Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

12 правил директора АВТОВАЗа

В день рождения В.Н. Полякова знакомимся
с принципами первого руководителя Волжского автозавода

12 правил директора АВТОВАЗа

В день рождения В.Н. Полякова знакомимся
с принципами первого руководителя Волжского автозавода


Макс Пасечный, опубликовано 02 марта 2017

Фото: из книг «Пережитое» и «В. Н. Поляков глазами современников», LADA

Первый руководитель Волжского автомобильного завода Виктор Николаевич Поляков (1915-2004) в кратчайшие сроки создал предприятие мирового уровня, внедрив новый стиль работы, воспитав тысячи специалистов, — но своих особых заслуг никогда не признавал. «Вся история ВАЗа — результат состояния общества, которое существовало в то время. Все хотели жить лучше, иметь собственную благоустроенную квартиру, собственный автомобиль. И хотели работать для обеспечения этого лучше, производительнее, эффективнее», — говорил он в одном из интервью в 2001 году.

Времена изменились, однако принципы работы и высказывания Полякова актуальны и полвека спустя.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Директор должен быть в курсе всего, что происходит на предприятии». У Полякова была необходимость иметь полнейшую информацию о состоянии дел во всех основных точках. Поэтому были введены оперативные совещания, когда за два часа шестьдесят руководителей различных подразделений определяли в коротких, максимум двухминутных содержательных выступлениях общую картину состояния дел.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Поляков работает без выходных!». В 1970-е появилось одно из крылатых вазовских выражений — «работаем до Полякова». Так обозначался рабочий график подчиненных и соратников, которые не могли уйти с работы, пока у генерального горел свет.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа
В 1975 году сотрудники Волжского автозавода проводили Полякова в Москву — Виктор Николаевич возглавил Министерство промышленности СССР

«Власть — это инструмент, позволяющий работать с полной отдачей, извлекая из нее единственную выгоду — пользу делу». В. Н. Поляков, управляя колоссальными денежными и материальными ресурсами, не позволял себе получать премию, считая, что плата его не соответствует его труду; имея в подчинении многотысячную армию специалистов, никого не давил своей редкой по тем временам должностью генерального директора.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Задача руководства состоит не только в административном управлении, но и в стимулировании сотрудников для повышения их профессионализма». В. Н. Поляков раньше всех умел распознать потенциал специалиста и направлял его на тот участок работы, где его познания могли быть востребованы в полной мере и поднять человека на новую, более высокую ступень профессионализма.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа
В 50-е годы, работая на МЗМА, В. Н. Поляков побывал на выставке в Нью-Йорке. Зарубежный опыт пригодится ему в дальнейшем

«Руководитель завода не должен зацикливаться на одном вопросе, а решать несколько задач одновременно, при этом обращая внимания на детали, которые создают преграды на пути к прогрессу». Решая в течение нескольких минут вопрос о строительстве новых объектов, принимая судьбоносные решения, например, о создании первого в стране фирменного автосервиса или о строительстве города «без времянок и бараков», он мог при обходе завода терпеливо выслушать рядовых рабочих, мастеров, начальников участков о тех, казалось бы, мелочах, которые мешали работать ритмично или вредили качеству.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа
В 1974 году директор Волжского автомобильного завода посетил фирму Porsche

«Главная — мысль, форма на втором плане». Он никогда не позволял себе спорить — слишком ценил время, чтобы ввязываться в дискуссии. Но всегда ухватывал дельные, продуманные предложения, даже высказывания на ходу, на коротких утренних «селекторах», и высоко ценил их.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Нацеленность на конечный результат приведет к победе». Сотрудники завода добровольно и с достоинством принимали решения Полякова, потому что видели, чувствовали, понимали его нацеленность на конечный результат и постоянно убеждались в правильности и масштабности его мышления.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Генеральный директор должен знать, к чему стремиться». К тому моменту, когда в правительственных кругах сформировалась идея строительства ВАЗа, В. Н. Поляков хорошо изучил отечественные и зарубежные автопроизводства, знал, к чему надо стремиться.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа
Когда завод был почти готов к началу производства, его посетил Генри Форд-младший

«Залог успеха — за образованными людьми на руководящих должностях и в производстве». Особое внимание Поляков уделял молодым руководящим кадрам, которые были более восприимчивы к новому и которые должны были составить менеджмент современного предприятия. Более двух с половиной тысяч инженерно-технических работников и около двух тысяч рабочих прошли стажировку за границей, в том числе и на ФИАТе. Это были энергичные, активные молодые люди с большим потенциалом, стремящиеся к знаниям, к успеху.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Каждый должен нести свой чемоданчик». Это одна из известных фраз Полякова, которая означала, что каждый должен был искать не объяснения причины возникновения проблем, а пути их решения.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Без доверия работа не сдвинется с места». В 1966-1970-е годы максимально обеспечивалась самостоятельность (без оглядки) заместителей Полякова в решении своих вопросов. Без этого нельзя было бы обеспечить по-настоящему эффективную и оперативную работу и, что не менее важно, это давало возможность активно проявить себя широкому кругу руководителей.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

«Критикой много не добьешься. Поэтому руководитель должен смотреть в корень проблемы и в кротчайший срок найти путь решения». Во время строительства завода Поляков принял метод, широко применявшийся с первого и до последнего дня: не жаловаться на строителей, а всемерно помогать им. Строителям в первую очередь были нужны материальные ресурсы, техника и т.д., и Виктор Николаевич всячески помогал им через правительство, через Центральный Комитет партии.

Двенадцать правил директора АВТОВАЗа

С 1966 по 1975 год Виктор Николаевич Поляков стоял у руля автозавода в Тольятти, затем одиннадцать лет был Министром промышленности СССР. В дальнейшие годы работал экспертом и консультантом в различных автомобильных компаниях и закончил трудовой путь на АВТОВАЗе.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!