Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Операция «Дизориентация»

SHORTscope: облизываемся на новые дизели
для Opel Mokka и Insignia

Операция «Дизориентация»

SHORTscope: облизываемся на новые дизели
для Opel Mokka и Insignia


Павел Седельников, опубликовано 17 марта 2015

Фото: CARscope.ru и Opel

Они не тарахтят — шепчут. Этот эпитет с легкой руки журналистов приклеился к новым опелевским дизелям года полтора назад, когда в свет вышла 136-сильная Zafira Tourer. Теперь Whisper Diesels — чуть ли не официальное наименование семейства. Всяко лучше, чем какой-нибудь 1.6 CDTI ECOTEC! Слушать сольфеджио цилиндро-поршневой группы мы отправились в страну виски и «Гиннесса»: в конце февраля Opel Mokka 1.6 CDTI и Insignia 2.0 CDTI считались эксклюзивной достопримечательностью Ирландии. Именно там немцы устроили блиц-тест для прессы.

Opel Mokka
Россия не Европа, у нас Opel делает упор на бензиновые двигатели. Есть Insignia с двумя вариантами двухлитрового дизеля, есть Mokka 1.7 CDTI, но особым спросом они не пользуются. Главным образом из-за цены: так, «непопсовая» Mokka обойдется почти в 1,4 миллиона рублей, причем с передним приводом. Это самая дорогая строчка в прайс-листе

Странное местечко для общеевропейского слета, не правда ли? Неважная транспортная доступность, левостороннее движение, капризы природы. Недаром ирландцы говорят: «У нас нет погоды, у нас есть климат». «Климат» не подкачал: Дублин встретил дождем и пронизывающим до костей ветром с порывами до 15 м/с. Вопросы отпали еще на парковке возле аэропорта: ирландцы — фанаты солярки. На этом топливе здесь ездит подавляющее большинство автомобилистов. Окончательно добила цифра, оглашенная во время презентации: оказывается, бензиновые версии Mokka в Ирландии выбирают микроскопические 14% покупателей. В общемировом масштабе на дизельные агрегаты приходится «всего» 40% продаж, ну а в России, для сравнения, «альтернативных» Mokka с марта по декабрь прошлого года куплено (surprise!) около 2%. По Insignia примерно та же картина: 83% проданных экземпляров заправляется дизтопливом. В общем, этот живописный остров для Opel, работающих по принципу Рудольфа Дизеля, второй дом.

Opel Mokka
Немцы всерьез взялись за моторную линейку: с лета прошлого года и до конца 2018-го Opel выведет на рынок 17 новых ДВС

Нынешнее «перевооружение» Insignia и Mokka — эдакий кусок рельса. На самом деле опелевские стратеги развернули наступление по всему дизельному фронту. Свежеразработанные и капитально модернизированные турбодизели уже получили или в скором времени получат практически все модели с молнией на эмблеме. 1,3-литровый CDTI только что имплантировали в малютку Corsa, 1,6-литровый достался «Мериве», «Астре», теперь вот и «Мокке». Insignia заполучила в свой арсенал флагманский 2.0, через считанные недели он же пропишется в моторных отсеках Zafira Tourer и «кабрика» Cascada. Блицкриг! Но затраты обязательно окупятся. С помощью фиатовских инженеров (отныне все дизели Opel родом из Турина) острые рюссельсхаймские умы решили избавить свой дизельный парк от характерного цокания из-под капота и вибраций. Эти родимые пятна здорово портили портрет тяговитым экономам, отпугивая от модификаций на тяжелом топливе консервативную клиентуру. Второй момент — чистота выхлопа и расход. Хотя 1,7-литровый дизель разработки Isuzu, который еще можно обнаружить в недрах Meriva или той же Mokka, жручим не назовешь, на антикризисное решение он не тянет: аппетит в некоторых режимах близок к бензиновому. Наконец, цель номер три — усилить «боевые» качества, добавив момента на низких оборотах. Удалось ли? Для начала берем ключи от Mokka 1.6 CDTI в комплекте с передними ведущими колесами и 6-диапазонной АКП, ведь «настоящий немец» в России любим именно в двухпедальном варианте.

Opel Mokka 1.6 CDTI
Как известно, полный привод для маленького паркетника — приятное излишество, переплачивать за которое мало кто готов. Был бы «автомат». Маркетологи Opel запросы кроссовер-ориентированных горожан изучили вдоль и поперек, итог таков: если АКП, то передний привод, если МКП (тоже 6-ступенчатая), то здесь уже появляется альтернатива в виде трансмиссии 4x4

Все-таки не врут поэты-символисты с журналистскими корочками. Стоишь ли возле капота, сидишь ли за рулем — Mokka тщательно скрывает свою дизельную сущность. По крайней мере акустически: движок скорее урчит, чем стрекочет. Другое дело, что полностью уничтожить вибрации не удалось. Нестрашная, но ощутимая дрожь передается на переднюю панель, руль, сиденья — легкий «озноб» особенно заметен, когда касаешься подголовника. Стоит тронуться, как лихорадку рукой снимает, да и на холостых можно потерпеть, тем более тут есть ради чего поступиться толикой комфорта.

Моторный отсек Opel Mokka 1.6 CDTI
  • 1.6 CDTI отправит в отставку не только 1,7-литрового предка, но и наименее форсированные варианты двухлитрового дизеля, которые устанавливаются в том числе на Insignia. К российским «Инсигниям» это тоже относится — если представительство Opel вообще надумает ввозить к нам 1.6. Решение о начале продаж пока не принято
  • 136 л. с. делают этот двигатель рекордсменом в классе по удельной мощности, 320 Нм — еще более внушительный показатель с учетом скромного литража. Но посмотрите на кривые: пиковый момент достигается поздновато, на 2000 об/мин, и остается таковым в узком промежутке — лишь до 2250 об/мин. Полкой тут не пахнет

1.6 CDTI — продукт коллективный и интернациональный. Разрабатывался он в Италии (Турин) и США (Воррен), «состыковка» с автомобилями и настройка производились в Германии (Рюссельсхайм), а производится этот мотор на венгерском заводе в Сентготтхарде. Квартет сработал не в пример лучше четверки из басни Крылова: агрегат вышел не только тихим, но и отзывчивым. Новый «среднеобъемник» — образчик правильного, разумного даунсайзинга. Камера сгорания в сравнении с 1.7 уменьшилась всего на 100 «кубиков», что не дает повода переживать за ресурс. При этом отдача выросла на 6 л. с. и 20 Нм. Энерговооруженность для дизеля весьма достойная: 85 сил на литр рабочего объема. И пускай официальные разгонные данные не поражают воображение (в лучшем случае Mokka 1.6 CDTI достигнет 100 км/ч 9,9 секунды, на полсекунды быстрее 1.7 CDTI), ощущается кроссовер бодрячком: живо реагирует на газ, демонстрируя приятный подхват во всем городском диапазоне скоростей. Эта черта характера придется по душе активным наездникам: можно повышивать, не подставляясь, безопасно выехать со второстепенной, лихо ввинтиться в поток. Окружающие никак не ждут такой ловкости от «женского» паркетника.

Opel Mokka
С переходом на «один и шесть» Mokka села на диету: средний расход солярки, если верить официальной версии, сократился на 9% или 0,5 л, до 4,1 л/100 км, выбросы CO2 — как у малолитражных бензиновых движков: 109 г/км против прежних 120 г/км

Моментную яму на низах мотор преодолевает одним прыжком, шустро раскручиваясь до эффективных оборотов. Правда, ровной тягой до красной зоны похвастаться не может: если между 1500 и 3000 об/мин жизнь молодая бьет ключом, а до 4000 просто продолжается, то дальше автомобиль просится на пенсию. Крутить до самого верха нет смысла, там тоска и уныние. Отчасти поэтому компактный Opel неважно чувствует себя на трассе. Нет, потеть на встречке не приходится, осмотрительные обгоны ему посильны, но не более того. Тем, кто любит дышать вольным воздухом, мы бы посоветовали механическую коробку: так дизель проще держать в тонусе.

Интерьер Opel Mokka
Высокая и удобная посадка в плотно облегающем кресле, симпатичный и в целом качественный салон — чего еще пожелать? Разве что снисходительности к тем, кто пользуется ручным режимом АКП. Во-первых, его легко активировать случайно: позиция «М» находится на «конечной остановке» селектора, там, где обычно включается Drive. То и дело проскакиваешь и врубаешь первую передачу. А главное, клавишу «+/-» разместили прямо на набалдашнике рычага: его приходится обхватывать ладонью так, чтобы большой палец оказался сверху. Эргономика, скажем так, на любителя

Самое приятное — расход. Как мы ни педалировали, как ни злоупотребляли печкой и подогревами, отягощенная двумя солидными мужчинами и багажом Mokka исправно укладывалась в шесть литров на «сотню». Даже в пробке, ползущей 5-10 км/ч, компьютер выдавал 7,0 л/100 км; по трассе же в плавном, спокойном режиме, с минимумом ускорений и при средней скорости 70 км/ч, Opel сжигал 4,1 литра. В спецификациях аккурат та же цифра заявлена как расход в смешанном цикле — так ведь и наша машина не на «механике»... В остальном — старая добрая Mokka. Довольно тихая (особенно теперь, когда мотор заводит свою партию только на верхах) и с удачно настроенным, несмотря на торсионную подвеску, шасси. Неровности обрабатывает жестковато, зато прилично управляется. Нехватку реактивного усилия на руле можно объяснить городскими настройками электроусилителя, информации от колес так или иначе хватает. С учетом среды обитания — вполне сбалансированный автомобиль.

Opel Insignia 2.0 CDTI
Клану Insignia «промежуточный» дизель достанется позже, на данный момент дизельную лямку в одиночестве тянет глава семейства — 2.0 CDTI. В пару к нему ставят МКП, «ленивая» трансмиссия не предусмотрена. А вот тип привода — передний или полный — можно выбирать

Если Mokka на солярке требует вдумчивого выбора передачи, то двухлитровое «сердце» Insignia создает нужное давление почти всегда и везде. О настройках мотора или об отсутствии АКП случается взгрустнуть разве что в момент трогания: в нижнем секторе тахометра тяги в обрез. Опасаясь спалить сцепление, мы не единожды глохли: слишком усердно надо подгазовывать. Модная турбина с изменяемой геометрией (и электронным управлением лопатками крыльчатки) тут, как выяснилось, не помощница. Веселье начинается ближе к 2000 об/мин: машина не просто оживает — рвет с буксом. Четыреста ньютон-метров не шутка даже для Insignia с ее 1613-1843 килограммами снаряженной массы, причем энтузиазм сохраняется почти до самой отсечки.

Opel Insignia
Insignia с топовым CDTI — снаряд для искушенных: 400 Нм (при 1750-2500 об/мин) с обязательной 6-ступенчатой «механикой» и тугой педалью сцепления требуют координации. Приноровишься — полетишь!

Аппетит не удивил. В более-менее свободном городе (средняя скорость 36 км/ч), с отключенным эко-режимом и с деактивированной системой старт-стоп наш переднеприводный хэтчбек вытягивал из бака чуть больше семи литров солярки на сто километров пути. На шоссе Insignia почти так же бережлива, как и Mokka: после 50 километров на 6-й передаче при скорости 90-100 км/ч (средний показатель — 93 км/ч) на дисплее высветилось обнадеживающее «4,7 л/100 км». А еще этот движок тих, спокоен и непоколебим как скала. Немым укором создателям 1.6 выглядит полное отсутствие каких-либо вибраций, мотор уравновешен лучше иных бензиновых «четверок». Сказывается наличие балансирных валов, которыми обделен младший родственник?

Моторный отсек Opel Insignia 2.0 CDTI
170-сильный 2.0 CDTI в отличие от его 1,6-литрового коллеги собирают в Германии, в городе с труднопроизносимым названием Кайзерслаутерн

Увы, билет в Россию этому отличнику боевой и политической едва ли выпишут: слишком нишевый (особенно на «механике») и дорогой товар. К тому же привередливый: высокотехнологичный дизель стандарта Евро-6 требует не только качественных ГСМ, но и заправки водным раствором мочевины, которая участвует в нейтрализации отработанных газов. Где ее взять? Так что в обозримом будущем покупателям Insignia остается довольствоваться старой «двушкой», 163- или 195-сильной. У 1,6-литрового мотора шансов больше, и все же в компании предпочитают не называть дату начала продаж Mokka 1.6 CDTI. Слишком много в этом уравнении неизвестных экономического толка: дизели у нас и так не в ходу, а тут еще неопределенность с валютными курсами. Да и просто предсказать, что станет с автомобильным рынком через несколько месяцев — задача для Ванги.

UPDATE Буквально через несколько часов после публикации этого текста стало известно, что марка Opel сворачивает бизнес в России. Речь о новинках, понятное дело, уже не идет: представительство и дилеры заняты распродажей товарных остатков. По нашим сведениям, покупателей ждут большие скидки. Следите за новостями.

Техника

Инжиниринговый центр в Турине

Новые дизели — плод былого сотрудничества Fiat и GM: американцам достался инжиниринговый центр в Турине с высококлассными специалистами. Теперь он именуется «Центр разработки силовых агрегатов», имеет свыше 550 человек в штате и занимается исключительно моторами на тяжелом топливе, предназначенными для моделей всех брендов концерна General Motors, а также электронными системами управления двигателем. Туринцы активно применяют компьютерное моделирование и располагают несколькими стендами — для проверки NVH (уровня шума и вибраций), для испытания температурой от -40 до +70 градусов, высокогорьем и так далее. За 10 лет объем инвестиций в этот актив составил более 50 миллионов евро. С 2008-го центр располагается на территории кампуса местного Технического университета.

1.6 CDTI
1.6 CDTI ECOTEC

В отличие от старшего мотора, который представляет собой уже известный двухлитровый двигатель, только основательно доработанный, «один и шесть» спроектирован с нуля и по ряду параметров заслуженно считается инженерным шедевром. Агрегат очень легкий и компактный: масляный и вакуумный насосы интегрированы в поддон. Это первый полностью алюминиевый дизель на автомобилях Opel: блок цилиндров, ГБЦ, картер — все выполнено из легкого металла, благодаря чему масса снизилась на 20 с лишним килограммов (в сравнении с замещаемым 1.7). Турбокомпрессор с изменяемой геометрией крыльчатки создает давление в 2000 бар, двигатель снабжен системами изменения фаз газораспределения и непосредственного впрыска Common Rail. За один рабочий цикл форсунки подают топливо в камеру сгорания до 10 раз. Привод ГРМ цепной. Максимальная мощность двигателя — 136 л. с. при 3500-4000 об/мин, максимальный крутящий момент — 320 Нм при 2000-2250 об/мин. Мотористы добились высокого для дизеля такого класса соотношения отдачи и рабочего объема — 85 л. с. на литр. Допустимая масса буксируемого прицепа увеличилась с 1200 до 1500 кг. Mokka 1.6 CDTI уже в базовой версии идет с системой старт-стоп, соответствует экологическому стандарту Евро-6 и вредит окружающей среде не больше бензиновых аналогов.

2.0 CDTI
2.0 CDTI
2.0 CDTI ECOTEC

Так же как и 1.6 CDTI, топовый мотор построен на основе четырехцилиндрового блока с четырьмя клапанами на цилиндр. Однако обслуживать его, по всей видимости, будет накладнее: механизм ГРМ приводится зубчатым ремнем. О полностью алюминиевой конструкции речь уже не идет: из крылатого металла выполнены головка блока и, частично, масляный поддон. Чтобы повысить КПД, проектировщики изменили форму камеры сгорания и задействовали систему впрыска с теми же характеристиками, что и у младшего агрегата. Крыльчатка турбины (нагнетатель здесь также один) оснащена электрическими актуаторами — это должно улучшить отзывчивость. Особое внимание уделили расходу солярки (заявлены средние 4,3 л/100 км) и шумовибронагруженности: после серии доработок, среди которых значатся установка новых балансировочных валов и уже упомянутая замена цепи ремнем, вторичные вибрации снизились на 83%.

Пиковая мощность выросла на 4%, до 170 л. с. при 3750 об/мин, крутящий момент — на 14%, до 400 Нм при 1750-2500 об/мин. Удельная мощность составляет 85 л. с. на литр, как у менее объемистого собрата. Максимальная скорость Insignia 2.0 CDTI подросла на 5 км/ч и достигла 225 км/ч, разгон до «сотни» улучшился на 0,5 секунды — до 9,0 с. Выброс углекислоты не превышает 118 г/км, кроме того, новая система очистки выхлопа использует технологию BlueInjection: после прохождения через сажевый фильтр газы, содержащие опасные оксиды азота, контактируют с мочевиной. Получившийся аммиак каталитический нейтрализатор разлагает на безобидные азот и воду.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!