Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Огонь, батарея!

SHORTscope: заряжаемся энергией от электрического Kia Soul

Огонь, батарея!

SHORTscope: заряжаемся энергией от электрического Kia Soul


Павел Седельников, опубликовано 05 сентября 2014

Фото: CARscope.ru

«Батарейка через три года сдохнет!» — «Обслуживание дорогое, да?» — «А на морозе поедет? И сколько проедет?» — «Хорошо, допустим, в поле электричество кончилось. Что дальше, толкать?» — «Где вы видели зарядные станции? Их в Москве-то несколько штук». — «Током не шибанет?» — «А если ДТП?» Пока коллеги бомбят специалистов «каверзными» вопросами, просачиваюсь за руль одного из первых в мире Kia Soul EV и делаю круг.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Буквы EV расшифровываются как electric vehicle. Корейцы построили не гибрид и не электромобиль со вспомогательным мотор-генератором на бензине или солярке, а канонический zero emission: в движении тяговая батарея подпитывается исключительно за счет рекуперации. В каком-то смысле перед нами большой гольф-кар, только аппарат, припаркованный справа, развивает не 111 л. с., а всего 3,3

«Ну ведь лучше бензинового, а?» — представитель Kia улыбается во все тридцать два зуба. Знает ответ. Вообще-то к электромобилю, как к любому необязательному в хозяйстве гаджету, изначально настраиваешься критически, ищешь повод «отказать». В особенности если довелось поездить на образцах, так сказать, первой волны — медленных, недальнобойных, спартанских. Горе вам, ретрограды и консерваторы! Новоиспеченный «гринписовец» живенько принимает и с места, и с ходу — куда веселее, чем Soul 1.6 с АКП. Еще бы: ротор электромотора не успел сделать и оборота, а нам уже отвесили 285 Нм. Стоит нажать на гашетку при повернутых колесах — и кроссовер по-пижонски взвизгнет резиной, причем сделает это без лишних раздумий, свойственных аналогам на привычном топливе. Считается, что электрификация пошла на пользу и управляемости: из-за большей доли высокопрочных сталей и дополнительных усилителей крутильная жесткость кузова выросла на 27%, благодаря батарее-подпольщице понизился центр тяжести, что-то там подшаманили в подвеске. Блиц-пробег по дорожкам гольф-клуба не дал в полной мере оценить эти превращения, но рулится EV точно не хуже остальных Soul.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Шины щадящей (205/60 R16) размерности не только смягчают удары, но и на 10% меньше обычных препятствуют качению. Экономный протектор вполне справляется с водоотведением: как показал дождевой тест, автомобиль не «всплывет» раньше времени

Несмотря на полуторатонную массу и высокопрофильную резину, движимый электричеством Kia не кажется ни грузным, ни валким, плавность хода достойная. По субъективным ощущениям, такой Soul даже сбалансированнее. Разве что взаимопонимание с тормозами приходит не сразу, поначалу пережимаешь. Это связано с рекуперативной системой и в той или иной мере свойственно всем моделям на электротяге: под сброс газа они замедляются интенсивнее. Усилие на тормозной педали приходится соизмерять, иначе не избежать клевков. Звукоизоляция идеальная: мало того что мотор помалкивает, так еще и характерный генераторный гул не напрягает. Это вам не троллейбус, изображающий пикирующий бомбардировщик: еле слышный вздох разочарования электрические недра испускают лишь в конце замедления. Мало того, конструктивные переделки и массив лития под ногами приглушили шум от дороги, снизили вибрации руля и пола.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Порезвились — пора восстановить силы. В расточительном режиме «газ в пол — торможение — снова газ» и с включенным кондиционером мы проехали километров 15, а «показометр» запаса хода скинул где-то 20. Более чем приемлемо!

Есть два способа «подкормить» батарею. В комплекте идет зарядное устройство переменного тока мощностью 6,6 кВт, которое подключается к простой 220-вольтовой розетке. На все про все — пять часов, более того — можно выставить таймер и «заправляться» по дешевому ночному тарифу. Второй, ускоренный вариант потребует контакта со станцией быстрой зарядки. Стандарт CHAdeMO (50 кВт, 80% емкости восполняется за полчаса) самый распространенный в мире: в Японии таких точек около двух тысяч, в Европе — примерно 1 200, в США — без малого 700. У нас их пока кот наплакал, так что без гаража или розетки на парковке не обойтись. В российском офисе Kia уверяют, что полностью «наэлектризованный» автомобиль пробежит аж 212 километров — если ласкать педаль, сбрасывать газ при первой возможности и не пользоваться периферией. Европейский промо-сайт дает цифру 200 км, и все равно это чуть-чуть больше, чем у Nissan Leaf, главного конкурента.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
  • «Сдвиг по фазе» в случае с Soul EV не метафора, а техническое описание. Чтобы обнажить зарядные порты, нажимаем кнопку с пиктограммой электроколонки. Облицовка под передней эмблемой (вместо «носа тигра» здесь глухая панель, ведь радиатор ДВС отстранили от дел заодно с ним самим) автоматически съезжает вбок. На всякий пожарный имеется «экстренная» ручка под крышкой капота
  • Заряжаться можно и под дождем: фирма гарантирует, что соединения надежно защищены
  • Блондинкам на заметку: уехать с электро-АЗС, подарив персоналу кусок кабеля, не выйдет. Пока штепсель в розетке, Soul EV не тронется
  • Световые индикаторы под ветровым стеклом издали подскажут, насколько полна батарея. Три светлячка — можно ехать, два — смотря куда, один — «безумству храбрых поем мы песню»

Рецепт долгоиграющего энергохранилища прост и в то же время трудноповторим. Известный факт: работающая климатическая установка сокращает оставшийся пробег чуть ли не наполовину. С этой бедой инженеры борются по-разному: одни просто предусматривают эко-режим, когда кондиционер или печка пашут по минимуму, другие, что называется, заморачиваются — встраивают в крышу солнечные батареи, помогающие питать второстепенные потребители, отводят от греющихся агрегатов тепло и направляют его в салон и так далее. Корейцы позаимствовали некоторые идеи, усовершенствовав их, а кое-что придумали сами, вроде кнопки, отключающей лишние дефлекторы обдува. Перед посадкой, пока автомобиль еще подключен к сети, его можно прогреть или охладить — даже дистанционно. Если снаружи прохладно, забортный воздух подается строго в нужных дозах, чтобы не выхолаживать помещение. Да, погодой в доме управляет опытный консьерж.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Клавиша DRIVER ONLY перекрывает сопла в правой части торпедо, и нагрузка на батарею снижается

Моторный отсек планировал аккуратист: компоновка красивая, аккуратная, не слишком плотная — все, с чем будет контактировать хозяйская рука, в зоне доступа и удалено от силовых проводов. АКБ стандартного подкапотного формата никуда не делась: ее задача питать электросистемы, в том числе те, которые контролируют тяговую батарею. «Что если вспомогательный аккумулятор сядет?» — интересуемся у осведомленного джентльмена из Kia. — «Ничего страшного, зарядится от основного». Милый симбиоз.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Загляденье? Смотрите, но не трогайте: прикасаться к оранжевым кабелям без резиновых перчаток возбраняется

Страшно подумать, но для кого-то «зеленый» автомобиль — скорее визитная карточка, чем средство против озоновых дыр. Судя по знакам различия, авторы Soul EV не питают иллюзий на сей счет: дизайнеры расставили метки по всему периметру. Тут и бампер с единственным не поражающим размерами воздуховодом, и панцирь на месте радиаторной решетки, и «спецовая» оптика, и комбинированные колесные диски из пластика и легкого сплава, и двухцветный окрас кузова, и богатая коллекция говорящих шильдиков.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Некоторые элементы декора различаются в зависимости от цветовой схемы кузова. Так, небесной чистоты больше всего во «взгляде» перламутрово-голубого Soul EV: фары как бы подшиты светло-синим кантом

Чтобы оценить последний штришок, придется заглянуть под днище. Чем быстрее едем, тем выше расход энергии. Значит, мало поставить специальные покрышки, желательно еще и усовершенствовать аэродинамику. А поскольку кузов классического Soul решено было не трогать, конструкторы свели к минимуму эффект от главного «воздушного тормоза» — агрегатов и магистралей, вызывающих завихрения под машиной.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Высоковольтную батарею и прочую силовую начинку прикрыли обтекаемым кожухом

Интересно: законы гостеприимства действуют в Soul EV так же, как в его бензиновых вариациях? Отважные бета-тестеры первых электромобилей (относительно доступные модели появились в продаже каких-то пять лет назад) помимо удовольствия от езды принесли на алтарь матушки-природы качество внутренней отделки, объем жизненного пространства и размеры багажника. Kia это касается в минимальной степени: тут те же мягкие, добротные материалы, та же удобная мебель. Сзади стало потеснее в коленях, но это не всякий заметит: приподнятый диван помогает пережить восьмисантиметровую потерю.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
В зависимости от комплектации хозяин Soul EV получит кожаные кресла с вентиляцией и электроприводом либо приятную телу ткань

Контрастная прострочка обода руля и сидений, которая в бензиновых и дизельных машинах имеет лимонный цвет, превратилась в голубую. Сейчас цветовых решений немного, позже выбор должны расширить: на подходе беспроигрышная пара «красное-черное». Вообще интерьер выглядит более чем знакомо, главное нововведение — приборный щиток, выполненный по OLED-технологии в виде яркого и контрастного экрана. Все как у взрослых.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
  • Нарядный индикатор слева — эконометр, он тут главный. Расскажет о том, насколько активно тратится или накапливается энергия, и прикинет остаток пробега до следующей зарядки. Смотреть на цифру в центре этого нарисованного «блюдца» вы будете чаще, чем на спидометр
  • Селектор режимов у электрического Soul тоже особый, с положением B. Его желательно включать, когда катишься под горку: рекуперация идет вдвое эффективнее
  • Электричество и толкает машину вперед, и удерживает на месте. Стояночный тормоз управляется по проводам

Грузовой отсек, к сожалению, в убытке. И без того не рекордные 354 литра превратились в 281, запаска отсутствует. Чтобы пристроить в нише терморегулятор, корейцы взамен полноценного колеса вынуждены были положить ремонтный комплект для шин. Провод с блоком питания (в свернутом виде не то чтобы карманная вещь) сподручно держать в органайзере под фальшполом: нычка довольно вместительна.

Тест-драйв Kia Soul EV 2014
Черный пластиковый кожух — часть системы охлаждения/подогрева батареи. По официальной версии, благодаря ей Soul EV сохраняет радиус действия даже при -35 °C

Так есть ли резон ждать «проводного» Soul или лучше взять обычный? Нас изо всех сил убеждают, что страшилки, перечисленные в первом абзаце, беспочвенны. Что расчетный ресурс батареи — 10 лет, причем в случае с Soul EV «сдавшие» сегменты меняются по отдельности. Что риск выхода из строя сложной электрики и электроники компенсируется нечастыми механическими поломками, что плановое ТО подчас оказывается дешевле: меньше жидкостей, фильтров и других расходников. Что краш-тесты проходятся на ура, а умеренные морозы, какие бывают в средней полосе России, больше не помеха. Настоящих проблем всего две, и обе, по-видимому, временные. Это немалая первоначальная цена электромобилей при их сомнительной ликвидности на вторичном рынке и дефицит «быстрых» зарядных станций. Частники не горят желанием двигать прогресс за собственный счет, российские продажи худо-бедно идут по линии госзакупок. Вот и представительство Kia импортировать Soul EV не спешит, пеняя на слабую инфраструктуру. Возможный ценник тем более не озвучивается, хотя ходят слухи об 1,2 миллиона рублей, плюс-минус. Если так, то дело, видимо, сдвинется с мертвой точки: единственный более или менее близкий по классу электромобиль, который сейчас продается в нашей стране, Mitsubishi i-MiEV, лишь на 200 тысяч дешевле. Оправданная наценка за комфорт, оснащенность и драйв.

Технические характеристики протестированного автомобиля (данные производителя)
Параметры электромотора
Тип Синхронный, переменного тока
Максимальное напряжение 360 B
Максимальная мощность 111 л. с. @ 2730-8000 об/мин
Максимальный крутящий момент 285 Нм @ 0-2730 об/мин
Параметры высоковольтной батареи
Тип LIPB
Масса 277 кг
Емкость 75 Ач
Энергоемкость 27 кВт/ч
Напряжение 360 В
Мощность батареи 90 кВт
Мощность ЗУ переменного тока 6,6 кВт
Время зарядки от штатного ЗУ до 5 часов
Тягово-динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч 11,2 с
Разгон 30-70 км/ч 3,9 с
Разгон 60-100 км/ч 6,7 с
Разгон 80-120 км/ч 9,3 с
Максимальная скорость 145 км/ч
Максимальный запас хода 212 км
Трансмиссия, подвески
Тип привода Передний
Трансмиссия Бесступенчатый редуктор
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Размеры и масса
Длина 4 140 мм
Ширина 1 800 мм
Высота 1 593 мм
Колесная база 2 570 мм
Дорожный просвет 151 мм
Объем багажника (VDA) номинальный / со сложенным 2-м рядом сидений 281 л/ 891 л
Снаряженная масса 1 490 — 1 513 кг

Техника

Тест-драйв Kia Soul EV 2014

В основе силовой установки Soul EV лежит электромотор на постоянных магнитах мощностью 81,4 кВт, черпающий энергию из батареи энергоемкостью в 27 кВт/ч и передающий тягу передним колесам через бесступенчатый редуктор. Высоковольтный аккумулятор, разработанный Kia совместно с корейской компанией SK Innovation, состоит из 192 литий-ион-полимерных ячеек — они сгруппированы в восемь модулей. Примечательна не столько суммарная мощность, сколько показатель плотности заряда, то есть эффективность батареи: на килограмм ее массы приходится 200 Вт/ч. Конструкторы утверждают, что это лучший результат в классе. Компактный узел расположен в полу, почти не влияя на объем салона, и снабжен устройством терморегуляции, которое наряду с особыми присадками, входящими в состав электролита, делают элемент питания устойчивым к перепадам температур.

Конкуренты

Soul EV встал на конвейер еще летом, европейские и североамериканские дилеры готовят место в шоурумах, однако цена вопроса до сих пор неизвестна. Зато понятно, с какими моделями ему предстоит биться.

Nissan Leaf

Nissan Leaf

Хэтчбек серийно выпускается с 2010 года. Leaf быстро стал самым популярным электромобилем благодаря спокойной внешности и относительной автономности: сперва батареи хватало на 175 км, после прошлогоднего обновления — на 199. Мировые продажи перевалили за 130 000 единиц, главные регионы сбыта — США, Япония и Европа. Расценки в основном гуманные: так, во Франции за Leaf просят 18 090 евро (приблизительно 876 000 рублей), в Великобритании — 16 490 фунтов стерлингов (1 000 000 рублей), в Америке — 29 010 долларов (1 068 000 рублей). Одно из немногих исключений — Норвегия, между прочим, главный европейский рынок для этой модели. Экологически чистый транспорт там очень популярен, но уровень жизни высок, так что дешевле 228 600 крон (1 357 000 рублей) Nissan не взять. Как и электрическому Soul EV, «Лифу» в свое время устраивали промо-тур в России, позволив прессе протестировать автомобиль. Решение о начале продаж пока не принято.

Mitsubishi i-MiEV

Mitsubishi i-MiEV

Главное достоинство этой «пятидверки» заключается в том, что ее можно официально купить в России. В начале года, сразу после обнуления ввозных пошлин на электрокары i-MiEV подешевел на 800 000 рублей: теперь за единственную доступную комплектацию Invite+ предлагают выложить 999 000. В комплекте шесть подушек безопасности, ABS, система курсовой устойчивости, кондиционер, электропакет (почти полный, за вычетом складывания зеркал), 15-дюймовые литые диски. Мощность мотора — 67 л. с., привод задний. От 0 до 100 км/ч Mitsubishi ускоряется за 15,9 секунды, «максималка» — 130 км/ч. «Межзаправочный» пробег — 150 км.

BMW i3

BMW i3

Электрокомпакт от BMW, безусловно, играет в другой лиге, но при умеренной по баварским меркам цене и великолепных характеристиках вполне может оказаться в списке к рассмотрению. Немецкий прайс начинается с 34 950 евро, в рублях это меньше 1,7 миллиона — еще недавно i-MiEV стоил дороже! Помимо 170-сильной версии, способной разогнаться до 100 км/ч за 7,2 секунды и проехать без подзарядки 190 км, есть вариант с дополнительным бензиновым генератором (+4 500 евро). До нас i3 обязательно доедет, но уже в следующем году.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!