Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Формула-1: Сезон 2012

SPORTscope: Календарь, изменения в регламенте, состав
команд и расклад сил на новый сезон гонок Формулы-1

Формула-1: Сезон 2012

SPORTscope: Календарь, изменения в регламенте, состав
команд и расклад сил на новый сезон гонок Формулы-1


Георгий Дроботов, опубликовано 21 марта 2012

Фото: autocar.co.uk, carscoop.blogspot.com, worldpress.com, f1-site.com, wikipedia

 

Формула-1 как вид соревнований зародилась в середине прошлого столетия — официальной датой создания этого типа автомобильных состязаний принято считать 1950 год. Тогда состоялся первый чемпионат, победителем которого стал Джузеппе Фарина. За 62 года существования этого вида гонок их правила постоянно менялись и корректировались, но неизменным оставалось одно — в соревнованиях могли принять участие команды со всего мира. В двух последних сезонах принимало участие 12 "конюшен" с двумя боевыми гонщиками в каждой, не считая запасных и тест-пилотов.


У Формулы-1 уже давно сформировалась своя история, наполненная значимыми событиями и не менее значимыми именами. За примером далеко ходить не надо: всемирно известный гонщик Михаэль Шумахер за всю свою карьеру семь раз становился чемпионом мира. Его рекорд пока не смог побить ни один другой пилот, а его фамилия во многих странах стала нарицательным синонимом слова «гонщик». Впрочем, по мнению экспертов, шансы превзойти Шумахера есть у Себастьяна Феттеля, 25-летнего и весьма перспективного гонщика, выигравшего чемпионский титул в двух последних сезонах, выступая за команду Red Bull. Среди команд Формулы-1 самой титулованной является Ferrari — она сумела завоевать 16 кубков конструкторов. Это абсолютный рекорд.

 

Sebastian Vettel

Себастьян Феттель стал самым молодым в истории чемпионом Формулы-1 в 2010 году. В следующем году он успешно защитил свой титул


В 2011 году королевские гонки впервые прошли в Индии, ставшей одной из 18 стран-участниц, принявших 19 этапов F1 (в Испании в этом сезоне гонки проходили дважды). Старт чемпионата был дан 27 марта 2011 года в городе Мельбурн (Австралия). Завершился сезон ровно через полгода, 27 ноября, в бразильском городе Сан-Паулу. Чемпионский титул 2011 года завоевал немецкий пилот Себастьян Феттель, представлявший команду Red Bull-Renault и выигравший в 11 из 19 этапов. Вместе с напарником, австралийцем Марком Уэббером, Феттель принес своей команде кубок конструкторов. Британская команда McLaren-Mercedes, имеющая в составе двух чемпионов мира — Льюиса Хэмильтона и Дженсона Баттона — довольствовалась вторым местом общего зачета.

63 сезон соревнований обещает быть одним из самых интересных за всю историю существования Формулы-1. За первое место будут бороться сильнейшие команды и опытнейшие пилоты, в том числе — впервые — сразу шесть чемпионов мира. Против Себастьяна Феттеля, новой звезды Формулы-1, выступит семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Вместе с ними к победе будут рваться Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон и Кими Райкконен, вернувшийся в королевские гонки после двухлетнего перерыва.

Календарь сезона 2012

В этом году Испания вновь примет два Гран-при: Гран-при Испании в Монтмело 13 мая (трасса «Каталунья») и Гран-при Европы в Валенсии 24 июня (городская трасса Валенсии). Индия тоже является страной-участницей соревнования: гонки на ее территории пройдут 28 октября в городе Великая Нойда, в 40 км от Дели. Трасса, готовящаяся принять гонщиков и их болиды, носит красивое название «Международный Автодром Будды». В этом году по желанию руководителя и владельца Формулы-1 Берни Экклстоуна количество этапов было увеличено до 20. Сам г-н Экклстоун неоднократно говорил о возможности увеличения количества этапов до 25, вполне вероятно, это случится уже в ближайших сезонах. Более чем вероятно, что расширенные сезоны Формулы-1 ближайшего будущего включат в себя новую трассу в Пальма де Майорке и забытый многими Гран-при Южной Африки, в последний раз проведенный 19 лет назад.

 

Проект «Трассы Америки» в Остине

Над проектом новейшей «Трассы Америки» в Остине трудился бессменный архитектор всех современных трасс Ф1 Герман Тильке


Но и в 2012 году календарь соревнований преподнес один важный сюрприз: наконец-то, спустя целых пять лет, 19-й по счету этап текущего сезона примут Соединенные Штаты Америки. Гран-при США состоится 18 ноября в городе Остин, штат Техас, на треке «Трасса Америки». Таким образом, в этом году главные соревнования автомобильного мира, по версии многих авторитетных изданий, охватят все континенты, за исключением Африки и Антарктиды. В последующих сезонах с довольно большой долей вероятности в исключениях останется разве что Антарктида.

Регламент сезона 2012

Традиция ежегодного внесения изменений в правила и регламенты соревнований Формулы-1 была соблюдена и для сезона 2012 года. Доработанные правила после долгого обсуждения были утверждены 7 декабря прошлого года Всемирным советом по автоспорту Международной автомобильной федерации (FIA). Изменения коснулись как спортивного, так и технического регламента. В первую очередь следует отметить введение лимита на максимальное время проведения гонки. Теперь она может длиться не более четырех часов, и связано это не только и не столько с человеческим фактором, сколько с неприятной ситуацией на Гран-при Канады сезона 2011 года, когда из-за начавшегося ливня гонку пришлось прервать почти на два часа. В результате она длилась порядка пяти часов (точное время не было указано в официальных сводках). За это время многие телеканалы прервали показ гонки из-за жестких сеток вещания, а права на телетрансляции — это основа финансовой базы всей Формулы-1.

 

F1 Гран При Канады 2011

Большая часть Гран-при Канады 2011 года прошла вслед за машиной безопасности. В итоге изнуряющий 5-часовой марафон выиграл британец Дженсон Баттон


В 2012 году Международная федерация автоспорта вернула в Формулу-1 так называемые «внутрисезонные» тесты. Они подразумевают испытание машин на трассах перед определенными соревнованиями. В последний раз подобные тесты проводились в 2008 году, а в этом году Федерация выделила на них три дня: они пройдут перед Гран-при Испании на треке в Муджелло.

В спортивном регламенте сезона 2012 года организаторы предусмотрели еще несколько послаблений и ограничений. К первым следует отнести долгожданный отказ от лимита на количество используемых шин в первый день проведения Гран-при (имеются в виду свободные заезды). Раньше позволялось использовать не более трех комплектов, теперь же в этом плане у команд есть полная свобода. В число послаблений также входит появившаяся у круговых пилотов возможность обгона машины безопасности для того, чтобы вернуться в один круг с лидерами. Кроме того, те болиды, которые находились на пит-лейне во время остановки гонки, теперь имеют полное право вернуться в нее после ее возобновления. В то же время запретов в новых правилах Формулы-1 стало значительно больше. В новом сезоне пилоту, который сместился с траектории ради защиты от обгона, запрещено возвращаться на нее до первого поворота. Это правило может стать одним из наиболее спорных моментов всего 2012 года. Кроме этого, был установлен запрет на срезание поворотов и уход с траектории даже на прогревочных кругах.

В технический регламент тоже внесено немало изменений. Самое главное из них касается переднего обтекателя: многие заметили, что болиды 2012 года имеют нос с так называемой «горбинкой». Это не имеет ничего общего с тенденцией изменения дизайна спорткаров: данное нововведение связано исключительно с вопросом безопасности. Согласно проведенным испытаниям, ранее использовавшаяся конструкция переднего обтекателя существенно повышала вероятность взлета автомобиля в воздух при столкновении с впереди идущим болидом. Теперь же передняя часть болида не может быть выше 55 см от земли, что несколько снижает риск отрыва от дорожного полотна.

 

Полет Марка Уэббера на Гран При Европы 2010

Впечатляющий полет Марка Уэббера на Гран-при Европы в 2010 году не остался без внимания руководства Формулы-1. Предполагается, что изменения в техрегламенте снизят риск появления подобных ситуаций


Обновленный техрегламент предписывал производителям болидов проведение обязательных краш-тестов. Без них автомобили попросту не были бы допущены к предсезонным тестам на треках. С этим справились все команды, только у российской «Маруси» возникла небольшая заминка — конструкция одного из ее болидов поначалу оказалась слишком хрупкой. Также в 2012 году было принято решение отказаться от использования выхлопной системы с целью улучшения аэродинамических характеристик болида.

Изменения коснулись и пит-стопов: отныне категорически запрещено использование гелия в пневматических пистолетах механиков. Это никак не связано ни с безопасностью, ни с проблемами окружающей среды, в данном вопросе все решает экономика: по подсчетам специалистов, использование гелия при смене колес на болидах, заехавших в пит-стоп, обходится организаторам слишком дорого. Доводы о том, что при использовании данного газа скорость вращения «дула» пистолета возрастает на 30%, организаторы сочли недостаточно убедительными. А вот система рекуперации кинетической энергии (KERS), использование которой в Формуле-1 началось в 2008 году, не попала под запрет FIA. Данная технология, позволяющая кратковременно увеличивать мощность мотора за счет кинетической энергии, накопленной при торможении, официально не была под запретом, однако не использовалась в соревнованиях 2010 года по договоренности между командами. Тем не менее в 2011 году система KERS вновь стала неотъемлемой частью болидов, равно как и в текущем сезоне.

Команды сезона 2012

Регистрацию на участие в 63-м по счету сезоне Формулы-1 прошли 12 команд со всего мира.

Red Bull Racing

Руководитель команды: Кристиан Хорнер
Боевые пилоты: Себастьян Феттель, Марк Уэббер
Тест-пилот: Себастьян Буэми
Шасси: RB8
Двигатель: Renault
База команды: Милтон-Кейнс, Великобритания

 

Болид F1 RB8

Британец Эдриан Ньюи, с 2006 года работающий в Red Bull Racing, считается одним из самых талантливых и успешных конструкторов в Формуле-1. Новый болид RB8 — очередное его творение


Vodafone McLaren Mercedes

Руководитель команды: Мартин Уитмарш
Боевые пилоты: Дженсон Баттон, Льюис Хэмильтон
Тест-пилоты: Гэри Паффет, Оливер Терви
Шасси: MP4-27
Двигатель: Mercedes
База команды: Уокинг, Великобритания

Scuderia Ferrari

Руководитель команды: Стефано Доменикали
Боевые пилоты: Фернандо Алонсо, Фелипе Масса
Тест-пилоты: Марк Жене, Дэвид Ригон
Шасси: F2012
Двигатель: Ferrari
База команды: Маранелло, Италия

 

McLaren Mercedes MP4-27

McLaren Mercedes MP4-27 — единственный в 2012 году болид, не получивший «носа с горбинкой». Верным ли было такое конструкционное решение, покажут уже первые гонки


Mercedes AMG F1 Team

Руководитель команды: Росс Браун
Боевые пилоты: Михаэль Шумахер, Нико Росберг
Тест-пилоты: нет
Шасси: W03
Двигатель: Mercedes
База команды: Брэкли, Великобритания


Lotus F1 Team

Руководитель команды: Эрик Буллье
Боевые пилоты: Кими Райкконен, Роман Грожан
Тест-пилот: Жером д’Амброзио
Шасси: E20
Двигатель: Renault
База команды: Энстоун, Великобритания

 

Болид Ferrari F1 2012

Несмотря на славную историю, Ferrari сейчас переживает не лучшие времена, находясь в тени Red Bull. Новый сезон для Скудерии тоже обещает быть непростым


Sahara Force India F1 Team

Руководитель команды: Виджей Маллья
Боевые пилоты: Пол ди Реста, Нико Хюлкенберг
Тест-пилот: Жюль Бьянки
Шасси: VJM05
Двигатель: Mercedes
База команды: Сильверстоун, Великобритания


Sauber F1 Team


Руководитель команды: Петер Заубер
Боевые пилоты: Камуи Кобаяши, Серхио Перес
Тест-пилот: Эстебан Гутьеррес
Шасси: C31
Двигатель: Ferrari
База команды: Хинвил, Швейцария

Scuderia Toro Rosso

Руководитель команды: Франц Тост
Боевые пилоты: Даниэль Риккиардо, Жан-Эрик Вернь
Тест-пилоты: нет
Шасси: STR7
Двигатель: Ferrari
База команды: Фаэнца, Италия

 

Marussia MR01

Большие надежды команда Marussia возлагает на совершенно новый болид MR01


Williams F1 Team

Руководитель команды: Фрэнк Уильямс
Боевые пилоты: Пастор Мальдонадо, Бруно Сенна
Тест-пилот: Валтери Боттас
Шасси: FW34
Двигатель: Renault
База команды: Гроув, Великобритания

Caterham F1 Team

Руководитель команды: Тони Фернандес
Боевые пилоты: Хейкки Ковалайнен, Виталий Петров
Тест-пилоты: Гидо ван дер Гарде, Александер Росси
Шасси: CT01
Двигатель: Renault
База команды: Норфолк, Великобритания

HRT F1 Team

Руководитель команды: Луис-Перес Сала
Боевые пилоты: Педро де ля Роса, Нараин Картикеян
Тест-пилот: Дани Клос
Шасси: F112
Двигатель: Cosworth
База команды: Мадрид, Испания

Marussia F1 Team

Руководитель команды: Джон Бут
Боевые пилоты: Тимо Глок, Шарль Пик
Тест-пилот: Мария де Виллота
Шасси: MR01
Двигатель: Cosworth
База команды: Шеффилд, Великобритания

Мнения и прогнозы на сезон 2012

Последние два года в королевских гонках прошли под знаком доминирования команды Red Bull - впервые после долгого перерыва незаводской "конюшни"! - и Себастьяна Феттеля. Причем если в сезоне 2010 чемпиона и вице-чемпиона, Фернандо Алонсо на Феррари, разделили всего 4 очка, то в 2011 году преимущество первого места над вторым составило 122 очка. В этом году Феттель завоевал 15 поул-позиций из 19 (из оставшихся четырех три выиграл его напарник по команде Марк Уэббер) и победил в 11 Гран-при. Такого подавляющего преимущества на протяжении всего сезона Формула-1 не помнила со времен доминирования Феррари и Михаэля Шумахера в начале 2000-х годов.

Нечто подобное удалось в 2009 году команде Brawn GP (которую создал Росс Браун, бывший босс команды Honda Racing, выкупивший ее после ухода японского концерна из гонок Ф1). Тогда пилот Brawn GP Дженсон Баттон выиграл шесть из семи первых гонок чемпионата и создал себе настолько большой отрыв, что смог завоевать чемпионство, не победив ни в одной из оставшихся 10 гонок. Такое огромное преимущество Brawn GP получила из-за лазейки в техническом регламенте, благодаря которой стало возможным использовать инновационное, но неоднозначное техническое решение — так называемые «двойные диффузоры». После того как FIA официально разрешила остальным командам использовать аналогичные конструкции, преимущество Brawn GP сошло на нет, однако созданного отрыва команде хватило для того, чтобы завоевать кубок конструкторов. Второе и четвертое места в 2009 году заняли пилоты команды Red Bull, начавшие свое восхождение к вершинам после нескольких сезонов борьбы в середине пелотона.

В сезоне 2010 года в Формулу-1 после трехлетнего перерыва вернулся Михаэль Шумахер, самый титулованный гонщик за всю историю проведения соревнований. Впрочем, команда Mercedes GP (в прошлом сезоне выступавшая как Brawn GP) не смогла предоставить ему и другому своему пилоту — Нико Росбергу — конкурентоспособный болид, в итоге семикратный чемпион закончил сезон лишь на девятом месте, разочаровав своих поклонников. Чемпионом стал Феттель, второе место завоевал Алонсо, третье — Уэббер. Пилоты Баттон и Хэмильтон из McLaren Mercedes замкнули первую пятерку. Сезон 2010 года стал особенным для российских фанатов Формулы-1 — впервые в королевских гонках принял участие россиянин. Более того, Виталий Петров, выступавший за Renault, стал лучшим новичком сезона даже несмотря на то, что в пяти гонках не доехал до финиша. Петров смог показать неплохие результаты (5-е, 6-е и 7-е места), а также запомнился яркими моментами борьбы с Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо.

С начала нового века FIA постоянно меняет технический регламент, стремясь к уравниванию шансов всех команд, а также к повышению безопасности и зрелищности гонок. С 2006 года постепенно были введены ограничения на количество используемых командами двигателей и коробок передач, отменены многие тестовые сессии и свободные практики, не единожды изменен формат квалификации. В 2010 году ввели запрет на дозаправки по ходу гонки, в 2011 году запретили те самые двойные диффузоры и регулируемое переднее антикрыло, а также произошло еще одно важное событие — Формула 1 поменяла официального поставщика резины. Японскую Bridgestone сменила итальянская компания Pirelli. Кроме этого, был введен регулируемый элемент заднего антикрыла, который во многом стал влиять на ход гонки. Дело в том, что с его использованием значительное преимущество получил гонщик, который атакует соперника. Несмотря на введенные ограничения — использовать антикрыло может атакующий гонщик, который подобрался к сопернику на дистанцию меньше секунды — количество обгонов значительно возросло, хотя многие остались недовольны их несколько «искусственным» характером. Первая пятерка пилотов в сезоне 2011 выглядела так: Себастьян Феттель, Дженсон Батон, Марк Уэббер, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон.

 

Виталий Петров

Взгляды российских болельщиков Ф1 в новом сезоне по-прежнему будут прикованы к Виталию Петрову, который заменил Ярно Трулли в Caterham F1 Team


Что касается сезона 2012 года, то многие эксперты считают, что в этом сезоне основными фаворитами по-прежнему являются команды Red Bull и McLaren Mercedes. Конкуренцию им могут составить вернувшийся после 2-летнего перерыва чемпион 2007 года Кими Райкконен, который будет выступать за Lotus F1 Team и Фернандо Алонсо из Феррари. Росс Браун, руководитель команды Mercedes, настроен на этот сезон весьма скептически. Он отметил, что в этом году победа его команды маловероятна, но подобной возможности, впрочем, он все же не исключает.

В целом же эксперты не ждут больших изменений в раскладе сил по сравнению с результатами прошлого сезона. Однако изменения в техническом регламенте могут нивелировать то огромное преимущество команды Red Bull Racing перед остальными коллективами, которое было в 2011 году. В то же время команды Lotus F1 Team и Mercedes AMG Petronas F1 Team, судя по результатам предсезонных тестов, немного «подтянулись» к лидерам, а вот в Ferrari, напротив, не очень довольны новым болидом. Об этом рассказал лидер команды Фернандо Алонсо, отметив, что модификация F2012 вряд ли позволит ему бороться за чемпионство. В итоге получается, что пелотон Формулы-1 в верхней части немного «подравнялся» — пилотам команд Red Bull Racing, McLaren Mercedes, Scuderia Ferrari, Mercedes AMG F1 Team и Lotus F1 Team вполне будет по силам в каждой гонке бороться за попадание на подиум. Среди команд-середнячков, к которым можно отнести Sahara Force India, Sauber F1 Team, Scuderia Toro Rosso и Williams F1 Team, тоже наверняка будут яркие выступления, но носить они будут эпизодический характер. Ну и, традиционно, молодые и испытывающие финансовые трудности команды в лице Caterham F1 Team, HRT F1 Team и Marussia F1 Team скорее всего вновь будут соревноваться на своем локальном уровне, определяя «лучших среди худших».

Первый этап 2012

Отчасти эти предположения подтвердила первая гонка сезона 2012 года, состоявшаяся 18 марта в Австралии. Первыми неудачниками уикенда оказались пилоты HRT, которые по результатам квалификации не попали в 107% (правило, введенное в прошлом сезоне и гласящее, что если круг в квалификации пройден медленнее, чем за 107% от времени лидера, к участию в гонке пилот не допускается) и пролетели мимо стартовой решетки Гран-при. Квалификацию выиграли пилоты McLaren Mercedes, заняв всю первую линию стартового поля: первым был Хэмильтон, вторым — Баттон. Третье место сенсационно завоевал Роман Грожан из Lotus-Renault, а вот его напарник Кими Райконнен, допустивший ошибку на быстром круге, остался лишь 18-м. Пилоты Red Bull заняли на стартовой решетке лишь 5-е и 6-е места, пропустив вперед себя еще и Михаэля Шумахера на Mercedes.

 

Jenson Button

Победу в первой гонке сезона 2012 года с уверенным преимуществом одержал британец Дженсон Баттон


Гонка прошла при полном доминировании Дженсона Баттона. Британец отлично стартовал, быстро создал комфортный отрыв от напарника на таком же «Макларене» и удержал его несмотря на то, что появление машины безопасности в середине гонки нивелировало его отрыв от преследователей. После рестарта Дженсон не дал преследовавшему его к тому моменту Феттелю ни единого шанса, сразу же оторвавшись на 3 секунды. В итоге места на подиуме распределились так: первым стал Баттон, вторым — Феттель, третьим — Хэмильтон. Фернандо Алонсо выжал все, что можно, из своего болида и, стартовав только 12-м, завоевал пятое место. Впереди него расположился Марк Уэббер, для которого 4-е место стало лучшим результатом на домашнем автодроме. Неплохо провел свою первую после 2-летнего перерыва гонку Кими Райконнен, прорвавшись с 18-го на 7-е место.

Для ряда пилотов стартовая гонка сложилась не слишком удачно. Самым большим неудачником Гран-при можно признать Романа Грожана, который после блестящей квалификации уже на втором круге попал в аварию и был вынужден сойти. Михаэль Шумахер был быстр, но его подвела техника — сход из-за заклинившей коробки передач на 11-м круге. Также был быстр и Виталий Петров, который к экватору гонки опережал своего партнера по команде Хейкки Ковалайнена и шел в начале второй десятки. Однако заклинившее рулевое управление повлекло за собой сход на 35-м круге. Четырьмя кругами позже сход по той же причине ждал и Ковалайнена, так что болиды Caterham надежностью пока не отличаются. Чего нельзя сказать о другой молодой команде — оба гонщика Marussia увидели перед собой клечатый флаг, финишировав на 14-м и 15-м местах. Среди сошедших пилотов оказались также Фелипе Масса, Нико Хюлькенберг и Пастор Мальдонадо, разбивший свой болид на последнем круге гонки в борьбе за пятое место с Фернандо Алонсо.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!