Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Валить хлопьями

Тест новой Mazda3: зачем ты делаешь мне больно?

Валить хлопьями

Тест новой Mazda3: зачем ты делаешь мне больно?


Вадим Никишев, опубликовано 29 июля 2019

Фото: Mazda

Пусть случится так, что этот тест прочитает как можно меньше людей, которые мечтают о новом хэтчбеке Mazda3. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста! Пусть на российских дорогах будет как можно больше «матрешек», и автомобильный поток станет разнообразнее и красивее. Но ведь четвертое поколение Mazda3, пожалуй, как ни одно предыдущее не вписывается в наши реалии — поэтому я надеюсь, что вам плевать на все гадости, которые я сейчас наговорю.

Mazda3 тест

Ездовая презентация проходила в Сербии. Говорю это не для того, чтобы вызвать зависть (три неполных дня никак не тянут на отпуск), а чтобы обрисовать условия, в которых проходило знакомство с новой «матрешкой». Мы проехали полтысячи километров по скверному асфальту, очень напоминающему покрытие на дорогах в российской глубинке, постояли в пробках на множестве ремонтируемых участков (Дима Соколов из российского Top Gear даже пошутил, что сербы спешно осваивают свалившийся на них транш Евросоюза), отдали 240 динаров (примерно 144 рубля) за полсотни километров по свежепостроенному автобану и полдня мучили машины на полигоне водительского мастерства Navak.

Mazda3 тест

Но сначала мы проникались дизайном Mazda3 четвертого (уже четвертого, считая с 2003 года!) поколения. Свет и тень — наше все: мы воспринимаем объекты только при свете, когда он частично отражается и поглощается поверхностью. В Mazda решили поиграть с ее формой и представили всю боковину как заготовку для скульптора: в этой «матрешке», например, нет визуального деления на передние и задние двери — сложная выштамповка проходит по всему борту, не дробя образ на отдельные детали.

Mazda3 тест

И еще цвет. От него зависит, «заиграет» ли форма или ее рельеф проявится только в свете софитов во время рекламной съемки в специально оборудованной студии. У Мазды всегда были отличные цвета — яркие, сочные, насыщенные. И, как у любого другой компании, есть фирменный колер — еще его называют launch color, цвет запуска. Новую «матрешку» запускают в свет в красном платье, которое ей действительно к лицу. Можно сказать, что лицо лепили под платье — и это тоже будет правдой: в других цветах хитрая пластика кузова выглядит не столь эффектно. Особенно на оригинальных черных дисках, которые издалека и вовсе можно принять за штампованные, несмотря на посадочный диаметр 18 дюймов!

Mazda3 тест
Черные диски не идут Мазде — в движении они смотрятся как штампованные, хотя машин на стальных колесах, которые положены базовой комплектации, в Сербии не было

Секрет красного колера, который Mazda традиционно разрабатывает вместе с японской компанией Nippon Paint, в хлопьях. В частичках алюминия, который при нанесении эмали ориентируют таким образом, чтобы появился эффект вельвета. Проведешь рукой по такой ткани в одну сторону — она приглаживается, в другую — топорщится. Вот и оригинальный цвет Soul Red Crystal Metallic по-разному играет в лучах сербского солнца, которому Mazda3 подставляет свои рельефные бока. Правда, Соколов ворчит, что точно такой же цвет, только названный competizione rosso, был у суперкара Alfa Romeo 8C. Но как бы то ни было, одной только внешностью Mazda3 способна приворожить — и раздеть до нитки уже вас.

Mazda3 тест

Обольщение продолжается, когда вы потянете за дверную ручку машины в топовой комплектации Supreme, у которой есть бесключевой доступ в салон. Наконец-то перед нами Mazda, у которой на точеном теле нет родинок — кнопок для разблокировки замков! Сенсоры срабатывают от прикосновения и, хотя иногда требуют повторного касания, я готов принять этот каприз красавицы как должное.

Mazda3 тест
Дизайнеры не стремились поразить всех любой целью — оттого салон получился очень гармоничным

Передняя панель — сочетание стильных решений и качественных материалов. Взгляните на обрамление приборной комбинации, которую слева и справа «поддерживают» дефлекторы системы вентиляции. Подобным образом был оформлен интерьер относительно недорогих, но очень уютных Porsche 944 поздних лет выпуска: там тоже козырек накрывал не только кругляши приборов, но и вентиляционные решетки.

Mazda3 тест
Единственное, что мозолит глаза, когда сидишь на пассажирском месте — фальшрешетка, визуально объединяющая вентиляционные дефлекторы. Все время кажется, что ее ребра идут волнами, и, если провести по ним пальцам, то подозрения обретут уверенность

И, кстати, именно Харм Лагай, отвечавший за дизайн переднемоторных Porsche, как-то сказал мне: «Эх, если бы у нас в восьмидесятые были такие технологические возможности для воплощения идей, которые есть у современных стилистов!» Интерьер Mazda3 куда более затейлив, аккуратен и воздушен, чем могли себе представить дизайнеры прошлых лет. И даже на фоне премиальных современников он выглядит интересно и качественно: чего стоят скошенные рамки мультимедийного дисплея, вырастающего из застывшей лавы передней панели!

Mazda3 тест
Попытки придать объем навигационной карте выглядят мило, но не более того — с продвинутой графикой премиум-конкурентов Мазде пока не тягаться

Вы скажете, что у нового BMW 1 серии так же «заваленный» влево центральный монитор на пару дюймов больше? Да, но технократичный интерьер «единички» далеко не всем придется по вкусу. А широченная цифровая «доска», которую водрузили перед водителем Mercedes-Benz A-класса, тем более.

Mazda3 тест
Низкочастотные динамики расположили по бокам передней панели, твитеры — на стойках. В дверях остались только среднечастотные динамики, которые играют в изолированном объеме — и не работают пассивными излучателями внешних шумов, как это было раньше

Как раз с ними, по мнению людей из Mazda, придется конкурировать новой «матрешке». И я могу понять тех, кому салон Mazda3 будет милее, чем футуристичные немецкие «кабинеты». Да и внешне, поставь их рядом, может возникнуть впечатление, что это именно Мазда задает стиль в сегменте премиальных «компактов», а в БМВ и Даймлере слишком увлеклись игрой «сделай не так, как было, сохранив фирменные черты» — и скатились в искусственность. Я даже готов поверить, что потенциальные клиенты готовы отбросить брендовые предрассудки и зайти в салон японской марки, миновав дилеров «немцев». Но ведь рано или поздно им придется выехать на дорогу — и тут остается рассчитывать, что Mazda3 уже настолько вас пленила, что вы не заметите ее недостатки.

Mazda3 тест
Оптимизированная жесткость кузова, специальные виброгасящие составы, слоеное покрытие пола... Да, пожалуй, Mazda3 стала тише предшественницы, но вибрационный фон не дает абстрагироваться от реальности. Это хорошо, если рассуждать об обратной связи и триаде водитель-автомобиль-дорога — но только дорогу лучше выбирать такую, чтобы водитель не разочаровался в автомобиле

Да, еще до того, как вы заведете мотор, толковый менеджер расскажет вам и про алюминиевые «хлопья» в краске, и про оригинальную идею, вокруг которой построили философию вождения новой «матрешки». В центр системы координат поместили не водителя — о, это было бы банально! — а водительский таз. Пятую точку. Пелвис, научно говоря.

Mazda3 тест
Сиденья хороши вне зависимости от комплектации (у топовой Supreme есть электроприводы и регулировка поясничного подпора) — хороши, но не идеальны: на гоночной трассе не хватает боковой поддержки, а после длинных перегонов пелвис все же устает

Суть в том, что значительную часть информации о происходящем в автомобиле водитель воспринимает через этот самый пелвис. Например, специалисты по эргономике используют совмещенную с ним точку H, hip-point, как одну из основных при компоновке салона. В движении пятой точкой мы воспринимаем вибрации от дорожных неровностей, изменение режимов и направление движения — так почему бы действительно не поставить все с головы на... Ну, вы поняли?

Mazda3 тест
Задний ряд откровенно тесный. При росте 180 см сам за собой я сажусь впритык, тесно и коленям, и голове. А на центральной секции я вообще не поместился — не пустил потолок!

Собственно, так и получилось. Можно сколько угодно нахваливать новые сиденья — они неплохи, но и только. Дело даже не в недостатке боковой поддержки (худосочный Дима Соколов заметил сразу, я, как более упитанный — после того, как начало ныть колено, которым я во время активных маневров упирался в центральную консоль). И не в дефиците регулировок: если уж собрались конкурировать с BMW, то предусмотрите и выдвижную подколенную секцию, и регулировку боковых валиков, и настройку поясничного подпора не только по интенсивности, но и по высоте. Дело в том, что вечером после поездки мой пелвис, вокруг которого и должен крутиться мир Mazda3, напомнил о своем существовании. И я бы не обратил на это внимание (есть сиденья получше, есть и заметно хуже) — но после такой рекламы действительно ждал чуда.

Mazda3 тест
Багажник правильной формы, но его объем — всего 295 литров! У хэтчбека предыдущего поколения было на полсотни больше — подозреваю, что частично полезный объем сократился из-за перехода на полузависимую заднюю подвеску. В подполье, тем не менее, нашлось место для докатки

Хотя, может, сиденье «матрешки» действительно великолепное — и если использовать его вместо офисного кресла, то об услугах массажиста можно навсегда забыть. А дело все в том, что от подвески на кресло приходит много, очень много информации от дороги. Новый хэтчбек считывает профиль дороги с неуемной дотошностью: Mazda3 вздрагивает на заплатках, вибрирует на «стиральной доске», прилипает к асфальту на пологих волнах, отмечая их гребни. При проезде крупных неровностей и лежачих полицейских подвеска замыкается на ограничители хода — ей не хватает не только плавности, но и энергоемкости.

Mazda3 тест
Дорожный просвет Mazda3 — всего 135 мм. Забудьте о парковках вплотную к бордюру, иначе красота потребует вполне материальных жертв

И эти вибрации ощущаются не только тазом, но и другими конечностями. Зудят моторный щит, на котором закреплен педальный узел, и пол, в который упираются ваши пятки... Увы, даже на шинах 205/60 R16, которые положены комплектации Active вне зависимости от мотора, «матрешка» воспринимается некомфортной — особенно после разрекламированной на презентации тазоориентрированности.

Mazda3 тест
Как ни странно, на плохой дороге в автомобилях с более низкопрофильными шинами трясло меньше — видимо, из-за других настроек подвески, подобранных под чуть более легкую и маломощную модификацию

Как будет вести себя версия Supreme с покрышками 215/45 R18, было страшно представить. И как же я удивился, когда такая Mazda3 оказалась более плавной! Неужели автомобиль, который нам достался в первый день теста, был с «убитой» подвеской? Вряд ли: в Сербию машины приехали на автовозе, а мы были в первой группе журналистов. Скорее, дело в разных настройках подвески для модификаций с разными моторами. Накануне мы ездили на 2,0-литровой «матрешке», сейчас пересели на машину с менее мощным 1,5-литровым двигателем — и, видимо, с другими пружинами и амортизаторами. На волнах появился намек на раскачку, зато средние неровности передаются более округло. И даже низкопрофильные покрышки — давление в которых, как мы обнаружили в середине пробега, было увеличено под полную нагрузку — не скакали мячиком на гребенке. Может, перекачанные шины испортили характер вчерашнего хэтчбека? Увы, этого уже не узнать.

Mazda3 тест
На испытательном треке мы застряли за инструктором, который решил перестраховаться — однако нейтральный баланс шасси все же удалось оценить

Но в любом случае Mazda3 предыдущего поколения вспоминается как более плавный автомобиль. И более драйверский! От действительно быстрой езды по сербским серпантинам удерживала скромная энергоемкость подвески нынешней «матрешки», но и просто бодрый темп позволил оценить приятное усилие на руле, понятную обратную связь и живость реакций. Однако на закрытом полигоне Navak с ровным (и довольно скользким) асфальтом стало понятно: Mazda3 стала степеннее, солиднее — и безопаснее.

Mazda3 тест
Mazda3 — редкий современный автомобиль, который при езде в две педали (когда притормаживаешь, не сбрасывая газа) не обрубает тягу, а всего лишь выводит предупреждение на дисплей комбинации приборов. Жаль, мало кто кто из владельцев оценит такую вольность — равно как и поведение автомобиля при отключенной системе стабилизации

С любым мотором шасси настроено нейтрально: если переборщить со скоростью в пологой дуге, то первой начнет скользить передняя ось. Прикрыл газ — и Mazda3 возвращается на траекторию. Но при провокации в виде резкого сброса газа и доворота руля хэтчбек вовсе не торопится уходить в занос. «Мести хвостом» получилось только на упражнении «переставка», когда на скорости 65 км/ч мы имитировали смену полосы движения и возвращение в свой ряд. Руль у новой машины довольно «длинный» (он делает почти 3 оборота от упора до упора, тогда как раньше хватало чуть больше 2,5), но и сейчас перехваты не нужны. Нырнув влево перед стеной конусов, Mazda3 приседает на переднюю ось под сброс тяги и тут же следует за рулем вправо, уходя в быстрый, но не резкий «хлыст» — его легко погасить контрвыпадом баранки или прибавлением газа.

Mazda3 тест
Слева от селектора — двухпозиционный переключатель режимов. Приятно, меняются только отклики на газ и алгоритм работы «автомата» — при этом спортивная программа не делает руль наигранно тяжелым

Разумеется, все это происходит с отключенной системой стабилизации — для ее деактивации достаточно одного короткого нажатия на кнопку слева от руля. Прямо скажем, приятная редкость в современном мире, где для отключения страхующей электроники нужно залезать в меню либо держать клавишу нажатой секунд десять. И это если производитель вообще предусмотрел возможность побыть с автомобилем один на один. Более того, многие новые системы стабилизации излишне перестраховываются, надолго подтормаживая наружное колесо — так что автомобиль при резком маневре безвольно скользит в сносе, не реагируя на действия водителя. А Mazda3 преподносит еще один приятный сюрприз: здесь электроника не берет на себя слишком много, позволяя человеку контролировать ситуацию.

Mazda3 тест

Еще больше комплиментов заслуживают тормоза. Во время теста им пришлось нелегко: при заездах по треку их задействовала система управления вектором тяги G-Vectoring Control Plus, да и мы постарались, имитируя экстренное торможение с объездом препятствия. Разгон до 100 км/ч, торможение «в АБС», маневр с полной остановкой, возвращение на исходную — и так десяток раз подряд. Механизмы и колодки стойкие к перегреву, а про особенности тормозного привода я вспомнил только после теста: во время поездки думать о нем не пришлось. Замедлением управлять приятно и в штатных, и в экстренных режимах, так что здесь «матрешка» заслуживает высшей оценки.

Mazda3 тест

А вот двигатели оставили чувство легкой грусти: похоже, скоро избалованная турботягой публика окончательно отвернется от атмосферных моторов. Может, конечно, и нет: периодически доводится слышать, как некоторые водители боятся увидеть на тахометре больше 4 000 об/мин, а со светофоров трогаются так, словно везут фарфоровый сервиз без упаковки. Этим, пожалуй, хватит динамики и 1,5-литровой версии, мотор которой развивает 120 л. с. (при чудовищных 6 000 об/мин) и 153 Нм при тех самых 4 000 об/мин. С «автоматом» такая Mazda3 набирает «сотню» за мучительные 12,4 секунды, а про обгоны на горной дороге можно забыть. Более того, пытаясь компенсировать дефицит тяги на любом мало-мальски заметном подъеме, «автомат» начинает спрыгивать на низшие ступени — и, хотя он делает это быстро и плавно, вскоре работающий на повышенных тонах мотор начинает утомлять.

Mazda3 тест

С двигателем 2,0 л (150 л. с. при 6 000 об/мин, 213 Нм при 4 000 об/мин) «матрешка» разгоняется до 100 км/ч за вменяемые 9,3 секунды и на трассе чувствует себя увереннее. Здесь такие же линейные, приятные отклики на педаль газа, а запас крутящего момента позволяет коробке меньше суетиться. Но отдачу можно назвать «достаточной» — и только: ни на стартовые подвиги, ни на убедительные спурты при обгонах не способна и такая Mazda3. Безусловно, отлично настроенная связка атмосферника и 6-ступенчатого «автомата» порадует в городе — я, например, с большим удовольствием ездил бы именно на такой машине, чем на потенциально более быстром конкуренте с турбомотором и задумчивым «роботом». Но на шоссе предпочел бы большую отдачу в режиме «газ в пол».

Mazda3 тест

Так с чем Mazda3 выходит на наш непростой рынок? Тряская подвеска, болезненно воспринимающая крупные неровности, смешной дорожный просвет в 135 мм, тесные задние места, скромный по объему багажник и «никакой» базовый мотор — а ведь даже с ним, даже с «механикой» и даже в самой простой комплектации Mazda3 стоит 1 490 000 рублей! Но при наличии полноценной мультимедийной системы, датчиков света и дождя, светодиодных фар, проектора данных на ветровое стекло и электромеханического стояночного тормоза у нее... штампованные диски и нет подогрева сидений!

Mazda3 тест

Доплата за исполнение Active — всего 100 тысяч рублей, при этом вы разом получите «автомат», 16-дюймовые легкосплавные колеса, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, обогрев и электропривод складывания наружных зеркал. А накинув еще 18 тысяч, обзаведетесь подогревами руля и стекла в зоне покоя щеток.

Но ни камеры заднего вида, ни даже парктроников в «Активе» нет — они появляются только в версии Supreme (1 683 000 рублей с младшим мотором) вместе с электроприводами передних сидений (у водительского будет и настройка поясничного подпора), подрулевыми лепестками для выбора передач, самозатемняющимися зеркалами (салонным и левым) и бесключевым доступом. Нужен комплекс электронных ассистентов, включающий адаптивный круиз-контроль — готовьте еще 136 тысяч рублей. Да, вне зависимости от исполнения за активацию навигационной системы придется заплатить 36 000 рублей.

Mazda3 тест
Камера заднего вида — привилегия топ-комплектации Supreme. И почему-то только у нее есть датчики парковки

С 2,0-литровыми модификациями все проще и печальнее для бюджета: комплектация Active стоит 1 678 000 рублей, Supreme — 1 753 000 рублей. Разница по сравнению со слабосильными версиями — здесь не нужно доплачивать за подогрев руля и ветрового стекла, но нет возможности докупить продвинутый комплекс ассистентов.

Так что к упомянутым недостаткам запишем еще и высокую цену, которая действительно выдерживает конкуренцию разве что с премиальными компакт-хэтчами, и довольно странно сформированный комплектации.

Mazda3 тест
Mazda3 проецирует данные не на бюджетный экранчик, а прямо на ветровое стекло. Обратите внимание: за дополнительные 126 000 рублей комплектацию Supreme можно оснастить комплексом безопасности, в который входят система распознавания дорожных знаков и адаптивный круиз-контроль. Но такой пакет предусмотрен только для 1,5-литровых машин!

И все же я буду рад, если вас все это ни капли не волнует, а «хлопья» оригинальной эмали на эффектных изгибах кузова уже свалили вас с ног. Ведь на московских дорогах Mazda3 не будет утомлять своей жесткостью — а я каждый раз буду смотреть на этот красивый автомобиль и вспоминать про него только хорошее.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!