Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Гонка за титулом

FAMEscope: «Девять жизней» марки Talbot

Гонка за титулом

FAMEscope: «Девять жизней» марки Talbot


Константин Примаченко, опубликовано 27 января 2010

Фото: архив редакции, производителей, autowp

 

Основателем легендарной марки Talbot был английский граф Шрусберри & Тальбо (Shrewsbury & Talbot), это он в начале ХХ века подарил часть своего высокородного имени французским автомобилям марки Clement-Panhard. С этого и начался тернистый путь автомобиля-космополита, чьими владельцами были одновременно, а иногда и попеременно, известные английские и французские фирмы.

 

Наибольшую славу Его сиятельство Talbot снискал, выступая на мировых гоночных автотрассах, немало автогонщиков были обязаны своей победой именно этому автомобилю. Кому бы не принадлежала эта много раз возрождавшаяся марка, пережившая две Мировые войны, она всегда оставалась собой, гордо сохраняя графский титул своего первого владельца.

 

История марки берет свое начало в 1902 году, когда предприимчивый француз-делец Адольф Клемент, выпускавший заднемоторные четырехколесные автомобили, обратил свой хищный взор по другую сторону Ла-Манша. В Британском королевстве рынок обещал быть более прибыльным — слой обеспеченных людей там был гораздо шире, чем во Франции, а подобные машины пользовались бешеной популярностью. Сам Адольф Клемент, сколотивший состояние на выпуске велосипедов и пневматических шин, был едва ли не первым, кто занялся производством автомобилей, руководствуясь не творческим, а коммерческим интересом.


Английский граф Шрусберри & Тальбо тоже был не промах, уже в начале ХХ века он ясно понял, что производство автомобилей обещает ему золотое дно, и взялся финансировать амбициозный проект Клемента. Результатом франко-английского сотрудничества графа и бизнесмена стала фирма по продаже французских автомобилей в Англии, названная Clement-Talbot. Однако в 1904 году граф Тальбо, воодушевленный успехом предприятия, решает наладить в Англии собственное производство машин. Автомобили с задним расположением двигателя, выпускавшиеся под маркой «Clement-Talbot» и стали прародителями известной марки Talbot.


Поначалу, на все автомобили марки ставились двухцилиндровые двигатели, агрегаты с четырьмя цилиндрами в серийное производство поступили чуть позже. В 1906 году конструкторский отдел компании возглавил англичанин К. Джерард (С. Garrard), долгое время работавший у Адольфа Клемента во Франции. Под его руководством в 1908 году с конвейера сошла модель Talbot 25H/P с 25-сильным, четырехцилиндровым двигателем, объемом 4,2 литра.

 

Talbot 4F 25HP
Talbot 4F 25HP, 1908 г. Шедевр К. Джерарда с четырехцилиндровым, 25-сильным двигателем объемом 4,2 л

 

Но настоящая слава к титулованной марке Talbot приходит в 1911 году, когда главным ее конструктором становится Джордж Браун, специалист известной компании Austin.


С приходом Брауна модель 25H/P получает свое продолжение, он разрабатывает новый двигатель объемом в 4,6 литра, в котором заменяет боковые клапаны верхними. Мощность двигателя составляет 50 л.с., что позволяет машине разгоняться до 110 км/час. Так рождается модель 25/50НР, на базе которой создается гоночный экземпляр для участия в гонках — в то время среди англичан они пользуются даже большей популярностью, чем традиционные лошадиные бега. Именно на этом автомобиле известный гонщик Перси Ламберт в Бруклине установил новые рекорды скорости на дистанциях в полмили (182 км/ч) и в одну милю (180 км/ч). А потом впервые в истории преодолел за час расстояние в 100 миль (160 км). Правда, скоро его рекорд был побит другими автомобилями и Браун, чтобы не отставать от конкурентов и сохранить честь марки, создал еще более мощный двигатель, объемом в 4,75 литра. На этом автомобиле тот же Ламберт, пытаясь взять реванш, на скорости 177 км/час не справился с управлением и разбился.

 

Talbot 25/50 HP
Talbot 25/50 HP. Автомобиль, на котором в 1913 году был установлен мировой рекорд скорости 180 км/час

 

Во время первой мировой войны предприятие графа Тальбо держится на плаву, выпуская штабные машины и машины скорой помощи, но в 1919 году у него, как и у многих других автомобильных компаний в послевоенные годы, возникают финансовые трудности. К тому же, на войне погибает сын графа Шрусберри & Тальбо. Личная трагедия неминуемо отражается на марке, носящей его имя, владелец теряет интерес к своему детищу и решает продать завод. Автомобильная марка Talbot выходит из под графской опеки и начинает свой собственный путь в мире автомобилестроения, при этом неизменно сохраняя имя своего первого владельца.


Покупатель на машину находится достаточно быстро, приобрести предприятие решает опять-таки французская фирма — Darracq. В 1920 году, буквально через год после продажи, она создает первый крупный международный альянс с британской компанией Sunbeam, объединение получает название STD (Sunbeam-Talbot-Darracq).


В 20-е годы прошлого столетия англо-французская империя Sunbeam-Talbot-Darracq буквально царствовала на автомобильном рынке по обе стороны Ла-Манша, ее заводы базировались в английском городе Вольверхэмптон (Wolverhampton) и французском Сюрене (Suresnes). Этот этап в жизни марки славится путаницей в названиях машин, будучи частью одной компании, ее представительства в Англии и Франции старались разделить сферы влияния — французское подразделение продавало свои автомобили как Talbot-Darracq, в Британии автомобиль выпускали под маркой Talbot-Sunbeam.


Период существования марки Talbot в рамках империи STD тесно связан с именем конструктора Джорджа Риоша (Georges Roesch), уроженца Швейцарии. До того как оказаться в концерне Talbot Риош успел поработать во многих известных автомобильных компаниях. Но в STD Риоша не очень-то ценили, и он долгое время довольствовался вторыми ролями, вынужденно выпуская скучные модели, занимаясь разработкой грузовиков и модернизируя модель Clement-Talbot 8/18НР десятилетней давности.


Его профессиональные достижения в компании были весьма сомнительны до середины 20-х годов, когда Риош, наконец-то, получает настоящее дело, принимается за разработку модели 14/45 с шестицилиндровым двигателем. При максимальной мощности двигателя скорость этого автомобиля составляла 62 мили/ч (100 км/ч). В 1926 году на автосалоне в Лондоне, эта машина произвела фурор. Бестселлер Риоша с успехом держался на рынке в течение девяти лет, пользуясь неизменной благосклонностью автомобилистов.

 

Talbot 14/45 HP, 1926г
Talbot 14/45 HP, 1926 г. Модель выпускалась в исполнениях «седан» либо «спортивно-туристский автомобиль»

 

В это же время на французском заводе, продолжая традиции гоночных автомобилей марки Talbot, талантливый конструктор Луи Коатлен подготовил торжественный выход в свет графа Talbot Darracq Grand Prix. В августе 1926 года болиды приняли участие в гонках Гран При в Бруклине, где весьма успешно конкурировали с Delage, но саму гонку проиграли, перед самым финишем оба пилота были вынуждены сойти с дистанции из-за неполадок с двигателем. Однако технически усовершенствованный Talbot Darracq ждала череда громких побед, последней из которых стала гонка «Coupe du Salon at Montlhery», где его команда заняла все возможные призовые места.

 

Команда Talbot Darracq Grand Prix
Команда Talbot Darracq Grand Prix

 

Новым серийным моделям марки стали присваивать числа, показывающие максимальную скорость, до которой они разгонялись, так появился целый модельный ряд: Talbot 75, 90, 105, 110. Все эти модели оснащались шестицилиндровыми двигателями объемом от 2,3 до 3,4 литров, они были скоростными, мощными и отличались высоким качеством изготовления, увы, высокие цены и большие затраты на эксплуатацию сводили объем продаж к минимуму. Гоночная судьба этих автомобилей продолжала двигаться по накатанной колее. Особенно успешной оказалась гоночная версия Talbot 105, мощностью 140 л.с., в 1934 году автомобиль выиграл Альпийское ралли, победил в гонках на Гран-при Ирландии, а затем и в соревнованиях в Ле Мане и Tourist Trophy.

 

Talbot 105 Sports-Tourer, 1934г.
Talbot 105 Sports-Tourer, 1934 г. Рабочий объем мотора увеличен до 2969 см3, мощностью 140 л.с.

 

Последней моделью этого периода стал Talbot 110, выпуска 1934 года, рабочий объем его мотора был увеличен до 3,4 литров, мощность составляла 123 л.с. На треке в Бруклине этот автомобиль показал максимальную скорость 209 км/час, что автоматически сделало его самым быстрым в классе «touring».

 

Talbot 110 с мотором 3,4 литра и мощностью 123 л.с.
Talbot 110 с мотором 3,4 литра и мощностью 123 л.с. Эта модель впервые получила коробку передач производства Wilson, снабженную селекторным выбором

 

Казалось, для Talbot все складывалось как нельзя лучше: модели этой марки приобрели завидную репутацию. Они были популярны как среди гоночных машин, так и среди автомобилей массового производства. Однако Talbot был частью концерна, который к середине 30-х годов двадцатого столетия оказался на грани финансового разорения.


После банкротства альянса STD в 1935 году марка Talbot переходит в руки британского автомобилестроительного концерна Rootes. Руководство Rootes решает закрыть отделение во Франции, продажи показали, что продукция одного из старейших французских автозаводов больше не интересна ни ее бывшим потребителям, ни патриотам из числа персонала компании. Завод Talbot во французском Сюрене выкупает предприимчивый бизнесмен итальянского происхождения Антонио Лаго (Antonio Lago). Он фактически спасает марку от исчезновения и восстанавливает погибшее предприятие. Этому человеку потребовалось всего 18 месяцев на то, чтобы автомобили приобретенной им марки стали символами скорости и роскоши, а французы стали смотреть на них не с сожалением, а с интересом и даже гордостью.


Новый хозяин вместе с молодым талантливым инженером Уолтером Беккия (Walter Becchia) разрабатывает новую модель Т150. Этот автомобиль строится на коротком, по сравнению с предшественниками шасси 2950 мм и получает трехлитровый шестицилиндровый двигатель мощностью 110 л.с., на Парижском автосалоне он появляется уже в конце 1934 года. А в 1936 году дебютирует усовершенствованная модель Т150С. Следуя за базовой конструкцией, автомобиль имел еще более короткое шасси и 4-литровую версию двигателя. Гоночные модели Т150С с двигателем мощностью 175 л.с. с блеском выступали на гонках 1936 и 1937 годов. Позднее на базе этой машины были разработаны более мощные и динамичные модификации Т150S и Т150SS. Буквы "S" и "SS" расшифровывались как "Sport" и "Super Sport".


Все эти модели поставлялись в виде готового шасси французским кузовостроительным мастерским, которые во второй половине 30-х годов достигли пика своего художественного мастерства. В моделях этой марки дизайнеры открыли для себя идеальное шасси, ставшее двигателем для их проектов. Самый знаменитый шедевр от французского дизайн бюро Figoni & Falaschi вошел в историю под названием T150C SS Teardrop. Этот автомобиль, с ласковым прозвищем «капелька», принадлежал к тем немногим машинам, которые смогли изменить вектор направления автомобилестроения и одновременно побеждать на самых престижных автогонках. Уникальность кузова T150C SS Teardrop кроется не только в его бесспорной красоте, но и в том, что он разработан в соответствии со строгими законами аэродинамики. Гармонично сочетая ходовые качества и элегантную форму, «капелька» стала законодателем моды на долгие годы вперед.

 

Talbot-Lago T150C SS Teardrop 1938 г.в.
Легендарный Talbot-Lago T150C SS Teardrop 1938 г., дизайн Figoni & Falaschi. «Капелька» один из самых старых и почитаемых ретро-автомобилей. На аукционе RM Sports Car Auction в 2005 году он был продан более чем за 3,5 миллиона долларов

 

Под капотом у этих бесподобных автомобилей, чей дизайн покоряет даже сейчас, устанавливался рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 4 л, мощность которого на версии "Sport" достигала 165 л.с., а на "Super Sport" — 180 л.с. Более того, со специальными карбюраторами этот четырехлитровый мотор мог развить мощность в 200 л.с. Счет выпущенным экземплярам шел на единицы, и позволить себе приобрести Talbot Lago Т150SS даже в то время могли только самые состоятельные люди.

 

Talbot-Lago T150C SS кабриолет от Figoni & Falaschi, 1938г.
Talbot-Lago T150C SS кабриолет от Figoni & Falaschi, 1938 г.

 

Во время Второй мировой войны производство этих дорогостоящих моделей было прекращено. Новая модель, легковой автомобиль Т26 с шестицилиндровым двигателем объемом 4482 см3, мощностью 190 л.с., с двумя верхними распредвалами и тремя карбюраторами, увидел свет только в 1946 году. Как и их знаменитые предшественники, автомобили Talbot-Lago Т26 получили кузова от самых именитых французских мастерских: Chambas, Dubos, Figoni & Falaschi, Ghia, Saoutchik и других. Все машины выглядели очень изящными и были чрезвычайно быстры для своего времени.


К примеру, T26 Dubos образца 1949 года, будучи 2-местным спорт-купе, строился на колесной базе 2650 мм, а его максимальная скорость превосходила 200 км/ч. И это в конце 40-х годов!

 

Talbot Lago T26 GS Dubos Coupe 1949г.
Talbot Lago T26 GS Dubos Coupe 1949 г.

 

Talbot-Lago T26 GS 1951г.
Talbot-Lago T26 GS, 1951 г. Экстравагантное купе от Jacques Saoutchik до сих пор будоражит общественное воображение. В 2005 году на показе в Pebble Beach он был назван лучшим автомобилем в своем классе

 

Talbot-Lago T26 Record, 1946г.

Talbot-Lago T26 Record, 1946г.

Talbot-Lago T26 Record, 1946 г. Этот шикарный кабриолет еще одно произведение дизайн-бюро Figoni & Falaschi

 

Владелец новых моделей Talbot Антонио Лаго был большим любителем автоспорта, поэтому неудивительно, что в послевоенные годы он решил создать свой «monoposto» — скоростной болид для участия в гонках Гран При.


В тандеме с талантливым конструктором Карло Маркетти (Carlo Marchetti) он сконструировал обновленный 4,5-литровый мотор, развивавший 280 л.с. при 5000 об/мин. Этот агрегат имел по две свечи на цилиндр и три карбюратора Zenith 50HN. Новый болид при колесной базе 2502 мм весил 950 кг. Эта одноместная модель получила название Talbot T26C. Именно на этом болиде пилоты Talbot-Lago в 1949 году дважды поднимались на пьедестал на самых знаменитых гонках планеты — домашнем Гран При в Реймсе и бельгийском Спа. Победа над завсегдатаями мировых гоночных подиумов, итальянскими монстрами — Alfa Romeo, Ferrari и Maserаti была триумфом. Дело в том, что итальянским машинам, оснащенным 300-сильными двигателями, объёмом 1,5 литра с турбонаддувом требовался как минимум один пит-стоп для заправки горючим и замены шин, в то время как Talbot T26 мог провести гонку без единой остановки. По слухам, победа T26С на Гран При в Спа убедила Энцо Феррари (Enzo Ferrari) переориентироваться со своих двигателей в пользу новых 4.5-литровых автомобилей с силовыми агрегатами без наддува.

 

Двигатель Talbot-Lago T26C
У этого модернизированного 6-ти цилиндрового двигателя (4485 куб.см.) было по две свечи зажигания на цилиндр и три горизонтальных карбюратора Zenith 50HN. Максимальная мощность «шестерки» достигла 280 л.с.

 

Talbot-Lago T26 GDI, 1950 г.
Talbot-Lago T26 GDI, 1950 г. Отличитльными особенностями этого автомобиля были надежность и малый расход бензина (приблизительно 1 л на 4 км). Благодаря чему была возможность преодолевать большие расстояния без пит-стопов

 

Вплоть до 1952 года, эти красивые и мощные автомобили продолжали успешно выступать на гоночных трассах. Модель Talbot-Lago T26 GS Dugarreau вообще обязана своим созданием печально знаменитому автогонщику Пьеру Левегу. В 1951 году, в Ле-Мане на заводском Talbot он финишировал четвертым, но остался недоволен машиной и решил на следующий год выйти на старт на собственном автомобиле. Все расходы по модернизации спортивного родстера T26 GS и подготовке его к 24-часовому заезду он взял на себя.

 

Для новой модели специалистом по аэродинамике Чарлзом Дучем (Charles Deutsch) был придуман особо обтекаемый кузов, который изготовили на фирме по производству автомобильных кузовов Dugarreau. Затраты оказались ненапрасными — Левег в одиночку вел машину более 22 часов и был несомненным лидером гонки, на четыре круга обгоняя ближайших соперников, это была бесспорная победа. Но по жестокой иронии, на 23-м часе один из шатунов «шестерки» оборвался, и дерзкая попытка гонщика завершилась поражением.

 

Пьера Левега, вконец истощенного одиночным марафоном, увезла санитарная машина. Французский пилот еще не знал, что после драмы 1952 года ему предстояло оказаться в центре кровавой трагедии 1955 года — самой тяжелой катастрофы в истории автоспорта. Тогда он, управляя своим Mercedes, вылетел с трассы и задавил более 80 зриетелей.

 

Пьер Левег
Пьер Левег (Levegh Pierre). Во время 24-часовой гонки в Ле-Мане (в 1955 году) Mercedes Пьера Левега вылетел за ограждение и задавил более 80 зрителей

 

Talbot-Lago T26 GS Dugarreau
Talbot-Lago T26 GS Dugarreau. Этот аэродинамичный кузов, придуманный Чарльзом Дучем (Charles Deutsch), и сделанный в мастерской Dugarreau, был настоящим прорывом того времени


Если во Франции, под руководством Антонио Лаго, марка Talbot переживала свой Золотой век, то в британском представительстве компании Rootes о головокружительном успехе не могло быть и речи. За все время существования компания выпустила всего две серийные модели, рассчитанные на средний класс, с небольшим объемом двигателя в 1,2 литра. Первый такой автомобиль, созданный в 1936 году, седан Talbot Ten, шасси которого было скопировано с модели Hillman Minx. Второй — Sunbeam Talbot появляется на рынке год спустя. Эта модель была полной копией автомобиля Hillman Hawk.


В 1958 году Rootes покупает французская автомобилестроительная компания Simca, которая, в свою очередь, в 1966 году становится частью европейского филиала американской корпорации Chrysler. В этот период марка Talbot практически не используется. Так продолжается до 1978 года, когда американский концерн, столкнувшись с финансовыми трудностями, был вынужден продать свой европейский филиал французской автомобильной корпорации Peugeot. Здесь уже, казалось бы, забытая марка Talbot вновь возрождается на базе моделей Simca и Chrysler.


В начале 80-х годов активно продаются хэтчбеки Talbot Samba («Самба») и Horizon («Хорайзн»).

 

Talbot Samba Cabriolet, 1982–1986гг.
Talbot Samba Cabriolet, 1982–1986 гг. С 1982 года выпускалось семейство моделей особо малого класса Talbot Samba с моторами рабочим объемом от 954 до 1360 см3

 

Talbot Horizon, 1978–86 гг.
Talbot Horizon, 1978–1986 гг.


Особенно хорошо шел на рынке седан Talbot Solara, который с 1980 года производился на базе Chrysler 1510 во Франции. Популярной была и модель, выпущенная автомобильным отделением аэрокосмической фирмы Matra — Talbot Matra Rancho.

 

Talbot-Matra Rancho, 1980–84 гг.
Talbot-Matra Rancho, 1980–84 гг. Этот переднеприводный туристический автомобиль имел трехдверный пятиместный кузов Station Wagon. Объем багажника составлял 1005 дм3, со сложенным задним сиденьем — 2200 дм3


Но возобновленная марка Talbot оставалась слабым звеном в программе Peugeot и не могла соперничать с также входившей в группу компанией Citroen. Все это привело к тому, что в конце 80-х годов от этой марки пришлось отказаться, а британские и французские заводы Talbot приступили к выпуску моделей Peugeot и Citroen. Будущее оказалось за ними. Но марка Talbot, обязанная своим появлением союзу простого французского дельца и английского графа, внесла существенный вклад в развитие автомобилестроения. И вряд ли на свете найдется автогонщик, который ни разу о ней не слышал. Титулованная марка Talbot — проворный слуга двух господ, результат плодотворного сотрудничества технической и дизайнерской мысли Англии и Франции, чья двойственность отразилась и на имени: британцы произносят его как «тэлбот» (с ударением на первый слог), а французы выговаривают «тальбо» с упором на последний. Как бы ни складывалась ее судьба, машины Talbot никогда не забывали о своем происхождении... 

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо
войти на сайт или зарегистрироваться!