Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

FORMULA успеха

FAMEscope: Италия в гонках. История побед

FORMULA успеха

FAMEscope: Италия в гонках. История побед


Константин Примаченко, опубликовано 27 ноября 2009

Фото: производителей, autowp
    
Едва ли не с первых дней существования автомобилей их производители делали все, чтобы доказать всему остальному миру — их детище самое лучшее. Невероятно популярные в наши дни гонки на автомобилях, поначалу казались человечеству всего лишь необычным и экстремальным развлечением. В рекордно короткий срок болиды, создававшиеся для участия в формуле Grand Prix — в будущем одной из самых престижных дисциплин в области автоспорта — превратились в мощные и высокоскоростные аппараты, на них опробовали технические новинки, а наиболее успешные из них применяли в серийных автомобилях. Благодаря стремлению человека побеждать, появлялись и совершенствовались эти «коляски, передвигающиеся без посторонней помощи», так называли автомобили в конце ХIХ века. А уже в начале ХХ века стали появляться четко регламентированные гонки, призванные показать прогресс в автомобилестроении.
 

Одной из передовых стран, внесших огромный вклад в развитие автомобилестроения, была Италия. Марки «Fiat», «Alfa Romeo», «Bugatti», «Maserati», «Ferrari», «Lamborghini» на протяжении целого столетия были образцом технического совершенства и неукротимой мощи инженерного гения. Многие знаменитые конструкторы, чьи имена увековечены в названиях этих марок, начинали свой путь с участия в автогонках, а мужское население Италии обожает гонки едва ли не больше, чем футбол.

 

FIAT – начало эстафеты
 

Логотип FIAT - чемпиона по ралли Туринская фирма FIAT блистала на гонках Старого и Нового света в начале века, значительно поднимая престиж итальянского автомобилестроения. В то время эта компания только набирала обороты, также как и история автомобильных гонок.

 

Первая кольцевая гонка, носящая статус национального Grand Prix De L’acf, прошла в 1906 году во Франции, тогда победу одержал Франсуа Зиз — гонщик фирмы RENAULT. Но уже в следующем году Феличе Наццаро, представлявший итальянский FIAT, впервые приносит своей стране победу в этой авторитетной гонке. Свой знаменитый красный цвет болидов Италия обрела в том же 1907 году. На этапе зарождения автоспорта в гонках принимали участие марки, являвшиеся на тот момент вершиной развития гоночных автомобилей. Машиной Наццаро был FIAT 130 PS с 6-цилиндровым двигателем объемом 11 л и пневматическим стартером.

 

FIAT 130 PS Феличе Наццаро — победитель второго Grand Prix de l’ACF (1907). Первая машина марки Fiat, оснащенная шестицилиндровым двигателем, объемом 11л., и мощностью 130л.с.
FIAT 130 PS Феличе Наццаро — победитель второго Grand Prix de l’ACF (1907). Первая машина марки Fiat, оснащенная шестицилиндровым двигателем, объемом 11л, и мощностью 130 л.с.

 

Тот же Феличе Наццаро повторил свой успех в 1921 году на соревнованиях Grand Prix в Страсбурге на машине FIAT 804. Эта модель с 6-цилиндровым двигателем была единственной в этой гонке, все соперники имели под капотом моторы с восемью цилиндрами. Объем агрегата был два литра в соответствии с принятыми в 1921 году требованиями нового технического регламента состязаний Grand Prix. 

 

FIAT 804 оснащался двухлитровым шестицилиндровым высокооборотным двигателем с верхним расположением распредвала
Новая модель FIAT 804 оснащалась двухлитровым шестицилиндровым высокооборотным двигателем с верхним расположением распредвала и легким 805-м шасси. Такая машина могла развить скорость до 170 км/ч

 

В 1923 году выходит новая модель FIAT 805 с компрессором, этот 145-сильный агрегат достигал скорости в 220 км/час. На гонках Grand Prix Европы, состоявшихся в 1923 году в Италии на трассе в Монце, гонщикам команды FIAT вновь не было равных — первое и второе место соответственно поделили Карло Саламано и Феличе Наццаро. 

 

ALFA ROMEO выходит на старт

 

1924 год вошел в историю автогонок тем, что большинство представленных на соревнованиях машин, вслед за FIAT 805 получили новые компрессорные двигатели. В этом году в полный голос заявила о себе миланская фирма Alfa Romeo со своей компрессорной моделью P2. В новом европейском сезоне, состоявшем из 3-х Больших Призов — АКФ (Grand Prix d’Europe), Сан-Себастьяна и Италии, эта машина доказала свое полное превосходство над конкурентами.

 

 

Логотип Alfa Romeo В эмблеме компании используются символы города Милана — змея (огромный уж), проглатывающий человека, и красный крест на белом поле — символы, олицетворяющие предприимчивость и могущество, способствующие мировому успеху.

 

Alfa Romeo P2, 1924г. Этот автомобиль был сконструирован Витторио Яно и имел 8-цилиндровый рядный двигатель с двумя верхними распределительными валами (DOHC) и мощностью 140 л.с.
Alfa Romeo P2, 1924г. Этот автомобиль был сконструирован Витторио Яно и имел 8-цилиндровый рядный двигатель с двумя верхними распределительными валами (DOHC) и мощностью 140 л.с.

 

В том же году впервые было принято решение начать с 1925 года проведение Чемпионатов мира среди автомобильных фирм. В зачет первого мирового первенства шли результаты, показанные машинами в гонках Индианаполис-500 и в Grand Prix Бельгии, Франции и Италии. Как и в прошлом году, автомобили Alfa Romeo не знали поражений, фирма стала первым чемпионом мира в классе Grand Prix.


Следующей моделью была Alfa Romeo Tipo B P3, разработанная в 1932 году Витторио Яно (Vittorio Jano). Этот первый в истории Grand Prix одноместный автомобиль «monoposto» был оборудован рядным восьмицилиндровым двигателем с двумя верхними распределительными валами, объемом 2655 см3. Благодаря спаренному нагнетателю типа Roots мощность двигателя достигала 200 лошадиных сил. Ее дебют состоялся в 1932 году на Гран При в Монце и увенчался победой. Со знаменитыми гонщиками Тацио Нуволари (Tazio Nuvolari) и Рудолфо Караччиолой (Rudolfо Caracciola) за рулем Alfa Romeo Tipo B P3 доминировала на гоночной трассе весь сезон, не обойдя стороной Grand Prix Франции и Германии.
 

Alfa Romeo Tipo B P3, monoposto
Alfa Romeo Tipo B P3, monoposto. Эмблемой Ferrari на капоте болид обязан выдающемуся итальянскому конструктору Энцо Феррари (Enzo Ferrari), который с 1929 года возглавил собственную итальянскую автогоночную команду «Скудерия Феррари» (Scuderia Ferrari), в 30-е годы обслуживающую марку Alfa Romeo

 

Alfa Romeo Tipo B P3 участвовал в гонках с 1932 по 1935 год, завоевав множество «Больших призов». Победы Fiat в начале 20-х и Alfa Romeo в 1925 году принесли Италии безраздельное господство в автоспорте, продолжавшееся до середины 30-х годов. Происходило это не без участия Бенито Муссолини, который покровительствовал автогонщикам и нередко сам садился за руль гоночных машин. Дуче умело использовал победы итальянских гоночных автомобилей как средство пропаганды для подъема патриотизма и чувства национальной гордости итальянцев, а также для повышения международного престижа страны.


Едва закончилась война, а Европа уже вернулась к автогонкам. На трассы выходили созданные в довоенные годы гоночные автомобили, не хватало денег и запчастей, но все это с лихвой компенсировалось энтузиазмом. Первые послевоенные годы ознаменовались последним, но ярким выступлением Alfa Romeo на гонках Grand Prix — на гоночные трассы вышла модель Tipo 158 Alfetta (по-итальянски «маленькая Аlfa»), разработанная еще в 1937 году Джоаккино Коломбо (Gioacchino Colombo) по заказу Энцо Феррари. Трудно было представить, что автомобиль, созданный десятилетие назад, окажется настолько хорошо спланированным, что возьмет почти все призы в гонках 1947-1951 гг. Команда Alfa Romeo, в состав которой входили такие знаменитые гонщики, как Джузеппе Фарина (Giuseppe Farina) и Хуан Мануель Фанджио (Juan-Manuel Fangio), выигрывала Чемпионат мира пять раз.
 

Аlfa Romeo 158 (Alfetta) За рулем чемпион мира 1950 года Джузеппе Фарина
Аlfa Romeo 158 (Alfetta): за рулем чемпион мира 1950 года Джузеппе Фарина

 

Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta
У «158»-ой была пространственная рама из стальных труб, независимая подвеска передних колес, задняя подвеска типа De Dion (позднее — независимая, на поперечных рычагах), двухконтурная тормозная система с барабанными механизмами

 

Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta
В 1946 году мощность болида была повышена до 254 л.с. путем установки двухступенчатого компрессора типа Rootes. Затем за счет увеличения давления наддува мощность "158-й" возросла до 265 (1947 г.) и до 310 (1948 г.) л.с., а максимальная скорость достигла 280 км в час. Двигатель имел смазочную систему с "сухим" картером, трехкамерный карбюратор Weber, зажигание от двух катушек

 

Год спустя настоящей жемчужиной королевских гонок стала ее сестричка — более мощная версия — непобедимая Alfetta 159. Создание кузова Tipo 159 было поручено дизайнерам Zagato, которые значительно освежили внешность Alfetta и, к тому же, снизили вес болида, применив легкие материалы в конструкции панели приборов. Усовершенствования, внесенные семейством Загато в конструкцию кузова Tipo 159, а также модернизация мотора 158-й, выполненная Аурелио Лампреди, позволили стремительной «малютке-Альфе» выжимать из своего 1.5-литрового, 8-цилиндрового двигателя мощность в 425 л.с. при 9600 об/мин.

 

Alfa Romeo Tipo 159 Alfetta
Великолепный двигатель Alfa Romeo вкупе с аэродинамичным, элегантным кузовом Zagato позволили создать один из лучших болидов своего времени. Tipo 158 и 159 два года подряд приносили Джузеппе Фарина и Хуану Мануэлю Фанхио чемпионские титулы в королевских гонках 1950 и 1951 годов

 

На протяжении пяти послевоенных лет эта модель миланской фирмы практически не знала поражений в гонках, которые с 1949 года стали именоваться «королевскими» и получили класс «Формулы 1». Первый Чемпионат мира прошел под знаком полного превосходства автомобилей Alfa Romeo. О подавляющем преимуществе этих болидов свидетельствует тот факт, что из 391 круга (2447,6 км) всех дистанций европейских этапов водители итальянской команды лидировали на 384-х кругах (2364,4 км)! За всю долгую и многообразную историю «королевских гонок» этот показатель так и остался непревзойденным. Фактически за призовые места боролись между собой гонщики одной команды, не оставляя конкурентам никаких шансов на победу.


На этом этапе эстафетная палочка в истории итальянских гоночных автомобилей переходит к команде Ferrari. Но об этом немного позже. Есть еще одна знаменитая фирма, прославившаяся своими скоростными автомобилями и принесшая множество призов в копилку итальянского автоспорта.
 

Триумф MASERATI


Основанная в 1914 году, в Болонье, компания Maserati взяла себе название от фамилии своих основателей - шестерых братьев.
 

Знаменитый трезубец Нептуна - эмблема Mazerati В 1926 году впервые на чемпионате мира заблестел знаменитый трезубец Нептуна — эмблема Maserati.

 

Фирма братьев Мазерати дебютировала компрессорным автомобилем серии «26» в 1926 году на Grand Prix в Монце. Но рождение Maserati, как компании и торговой марки, известной по всему миру, произошло 25 апреля 1926 года, на гонках Тарга Флорио. Основатель компании — третий из братьев Мазерати — Альфьери вышел на старт соревнований за рулем автомобиля со знаком трезубца на капоте.

 

Mazerati М-26, болид-победитель гонок за Кубок Флорио в 1926 году
Maserati М-26, болид-победитель гонок за Кубок Флорио в 1926 году, стал прототипом первого серийного автомобиля братьев Мазерати — Maserati Grand Prix 1500, известного еще как Tipo-26

 

За первой победой последовала череда новых: Эрнесто Мазерати становится чемпионом Италии, а гонщик Баконин Борзаччини на автомобиле этой марки выигрывает Grand Prix Триполи. Тот же Борзаччини на Tipo V4 в 1929 году устанавливает новый рекорд скорости на дистанции 10 км246 км/ч.


Громкие победы вдохновляют братьев на создание мощных скоростных автомобилей, оснащаемых 4-, 6-, 8- и даже 16-цилиндровыми двигателями рабочим объемом от 1088 до 4995 см3. Один из самых лучших двигателей Maserati-V5 имел рабочий объем 4906 см3 и небывалую по тем временам мощность — 360 л.с.!


С 1932 по 1939 годы, после смерти Альфьери, все автомобили создавались младшим Мазерати — Эрнесто. Этот талантливый конструктор впервые в Европе начал применять гидроусилитель тормозов на гоночных автомобилях. В 1939 году Maserati вошла в состав компании Orsi Gruppo. Следующей значительной моделью с трезубцем Нептуна на капоте стала Maserati 8CTF. В 1939 году, а затем и в 1940 американский автогонщик Вильбур Шоу оказал компании Maserati неплохую услугу. Пилотируя Maserati 8CTF (под названием Boyle Specials), он одержал убедительную победу на автогонках Indianapolis 500. Этим он золотыми буквами вписал имя Мазерати в летопись самых престижных американских гонок.

 

Maserati 8CTF GP

Maserati 8CTF GP

Maserati 8CTF, оснащенные 8-цилиндрованными двигателями 8CTF итальянского производства, так и остались единственными итальянскими автомобилями, победившими в гонке Indianapolis 500

 

Самой выдающейся гоночной моделью послевоенного периода стала легендарная Maserati 250F. В 1954 году Maserati 250F «monoposto» стал победителем гонок «Формула 1» в Аргентине. А в 1957 году «250F» помог знаменитому гонщику Фанджио завоевать его пятый титул Чемпиона мира и последний титул для Maserati. Победа легендарного гонщика на Grand Prix в Nurburgring вошла в историю гонок, некоторые исследователи называют ее «невероятным подвигом Фанджио». В этом же году фирма Maserati официально объявила о своем уходе из гонок и перенесла свои наработки в области гоночных технологий на серийные дорожные автомобили, которые и по сей день славятся своими высокоскоростными характеристиками и оригинальным дизайном.

 

Maserati 250F

Maserati 250F. В отличие от братьев-предшественников на болиде 1957 года была устанавлена пятиступенчатая коробка передач, а кузов стал более обтекаемым. Простая трубчатая конструкция защищала подвеску, алюминиевые панели кузова и двигатель. Независимая передняя рычажная подвеска была с цилиндрическими пружинами. На задней подвеске использовалась ось типа DeDion

 

Двигатель Maserati 250F
Шестицилиндровый 2.5-литровый двигатель 250F без наддува. В начале 1954 его мощность была 240 л.с., к 1957 году270 л.с. при 8000 об/мин

 

Королева автогонок FERRARI

 

Знаменитый жеребец Ferrari Для миллионов людей во всем мире имя Феррари ассоциируется со скоростью и роскошью. А для любителей королевских гонок черный гарцующий жеребец уже давно стал символом ярко-алых болидов, которые уже вот шестьдесят лет выходят на старт Гран-при «Формулы 1».


Началось все с того, что довольно заурядный гонщик, но большой любитель гоночных автомобилей Энцо Феррари, выступавший за команду Alfa Romeo, решил в 1929 году создать свою собственную гоночную команду Scuderia Ferrari. Поначалу «конюшня» Феррари была спортивным отделением завода Alfa Romeo. Но после второй Мировой войны машины его собственной марки принялись покорять одну за другой самые престижные гонки планеты. Сразу после войны был рожден первый автомобиль Ferrari, «Sport 125», он был оснащен мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем и после вступления в мир гонок меньше чем за две недели успел выиграть Gran Premio в Риме. В следующем году собственная команда Феррари впервые одержала победу в гонках «Милле-Милья» и «Тарга-Флорио». А 1949 год принес «конюшне» победу в гонке «24 часа Ле-Мана».


В 1952 году Альберто Аскари приводит уже другую модель — Ferrari 500 — к первому в истории марки титулу Чемпиона мира. На протяжении двух лет господство Ferrari в гонках было бесспорным. Следующий чемпионский титул в 1956 году принес марке великий аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио, а еще через два года обладателем высшей награды в королевских гонках стал Майк Хоторн. Всего за десять лет участия Scuderia Ferrari в гонках было завоевано четыре титула Чемпиона мира.
 

Ferrari 500 1952 года
Ferrari 500 1952 года. Для этого болида инженер Аурелио Лампреди спроектировал абсолютно новый четырехцилиндровый двигатель объемом 2 литра. Размещался агрегат за передней осью, что значительно улучшало распределение веса


Фортуна ни на миг не отворачивалась от команды Ferrari вплоть до 1964 года, когда очередную победу марке принес легендарный Джон Сертис, выступавший на новенькой Ferrari 156 F1 'Aero'.

 

Ferrari 156 F1 Aero, 1964г.
Ferrari 156 F1 'Aero', 1964г. Начинающий в то время специалист Мауро Форджиери (Mauro Forghieri) разработал ходовую часть болида, получившую название «Aero» — облегченный трубчатый каркас, обшитый листами дюралюминия. Эта инновация будет верой и правдой служить Ferrari на протяжении многих лет

 

Следующего звездного часа команде пришлось ждать целое десятилетие, но марка не сдавалась. И вот, в середине 70-х, о Ferrari вновь заговорили как о спортивном лидере, произошло это благодаря победе Ники Лауды (Nikolaus Lauda). Чемпионский титул Лауде и Кубок конструкторов для «конюшни» принес автомобиль «Ferrari 312 Т-2» с мотором мощностью 500 л.с.

 

Ferrari 312 Т, 1974г.
Ferrari 312 Т 1974г. Секретом нового взлета Ferrari стали диагональная коробка передач и отличный дизайн Мауро Форджиери. Новая поперечная коробка передач помогала удержать вес между передней и задней осью. Она же дала название болиду 312 Т (Transversale). Плоский 12-цилиндровый двигатель развивал мощность 500 л.с. при 12200 об/мин

 

В течение нескольких последующих лет модернизированные версии модели Ferrari 312 T неустанно выигрывали мировые гонки, обрастая титулами и званиями. Последним стал 1979 год, когда оба чемпионских трофея для итальянской команды взяли Джоди Шектер и Жиль Вильнев.


Конец ХХ века, а именно 80-е годы, стали для «жеребцов» Ferrari камнем преткновения. Ни одному из выступавших в то время гонщиков не удалось получить высший трофей. Слабым тому утешением стали поощрительные призы Кубки конструкторов в 1982 и 1983 годах. Еще больше легендарную команду подкосил уход из жизни ее основателя Энцо Феррари в 1988 году.


Возрождение былой мощи непобедимых красных болидов началось лишь в 1996 году, когда в ряды гонщиков Ferrari вступил самый знаменитый автогонщик нашего времени Михаэль Шумахер. За три года Scuderia подтянулась до уровня лидеров современности. Результатом проделанной работы стал Кубок конструкторов 1999 года. А в 2000 году началась эра Ferrari. С Михаэлем Шумахером за рулем эту команду невозможно было обойти на трассе в течение пяти лет. В эти годы было установлено большинство рекордов «Формулы 1», которые до сих пор мало кто рискует побить. Scuderia — единственный производитель автомобилей, принимавший участие в гонках «Формулы 1» с первого дня ее образования. Новая машина Ferrari сезона 2009 года получила название F60, в честь 60-й годовщины выступления команды в «Формуле 1». Внешний вид болида продиктован радикальными переменами в аэродинамике — Ferrari впервые показала свою версию широкого переднего и узкого заднего антикрыла. F60 оборудована системой рекуперации кинетической энергии KERS, разработанной совместно с инженерами Magneti Marelli, установлена новая система торможения от Brembo и продольная коробка передач в легком корпусе из фиброкарбона, обеспечивающая оптимальную развесовку машины.
 

Ferrari F60 '2009
Ferrari F60 '2009. Так выглядит последний болид легендарной итальянской команды. Весь облик его говорит о том, что не смотря на не самый выразительный последний сезон, ставить точку в истории этой дерзкой «конюшни» еще очень рано

 

Внушительные победы итальянских марок навсегда внесли Италию в список несомненных лидеров мирового автоспорта. С выходом в начале XX века на старт «Fiat», триумфом «Alfa Romeo», «Maserati» и, наконец, безраздельным господством на гоночной трассе алой королевы «Ferrari» эта страна уже сама по себе является автомобильным брендом, вызывающим у автолюбителей приятную ассоциацию с бесшабашной скоростью и неизменным качеством. Итальянские автомобили, как уличные мальчишки, более полувека росли, развивались и крепли на гоночных трассах, чтобы со временем стать дорогими и респектабельными итальянскими марками. «Maserati», «Bugatti», «Ferrari» — все они родом из автоспорта, их любовь к скорости нашла свое воплощение в спортивных автомобилях, которым нет равных.

Последние комментарии Все >>
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо
войти на сайт или зарегистрироваться!