Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Системы Джона Купера

SHORTscope: Разогреваем зиму летним
тестом горячего MINI John Cooper Works

Системы Джона Купера

SHORTscope: Разогреваем зиму летним
тестом горячего MINI John Cooper Works


Дмитрий Вешкин, опубликовано 10 января 2010

Фото: СARscope, MINI

 

Мастерская Джона Купера, John Cooper Works — это что-то вроде военной фабрики. Там превращают гламурные игрушки MINI One в оружие разной степени поражения.

 

Первый уровень — просто Cooper с мотором мощностью 120 л.с. Что-то вроде газового пистолета, переделанный под мелкокалиберный патрон. Ступенью выше — «зажигалка» Cooper S, двигатель которого форсирован до 175 сил. Но все равно, несмотря на картинговую управляемость и немалую энерговооруженность, «эска» тянет лишь на «полицейское оружие». Ведь у покупателей Cooper S есть выбор — механическая коробка или вариатор, а это, согласитесь, несерьезно. Культовый MINI, любимец стильной молодежи, доступен еще и в версии от придворного ателье John Cooper Works. С мотором в 211 л.с. и комплексом доработок он превращается в грозное оружие, которое нам удалось испытать в деле. Эта версия бескомпромиссна: только «ручка» о шести ступенях.

 

MINI JCW

Легкий спортивный обвес увидишь на не каждом MINI Cooper JCW — это опция, которую можно не заказывать


От стандартной эта коробка передач отличается усиленными синхронизаторами и доработанным механизмом переключения. И это неспроста: по сравнению с мотором «эски» версия JCW прибавила 36 «лошадок» и развивает 211 л.с.; возрос с 240 Нм до 260 Нм крутящий момент. Более того, есть режим Overboost, в котором крутящий момент на 12 секунд подскакивает еще на 20 Нм! Такой отдачи от серийного двигателя объемом 1,6 литра можно добиться только с помощью турбонаддува, и на John Cooper Works он трудится в полную силу. По сравнению с простым Cooper S, нагнетатель которого создает давление 0,9 атм, турбина JCW производительнее на 0,4 атм. А в «овербусте» дует и того сильней — на уровне 1,45 атм! Да и остальная начинка заметно изменилась: мотор «разжали», снизив степень сжатия с 10,5 до 10, усилили поршни, заменили головку блока, увеличили диаметр впускных и выпускных каналов… В общем, увеличили поражающую способность.

 

MINI JCW

Если базовый мотор можно встретить и на автомобилях концера PSA, то высокофосирванный вариант — прерогатива исключительно MINI


В салоне по сравнению с обычными «куперами» изменений нет. Такая же оригинальная форма удивительно удобных сидений, рельефный минимализм передней панели, россыпи тумблеров на консоли и потолке. Непосвященный разберется в них не сразу, фанаты марки же наслаждаются прохладой полированного металла и четкостью, осязаемостью нажатий.

 

MINI JCW

Блок управления потолочными светильниками и люком выполнен в общем стиле: металлические тумблеры разделены металлическими же скобками


Фирменный штрих всех MINI — и новых, и старых — спидометр-блюдце точно посередине панели. Удивительно, как при таких солидных размерах современной «тарелки» можно сделать показания скорости столь неудобочитаемыми. Причина банальна: смотреть на коротенькую стрелку, бегающую по размеченному цифрами периметру, с водительского места проблематично. Это особенность топовой комплектации: на ней в окружность спидометра смогли вписать прямоугольный дисплей, на котором отображается навигационная карта и настройки аудиосистемы.

 

MINI JCW

Перемещающийся по окружности указатель скорости неудобен для водителя. Но это единственное, к чему можно придраться — все остальное скорее необычно, нежели неудобно


Пассажиры, таким образом, оказываются вовлеченными в процесс вождения: видно и куда их везут, и с какой скоростью. Одновременно этим смогут заниматься трое пассажиров — сзади места только на двоих. И в ширину места маловато, и ступни приходится выворачивать, и голова в потолок упирается.

 

MINI JCW

На высокой скорости приопущенные стекла начинают вибрировать. Такова специфика формы и отсутствия рамок дверей

 

Даже если позволяют габариты, пассажирам в движении придется несладко. Cooper S и то гуманнее — для него можно выбрать подвеску с относительно мягкими настройками. А что для «эски» «спорт» — то для MINI JCW норма. То есть по умолчанию на разгоряченном хэтчбеке стоит самая жесткая подвеска из гражданских! И ведь можно выбрать еще более жесткую версию с иными пружинами, амортизаторами и стабилизаторами. Наконец, для отъявленных мазохистов существует гоночный кит, уменьшающий и без того скромный дорожный просвет на сантиметр и превращающий MINI, пожалуй, в лучший костотряс из всех существующих спорткаров.

 

MINI JCW

MINI – один из немногих заряженных автомобилей с центральным патрубком выпускной системы. Сейчас это становится модным в тюнинговой среде

 

Водителю, точнее пилоту, это нипочем. Он не слышит шипения пассажира, в очередной раз доставшего головой крышу на безобидной с виду кочке. Его не интересует судьба ноутбука в багажнике (кстати, кроме кейса, кофра с фотоаппаратурой да аптечки туда ничего не поместится). И на игрушечный спидометр он смотрит в последнюю очередь: прямо перед глазами на рулевой колонке установлен куда более важный прибор, оберегающий от «перекрута» двигателя — тахометр. Эргономика будто заточена под драйв: низкая посадка позволяет чувствовать машину спиной и не только, две ноги пытаются исполнить кадриль одновременно с тремя партнершами-педалями, правая рука слетает с ухватистого обода строго на рычаг переключения передач… Да-да, чтобы тот с оружейной точностью дослал муфту синхронизатора в зацепление с шестерней.

 

MINI JCW

Владельцу вряд ли придется философствовать на тему «что бы сюда сложить». Во-первых, фанаты MINI ездят налегке, во-вторых, багажник миниатюрен даже по меркам класса


Двигатель проявляет свой характер с холостых оборотов. Поначалу он кажется сварливым: чтобы уверенно тронуться, приходится ловить обороты напольной педалью газа. А затем, с включением наддува, настрой меняется дважды: на умеренно-радостный в диапазоне от двух до пяти с половиной тысяч оборотов (в нем развивается максимальный крутящий момент) вплоть до восторга, который взвинчивается до самой отсечки.

 

MINI JCW Wheel

В комлектацию MINI JCW входят «антипрокольные» шины, позволяющие в случае нужды дотянуть до сервиса. Но с точки зрения управляемости и комфорта лучше установить обычные


Сопровождает динамичный разгон задорное рычание «разжатого» выпуска и отстрелы на переключках. С ростом скорости начинаешь ощущать себя настоящим пилотом кузовной серии: от 17-дюймовых шин ContiSportContact 3 до руля доходит посыл каждого закатанного в асфальтовую смолу камешка. В ушах гул ветра, в глазах — калейдоскоп меняющейся в доли секунды действительности. Внимание сосредоточено только на цели, а организм, сросшийся с автомобилем в единое целое, ориентирован на ее поражение.


Нанизывая один поворот на другой, замечаешь легкую склонность MINI JCW к недостаточной поворачиваемости. С превышением скорости автомобиль начинает сползать наружу виража, причем вне зависимости от того, снят MINI с предохранителя фирменной системы стабилизации DSC или нет. В такой ситуации может выручить неотключаемый ассистент EDLC — электронное управление блокировкой дифференциала. Если разгруженное колесо в вираже начинает проскальзывать, то EDLC прихватывает его тормозами, отправляя крутящий момент на колесо с большим сцеплением. И, надо признать, блокировка работает — естественно, в разумных пределах, ограниченных законами физики.

 

MINI JCW

При кажущемся — и действительно невеликом — дорожном просвете MINI обладает неплохой геометрической проходимостью: спасибо крохотным свесам и относительно небольшой базе


То же относится и к тормозам. По сравнению с Cooper S тормозные диски на JCW большего диаметра, тормозные «машинки» четырехпоршневые с неподвижной, а не плавающей скобой. Их производительность на должной высоте — даже на гоночной трассе после нескольких быстрых кругов ни намека на перегрев! В городе, где условия мягче, их запас исчерпать попросту невозможно. При этом в штатных режимах управление замедлением логично и понятно: усилие на педали выверено, ее перемещение позволяет точно контролировать процесс торможения. Возможности, опять-таки, ограничены скорее сцепными свойствами шин, смонтированных на красивых и легких (меньше 10 кг!) ажурных колесах.

 

MINI JCW

Двухцветная окраска кузова нетипична для массовых машин. Но MINI в одном цвете представить сложно!


На версии для международной серии MINI Challenge, между прочим, диски еще легче. И тормоза мощнее. И установлен каркас безопасности. Но кубковый автомобиль — это серьезное оружие, на него нужно открывать лицензию. А MINI John Cooper Works — все-таки универсальное, с которым пустят и на полигон, и в ночной клуб.

 

Комплектации

 

У MINI набор фиксированных комплектаций весьма условен. В список базовой версии входят электроусилитель, 17-дюймовые легкосплавные диски Cross Spoke Challenge, «беспрокольные» шины с индикатором давления, отделка руля кожей, электроприводы стекол и зеркал.


Пакет Starter — это подогрев форсунок омывателя ветрового стекла, обогрев сидений, противотуманные фары и кондиционер.


Пакет Drive мало что добавит к вышеперечисленному: спортивный руль, фирменные коврики, сигнализацию да аптечку.


Chili — топовая комплектация, но и к ней найдется что добавить из богатого списка дополнительных опций.

 

Технические характеристики

 

Данные производителя
Cooper
Cooper S
JCW
Характеристики двигателя
Двигатель
бензиновый
Расположение
спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров
4 в ряд
Рабочий объем, см3
1598
1598
1598
Степень сжатия
10.5
10.5
10
Число клапанов
16
Максимальная мощность,
л.с. / при об/мин
120 / 6000
175 / 5500
211 / 6000
Максимальный крутящий момент, Нм / при об/мин
160 / 4250
240 / 1600-5000
260 / 1850-5600
280 / 1950 (Overboost)
Трансмиссия
Привод
передний
Тип КПП
6-ст МКПП,
вариатор
6-ст МКПП,
вариатор
6-ст МКПП
Подвеска
Передняя подвеска
независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска
независимая, многорычажная, пружинная
Тормоза 
Передние тормоза
дисковые, вентилируемые
Задние тормоза
дисковые
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость (км/ч)
203
225
238
Разгон до 100 км/ч (сек)
9.1
7.1
6.5
Потребление топлива в городе (л/100км)
6.9
7.9
9.2
Потребление топлива на трассе (л/100км)
4.5
5.2
5.6
Потребление топлива в смешанном цикле (л/100км)
5.4
6.2
6.9
Емкость топливного бака (л)
40 50
Размеры и масса
Число мест
4
Число дверей
3
Длина/ширина/высота (мм)
3699 / 1683 / 1407 3714 / 1683 / 1407
Колесная база (мм)
2467
Снаряженная масса (кг)
1140
1205
1205

  

Безопасность

 

Краш-тест MINI JCW по методике EuroNCAP

 

Испытания на пассивную безопасность по требованиям EuroNCAP MINI JCW не проходил — за него отдувалась гражданская версия Cooper. Впрочем, с точки зрения конструкции кузова отличия минимальны, а количество подушек безопасности у них одинаково — 6 эйрбегов.


За фронтальный удар MINI заработал 13 баллов из 16 возможных, при боковом ударе вероятность отделаться легким испугом 89%. Малолетним пассажирам в большей степени придется рассчитывать на удачу: результат испытаний с детскими креслами средний, 3 звезды из 5 возможных. К пешеходам MINI равнодушен — не агрессивен и не миролюбив: 14 баллов, или две звезды из четырех.


Впрочем, общий рейтинг, на который обычно смотрят будущие владельцы, высок — максимальные 5 звезд.

 

История

 

Пока в середине 20 века англичанин Джон Купер проектировал гоночные формулы, его соотечественник сэр Алек Иссигонис создал Mini. Об этом написано немало статей, нам же интересно рождение спортивной версии автомобиля.

 

MINI Cooper, победивший в 1964 году в ралли Монте-Карло

 

Спустя всего полгода после официальной презентации близнецов Austin Se7en и Morris Mini-Minor в 1959-м Джон Купер подготовил шесть машин для участия в ралли Монте-Карло, но дебют оказался неудачным. Попытка создать специальную серию GT вызвала протест со стороны конструктора малолитражки Иссигониса, однако Купер добился своего через руководство концерна British Motor Corporation (BMC), производившего Mini под разными марками.

 

Первая серия Mini Cooper имела форсированный до 55 л.с. двигатель (стандартный развивал всего 34 л.с.) и более эффективные тормоза. За ней последовал Cooper S, который при рабочем объеме 1071 см3 развивал уже 70 «лошадок»! Литраж двигателя позволял заявить Mini в гоночный класс с ограничением 1,1 л, и в 1962 году финн Рауно Аалтанен едва не сотворил сенсацию, возглавив гонку в Монте-Карло. Лишь досадная ошибка, приведшая к перевороту всего за 3 километра до финиша, лишила его победы. Однако уже в следующем году Аалтанен пришел первым в классе и третьим в общем зачете, а затем Cooper S под управлением известных пилотов стал выигрывать одно ралли за другим.

 

Стоит вспомнить победу Тимо Мякинена в сложнейшей гонке через французские Альпы, который прошел тысячекилометровую дистанцию без единого штрафного балла. Тогда при стартовом списке в 237 участников до финиша добрались лишь 35… из которых три экипажа пилотировали Cooper S!


И в 1966-м разразился скандал: весь подиум ралли Монте-Карло оккупировали пилоты, выступавшие на Mini Cooper. Судьи дисквалифицировали всех, сочтя нарушением четыре дополнительные фары, установленные перед радиаторами гоночных машин. Но в следующем году Cooper S снова стал первым.

 

MINI Cooper на ралли Монте-Карло 1968 года

 

В асфальтовых гонках Cooper тоже завоевал немало побед, росла популярность дорожных версий. Тем, кого не устраивали динамические качества серийной модели, мастерская Джона Купера предлагала тюнинговые комплекты.


В середине семидесятых интерес к Mini стал падать, и производство версий Cooper прекратилось вплоть до 1990-го. В последнее десятилетие своего существования автомобиль получил немало изменений, в частности, впрысковой двигатель и подушки безопасности. В 2000 году ушел из жизни Джон Купер, а созданный им Cooper в исполнении Final Edition покинул конвейер.

 

MINI Cooper 2000 года

 

MINI новой, баварской эпохи дебютировал в 2001 году. Версия Cooper оснащалась 115-сильным атмосферным двигателем объемом 1,6 л, с него же при помощи механического нагнетателя снимали 163 л.с. на версии Cooper S. Самым быстрым из новых MINI была представленная в 2005 году версия MINI Cooper S GP, компрессорный мотор которой развивал 218 л.с.

 

MINI Cooper S GP 2005 года

 

У владельцев нынешнего поколения была возможность своими силами увеличить мощность обычного турбированного Cooper S до 195 л.с. при помощи кит-комплекта от John Cooper Works. Но с появлением официального MINI Cooper JCW необходимость в самостоятельном тюнинге отпала.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!