Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Mercedes-Benz в России: вехи истории

Mercedes, 22 декабря 2009

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» отмечает в этом году 15-летие дочернего российского предприятия Mercedes-Benz и 115-летие с момента появления в России первого автомобиля Benz. История обеих марок и история марки Mercedes-Benz тесно связаны с Россией и с ее автомобильной промышленностью на протяжении всего этого долгого пути.

 

Путешествие Готлиба Даймлера

 

Осенью 1881 г. руководство газомоторной фабрики Deutz из Кёльна поручает Готлибу Даймлеру изучить возможности сбыта газовых двигателей в России. Трехмесячное путешествие по железной дороге проходило через Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Новгород, Тулу, Харьков и Одессу. Свои впечатления он записывал в дневник, делал карандашные зарисовки русских зданий и ландшафтов. Даймлер убедился, что для фирмы Deutz Россия является весьма перспективным рынком, но деловые отношения не были построены по причине его ухода из фирмы. Дальнейшее усовершенствование Даймлером стационарных газовых двигателей привело в итоге к созданию быстроходного и легкого двигателя внутреннего сгорания, ставшего основой автомобилестроения.

 

Даймлер отправился в командировку в Россию за пять лет до изобретения автомобиля в 1886 г. Не исключено, что решающий импульс к созданию автомобиля он получил во время своего долгого железнодорожного путешествия по России. За три месяца до своей смерти в марте 1900 г. он записал: "...Переполненные летние поезда и зависимость от маршрутов железных дорог были мне противны и привели к мысли о самостоятельном передвижении и т.д....". Таким образом, его поездку можно рассматривать также и как своего рода предвестницу создания российской автомобильной промышленности.

 

Уже в 1887-1888 гг. Даймлер зарегистрировал в России три патента – на свой двигатель, автомобиль и теплоход. Как свидетельствуют записи в одном из первых торговых реестров, поначалу в Россию поставлялись двигатели.

 

Первые автомобили в России

 

Карл Бенц основал совместно со своими компаньонами фирму Benz & Co. в Мангейме в 1883 г. В 1886 г. он запатентовал первый трехколесный автомобиль. В России, в Москве первый автомобиль Benz Velo появился в 1894 г. Вполне вероятно, что это был первый автомобиль на русской земле. К сожалению, ничего не известно о первом покупателе. До 1897 г. Бенц в общей сложности поставил в Москву, Санкт-Петербург и Одессу 19 автомобилей, из них 13 Velo.

 

Автомобиль Velo был представлен в 1893 г. на всемирной выставке в Чикаго. Это был первый в мире серийный автомобиль. Он вызвал большой интерес у двух деловых людей из Санкт-Петербурга: Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. Они объединились и весной 1896 г. выпустили первый в России автомобиль с бензиновым двигателем. В его основу была положена модель Velo. Автомобиль Benz, таким образом, стал прототипом для первого российского автомобиля. Первое сообщение об этом автомобиле появилось в газете «Новое время» от 8 июня 1896 г. На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. автомобиль был показан царю. Скорость авто достигала 20 км/ч, а стоило оно 1500 рублей серебром. Первый автомобиль Даймлера в России упоминается в сентябре 1897 г.: заказ был доставлен в Сибирь.

 

Автомобили Daimler и Benz активно участвовали в многочисленных автогонках и автопробегах того времени. В 1910 году в гонках участвовал автомобиль Mercedes Николая Рябушинского. Его братья Сергей и Степан в 1915 г. основали AMO – российское автомобильное производство промышленного масштаба. В 1913 г. телеграммой из Москвы автомобиль Mercedes заказал в Унтертюркхайме композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.

 

В начале ХХ века в целях увеличения объемов продаж компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) стремилась к созданию специального производства для России. Первым партнером в этом деле стал русский автоконструктор Борис Луцкий (Boris Loutzky). Совместно c DMG он участвовал в производстве грузовиков в Берлин-Мариенфельде и автомобиля Daimler-Loutzky-Motor.

 

Количество салонов продаж также значительно увеличилось: их перечень 1912/13 гг. включал наряду с московским филиалом, тогда называвшимся Генеральным представительством (Неглинный пр., 15, напротив Государственного банка России), также торговые дома в Одессе, Санкт-Петербурге, Риге, Харькове, Баку и Киеве.

 

Начиная с 1905 года в числе покупателей автомобилей Mercedes и царский двор: в этом году было поставлено пять «Мерседесов». В 1912 году DMG становится Поставщиком двора его Императорского Величества и в России продается максимальное число автомобилей за весь дореволюционный период — 134. Это примерно соответствовало девяти процентам от всего производства и 14% от его экспортной доли. В этом году Россия заняла третье место в числе экспортных партнеров предприятия: ее опережали только Франция и, незначительно, Англия. В период с 1908 по 1918 год в Россию было продано в общей сложности 466 автомобилей.

 

Mercedes-Benz в Советском Союзе

 

В 1923 г. в Москве вновь было открыто всероссийское представительство фирмы DMG. В том же году во всесоюзном испытательном пробеге автомобиль Mercedes завоевал первое место за самую высокую скорость. Большой всесоюзный пробег 1925 года принес по два первых места маркам Mercedes и, соответственно, Benz в категориях легковых и грузовых автомобилей.

 

После слияния в июне 1926 г. фирм DMG и Benz & Cie. со второй половины 20-х гг. начался рост продаж коммерческих автомобилей в СССР, связанный с индустриализацией и первыми пятилетками. В период между 1927 и 1940 гг. было поставлено около 500 грузовиков и автобусов, причем 256 только в одном 1931 г., что составило 55 % всего экспорта этой категории автомобилей за год.

 

С 1945 по 1969 год экспортный баланс концерна Daimler-Benz AG с СССР выглядел довольно скромно: 604 легковых автомобиля, 20 грузовиков, 7 автобусов и 14 единиц спецтехники Unimog. В феврале 1973 года Daimler-Benz AG подписал соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Государственным комитетом по науке и технике. Вскоре после этого на специальной десятидневной выставке в Москве, вызвавшей огромный интерес, концерн продемонстрировал всю свою продукцию. Соглашением предусматривался постоянный обмен опытом между Daimler-Benz AG и советским Министерством автомобильного транспорта в сфере автомобильной техники, организации, рационализации и обслуживания автомобилей. Практическая реализация этого сотрудничества заключалась в обмене результатами измерений и документацией в ходе рабочих заседаний, а также взаимным посещением заводов. Первое представительство Mercedes-Benz было аккредитовано в Москве 28 февраля 1974 г. Очередным этапом развития отношений стало открытие в ноябре 1975 года «Мастерской № 7» на основе соглашения 1973 года. Это была сервисная станция по обслуживанию легковых автомобилей марок Mercedes-Benz, VW и BMW. Руководство станцией осуществлялось советской стороной.

 

Техническое участие немецкой стороны заключалось в планировании, оснащении автомастерской и склада запчастей, а также в текущем обучении советского технического персонала. Мастерская поначалу обслуживала от 20 до 25 автомобилей в день. В тот же год Daimler-Benz поставил 100 седельных тягачей Совтрансавто. В 1979 г. городская администрация Москвы заказала 150 единиц спецтехники Unimog, а в январе 1980 г. в Москве было торжественно открыто представительство концерна Daimler-Benz AG. В 1980 г. концерн Daimler-Benz AG становится Официальным поставщиком игр XXII Олимпиады в Москве 1980 года: легковые автомобили, микроавтобусы и спецавтомобили были предоставлены в распоряжение Оргкомитета Олимпиады.

 

Начало российского бизнеса Mercedes-Benz

 

Посещение в ноябре 1991 г. Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным центрального офиса концерна в Мёрингене под Штутгартом дало новый импульс дальнейшему развитию отношений.

 

8 декабря 1994 г. было создано АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили». Оно стало первой иностранной автомобильной компанией, открывшейся на территории России. Основными задачами новой компании стали продвижение марки в России и создание разветвленной дилерской сети по продаже автомобилей по всей стране. В августе 1995 г. в Москве был открыт склад запасных частей и технический центр, где на постоянной основе проводится обучение механиков и продавцов. Через пять лет компания переименовывается в ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» в связи с интеграцией подразделения Chrysler. В апреле 2002 г. компания становится генеральным импортером легковых, а также малотоннажных и специальных (до 7,5 т.) автомобилей в России. В результате продажи DaimlerChrysler AG 80,1 % акций американской группы Chrysler в октябре 2007 г. концерн был переименован в Daimler AG, а российское подразделение с 10 декабря 2007 г. стало называться ЗАО "Мерседес-Бенц РУС".

 

С февраля 2005 г. новый адрес «Мерседес-Бенц» в России звучит так: Ленинградский проспект, дом 39А. Одновременно здесь открылось собственное дилерское предприятие «Мерседес-Бенц Центр». В мае 2008 г. распахивает свои двери новый центр по послепродажному обслуживанию «Мерседес- Бенц Центр Вешки» на пересечении Алтуфьевского шоссе и МКАД. Центр объединяет склад запасных частей, административное здание и учебный центр со специальными классами для изучения конструкции автомобилей.

 

В течение пятнадцати лет работы компании в России была создана дилерская сеть, которая насчитывает сегодня 58 партнеров по продаже и обслуживанию автомобилей Mercedes-Benz. За этот период времени (1995-2008) через официальных дилеров «Мерседес-Бенц» было продано 67453 легковых автомобиля и внедорожника, 11822 малотоннажных и 7720 грузовых автомобилей. В настоящее время в компании работают около 700 сотрудников.

 

Современная ситуация и новые планы

 

Компания активно работает над созданием собственной сервисной инфраструктуры в России. В настоящее время ведется строительство центра «Мерседес-Бенц Север» по продаже и обслуживанию подержанных легковых и новых коммерческих автомобилей на пересечении Алтуфьевского шоссе и МКАД. «Мерседес-Бенц Север» станет самым большим собственным автотехцентром ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» и сможет предложить своим клиентам полный спектр услуг по ремонту легковых и коммерческих автомобилей, автобусов, обслуживанию кузовопроизводителей, а также продаже новых коммерческих и легковых автомобилей с пробегом. Открытие «Мерседес-Бенц Север» запланировано на первый квартал 2010 г.

 

24 ноября 2009 г. были подписаны договоры между Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» о создании двух совместных предприятий на паритетной основе. Основой послужило стратегическое партнерство между «Даймлер АГ», ОАО «КАМАЗ», государственной корпорацией «Ростехнологии» и инвестиционным банком «Тройка Диалог», начало которому было положено в декабре 2008 года. В связи с этим концерн «Даймлер АГ» стал владельцем 10% акций ОАО «КАМАЗ».

 

СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток» будет заниматься производством и сбытом тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor, сначала методом крупноузловой сборки в Набережных Челнах на производственных мощностях ОАО «КАМАЗ». Центральный офис продаж грузовых автомобилей Mercedes-Benz, а также автобусов Mercedes-Benz и Setra нового совместного предприятия будет находиться в Москве. Производство грузовых автомобилей по соглашению с антимонопольным комитетом должно начаться во втором квартале 2010 г. Сбыт планируется начать в январе 2010 г. СП «Фузо Камаз Тракс Рус», штаб-квартира которого будет расположена в Казани, начнет свою деятельность по импорту машинокомплектов из Японии, производству и сбыту легкого грузового автомобиля Fuso Canter в первом квартале 2010 г.

 

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» известно своей традицией социальной ответственности. С самого начала своей деятельности компания постоянно поддерживает социально значимые инициативы. Приоритетными направлениями для «Мерседес-Бенц» являются поддержка культурных проектов и культурного обмена, поддержка семьи и семейных ценностей, охрана детей. Ещё одно важное направление социальной политики «Мерседес-Бенц» – проекты в сфере образования, такие как «Мерседес-Бенц Академия» и «Зворыкинский проект». ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» тесно сотрудничает с ГИБДД России, участвуя в «Программе по совместной реализации мероприятий по пропаганде детской безопасности и снижению количества ДТП с участием детей». В рамках этой программы компания обучает детей безопасному поведению на дороге, оборудует специальные детские площадки, где дети могут изучить основы БДД и научиться мастерству вождения на детских электромобилях.

 

Марка Mercedes-Benz пользуется исключительной популярностью в России. Среди поклонников автомобилей с трехлучевой звездой самые известные представители политической, экономической и культурной элиты страны. С 1995 г. автомобили со спецзащитой Mercedes-Benz Guard служат в Гараже особого назначения.

 

Специальное предложение автомобилей ML-Класса по юбилейной цене

 

Отмечая юбилей ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» предложило поклонникам марки возможность приобщиться с этому празднику и приобрести один из 115 внедорожников Mercedes-Benz ML 350 на специальных условиях: стоимость автомобилей в комплектации «Особая Серия» составила от 2 626 000 рублей. Вместе с автомобилем каждому клиенту вручается сертификат, удостоверяющий принадлежность приобретенного внедорожника к ограниченной серии. Действие специальной программы «115 лет с момента появления автомобиля Benz в России» заканчивается 31 декабря 2009 г. Кроме этого компания передаст на благотворительные цели средства, вырученные от продажи автомобиля SLK 200.

 

Основные события

 

1881 Путешествие Готлиба Даймлера в Россию. Он посещает Ригу, Санкт-Петербург, Москву, Харьков, Одессу и другие города с целью изучения возможностей сбыта газомоторных двигателей Deutz.
1887 Первый российский патент Даймлера: № 9056 от 25 октября 1887 г. на 10 лет на нововведения в газовых и бензиновых двигателях.
1890 Первые поставки стационарных и корабельных двигателей Daimler в Россию.
1894 Летом неизвестному московскому заказчику поставляется первый автомобиль Benz Velo.
1896 Benz Velo становится прототипом автомобиля Евгения Яковлева.
1897 Первый автомобиль Daimler приходит в Россию.
1908 Виктор Эмери выигрывет гонку Санкт-Петербург - Москва на автомобиле Benz мощностью 120 л.с.
1910 15 апреля на заседании наблюдательного совета Daimler-Motoren-Gesellschaft рассматривается вопрос об открытии салона продаж в Москве. «Предложение правления о строительстве салона продаж было одобрено».
1912 1 января по адресу Неглинный проезд, 15 А открылся московский филиал «Общества моторов Даймлер».
1912 Daimler-Motoren-Gesellschaft становится Поставщиком двора его Императорского Величества.
1913 На верстовой гонке на Большой приз С.-Петербурга на 200-сильном Benz установлен европейский рекорд скорости на дороге – 202 км/ч.
1923 В сентябре-октябре Daimler и Benz участвуют во Всесоюзном испытательном пробеге. Главный приз – серебряный самовар получает гонщик Крацер на автомобиле Daimler.
1925

Участие и победы (два из шести государственных призов) во Всесоюзном автомобильном пробеге Ленинград – Москва – Тбилиси - Ленинград. Грузовик Daimler грузоподъемностью 3,5 т был отмечен за общий лучший результат своей колонны. Грузовой автомобиль Benz грузоподъемность 2,5 т., был отмечен за прочность конструкции. В журнале Mercedes-Benz Nachrichtenblatt этот пробег назван «Дерби на надежность». Трасса для легковых автомобилей, протяженностью 5500 км со сложными дорожными условиями (степи, горы), при почти полном отсутствии сервиса. Только четверть часа в день отводилось на смазку и профилактику двигателя. Дважды трасса пересекала Кавказский хребет на высоте свыше 2300 м.

1956 В СССР поставлен первый Unimog.
1958 Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Анастас Микоян посещает завод в Унтертюркхайме.
1969 В сентябре советская делегация в составе 12 ведущих представителей автопрома во главе с министром автомобильной промышленности А. М. Тарасовым посетила Международный Франкфуртский автосалон. Советский министр прибыл в Германию по приглашению концерна Daimler-Benz AG. После выставки советская делегация посетила многие предприятия западногерманского автопрома.
1973

27 февраля. Подписание соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Daimler AG, ГКНТ и Минавтопромом в рамках межправительственного договора между СССР и ФРГ.

28 февраля – 9 марта. Спецвыставка Mercedes-Benz в парке Сокольники - самая большая выставка иностранной компании в СССР.

1974 В феврале в Москве открывается первый офис «Мерседес-Бенц».
1975 В ноябре в Москве открыта СТО легковых автомобилей немецких марок. Станция № 7 была рассчитана на обслуживание 20-25 автомобилей в день.
1979 Октябрь. Концерн Daimler-Benz AG становится Официальным поставщиком игр XXII Олимпиады в Москве 1980 года: легковые автомобили, микроавтобусы и спецавтомобили были предоставлены в распоряжение Оргкомитета Олимпиады.
1980 14 октября Daimler-Benz AG открывает в Москве официальное представительство: два немецких и четыре советских сотрудника. Представительство возглавил Лотар Гляйтце (Lothar Gleitze).

1980

-1985

В течение 5 лет «Совтрансавто» получило более 600 седельных тягачей Mercedes-Benz для работы на международных трассах. Кроме этого поставлены автомобили для коммунальных служб, машины скорой помощи и автомобили для ГАИ.
1994 8 декабря в Москве открывается АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили».
1995

К концу года в АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили» работают 85 российских и 12 немецких сотрудников.

1 августа открывается склад запасных частей и технический центр в Москве, где на постоянной основе проводится обучение механиков и продавцов.

Первые автомобили со спецзащитой Mercedes-Benz Guard появляются в Гараже особого назначения.

1996

-1997

«Совтрансавто» передано 500 грузовых автомобилей.
2000 В январе компанию перименовывают в ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС».
2000 8 июня был открыт Московский Дом DaimlerChrysler, в котором разместилось представительство концерна.
2002 В апреле ЗАО “ДаймлерКрайслер Автомобили РУС” становится генеральным импортером легковых, а также малотоннажных и специальных (до 7,5 т.) автомобилей Mercedes-Benz в России.
2005 Новый адрес «Мерседес-Бенц» в России: в феврале 2005 г. открытие «Мерседес-Бенц Центра» на Ленинградском проспекте в Москве.
2007 С 10 декабря российская компания называется ЗАО "Мерседес-Бенц РУС".
2008 15 мая 2008 г. открытие нового центра по послепродажному обслуживанию «Мерседес- Бенц Центр Вешки» на пересечении Алтуфьевского шоссе и МКАД. Центр объединяет склад запасных частей, административное здание и учебный центр со специальными классами для изучения конструкции грузовых автомобилей, мастерской с ямой и тормозным стендом для разбора учебных ситуаций.
2009 24 ноября подписаны договоры между Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» о создании двух совместных предприятий на паритетной основе по продаже и производству грузовой техники: «Мерседес-Бенц Тракс Восток» и «Фузо Камаз Тракс Рус».
Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!