Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Олимпийский подход

Примеряем на себя школу водительского мастерства
Audi quattro

Олимпийский подход

Примеряем на себя школу водительского мастерства
Audi quattro


Николай Долганов, опубликовано 06 марта 2014

Фото: CARscope.ru и Audi

 

Когда в зимний период выпадает небольшой отпуск, определиться с местом отдыха вдали от дома не так-то сложно. На мой взгляд, возможных вариантов всего два: полететь к берегам теплых морей или забраться повыше в снежные горы, чтобы спуститься оттуда на лыжах. До реального отпуска еще далеко, но четыре дня с Audi в зимней школе quattro в Карелии — чем не каникулы! Интересно, может ли подобное времяпрепровождение быть альтрернативой традиционному отпуску?

 

Школа Audi quattro® 2014

База школы Audi quattro в Карелии разместилась в небольшом отеле, который находится в деревне Косалма в 35 км от Петразаводска


Попасть в школу может любой желающий с действующими правами категории B, обучение в сезоне 2014 года проходит с января по март, а стоимость курса у дилера Audi составляет 85 тысяч рублей на одного участника. Нам с коллегами одним из первых выпала возможность побывать на юбилейном для школы Audi quattro десятом проекте. Несмотря на то, что программа называется «Четыре дня с quattro», на деле она охватывает только три полных дня: начинается в день приезда ближе к вечеру, а заканчивается в день отъезда сразу после обеда.

 

Школа Audi quattro® 2014

Встреча на вокзале или в аэропорту входит в программу, трансфер до отеля тоже


Всем желающим побывать в Карелии в гостях у Audi будет отрадно узнать, что программа школы начнется уже на вокзале или в аэропорту: она включает трансферы туда и обратно, а в этом году это в сумме около 70 км. Первый день начнется с заселения в отель, который тоже входит в программу, но спать еще рано. Вечером вас будут ждать приготовленные школой развлечения: русская баня и сауна (они будут открыты для посетителей каждый вечер), а также снежный картинг.

 

Школа Audi quattro® 2014

Покрышки «зимних» картов не чета «летним»: протектор как у трактора, а шип — как у машин Audi из школы. Только трасса скучновата: ездили мы по окружности


На ледовом картинге очень рекомендую побывать всем: он, мягко говоря, отличается от обычного. На машинах установлены зимние шипованные покрышки, которые обеспечат отменный «держак» на льду, позволяя скользить тогда, когда вы сами того захотите. В общем, ледовая картинговая трасса может подарить заряд бодрости до конца дня и доставить немало удовольствия, особенно, если ездить с друзьями и сообща вытаскивать кого-то из сугроба. После картинга можно посетить веселого банщика с веником или сауну с пивом. Или наоборот... этот момент, к сожалению, не у всех сохранился в памяти.

 

Школа Audi quattro® 2014

Право первой речи перед ужином в день заезда принадлежало главному инструктору школы Евгению Васину. Он кратко познакомил участников со школой и тем, что их ждет в следующие дни


На ужин приготовлена не только вкусная еда, но и вступительное слово бессменного шеф-инструктора школы — Евгения Васина. Он рассказал об истории школы, ее задачах и программе на ближайшие дни. Основную часть рассказа заняла лекция о том, как нужно правильно проходить повороты.

 

Школа Audi quattro® 2014

В отличие от европейских школ, где по сути вам просто выдают машину и предоставляют в пользование трассы, в российской школе разработана методическая программа и теоретическая часть каждого упражнения, а за правильным выполнением внимательно следят инструкторы, внося коррективы. Для наглядной демонстрации используется вот такая моделька, на которой можно показать, в какие моменты куда крутить рулем


Собственно ездовая программа начинается с раннего утра второго дня. В этот и во все последующие дни участников ждет шведский стол на завтрак, а к девяти часам — новенькие автомобили школы на парковке. В нынешнем году это были Audi A5 Sportback 2.0 TFSI S tronic quattro. В переводе: 225-сильный двигатель, преселективный «робот» и полный привод на базе межосевого дифференциала Torsen.

 

Школа Audi quattro® 2014

3,5-милиметровый шип покрышек творит чудеса: поначалу даже не верится, что под тонким слоем снега, по которому нам предстоит ездить, — лед озера Кончезеро


В самом начале занятий Евгений Васин проведет короткий инструктаж о правильной посадке за рулем. Куда же без этого? Первые упражнения кому-то могут показаться очень простыми, но им все-таки стоит уделить максимум внимания. Именно простая «змейка» позволяет почувствовать автомобиль: его массу, динамику, рулевое управление и характер поворачиваемости.

 

Школа Audi quattro® 2014

Перед каждым упражнением Евгений Васин рисует схему, рассказывает о его сути и технике выполнения. Всем необходимо выбраться из автомобилей и немного померзнуть. В дни, когда в школе были мы, температура колебалась в пределах от -2 до +3. А что, если бы было градусов на двадцать меньше?


В задачу «змейки» также входит выработка у водителя умения разбивать поворот на части: вход, вершину (апекс) и выход, а также правильно их обрабатывать. Именно здесь все и услышат мантру, которая будет с эмоциональной окраской звучать из раций все остальные дни занятий: «Сброс газа, торможение, поворот руля!»

 

Школа Audi quattro® 2014

Даже на таком несложном упражнении, как «змейка», конусы летят во все стороны


На манере общения инструкторов с участниками стоит остановиться подробнее. В ней кроется большая часть «олимпийскости» системы обучения в школе. Нет, читать методичку с теорией и потом выполнять упражнения до потери пульса или до тех пор, пока они не получатся, здесь не заставляют. Но порой излишняя эмоциональность «тренеров» была по душе не всем. С другой стороны, а зачем ехать в школу, если нет планов учиться? А подход к манере обучения у всех свой. Как со мной поделились инструкторы, многие клиенты даже просят быть «построже».

 

Школа Audi quattro® 2014

Да-да, не у всех получается с первого раза, а кто-то вообще не хочет ничего слушать! Приходится кричать, чтобы быть услышанным


До обеда первого дня программа состоит целиком из упражнений, доводящих до автоматизма основные действия водителя в различных ситуациях: торможение перед входом в поворот для загрузки передней оси перед поворотом руля; контраварийное торможение на дуге поворота; начало, смена направления и окончание скольжений; построение траектории в расчете на вход в следующий поворот.

 

Школа Audi quattro® 2014
  1. Со змейки начинается каждое утро. Она предназначена для того, чтобы разбудить в человеке водителя, вернуть (или приобрести заново) чувство автомобиля, напомнить порядок действий при прохождении поворота. Змейка бывает разной: с вершинами на одной прямой или расставленными с разнесением, с одинаковыми расстояниями между ними или разными
  2. Торможение перед входом в поворот — базовое упражнение. Оно учит тормозить «в пол» именно в тот момент, который позволит пройти поворот на оптимальной скорости, а не проехать его еле-еле либо вылететь из него
  3. Торможение на дуге — это контраварийный прием, который не должен понадобиться, если знать трассу и все делать правильно. Но мы ведь только учимся, а потому он очень пригодится

 

Прием контраварийного торможения на дуге поворота вызвал у всех наибольшие сложности: и немудрено, ведь в обычной жизни человек автоматически жмет на тормоз, когда видит, что не вписывается в поворот. Здесь же требовалось специально превысить скорость на входе, чтобы потом тормозить на дуге. Как показала дальнейшая практика, не все научились тормозить, если не вписываются.

 

Школа Audi quattro® 2014

Для любителей давить газ в моменты, когда это не требуется, всегда наготове «техничка» Audi Q7 с лебедкой. Говорят, что если чересчур увлечься вылетами с трассы, можно лишиться права дальнейших «выступлений»


После обеда участников программы ждут значительно более интересные и сложные упражнения: эллипс, гантель, окружность. Основная цель этих упражнений — отучить водителя пугаться начала скольжения, научить регулировать угол скольжения, начинать и прекращать скольжения, регулировать радиус дуги при скольжении, а также парировать его начало, если оно не нужно. На этих упражнениях даже «вкатанные» участники постоянно получают указания инструкторов школы.

 

Школа Audi quattro® 2014
  1. Эллипс — первое упражнение на скольжения. Здесь учатся ставить машину боком и держать правильный угол отноительно дуг. Все скольжения производятся в одном направлении: небольшой разгон, торможение по необходимости, скольжение и выход из него
  2. Гантель уже более интересное упражнение, в котором необходимо использовать инерцию автомобиля для смены направления скольжения. Добавляет сложности необходимость правильно рассчитывать траекторию движения: после выхода с малой дуги не стоит уходить наружу: выгоднее остаться внутри и проехать дугу большего радиуса почти по прямой
  3. Окружность пожалуй, самое сложное упражнение из этой серии. Здесь не только сложно начать скольжение, но и требуется ювелирно работать газом и рулем для сохранения верного радиуса и угла относительно описываемой дуги, чтобы скользить постоянно
  4. Расческа — заключительное упражнение второго дня. По сути — закрепление всего за день

 

Следующий ездовой день разбит на две части. До обеда продолжаются упражнения, а после участников ждут учебные трассы разной степени сложности и длиной около полутора километров каждая, а также первый заезд на время, которое пойдет в зачет соревнований между участниками.

 

Школа Audi quattro® 2014

При скольжении всеми колесами радиус описываемой дуги задавать несложно: прибавил газу, и автомобиль скользит наружу, убавил, и он вновь «сваливается» к центру. Глубину заноса задней оси, а значит, и угол автомобиля относительно дуги нужно задавать рулем: поворот внутрь увеличивает занос, наружу — парирует его. И да, вы уже поняли: жать на газ на дуге просто необходимо для красивых кадров!


В программу этого дня войдут три комплексных упражнения: «лампочка», «спираль» и ассиметричная «гантель».

 

Школа Audi quattro® 2014

  1. Лампочка — комбинированное упражение на торможение на дуге, на смену направления скольжения за счет инерции автомобиля и на движение в скольжении по дуге. При разгоне автомобиль развивает скорость, которая слишком велика для входа в первый вираж, поэтому после постановки автомобиля боком необходимо тормозить на дуге. После завершения торможения необходимо использовать динамический хлыст, чтобы сменить направление скольжения. Далее все еще проще: скольжение по окружности и выход из упражнения со сменой скольжения.
  2. Спираль — это, по мнению главного инструктора, самое сложное упражнение за два дня. При выполнении необходимо переходить из скольжения на дуге большого радиуса в скольжение на дуге значительно меньшего радиуса. Для выполнения упражнения рассчитывать скорость нужно таким образом, чтобы при переходе с большой дуги на малую передние колеса «зацепились» за покрытие, и далее добавлять газ, чтобы начать скольжение. Это упражнение требует исключительного чувства передней оси: чуть превысишь скорость при переходе на меньший радиус, и торможение может уже не помочь: автомобиль выскользнет передней осью в сугроб.
  3. Ассиметричная гантель — имитация фрагмента дороги с длинной и короткими прямыми, а также с дугой. Тренирует построение траектории, перестроения при подготовке к следующему повороту в зависимости от расстояния между поворотами, разгоны и торможения, движение в скольжениях. Оптимальная траектория зависит от направления движения (по или против часовой стрелки)

 

После обеда ученики перемещаются на трассы. Первая трасса без длинных прямых, здесь только длинные повороты. Она призвана натренировать в более или менее реальных условиях скольжения и смены их направлений при одновременных сменах радиусов поворотов. Эта же трасса будет использоваться и для первого заезда на время: пока все ездят на следующей трассе, один из экипажей «замеряется». Спустя полтора дня начинается самая азартная часть программы. Заезды построены таким образом, что потренироваться на трассе непосредственно перед замером не дают: говорят, «олимпийская система».

 

Школа Audi quattro® 2014

Для замеров на соревнованиях используется высокоточный комплекс Tag Heuer. Как нас заверили, обмануть его невозможно. Правда, когда идет сильный снег, он может вообще не работать: от попадания снега фотодиодные датчики могут зафиксировать финиш в любой момент, пока автомобиль еще на трассе


Помимо замеров времени заезд по трассе записывается на две видеокамеры: одна расположена внутри салона участника, а другая — на автомобиле инструкторов, который преследует соревнующийся автомобиль, снимая его поведение снаружи. Вечером во время ужина пройдет разбор полетов: инструкторы расскажут о типичных ошибках и дадут массу ценных указаний.

 

С записью снаружи мне не повезло: я слишком далеко оторвался от инструктора на старте из-за заминки у них в автомобиле, но стоит один раз ошибиться, и камера уже «на хвосте»


Следующая трасса уже более близка к реальности: она обладает ярковыраженными вершинами поворотов и длинными прямыми. Здесь тренируется подготовка ко входу в поворот, торможения и ускорения. На этой трассе тоже должны были проводиться соревнования, но перед заездами на время в начале следующего дня конфигурацию трассы сменят. Почти олимпийская система.

 

Школа Audi quattro® 2014

После очередного дня нас ждали «покатушки» на скоростях до 160 км/ч по льду озера на специально подготовленной для ночных заездов RS4. Восторг легко читается на лицах только что приехавших из очередного заезда


Второй и третий соревновательные заезды проходят утром следующего дня в авральном режиме. Поезд ждать нас не будет, а до него остается всего каких-то 6 часов. За них еще и пообедать нужно успеть. Собственно, за обедом состоится и объявление результатов, награждение, а программа школы официально закроется. Девушки из школы Audi quattro проводят всех до вокзала. Впереди 16,5 часов долгой дороги, за которые есть возможность еще раз осмыслить проведенные в школе три дня и попробовать вернуться к вопросу, заданному в самом начале.

 

Школа Audi quattro® 2014

На церемонии награждения Евгений Васин не раз скажет, что сегодня объявляются победившие, но проигравших среди прошедших обучение по программе школы нет. Банально, но так оно и есть. А еще инструкторы принесут извинения тем, кому спортивное обращение пришлось не по нраву


Безусловно, провести несколько дней, а то и неделю, на Русском Севере, да еще и научиться лучше управлять автомобилем, — очень заманчиво, хоть это никакой и не отдых, а серьезная, но интересная работа. А семейным людям следует иметь ввиду: школа есть школа. Особенно, со спортивным уклоном. Здесь не ждут никого, кроме участников, даже в отеле. Следовательно, ваших родных придется поселить вдалеке от себя, а посещать лишь ночью, по сути, теряя деньги на размещении. Или бросить семью и поехать учиться в одиночестве. Вот только в текущем году в любом случае это будет сделать затруднительно: все группы уже расписаны. Занимайте очередь!

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!