Ире Сидорковой хватило мудрости, чтобы усмирить амбиции и финишировать девятой — так и так она стала первой в истории российского «кольца» девушкой, которая выиграла в своем зачете. Вторым действительно оказался Павел Кузьминов, а Петр Плотников всего на одно очко опередил Рустама Фатхутдинова в споре за третье место.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Ира Сидоркова — первая пилотесса в российских гонках, которая смогла выиграть в своем зачете. Пусть и молодежном

С каждым годом, на протяжении которых промоутером чемпионата и Кубка страны выступает SMP Racing, Российская серия кольцевых гонок радует все больше. Из достижений этого сезона — прямые трансляции класса Туринг на федеральном телеканале «Матч ТВ». А что бы ни говорили, именно телеэфир очень помогает пилотам и командам привлекать спонсоров. Добавьте к этому прозорливость руководителя серии Олега Петрикова, который в 2015 году поддержал концепцию новообразованной мировой серии TCR — и смотрите: в этом году самый мощный и престижный класс наполнился 24 участниками на современных 340-сильных автомобилях.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Класс «Туринг» — гордость этого сезона СМП РСКГ: на старт одновременно выходили до 22 участников

Да, пока мы немного уступаем по массовости национальным чемпионатам Германии и Италии — там одновременно на старт выходят по три десятка пилотов на точно таких же машинах. Но если посмотреть заявочные списки, то в немецкой серии только половина участников имеют немецкое гражданство, да и на Апеннины приезжают много иностранных спортсменов. У нас же только двое пилотов Туринга не имели гражданства РФ, причем если американец Томас Джонсон выступал под российской гоночной лицензией, то минчанин Владимир Горлач принципиально сохранил белорусскую и потому очки не набирал. А будь наш чемпионат открытым — наверняка в СМП РСКГ подтянулись бы представители соседних государств. Но это уже вопрос к Российской автомобильной федерации, а не к промоутеру.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Эффектными кадрами с этапов Российской серии кольцевых гонок в этом году могли насладиться зрители нескольких федеральных и тематических телеканалов

Гонки других классов выходили на каналах «Авто плюс», «Матч! Наш спорт», «Матч! Планета», а обзорные программы выходили не только на «дочках» большого «Матча», но и в эфире «АВТО 24». Правда, все равно в этих зачетах наблюдался спад интереса со стороны участников — и опять-таки большинство претензий связано с судейством и «либерализацией» технических требований, что повысило стоимость участия даже в самом бюджетном зачете «Национальный». Так что спортивным функционерам из РАФ в межсезонье нужно прислушаться к организаторам СМП РСКГ, выражающим мнения пилотов — и внести изменения в нормативные документы.

СМП РСКГ-2018 7 этап Крепость Грозная
Сезон СМП РСКГ-2018 окончен. На всех этапах пилоты получали оригинальные кубки авторской работы

А у нас пока будет перерыв до следующего года, в течение которого можно не раз пересмотреть записи гонок и обзорных передач на медиапортале smp-rskg.tv.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!