Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Подрезанные крылья

FAMEscope: De Lorean DMC-12: История взлёта
и падения

Подрезанные крылья

FAMEscope: De Lorean DMC-12: История взлёта
и падения


Константин Примаченко, опубликовано 11 ноября 2009

Фото: autowp
    
На протяжении трех десятилетий «крылатый» спорт-купе De Lorean DMC-12 будоражит воображение людей, при этом многие из них почти ничего о нем не знают. Автомобиль, ставший легендой, сыгравший роль в культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее», в будущее так и не попал. Судьба этой созданной в начале 80-х «машины времени» оказалась туманной и противоречивой, как и личность ее создателя — Джона Де Лореана.
 

Джон Захария Де Лореан, создатель этого любопытного заднеприводного спортивного автомобиля, родился и вырос в Детройте, в семье литейщика, работавшего на компанию Ford. Возможно, именно Детройт, автомобильная столица Америки, и определил будущее мальчика. Его страстно влекла техника, и, несмотря на попытки родителей дать ему музыкальное образование, он пошел учиться на автомобильного конструктора в университетский центр Chrysler Corp. Так началась карьера создателя легендарной марки. Из простого инженера на заводе Packard Джон быстро вырос до перспективного молодого специалиста, а уже в возрасте 36 лет занял пост главы конструкторского отдела Pontiac. Его приход вдохнул новую жизнь в автомобили этой марки, Де Лореан и его команда конструкторов создали совершенно новый тип автомобиля: снизили дорожный просвет, расширили колею, установили более мощный мотор, оснастили рулевой механизм и тормоза усилителями, а подвеску сделали более жесткой.


Благодаря этим инновациям, Pontiac приобрел современный и спортивный вид, а обилие хрома в деталях, так полюбившееся жителям Америки тех лет, придало новым моделям особый шарм. Тогда же Pontiac впервые принял участие в гонках серийных машин и весьма удачно. Идеи Джона освежили марку, которой американцы успели дать обидное прозвище — «автомобиль для старых дам», тем самым значительно увеличив спрос. Вершиной работы отдела Джона Де Лореана стал культовый Pontiac GTO-350 — мощное двухместное спорт-купе, прародитель так называемых мускл каров (muscle car), созданное на базе устаревшего Tempest.

 

Pontiak GTO
Первый «muscle car» Pontiac GTO. Мотор объемом 5.7 литра мощностью 350 л.с. при 5200 об/мин и с максимальным крутящим моментом в 495 Н/м при 5000 об/мин — разгоняет полуторатонное купе до «сотни» почти за 5 секунд

 

Усилия талантливого конструктора были оценены по достоинству, молодого сотрудника перевели в отдел Chevrolet. И уже через несколько лет продажи корпорации достигли отметки в три миллиона автомобилей в год. Де Лореан занял пост руководителя Chevrolet в 44 года, совершив по тем временам невероятный карьерный скачок.


После такого ошеломительного успеха Джон получает признание американского автомобильного истэблишмента. Но история восхождения Джона Де Лореана на автомобильный олимп только начинается, уже через три года его кандидатура выдвигается на пост вице-президента корпорации GM.


Новый вице-президент буквально фонтанирует идеями по обновлению автомобильной марки, чем вызывает стойкое неодобрение больших боссов. К тому же Де Лореан оказывается ярым приверженцем роторных двигателей и усиленно продвигает их, считая, что в недалеком будущем 90% американских авто должны стать роторными. Его идеи не находят должного числа сторонников. Конфликт неизбежен. Напряжение растет и к 1973 году достигает своего апогея. Де Лореана вынуждают покинуть корпорацию, но, уходя, он решает «громко хлопнуть дверью», пообещав не только уйти со скандалом, но и «переплюнуть» GM.


Первое обещание он сдержал уже в 1978, выпустив книгу под названием «General Motors в истинном свете», где дал нелестную характеристику американскому автопрому в целом и General Motors в частности. Бывший вице-президент упрекал крупнейшую корпорацию GM в том, что с 1945 года по 1978 год, кроме внедрения АКПП, рулевого управления и кондиционера, конструкция американских автомобилей совершенно не менялась. Говорил о «техническом застое» в американской автомобильной промышленности, где все инновации заканчиваются изменением дизайна автомобиля и обилием хромированных деталей.


«Из года в год мы побуждали американцев продавать свои старые машины и покупать новые только потому, что изменился их дизайн... Все, что мы предлагали потребителю, представляло собой ранее приготовленный «подогретый ужин», — писал, не задумываясь о собственной репутации, бывший руководитель GM.


Не удивительно, что книга разошлась миллионными тиражами и даже была выпущена в Советском союзе в 1979 году. Советская пропаганда с восторгом ухватилась за такое яркое доказательство несовершенства автомобилестроения Соединенных Штатов.


Де Лореан наделал много шуму и окончательно испортил отношения с автогигантом. Но это уже мало волновало амбициозного конструктора. Есть мнение, что именно на гонорар от продажи этой книги Де Лореан смог начать собственное производство.


В 1974 году экс вице-президент GM регистрирует компанию De Lorean Motor Company, чтобы сдержать свое второе обещание - создать автомобиль, который оставит далеко позади гордость корпорации спортивный Chevrolet Corvette.
 

Chevrolet Corvette C1 convertible, 1958г. Гордость корпорации General Motors
Chevrolet Corvette C1 convertible, 1958г. Гордость корпорации General Motors

 

Суперкар Де Лореана должен не только превосходить Corvette по техническим характеристикам, но и стоить в полтора раза дешевле. Для воплощения своих грандиозных замыслов Де Лореан привлекает к работе молодых, перспективных конструкторов, во главе со своим давним знакомым по Pontiac, Биллом Коллинзом.


Разработать дизайн двухместного купе берется глава «Ital Design» Джорджетто Джуджаро, которого впоследствии назовут автомобильным дизайнером столетия, Де Лореан знакомится с ним на автосалоне в Турине. Джуджаро получает полный простор для фантазии, за одним лишь исключением — новый суперкар должен иметь двери типа «крылья чайки», как у легендарного автомобиля 1954 годаMercedes 300SL Gullwing.
 

Mercedes 300SL Gullwing
Mercedes 300SL Gullwing. Именно этот легендарный родстер вдохновил Де Лореана установить такие же двери на DMC-12

 

Эскиз будущего DMC-12 итальянский гуру дизайна делает в фирменной для себя манере зубилообразного аэродинамического силуэта с коротким задним свесом.


Так рождался образ культового «крылатого» автомобиля De Lorean, о котором гениальный Док Браун из фильма «Назад в будущее», отвечая на вопрос своего приятеля Марти, почему именно этот автомобиль был выбран для путешествия во времени, скажет: «Если уж делаешь машину времени из автомобиля, то почему бы ей не выглядеть стильно?».


Де Лореан создает кузов своего детища из композитных панелей, сделанных из стеклопластика и уретановой пены. По прочности эта конструкция не уступает стальной и, что очень важно, она не подвержена коррозии. В довершении всего весь кузов облицовывается нержавеющей сталью. Для Дока это еще один неоспоримый аргумент в пользу своего выбора: «Нержавеющая сталь кузова благотворно сказывается на завихрениях потока времени!». Док знал, что делал. По всему миру счастливые обладатели этой, готовой к межвременным путешествиям машины, не задумываясь, согласились бы с этой фразой.


Конечно, Де Лореаном руководило не только стремление выделиться. Подобная конструкция была гораздо более экономична: облицовка внешней части пластиковых кузовных элементов листами нержавейки толщиной 1 мм оказалась не дороже обычного кузова из холоднокатаного листа с учетом стоимости покраски.


Для разработки подвески и шасси автомобиля, призванного удивить мир, Де Лореан привлекает к работе главного конструктора Lotus Колина Чэпмэна. Тот решает использовать в конструкции DMC-12 технические наработки еще новой модели Lotus Esprit Turbo, тем самым, экономя время и средства.
 

Lotus Esprit дизайна Джорджетто Джуджаро был представлен в 1974 году
Lotus Esprit дизайна Джорджетто Джуджаро был представлен в 1974 году

 

Настройки подвески по просьбе Де Лореана делаются в духе американской традиции — мягкими и комфортными. Колеса автомобиля имеют разный радиус для передней и задней осей: сзади ставятся широкие 15-дюймовые покрышки 235/60, а спереди — узкие «рулежные» 14-дюймовые 195/65 на легкосплавных дисках.


Интересно, что у этой машины заднее расположение двигателя. При такой компоновке мотор находится над задней осью автомобиля. В DMC-12 устанавливался двигатель V6 совместного производства Peugeot-Renault-Volvo, в оригинале этот агрегат с рабочим объемом 2,8 литра выдавал мощность 170 л.с. Однако после установки каталитического нейтрализатора, дабы соответствовать американским стандартам, мощность снижалась до 130 л.с., что уже ставило под сомнение принадлежность этой машины к классу спортивных автомобилей.
 

Двигатель DMC-12
Этот шестицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом 2,8 литра был создан в процессе совместных разработок компаний Volvo, Peugeot и Renault

 

Спроектировать автомобиль — это всего лишь полдела, и Де Лореан начинает думать о том, как поставить свое творение на поток. Понятно, что целевой рынок этого нового суперавто — США, и логично было бы предположить, что именно здесь Де Лореан построит свой завод. Но, помня о своем обещании сделать спорт-купе не только высокотехнологичным, но и дешевым, он решает производить автомобиль за рубежом. Изначально выбор падает на Пуэрто-Рико, но в переговоры вмешивается британское правительство и предлагает наладить массовое производство DMC-12 в пригороде Белфаста, на севере Ирландии. Де Лореану обещают инвестиционный кредит, но с условием создания 2500 рабочих мест в самом проблемном регионе Соединенного Королевства. Это было предложение, от которого не отказываются, но согласие Де Лореана сыграло роковую роль в судьбе предприятия. Завод был построен в рекордный срок — 18 месяцев. А уже спустя два года, 3 декабря 1980 года в пригороде Белфаста — Данмаре, на свет появился первый автомобиль De Lorean DMC-12. Экстравагантное спорт-купе производит настоящий фурор среди профессионалов и автолюбителей и сразу же начинает пользоваться огромным спросом. Автомобиль был крайне необычен для своего времени: обтекаемая форма корпуса, блестящая металлическая поверхность кузова, оригинальный внешний вид с открывающимися вверх дверями, буквально шокировали обывателя. Само появление DMC на дороге собирало толпы зевак.


В первые годы существования предприятия производство автомобиля, не успевая за постоянно растущим спросом, неуклонно росло.
 

De Lorean DMC-12
Спортивный вид придавал машине стремительное изящество. Кузов из нержавеющей стали не окрашивался и не ржавел. Он был отполирован до такой степени, что имел зеркальную поверхность, благодаря чему автомобиль сразу привлекал внимание

 

Золотой De Lorean DMC-12
DMC-12, покрытый золотом поверх нержавейки, находится в одном из американских музеев

 

А у Де Лореана появляется новая идея — создание семейного седана DMC-24, его выпуск планируется на конец 1982 — начало 1983 годов. Однако этому автомобилю уже не суждено было увидеть свет.


Компания столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, в основном, из-за низкого качества сборки «крылатого» De Lorean. Причин было несколько: во-первых, на предприятии работали в основном местные ирландцы, не обладающие должной квалификацией. Во-вторых, на качество автомобилей, как ни странно, сильно повлиял тот факт, что в создании DMC-12 принимали участие конструкторы из Lotus, а особенностью этой британской компании было изготовление гоночных автомобилей ручной работы, а не массового производства. Таким образом, погоня Де Лореана за дешевизной обернулась полным финансовым крахом. Покупатели жаловались на постоянные поломки и возвращали приобретенные автомобили. Досадные происшествия следовали одно за другим. Известный в то время телеведущий Джон Карсон, купив новенькую модель Де Лореана, едва успел проехать несколько миль, как машина сломалась. Карсону быстро заменили деталь двигателя, но и она вскоре вышла из строя. С дверями «крыло чайки» тоже было много проблем, жалобы на то, что они плохо открываются, поступали постоянно. Один клиент, купивший себе в коллекцию сразу два DMC-12, не смог из-за поломки дверей выбраться из машины и ему пришлось ехать за помощью в автосервис. Реакцией взбешенного владельца была фраза: ездить на этом автомобиле можно только с молотком, чтобы в случае блокировки дверей разбивать окно.


Надо было что-то делать. Улучшить качество можно было только за счет увеличения цены, а это грозило разрушить мечту Де Лореана об автомобиле, который по соотношению цена-качество смог бы переплюнуть своего основного конкурента Chevrolet Corvet. В это же время в Британии приходит к власти новое правительство, которое отменяет все имеющиеся у компании льготы. Влиятельные банкиры, памятуя о конфликте Де Лореана с GM, отворачиваются от него. Последним ударом становится чудовищный скандал с участием ФБР, главу рушащейся компании обвиняют в торговле кокаином. Была ли это провокация, проделанная General Motors специально, чтобы окончательно разорить предприятие, или Джон и правда ввязался в кокаиновую аферу, остается загадкой.


Это был крах! Специалисты до сих пор ломают голову, как могло произойти, что весь завод был буквально разобран на металлолом, забрали даже пресс-формы, которые могли быть использованы для ремонта уже выпущенных автомобилей. Так рухнуло предприятие, в которое по обе стороны Атлантики было вложено более 100 миллионов долларов.


Последовавшие за этим судебные иски привели к полному банкротству Де Лореана, все его имущество было конфисковано. В 2000 году его поместье Ламингтон Фарм, рядом с Бедминстером, штат Нью-Джерси, также ушло с молотка.


Талантливый конструктор, знаменитый промышленник и предприниматель, авантюрист и мечтатель — Джон Захария Де Лореан — умер в 2005 году в скромной Нью-Йоркской квартирке, придавленный обломками своей рухнувшей мечты.

 

Джон Захария Де Лореан рядом с DMC-12
 

Но людям запомнился и полюбился фантастический образ «крылатой» машины. А трилогия «Назад в будущее» только увеличила число ее поклонников. Кинематограф, увековечивший этот нереальный автомобиль, интуитивно уловил его суть, ведь для Де Лореана DMC-12 был тем же, что и «машина времени» для Дока Брауна — крылатой мечтой, не подвластной законам времени.

 

Необычному автомобилю повезло больше, чем его создателю, он занял почетное место в истории американского автомобилестроения. Всего с конвейера сошло около 9000 машин. В настоящее время около 6000 «машин времени» колесят по дорогам планеты. Большинство из них находятся в Америке, остальные разбросаны по всему миру. Цена на De Lorean DMC-12 колеблется в пределах 20-30 тысяч долларов.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!