Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Нефть в обмен на удовольствие

TRIPscope: отправляемся в «северный Баку»
на внедорожниках Mitsubishi

Нефть в обмен на удовольствие

TRIPscope: отправляемся в «северный Баку»
на внедорожниках Mitsubishi


Роман Гуляев, опубликовано 26 марта 2015

Фото: CARscope.ru и Mitsubishi

Для нас, обывателей, нефть — это что-то эфемерное. Жидкость, которую почему-то меряют не литрами, а баррелями. Она торгуется на бирже, в разные периоды может стоить то 150, то 15 долларов, причем эта цена — как барометр для экономики. Чем дороже нефть, тем в России жизнь лучше, чем дешевле, тем страна становится беднее. Вот и все знания среднестатистического человека, который забыл мудреные слова типа «крекинг» вместе с уроками физики и химии. Что такое нефть на самом деле и откуда берется топливо в наших баках, мы отправились выяснять в Башкирию.

Mitsubishi L200
Суровые башкирские дороги. По числу ДТП, вызванных плохим состоянием трасс, Башкортостан стабильно занимает одну из верхних строчек антирейтинга субъектов федерации

Лучше транспорта, чем внедорожники от Mitsubishi, для такой экспедиции трудно было подобрать. В нефтяных регионах России (в основном — в Западно-Сибирском) их ценят за выносливость, неприхотливость и способность добраться в труднодоступные места: ровная асфальтированная дорога к буровой или к вышке скорее исключение, чем правило. Часто большие внедорожники — Pajero Sport и Pajero, пикап L200 — приобретают нефтяные компании в качестве корпоративных средств передвижения. Эта традиция существует уже не первый десяток лет, а суровые условия северных регионов — лучшее испытание на надежность.

Нефтяная экспедиция Mitsubishi
На нефтеразведку мы прихватили с собой из Москвы самые грузо- и грязепригодные модели Mitsubishi: Pajero, Pajero Sport и L200

Конструкторам японского производителя не позавидуешь. С одной стороны, покупатель, наблюдающий со стороны за маркетинговыми гонками автопроизводителей, оказывается в них вовлеченным. Он постоянно требует новых моделей, и чем сущностнее, радикальнее будут перемены, тем лучше. С другой, в Mitsubishi чтут принцип «От добра добра не ищут». Есть проверенная годами и сотнями тысяч километров «направлений» трансмиссия Super Select — и не надо изобретать новый велосипед, когда действующий достойно справляется с задачей. Ну а что по мягкости пластика в салоне L200 может быть чуть хуже конкурентов... Не за это же любят грузовички, в самом деле!

Уфимский НПЗ
Башкирия один из старейших нефтедобывающих регионов нашей страны: «черное золото» здесь качают и перерабатывают 80 лет. Число освоенных месторождений нефти и газа давно перевалило за две сотни

Сомнений в том, что L200, Pajero Sport и Pajero выдержат приготовленные им испытания, не было ни у кого. А экспедиция намечалась познавательной. Башкирские нефтяные месторождения известны с середины прошлого века, они составляют основу так называемой Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции. Первые из них были открыты еще в 30-х годах, и регион получил название «Второе Баку». Дело в том, что нефтяная промышленность Российской империи (а позже СССР) началась с освоения Каспийского шельфа в районе Баку, где была пробурена первая в мире скважина.

Нефтебаза АНК "Башнефть"
В те времена, когда нефтепроводов еще не придумали, с месторождений нефть отправлялась на переработку вот в таких баках. Самый простой путь — по реке. Этот резервуар, созданный на предприятиях братьев Нобель, «ходил» по реке Белой

Поскольку Кавказ в предвоенные годы давал больше всего нефти в СССР, гитлеровским войскам было принципиально захватить именно его. В этой ситуации башкирская нефть, месторождения которой находились в доброй тысяче километров от ближайшего района боевых действий, сильно поспособствовала победе советских войск. Эдакий второй нефтяной фронт. В сороковые годы местная нефть, которая добывалась из девоновых слоев, была настолько чистой, что ее можно было сразу заливать в танки. Сейчас, конечно, все изменилось. И двигатели теперь гораздо более требовательны к качеству топлива, и сама нефть стала другой. Когда она поступает на нефтеперерабатывающий завод, ее необходимо очищать от механических примесей, легких углеводородов, а также обезвоживать.

Уфимский НПЗ
Кто скажет «Подумаешь, НПЗ как НПЗ!», тот нытик, зануда и безусловный враг человечества. Впечатляет, особенно вживую. Говорят, здесь даже встречаются люди, которые знают от и до — что, куда и зачем течет по этим трубам

Вообще нефтезавод, с которого началась наша экспедиция, очень высокотехнологичное предприятие. Все процессы превращения нефти в бензин или солярку — то есть в то, что дарит нам удовольствие от вождения автомобиля — скрыты от посторонних глаз. В огромных ректификационных колоннах, эдаких гигантских самогонных аппаратах, под давлением нефть разделяется на несколько фракций — бензиновые, керосиновые, дизельные. В остатке — мазут, который используется в качестве топлива для электростанций. Тут же стоят установки для крекинга, где получают компоненты для высокооктанового бензина.

Уфимский НПЗ
За процессами превращения нефти в бензин следят в центре управления

Автомобильное топливо по трубопроводу поступает на нефтебазу, у ворот которой своей очереди на заливку ожидают бензовозы. Огромные цистерны разделены на несколько отсеков, чтобы на АЗС можно было привезти одновременно несколько видов топлива. Но прежде — проверка качества, анализ каждой партии бензина или солярки, который делается в специальной лаборатории.

Уфимский НПЗ
Лаборатория нефтебазы АНК "Башнефть"
  • На дальние нефтебазы бензин с нефтеперерабатывающего завода отправляется в специальных цистернах. Налив (специалисты предпочитают делать ударение на первом слоге) осуществляется под особым контролем
  • Качество топлива на нефтебазе скрупулезно исследуется самыми современными приборами

То, что заливается в баки автомобилей, должно отвечать всем стандартам качества, установленным как ГОСТом, так и самим поставщиком топлива. Сотрудники лаборатории помимо работы на нефтебазе ежедневно отправляются по заправкам собственной сети «Башнефть» и обязательно проводят отборы топлива уже на местах.

Налив топлива
Из огромных резервуаров, которые видны на заднем плане, бензин попадает в автоцистерну. Именно на этом этапе в него добавляются присадки, улучшающие качество и моющие свойства

Но вот бензовоз заполнился тоннами горючего: обычного, а также улучшенного, с присадками (они, кстати, смешиваются с бензином перед самым попаданием в горловину цистерны). Теперь его путь лежит на АЗС. Каждый автолюбитель знает: на время слива топлива с бензовоза в подземную емкость процесс заправки прекращается. Во-первых, для того, чтобы точно измерить, сколько продукта попало в закрома — литры любят счет. Во-вторых, чтобы с учетом разницы температур и погодных условий дать «старому» и «новому» топливу смешаться между собой. 15 минут для слива с соблюдением всех требований техники безопасности, вплоть до заземления бензовоза, плюс еще примерно столько же на «отстой» в хорошем смысле этого слова.

Слив топлива на АЗС
Бензовоз прибыл прибыл к месту слива на АЗС. Меры предосторожности приняты, топливо заполняет подземные резервуары

Нефтеперерабатывающий завод, нефтебаза, АЗС — все это расположено в черте Уфы. Добыча же (профессиональный жаргон нефтяников и тут требует непривычного ударения — до́быча) происходит «в полях». Дорога к месторождению не всегда бывает гладкой, но в нашем случае мы могли спокойно проехать по трассе М5 до Октябрьского, а затем по улицам этого города — прямо к «качалкам». Только «пилоты» Mitsubishi не ищут легких путей. Раз уж выпала возможность проверить Super Select в деле, почему бы не усложнить себе жизнь? Впереди несколько сот километров по не самым загруженным, не всегда почищенным узким дорогам Башкирии.

АЗС
Заправку пришлось закрыть на спецобслуживание: баки у всех богатырские

Mitsubishi Pajero — самый комфортный из троицы матерых внедорожников. Впятером в нем, пожалуй, тесновато: широкоплечие мужчины, а в нефтяники как раз идут такие, будут мешать друг другу на заднем диване. Вчетвером — в самый раз. Интерьер навевает воспоминания о славных 2000-х: панель приборов, центральная консоль, на которой монохромный дисплей бортового компьютера соседствует с современным сенсорным дисплеем мультимедийной системы и навигации — все оттуда родом. Сколько пластических операций пережил за без малого 10 лет на рынке Pajero — не счесть: не зря слово «кайдзен» (постоянное улучшение) и одноименную философию придумали в Японии. А едет он благодаря плотной, непробиваемой и в то же время достаточно комфортной подвеске все так же приятно, причем на любой скорости — что 60 км/ч, что 160 км/ч. Разница в том, что в последнем случае придется чаще останавливаться на пит-стоп: аппетит у Pajero здоровый. Даже младшая бензиновая версия 3.0 V6 в городских условиях потребляет порядка 15 литров на 100 км, на трассе — около 11 л. 3,2-литровый дизель экономичнее, но и дороже, не говоря уж о топовом Pajero с бензиновым 3.8. В общем, неудивительно, почему самой востребованной остается трехлитровая модификация: если не смотреть в табличку характеристик, где фигурирует цифра «13,6 секунды до 100 км/ч», едет такой «Паджеро» по ощущениям очень неплохо. К любому из моторов прилагаются солидный вид и комфорт — самое то для важных нефтяных шишек.

Mitsubishi Pajero 2015
Главнокомандующий модельным рядом — Mitsubishi Pajero IV — из всей троицы лучше всех заточен под дальние путешествия. Одна беда: если у вас бензиновый мотор, заправляться придется часто

Mitsubishi Pajero Sport построен на базе пикапа L200 и совмещает его достоинства с лучшими качествами «гражданского» внедорожника. Огромный багажник глотает все, что может понадобиться в дальнем путешествии, пассажирам заднего ряда хватает места для удобного времяпрепровождения в дороге. От пикапа Pajero Sport унаследовал и грузоподъемность, взять на борт килограммов 700-800 не проблема. При этом ходовые качества не страдают. В версии с дизельным 2,5-литровым двигателем Pajero Sport плавно набирает скорость, выходит на крейсерские 110 км/ч и направляется к цели. Можно, конечно, и быстрее, но сам автомобиль на гонки не настраивает. Во-первых, высокий центр тяжести не позволяет проходить повороты как на Lancer Evolution. Во-вторых, даром что дизель в целом экономичен, на высоких скоростях потребление топлива растет на глазах. В-третьих, серьезно страдает комфорт. В сравнении с Pajero его «спортивный» брат имеет больший уклон в функциональность — во втором ряду может и растрясти. Хорошо, что, несмотря на родство с L200, подвеска сзади не рессорная, там стоят пружины. Поэтому дорога переносится не так зубодробильно жестко.

Mitsubishi Pajero Sport
Pajero Sport оснащается 178-сильным дизельным 2.5 и 222-сильным бензиновым мотором 3.0 Наш выбор — дизель

Зато упомянутая выше трансмиссия Super Select на дорогах Башкирии показала себя с наилучшей стороны. Легким движением рычага раздатки автомобиль превращается из заднеприводного в полноприводный (мы подготовились заранее, хотя конструкция позволяет включать режим 4WD и на ходу). В тех местах, где под колесами были снег или лед, это подспорье прекрасно ощущалось: дорогу Pajero и Pajero Sport держали четко, катили словно по рельсам. Уровень обратной связи на руле — отменный. Да и вообще чувство единения водителя и автомобиля в «вездеходах» от Mitsubishi на высоте: интуитивно понятно, что, как и почему будет происходить в следующую секунду. Выезд в заснеженное поле, предусмотренный маршрутом, оказался скорее ритуальным. Одного взгляда на нашу колонну было достаточно, чтобы понять: ЭТИ здесь даже не проползут — пройдут играючи с «распущенными» дифференциалами. Для более тяжелых условий в трансмиссии Super Select имеется режим с межосевым «блоком», ну а на крайний случай — блокировка центрального и заднего межколесного дифференциалов с понижающей передачей.

Mitsubishi L200
Текущая генерация Mitsubishi L200 продается с 2,5-литровым дизелем в двух вариантах форсировки: 136 л. с./314 Нм и 178 л. с./350 Нм. Фуллтайм-трансмиссия Super Select идет только в трех «верхних» комплектациях. Те, что попроще, тоже полноприводные, но передняя ось здесь подключается жестко и вне асфальта: центральный дифференциал отсутствует

Пикап Mitshubishi L200 нынешнего поколения уже уходит с рынка: совсем скоро на смену ему придет новая «элька». Он остается рабочей лошадкой с рессорной задней подвеской, где комфорт принесен в жертву функциональности. Зато внедорожные способности, умноженные на вместимость багажного отсека, делают его незаменимым помощником в бизнесе. Понятно, почему L200 особенно полюбили нефтяники: проходимость плюс объем — и любое оборудование доедет до вышки гарантированно и в нужном количестве. Да, на заднем сиденье не разгуляться, да, это не самый скоростной и управляемый внедорожник во вселенной. Но со своими прямыми задачами пикап справляется.

Нефтяная экспедиция Mitsubishi
Скважина №100 треста «Туймазанефть». Качки все четверо!

«Качалки» в Башкирии не достопримечательность, а обыденная часть пейзажа. Пейзажа, кстати, самого по себе живописного: совсем рядом начинаются Уральские горы, вся Башкирия — это фактически предгорье. Мы едем к кусту скважин, где на небольшом пятачке, в окружении леса находится с десяток «качалок». «Мама, я нашел нефть», — хочется воскликнуть словами из песни группы «Ундервуд». Вот она, свежедобытая, в обычной бутылочке, черная жидкость, в которой смешались запахи керосина, мазута и солярки.

Нефтяная экспедиция Mitsubishi
Нефтью танки нынче не заправляют, но рука так и тянулась залить свежедобытый продукт в бак Mitsubishi L200

А оборудование продолжает работать, тянуть из-под земли нефть, которая сразу же попадает в трубопровод и отправляется на переработку. Снова приходит на ум цитата из той же песни «Ундервуда»: «Эта черная речка во мне убивает поэта». И создает прагматика — понимаешь и цену нефти, и ее ценность. А еще осознаешь: именно благодаря этой субстанции все движется вперед. В том числе внедорожники Mitsubishi.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!