Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Мороз и Opel

Вадим Никишев, 29 декабря 2012

 

Opel Cup 2012

 

Под занавес уходящего года российское представительство компании Opel разыграло четвертый ежегодный картинговый кубок. Двадцать пять автомобильных журналистов доказывали свое мастерство на подмосковной трассе «Маяк». Тест-редактор CARscope Вадим Никишев со своей командой занял второе место.

 

Opel Cup 2012

Для нашего турнира «Маяк» подготовил замечательные прокатные карты Sodi RX7 (13 л.с. и чуть больше центнера в снаряженном виде). «Максималка» на прямых — до 80 км/ч!


Opel Cup впервые провели в 2009 году. Идея красивая: собрать на одной трассе ведущих автокорреспондентов и предоставить им шанс сразиться в равных условиях. Сначала победителя определяли в личном зачете, но схему быстро поменяли. Теперь важны не только навыки конкретного пилота, но и умение биться в команде. Формат — длинная гонка с несколькими сменами, то есть первым к финишу примчится коллектив, который грамотно выстроит тактику пит-стопов.

 

Opel Cup 2012

На этот раз организаторы четвертого ежегодного кубка Opel Cup 2012 изрядно усложнили задачу — промороженный асфальт трассы обрамляли высокие снежные брустверы, а температура воздуха не превышала 20 градусов мороза


На этот раз организаторы внесли элемент экстрима. В прежние годы кубок разыгрывали осенью — подумаешь, прохватить с ветерком по открытой трассе только в удовольствие. Теперь же даты сместили на конец декабря, когда неизменный картодром «Маяк» изрядно занесло снегом, а столбик термометра опустился до отметки -20 С. Но даже такие условия не охладили пыл почти трех десятков коллег.

 

Opel Cup 2012

Чтобы карты хоть как-то цеплялись за нестабильное покрытие, их передние оси обули в зимнюю резину, а задние — в летнюю дождевую. «Разношинницу» используют и в профессиональном ралли Монте-Карло — там тоже асфальт перемежается со снегом и льдом


Схема заездов проста: сначала тренировки, чтобы понять технику, состояние покрытия и собственные возможности. Затем квалификация, в которой пилот должен показать свое лучшее время прохождения трассы. По результатам формировались команды из трех человек: один сильный, попавший в верхние строки зачетного списка, второй со средними временами, и, наконец, третий, не блеснувший выдающимся достижением.

 

Opel Cup 2012

PR-менеджер Opel Денис Наумов, как и остальные, утеплился основательно: картодром предоставляет зимние комбинезоны и теплые рукавицы. Иначе на таком холоде не выдержать и пары кругов!


Между прочим, неважный результат в квалификации вовсе не тождественен профнепригодности. Одно дело тестировать премиум-седан с четырехзонным климат-контролем, и совсем другое — мчать при минус двадцати по обледенелому асфальту на конструкции из труб, без рулевого механизма и подвесок. При этом скорость на прямых подбирается к 80 км/ч!

 

Opel Cup 2012

Обратите внимание: простенькие прокатные шлемы мгновенно запотевают, и пилот вынужден ехать с поднятым забралом. От ледяного ветра приходится прикрываться рукой


Провал случился уже на тренировке. На первом же круге выяснилось, что визор (защитное стекло) прокатного шлема с никудышной вентиляцией на морозе моментально покрывается инеем. Можно его поднять, но тогда ледяной ветер обжигает лицо и, что намного хуже, высекает слезы из глаз. Оставить в приподнятом состоянии? Не вариант: визор уже запотел, а холодно, как с открытым забралом.

 

Opel Cup 2012

Тренировка, затем квалификация, и на ее основании — формирование команд для часовой гонки. В каждой был «быстрый» пилот, середнячок и тот, кому не посчастливилось «выстрелить» на квалефикации


Второй тренировочный круг сформировал иную тактику. На прямых летишь с закрытым стеклом, ловя солнечных зайчиков от невысокого солнца и наслаждаясь теплом. Когда силуэты сугробов меняются, пора выглядывать в реальный мир: перед поворотом рукой в двойных перчатах (даже они едва спасали от дубака) надо исхитриться сбросить с глаз матовую пелену визора. С десяток поворотов все шло нормально, но перед входом в предстартовую «змейку» оказалось, что поворачивать надо было еще метров 5 назад. А я несусь в полный газ...

 

Opel Cup 2012

Вылеты на скользком «Маяке» происходили регулярно на протяжении всего гоночного дня. Сотрудники картодрома десятки раз вызволяли из снежного плена невезучих пилотов


В доли секунды стало ясно, что контакта с сугробом не избежать. Авось пронесет: снег плотный, может, получится проскочить ипподромным приемом, с опорой на бруствер. Контакт, карт вылетает на снег — и фонтан, поднятый передним обтекателем, орошает кристаллами льда мое лицо. Как раз спустя секунду после того, как я поднял забрало! Глаза, глаза-а-а... Черт, как же больно! Где я? Меня развернуло? Полная дезориентация.

 

Opel Cup 2012

Opel Cup 2012

Последствия моего вылета: снег попал в открытый шлем, и болевой шок привел к временной дезориентации. Летящих за мной пилотов от столкновения удерживали только желтые флаги маршалов, сигнализирующие об опасности


Понимаю, что, скорее всего, остановился на траектории. То есть вылетающие из закрытого виража коллеги попадут на разметанный по асфальту снег и приедут прямо в меня! По правилам картинговых соревнований нужно поднять руку, и персонал трассы прибежит на помощь. Размахиваю, пытаясь одновременно смахнуть снег с лица и продрать глаза. Чую, что меня вытолкали, но куда ехать, все еще не видно. Секунд через десять проморгался и доехал до пит-лайна. Нафиг такой экстрим, играйте дальше без трубы.

 

Opel Cup 2012

Примерно так выглядел мир в моих засыпанных снегом и продутых ветром глазах, когда я зашел погреться после вылета на тренировке


В теплое и уютное помещение картодрома, по словам коллег, я зашел будто пьяный: шатаясь, очумело кручу головой; из покрасневших глаз льют слезы. Может, сделать большой глоток глинтвейна, забраться в комментаторскую кабину и оттуда спокойно понаблюдать за мытарствами коллег? Ну уж нет! Через полчаса, к квалификации, более-менее пришел в себя и заставил тело упасть в пластиковый ковш карта.

 

Opel Cup 2012

Вроде и не вылет. Однако выезд на заснеженный участок трассы чреват дрифтом и потерей скорости, что в квалификации равносильно поражению


И все понеслось по кругу. На прямых задраиваешь шлем, перед виражами открываешь стекло и, щурясь, заправляешь болид в поворот. Видимо, шок прошел, но не до конца: из восьми зачетных кругов худо-бедно «собрал» только один. Остальные — с бестолковым дрифтом, а то и с разворотами. По итогам попал в середину списка времен. Значит, один напарник в команде будет побыстрее, второй помедленнее.

 

Opel Cup 2012

Перед началом заездов — строгий инструктаж. Нас выпускали «в противоход»: обычно гонки на «Маяке» проводят по часовой стрелке


Перед часовой гонкой прикинули стратегию и тактику. Послушали вполуха, как совещаются конкуренты: если большинство решит запустить вперед сильных пилотов, нам есть смысл стартовать со слабым: все равно потом будут смены, а вот более медленный на трассе помешает «шумахерам» штамповать быстрые круги. Незначительно, конечно: откровенные провокации будут пенализироваться бдительными судьями, но все же…

 

Opel Cup 2012

Команда — это прежде всего взаимовыручка. Самостоятельно застегнуть шлем задеревеневшими руками ой как непросто!


Но единую картину грядущего сложить так и не удалось. Поэтому решили разбить гонку на три примерно равные смены, то есть по 20 минут на брата. Как оказалось, большинство выбрало аналогичную схему. Поэтому осталось лишь следить, чтобы свой пилот не заскочил на пересменок одновременно с толпой соперников — лучше продержать его на трассе еще один круг и только потом зазвать на пит-стоп.

 

Opel Cup 2012

Вадим Никишев (справа) и Сергей Магданов наблюдают за тем, как третий компаньон Дмитрий Кротов со старта выводит нашу команду на второе место. Для Сереги это первое подобное мероприятие — он феноменально быстро прогрессировал и ехал очень стабильно


Старт с места принял Дмитрий Кротов из сайта «Мотор», самый быстрый в нашей команде. Мы с ведущим радио «Шансон» Сергеем Магдановым смотрели за началом гонки, пританцовывая на трибунах. Спрятаться в тепле нельзя: вдруг нашему партнеру потребуется помощь? Вдруг он вылетит с трассы и застрянет — тогда надо бежать в зону выпуска, где под парами его будет ждать запасной карт, помочь ему забраться и зафиксировать датчик хронометража. Или, допустим, замерзнет человек либо получит травму — и придется срочно менять его. Но все прошло ровно: несмотря на помарки, допущенные в пылу борьбы, Дима сдал смену, вырвавшись на вторую позицию в гонке. Серега, по результатам квалификации ставший самым медленным из нашей троицы, ринулся в бой.

 

Opel Cup 2012

Наш хедлайнер Дмитрий Кротов (№15), стартовавший из последних рядов, щелкал соперников одного за другим


Заскочили на минуту в здание, чтобы погреться и оценить происходящее по онлайн-хронометражу. Взгляд цепляет имя Сергея на экране, и сердце падает: мы последние. Да еще с отставанием в несколько кругов от лидера. Как можно было так провалиться со второго места?! Дима толкает в бок: это не наш Серега! Мы по-прежнему сохраняем позицию, а коллега не только не «сливает», не только едет стабильно, но мчит с теми же временами, что быстрый Дмитрий. Как говорят, раскатился!

 

Opel Cup 2012

При сменах пилотов завершивший заезд буквально выпадал из карта. Напарник перехватывал эстафету и уносился в бой


Здорово, но через четверть часа моя смена. Опять ветер в лицо, запотевший шлем... Однако деваться некуда. Сергей по нашему сигналу заезжает в зону смены пилотов, и снова перед моим затуманенным зрением круговерть «Маяка». Только бы не подвести команду! Удивительно, но то ли я оклемался, то ли спортивная злость возобладала над слабостью человеческой, однако хлопать визором на этот раз не пришлось. Пусть в щель дует ветер — на прямых можно загородить ее рукой и прикрыть глаза. Пусть мороз обжигает щеки: с задубевшей улыбкой всем хворям назло буду гнать до последнего!

 

Opel Cup 2012

В гонке мне удалось свыкнуться с леденящим ветром, но в приоткрытую щель шлема летела пыль из-под колес обгоняемых соперников


Самыми тяжелыми стали обгоны: ты накатываешь на медленного пилота, а в открытый шлем летят пыль и снег, поднятые с трассы соперником. И опять в поворот влетаешь буквально на ощупь... Медленных круговых есть шанс пройти ходом, а вот с более сильными не нужно спешить — лучше отпустить подальше и подождать, когда их усталость или азарт сделают все за тебя. Есть! Он ошибся, зацепил бруствер и потерял ход — прошли! Круг, другой — сзади чисто, можно поехать спокойно. И вдруг — легкий тычок в корму: меня догнали!

 

Opel Cup 2012

Профессиональный гонщик не будет выносить с трассы слабого соперника, а аккуратным тычком обозначит свое присутствие. Когда его пропускали, Дмитрий Соколов успевал благодарить конкурентов взмахом руки


Это Дима Соколов, сотрудник русского журнала Top Gear. Он явно быстрее меня, смысла мешать ему нет, поэтому я открываю «калитку». Соколов ловко просачивается внутри шпильки, успевая поднять в знак благодарности руку.

 

Opel Cup 2012

Из карта я выбрался без посторонней помощи. Почти. Дима Кротов (слева) и Сергей Магданов (справа) секунд десять пытались донести до меня благую весть: мы на подиуме!


Все, финишный флаг. На спокойном круге, оставшемся до заезда на пит-лайн, тело вспоминает, что у него есть замерзшие конечности. Или нет? За двадцать минут морозной карусели ног уже не ощущаешь. То есть, пока ехал, об этом просто не думал, а вот сейчас... Сокомандники вытаскивают меня из седла, хлопают по плечу, тянут большие пальцы вверх. А? Что? Где? Мы молодцы. Мы вторые. Дима Кротов хорошо стартовал и обеспечил задел, Серега Магданов стойко держал второе место, а я довел дело до конца. И при этом потешил самолюбие, заметно улучшив время круга: по сравнению с неудачной квалификацией снял сам у себя пять секунд!

 

Opel Cup 2012

Было непросто, но мы справились! Команда с участием тест-редактора CARscope.ru — на заслуженном втором месте. Победители (слева направо) — Сергей Арбузов («Форсаж»), Дмитрий Соколов (Top Gear), Егор Добровольский (General Motors). На третьей ступени зачинщик этого экстрима Константин Коростов (General Motors) и Павел Федоров (телеканал «Авто плюс»)


Живительное тепло радиаторов отопления, гудящие от него ступни, испарина на лбу и удивительное чувство, которое приходит с осознанием победы. Пусть не абсолютной, и мы поднимаемся только на вторую ступень пьедестала. Главное, что мы смогли собрать настоящую команду, выработать тактику пит-стопов и достойно проехать всю гонку. И пересилить обстоятельства, когда от тебя зависит коллектив.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!