Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Весты с полей

Встречаем у конвейера и обкатываем первую LADA Vesta

Весты с полей

Встречаем у конвейера и обкатываем первую LADA Vesta


Павел Седельников, опубликовано 29 сентября 2015

Фото: CARscope.ru и АВТОВАЗ

В эту затею с самого начала не очень-то верилось. Громко анонсировать новый русский автомобиль, а потом годами переносить сроки, жалуясь на конкуренцию и выколачивая субсидии, — давняя привычка топ-менеджеров нашего автопрома, вроде как стиль работы. А уж чтобы показать концепт-кар и спустя год поставить на поток его товарную версию... Сказки Андерсена! Занятно, что как раз Бу Инге Андерссон, можно сказать, однофамилец писателя, и обратил сказку в быль: первый десяток серийных LADA Vesta был торжественно спущен на воду президентом ОАО «АВТОВАЗ» в прошлую пятницу, 25 сентября. Бу сказал — Бу сделал. Корреспондент CARscope.ru прогулялся по цехам бывшего «ИжАвто» и проехал несколько кругов за рулем Vesta из последней предсерийной партии.

Запуск производства Lada Vesta
Первой со сборочной линии съехала Vesta цвета «Плутон» в комплектации «Комфорт», оснащенная мотором в 106 л. с. и 5-ступенчатой МКП


Наша справка

За последний год «Веста» подняла в информационном поле такой шум, наплодила столько слухов и домыслов, что не помешает расставить точки над i.

Сколько в Vesta отечественного и сколько — импортного?

Vesta — это не отечественный кузов, натянутый на импортные «кости», как в случае с хэтчбеком и кроссовером XRAY, которые получат шасси Renault Sandero и Sandero Stepway соответственно. Седан базируется на вазовской платформе B/C, кое-что унаследовавшей от многострадального, так и не реализованного «Проекта С». Отдельные конструктивные элементы вроде балки задней подвески автовазовцы одолжили у партнера по альянсу, компании Renault, но заимствования настолько незначительны, что есть все основания считать «Весту» российским продуктом. Платформа B/C, вероятно, послужит основой и для других новинок субкомпактного и гольф-классов. Собственные разработки для АВТОВАЗа в приоритете.

Запуск производства Lada Vesta
Сейчас Vesta локализована на 71%. Солидная часть комплектующих производится в Тольятти — силовые агрегаты, элементы шасси, часть штамповки. На эти детали приходится 60% стоимости машины, остальные 40% — вклад Ижевска

Какие моторы и коробки передач получит Vesta?

На момент старта продаж вместо трех изначально анонсированных двигателей в линейке Vesta окажется два 1,6-литровых мотора. Первый из них — 106-сильный вазовский 16-клапанник с изменяемой геометрией впускного коллектора. Он сочетается как с 5-ступенчатой «механикой» Renault, так и с отечественной роботизированной коробкой АМТ, уже обкатанной на Granta и Priora. Второй вариант — немного перенастроенный агрегат от Nissan Tiida и Sentra, который на «ниссанах» выдает 117 л. с., а на Vesta будет развивать 114, в связке с той же французской МКП. От базовой 8-клапанной «четверки» (87 л. с.), как рассказали CARscope.ru в пресс-службе компании, решено было отказаться, зато в ближайших планах значится дебют на Vesta 1,8-литровой «четверки» (123 л. с.) тольяттинской разработки. Есть также шанс, что выбор коробок расширится за счет ниссановского вариатора. По последнему пункту решение еще не принято.

Будут ли другие варианты кузова, помимо седана?

Уже наверняка известно, что выпуск хэтчбека откладывается. Вторым после седана, осенью 2016 года, в Ижевске освоят универсал, а также его более проходимую версию. «Внедорожный вагон» LADA Vesta Cross, прототип которого так приглянулся посетителям московского Off-Road Show 2015, Бу Андерссон пообещал представить ровно через год. А швед, как мы уже убедились, слов на ветер не бросает.

LADA Vesta Cross Concept
LADA Vesta Cross Concept рассекретили в Москве 26 августа. Еще тогда, месяц назад, его судьба была под вопросом. «Вероятность серийного производства подобного автомобиля существует, однако пока рано говорить о сроках и технических характеристиках», — заявил на презентации глава АВТОВАЗа

Сколько будет стоить LADA Vesta?

Если грубо — от полумиллиона. Прайс-лист еще не сформирован. Точные цифры и комплектации озвучат ближе к старту продаж, который назначен на 25 ноября: при том что на предприятии добились приличного уровня локализации, валютные курсы и прочие конъюнктурные факторы могут внести коррективы. На церемонии пуска производства президент АВТОВАЗа назвал лишь минимальный и максимальный пределы: за базовую версию Vesta попросят не менее 495 000 рублей, за топовую — не больше 600 000. Это позволит «Весте» удобно устроиться между вазовскими моделями, скажем так, предыдущего поколения (Granta, Kalina, Priora) и «бюджетниками» иноземного происхождения. Для сравнения: ценовая вилка для VW Polo Sedan без учета скидок и дополнительных опций составляет 519 900 — 739 900 рублей, для Ford Fiesta — 532 000 — 786 000, для Hyundai Solaris — 535 900 — 715 400, для Kia Rio — 549 900 — 809 900. Именно с ними будет воевать LADA Vesta — во всяком случае, таков расчет вазовских маркетологов.


Место рождения

Vesta сконструирована в Тольятти, а собирается на производственной площадке LADA Ижевск — мы знаем ее как «ИжАвто». Из этих цехов в свое время выезжали не только «москвичи», «ижи» и «лады», но и одна из самых первых иномарок российской сборки — Kia Spectra. Потом были кризис 2008 года, банкротство и переход под контроль АВТОВАЗа с последовавшими за ним финансовыми вливаниями и модернизацией производства. В общем, место намоленное, но с советским душком, который Андерссон и его команда постарались как можно скорее выветрить.

Запуск производства Lada Vesta
LADA Ижевск встречает гостей типовой серой башней заводоуправления и двойным забором с колючей проволокой под напряжением. Охранник деловито обыскивает багажник выезжающей с территории Granta — таскать детали мелким оптом, как случалось на том же АВТОВАЗе в каданниковские времена, здесь не дадут

Когда стало известно, что в Ижевске будут выпускаться модели Renault-Nissan, «ИжАвто» начали подтягивать к стандартам альянса. Дело не только в оборудовании. С 2012 года заводчанам прививают культуру производства, которая характерна для TPS — производственной системы, разработанной и внедренной во второй половине прошлого века на заводах Toyota, а затем ставшей золотым стандартом отрасли. К обучению персонала подключились специалисты из Японии. О том, чтобы организовать все процессы just in time, «точно вовремя», речь пока не идет: не тот еще порядок с поставщиками и логистикой, комплектующие приходится складировать. Зато посильный «кайзен» (поэтапное движение к совершенству, оптимизация всего и вся, снижение затрат времени и средств) здесь практикуют. Швед Андерссон не скрывает, что самым сложным оказалось изменить отношение русских людей к собственному труду и труду коллег, привить гордость за свой продукт и компанию, да просто организовать порядок на рабочем месте. Судя по тому, как часто и с какой гордостью глава АВТОВАЗа рассказывает о новых раздевалках, столовых и туалетах, человеческий фактор он ставит превыше всего.

Запуск производства Lada Vesta
Такой «тревожный шнур» тойотовской системы андон, позволяющий в случае заминки мгновенно вызвать старшего или остановить конвейер, не бегая в поисках кнопки, можно встретить почти на любом автосборочном предприятии. Тут он синего цвета. Лампочка указывает, на каком именно рабочем месте произошел сбой

Помимо Vesta в Ижевске выпускают LADA Granta в кузове лифтбек и две родственные модели Nissan — Sentra и Tiida. Причем в режиме полного цикла: на LADA Ижевск развернуты собственное штамповочное производство и цех литья пластиковых деталей, тут свариваются и красятся кузова и, само собой, осуществляется сборка автомобилей.

Запуск производства Lada Vesta
LADA Granta (на фото) собирают на отдельном конвейере, «Весту» и «ниссаны» — вместе, на более гибкой линии AIMS

Общее впечатление от завода — современное, неплохо оснащенное предприятие. Все чисто, аккуратно, упорядочено. Не знаем, так ли гладко идет процесс за спиной у Бу Инге, но чувствуется хозяйская рука — если какие-то проблемы «недолечили», долечат. Уровень автоматизации, конечно, ниже среднего: кузова, например, варятся больше по старинке, вручную. Есть и роботы: на линии Lada Granta их 36 штук. Но людей со сварочными клещами по современным стандартам все же многовато.

Запуск производства Lada Vesta
Пол в цехе штамповки блестит так, будто жиром натерт. Ступать страшно. Ответственные лица уверяют, что почти стерильная чистота поддерживается постоянно

Любое производство полного цикла начинается со штамповочного цеха. Здесь «куют» панели кузова, компоненты шасси и навесных элементов, которые потом отправятся в соседний сварочный цех. Этой работой заняты 250 человек, за год через их руки проходит 300 000 деталей 190 наименований.

Запуск производства Lada Vesta
С помощью такого штампа «печатают» наружную панель правой боковины кузова. Общий вес изделия — 32,2 тонны

Идею соцсоревнования реализовали в модном и позитивном ключе. Вместо доски позора и красных вымпелов, раздача которых практиковалась во времена оные, — наглядный и веселый, со смайликами, рейтинг персонала. Результаты коллективной работы тоже выставлены напоказ — в виде стендов с таблицами и диаграммами. График дефективности цеха штамповки №622 гласит, что в июле контроль качества завернул примерно каждую двадцатую деталь. Проблемы обнаруживаются на 200 комплектующих в неделю, следующая цель — снизить уровень отбраковки до 190.

Запуск производства Lada Vesta
Пустующая красная зона намекает, что двоечников и тунеядцев в цехе нет. Интересно, не появились ли там фотографии после отъезда чиновников и журналистов?

На штамповке, как нам показалось, занято много женщин, а вот в сварочном цехе их всего 10% от общего числа персонала: работа тяжелая и традиционно мужская. Процесс в общих чертах таков: сперва из мелких деталей варятся крупные — боковины кузова, пол, шасси, навесные элементы. Затем из всего этого сваривается кузов, на который навешиваются предварительно подготовленные двери, капот, крышка багажника.

Запуск производства Lada Vesta
На линии «Веста — Ниссан» насчитывается 18 роботов, но в основном используется полуручной труд: подвесных сварочных машин — более 500!

На финальном этапе автомобильный «полуфабрикат» проходит контроль — как визуально-тактильный, так и в контрольно-измерительной лаборатории, на высокоточном компьютерном стенде, и отправляется в окрасочный цех. Туда нас представители завода не пустили, сославшись на стерильность.

Запуск производства Lada Vesta
Запуск производства Lada Vesta
Цифры на доске — процент контрольных точек кузова, которые соответствуют нормам. У пробных партий Vesta этот показатель составлял 60%. Чтобы автомобиль нормально поехал, достаточно 80%. Сейчас седан идеален минимум на 95%, это мировой стандарт

Сборочное производство на глаз ничем не отличается от западных или азиатских — разве что самобеглых тележек, подвозящих комплектующие, не видать. Двери комплектуются отдельно от кузова (после окраски их снимают специальные манипуляторы): благодаря этому рабочие могут свободно действовать и внутри машины, и снаружи, да и сборка самих дверей упрощается.

LADA Vesta 2015
Запуск производства Lada Vesta
  • Цех способен выдавать по 30 машин в час и до 170 — за один рабочий день. Длина сборочной линии — 650 метров
  • Комплект дверей путешествует по собственному конвейеру и в нужный момент возвращается на законное место. Так выглядит установка стекол

Поддавшись любопытству, заглянул в один из знаменитых туалетов имени Бу Андерссона, не так давно переживших глубокий рестайлинг. Тесновато, зато чисто и опрятно, стоят качественная сантехника и дорогие сушилки для рук. Так-то что не работать?

Запуск производства Lada Vesta
Десяток корпоративных Infiniti слили в гальюн не зря: туалеты на заводе почти премиальные


Первый контакт

Что же представляет из себя LADA Vesta с точки зрения избалованного «поло-седанами» и «солярисами» покупателя? Судить или хвалить Стива Маттина за придуманную им X-стилистику — личное дело каждого. Могу сказать, что вживую автомобиль выглядит элегантно и достаточно дорого. Крестоносный «фейс» получился солидным, внушительным и не тяжеловесным. Здорово играют подштамповки на дверях и крыльях. На мой вкус, дизайн ничем не хуже корейского.

Запуск производства Lada Vesta
По внешним габаритам Vesta стоит на границе сегментов B и С: длина седана — 4 410 мм, ширина — 1 764 мм, высота — 1 497 мм. Если же смотреть на колесную базу, то перед нами полноценный гольф-класс. У Vesta между осями 2 635 мм — больше, чем у любого из потенциальных соперников

«Весту» будут красить в десять цветов, часть из которых стандартные (черный, белый, серый, серебро и так далее), а часть — с изюминкой. На парковке завода мне попался серый с сиреневым отливом хамелеон, но главный потенциальный хит — яркий, заводной оттенок «Лайм». Нарядно выглядит и насыщенно-красная эмаль.

Запуск производства Lada Vesta
Рельеф не из простых... Дороже в производстве? Усложняется кузовной ремонт? Да и пусть. Между прочим, это тот самый лаймовый окрас. За такой «тюнинг» не грех доплату попросить

Автовазовцы уделили внимание и тому, что их иностранные коллеги называют воспринимаемым качеством (perceived quality). Это общее ощущение добротности продукта, внимания к потребителю, которое обычно формируют разного рода мелочи. Первая из них — усилие и звук, которыми сопровождается закрывание дверей. Дверцы Vesta легкие, но не гремучие, а замки великолепно отрегулированы. То же самое можно сказать о багажнике: правильно сбалансированной крышкой оперируешь одним пальцем. Кнопки в салоне нажимаются с должной четкостью, пластик волокнистой фактуры выглядит эстетично и не заляпывается (мягких поверхностей не ищите: бюджет!). Руль, даром что полиуретановый, не чешет руки облоем, приятен на ощупь и удобен: есть наплывы и перфорация. Приборы утоплены в хромированные колодцы и щеголяют круговой оцифровкой.

LADA Vesta 2015
На фото — Vesta в максимальной комплектации. Среднее исполнение Comfort, которое предоставили на осмотр журналистам, выглядит ненамного беднее. Главное различие — цветной тач-скрин, на который может выводиться картинка с камеры заднего вида. В «комфортном» седане его место занимает двухдиновое головное устройство со слотом для SD-карт на лицевой панели. USB-порт тоже нашелся — у «подножья» консоли, подле розетки

Эргономика порадовала. Во-первых, нормально спрофилированные кресла с трехступенчатой поясничной поддержкой и регулировкой по высоте внутри LADA видеть как-то непривычно. Подушку бы подлиннее и боковой хват усилить, но это уже придирки. Во-вторых, рулевая колонка у Vesta телескопическая: баранка настраивается не только в вертикальной плоскости, но и по вылету. Передние седоки ни капли не стеснены: в плечах и над головой полно места. Да и те, кто привык ездить сзади, вряд ли станут подавать протест: более низкий, чем спереди, потолок помешает разве что рослым попутчикам, в коленях стесненности нет, по жесткости диван самое то.

LADA Vesta 2015
В промежуточной комплектации по большому счету есть все необходимое: две подушки безопасности, ABS, отключаемая система курсовой устойчивости ESC, мультифункциональный руль с регулировкой «вверх-вниз» и «на себя — от себя», кондиционер, «музыка», подогрев передних сидений и лобового стекла, противотуманки, литые диски, обутые в резину Matador, и терминал системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС (кнопка SOS, как и ABS с ESC, базовое оборудование). Список не окончательный и будет уточняться

Завожу мотор. 106-сильная «четверка» работает тихо, руль не лихорадит. При первом же торможении Vesta принялась ворчливо шкрябать тормозами.
- Барабаны?
- Ну да.
Паренек в заводской форме слегка приуныл.
- А чего шоркают?
- Колодки не притерлись еще.
Должна же быть хоть какая-то преемственность...

LADA Vesta 2015
Бонусом к LADA Vesta идет исполинский 480-литровый багажник. Особенно порадовала высота отсека — и массивная коробка влезет, и рассада не помнется. Спинка заднего сиденья складывается по частям начиная с базовой комплектации

Пятиступенчатая МКП французской разработки в целом понравилась. Ходы рычага длинноваты, левая нога тоже проделывает большой путь, но с привыканием проблем не возникло. А главное, нет того жуткого трансмиссионного гула, который знаком владельцам переднеприводных «лад» и который не смогли до конца победить даже по случаю установки вазовской коробки на «датсуны». Здесь тот случай, когда патриотизм не пошел бы на пользу потребителю. «Робот» АМТ любит поворчать под сброс газа, поскольку построен на основе тольяттинской «пятиступки» (с исполнительным механизмом помогли инженеры ZF), зато дает отдохнуть левой ноге. Провалы тяги в моменты переключений, конечно, заметны — подчас они случаются прямо в повороте, но в вяло ползущем городском потоке это неважно, а для активной езды имеется ручной режим.

LADA Vesta 2015
Сейчас в Ижевске собираются автомобили с младшим 1,6-литровым двигателем и двумя типами коробок передач. Позже в серию пойдут Vesta с мотором в 114 л. с., а затем и со 123-сильным 1.8

Несколько кругов по асфальтированной территории завода не позволили толком проверить ни динамику, ни подвеску, ни управляемость. Впрочем, импровизированная змейка дала понять: газонаполненные амортизаторы не без успеха борются с кренами, а рулевое настроено не в пример лучше, чем на нынешних «ладах». Легкий и довольно чувствительный «штурвал» в повороте равномерно и в нужной степени нагружается усилием, есть некое подобие обратной связи.

Запуск производства Lada Vesta
К концу этого года в Ижевске соберут 5-6 тысяч Vesta, ориентир на 2016-й — 70 000

Прием предзаказов стартует в ноябре, причем право торговать «Вестами» получат далеко не все дилеры LADA. В продажу автомобиль поступит 25 ноября, незадолго до этого станут известны окончательные цены и комплектации. Есть ли у Vesta шанс стать убийцей «Соляриса», покажут полноценные тесты. CARscope.ru постарается рассказать о новинке в числе первых, следите за публикациями.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!