Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Судьбоносное копье

В День первого автомобиля музей АВТОВАЗа получил «копейку»,
объехавшую вокруг света

Судьбоносное копье

В День первого автомобиля музей АВТОВАЗа получил «копейку»,
объехавшую вокруг света


Дмитрий Вешкин, опубликовано 19 апреля 2018

Фото: LADA

Сегодня, 19 апреля, Волжский автозавод отмечает День первого автомобиля. Ровно 48 лет назад с конвейера нового предприятия в городе Тольятти сошли первые «Жигули». В рамках празднования в музей АВТОВАЗа будет передан ВАЗ-2101, на котором чешские автопутешественники в прошлом году проехали 50 тысяч километров.

ВАЗ-2101

В апреле 2017 года жители чешского города Честице Филипп Фогел и Петр Явурек отправились в путешествие, которое заняло у них 10 месяцев. Они проехали через 24 страны в Европе, Азии, Северной и Южной Америке — а последний марш-бросок совершили из родного города до Тольятти. Теперь их синий седан 1975 года выпуска, мужественно перенесший все тяготы кругосветки, отправится на заслуженный отдых в музей.

ВАЗ-2101

А для всех российских (и не только!) автомобилистов этот день — хороший повод вспомнить историю вазовской «копейки». Специально под новую для отечественного автопрома модель Совет министров СССР принял решение о строительстве завода — вместе с которым вырос и целый район города Тольятти. Всесоюзная стройка длилась с 1966 года по 1970, и в 19 апреля на конвейере ВАЗа собрали первый автомобиль. А уже 18 августа 1970 года «Жигули» поступили в продажу.

ВАЗ-2101

В основу ВАЗ-2101, как всем известно, лег Fiat 124 — модель, удостоенная титула «Автомобиль года в Европе». Однако под российские условия эксплуатации ее серьезно доработали: в общей сложности итальянский прототип получил около 800 изменений: усилили кузов, ходовую часть, а нижневальный заменили на более современный, с верхним расположением распредвала.

ВАЗ-2101

Затем появились рестайлинговая версия ВАЗ-21013, модификация ВАЗ-21011 с более мощным 1300-кубовым мотором, а всего за 18 лет выпустили 4,8 миллиона «Жигулей» первой модели. Часть из них, и весьма значительная, шла на экспорт: «копейка» увидела мир в 1971 году. За рубежом она называлась LADA, и это имя стало брендом для современной продукции Волжского автозавода.

ВАЗ-2101

А ВАЗ-2101 остался действительно культовым для нашей страны автомобилем. Достаточно вспомнить, что именно с нее изменилась система обозначения моделей в СССР. Отраслевая нормаль, в соответствии с которой заводы должны были давать своим моделям четырехзначные индексы, появилась еще в 1966 году, однако АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ, УАЗ и прочие предприятия освоили новую нумерацию только в середине 70-80 годов — первенцем новой системы были именно «Жигули».

ВАЗ-2101

У нее были экспортные модификации с правым рулем, экспериментальные версии с роторно-поршневым двигателем, в 2000 году читатели журнала «За рулем» удостоили «копейку» титулом «Лучший российский автомобиль ХХ столетия».

Даже сейчас, спустя почти полвека после начала производства и через 30 лет после его завершения, по России бегают более 400 тысяч «Жигулей» первой модели.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!