Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Алтайская сказка

TRIPscope: покоряем Алтайские горы на Peugeot 2008

Алтайская сказка

TRIPscope: покоряем Алтайские горы на Peugeot 2008


Николай Назайкинский, опубликовано 04 августа 2014

Фото: CARscope.ru

Для многих Горный Алтай — это что-то далекое, дорогое и неизвестное. Мы решили покончить с этой неизвестностью и поехали лично разведывать ситуацию. Считается, что ездить сюда лучше на подготовленных внедорожниках, но для путешествия мы выбрали городской кроссовер Peugeot 2008. Посмотрим, на что способен этот переднеприводный французский автомобиль с увеличенным клиренсом, защитным пластиковым обвесом по кругу и стальной защитой картера, и можно ли на обычной «гражданской» машине отправиться в столь рискованное турне.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Покорять Горный Алтай мы решись на переднеприводном городском кроссовере Peugeot 2008

Наш маршрут начинается от столицы Сибири — Новосибирска. Чуйский тракт, или трасса федерального значения М52, проходит от Новосибирской области к Монголии через Алтайский край и Республику Алтай и является главной транспортной артерией региона. Протяженность этой трассы от Новосибирска до приграничного города Ташанта составляет 962 километра. Начиная с границы Республики Алтай, Чуйский тракт является, пожалуй, самой живописной дорогой в нашей стране. Представьте: горы, бурные реки, подвесные мосты... И все это при идеальном качестве асфальта, низком трафике и практически полном отсутствии сотрудников ДПС.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Чуйский тракт (трасса федерального значения М52) на всем протяжении от Новосибирска до приграничного города Ташанта имеет идеальное по качеству асфальтовое покрытие. Проехать здесь можно даже на Ferrari

Было бы кощунством ехать по Чуйскому тракту на внедорожнике с «зубастой» резиной, как это делают многие. Городской кроссовер Peugeot 2008 подошел для этой трассы, изобилующей крутыми виражами, как нельзя лучше: у французского автомобиля отличное шасси, машина практически не кренится в поворотах, а за счет небольшой массы автомобиль достаточно бодро забирается даже на крутые горные перевалы, несмотря на относительно слабый 120-сильный атмосферный бензиновый двигатель и медлительную 4-ступенчатую автоматическую коробку передач. Конечно, когда мы съехали с асфальта, удовольствия от вождения немного поубавилось, но об этом чуть позже.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Peugeot 2008 способен не только двигаться по асфальтовым дорогам, но и съезжать на проселочные. Основным параметром для прохождения легкого бездорожья является не наличие полного привода, а дорожный просвет. У французского автомобиля клиренс составляет 165 мм — достаточно, чтобы спуститься к горной реке на фотосессию

Когда отправляетесь путешествовать по Алтайским горам на автомобиле, не забудьте по дороге, на трассе М52, заехать в село Сростки, что в Алтайском крае. Это место примечательно тем, что здесь родился и вырос выдающийся советский писатель, кинорежиссёр, актёр и сценарист Василий Макарович Шукшин. В Сростках можно посетить дом-музей, где провел юность Шукшин, а также подняться на гору «Пикет», где в 2004 году, в день 75-летия со дня рождения В. М. Шукшина установили памятник. Кстати, если будете планировать поездку на Алтай во второй половине июля, обязательно примите участие в Шукшинских чтениях, которые проходят в ближайшие к 25 июля (день рождения Василия Макаровича Шукшина) пятницу, субботу и воскресенье.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Памятник писателю, актеру и режиссеру Василию Макаровичу Шукшину. Постамент находится в родном селе Шукшина — Сростки Алтайского края. Здесь же в поселке расположен дом, где провел детство выдающийся советский писатель

Двигаясь в сторону Алтайских гор по Чуйскому тракту, не стоит забывать о возможных наводнениях, которые периодически случаются в этом регионе. В конце мая этого года, к примеру, Горный Алтай и Алтайский край пережили достаточно серьезный паводок: река Бия разлилась и затопила несколько населенных пунктов. Самым известным селом, пострадавшим от наводнения в 2014 году, стало Малоугренево; известным не потому, что здесь все смыло (а здесь действительно некоторые дома ушли в воду по крышу), а тем, что к одному из участков прибило ступень баллистической ракеты. О происхождении этой части ракеты до сих пор идут споры: то ли ее принесло из размытой военной части Бийска, то ли кто-то из местных использовал списанную ракетную ступень просто как емкость для воды в огороде. В любом случае, когда мы заехали в Малоугренево, ступень ракеты уже исчезла.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Участок одного из домов, к которому, в результате наводнения, прибило ступень баллистической ракеты. Однако когда мы приехали на место, ее уже здесь не было

Буквально через 100 км после Бийска начинается Республика Алтай, и пейзаж резко меняется: обыкновенные для средней полосы России поля, холмы и леса, превращаются в крутые горы, а реки сужаются и наполняются неистовой энергией, которая во время наводнения просто сметает все на своем пути, включая элитные базы отдыха. Вот здесь и начинается настоящий Горный Алтай.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Республика Алтай (такое название у региона с 1993 года) была присоединена к России в 1919 году, когда здесь была установлена советская власть. На территории региона проживает чуть более 200 тысяч человек, 40% из которых алтайцы. В республике два официальных языка — русский и алтайский

Сейчас ехать по Чуйскому тракту — одно удовольствие. Даже перевалы, которые встречаются на пути, не представляют для водителей никакой сложности, а раньше водить автомобиль, особенно грузовой, в этих местах было настоящим геройством. Не просто так на трассе установили памятник всем профессиональным водителям, некоторые из которых погибали здесь, срываясь в обрывы. Сейчас, останавливаясь возле сувенирных лавок на тех самых опасных перевалах, поверить в это практически невозможно.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
  • Вид с перевала Чике-Таман на трассу М52
  • Так ранее выглядел Чуйский тракт — узкая полоска дороги, проложенная по крутым склонам Алтайских гор

Кстати, именно здесь снимали фильм Шукшина «Живет такой парень», где в главной роли снялся Леонид Куравлев. Главный герой картины, обычный парень Пашка Колокольников, работает на грузовике ГАЗ-51 на Чуйском тракте, общается с людьми, влюбляется... В один из дней, рискуя своей жизнью, он спас от пожара бензовоз. В основу сценария фильма взяты два рассказа Шукшина из «Сельских жителей»: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин».

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Памятник водителям Чуйского тракта. На постаменте установлен легендарный советский грузовик ГАЗ-51. Первые образцы автомобиля были созданы еще до Великой Отечественной Войны. Машину производили до 1975 года, и за это время было выпущено 3 480 000 экземпляров грузовиков различных модификаций

Не доезжая сотню километров до границы с Монголией, свернув у поселка Акташ в сторону населенного пункта Улаган, мы направились в сторону перевала Кату-Ярык, а это около 90 км по жесткой гравийной дороге. Вот здесь-то и началось настоящее испытание для Peugeot 2008 — испытание на прочность.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Настоящие приключения для Peugeot 2008 начались тогда, когда мы съехали с трассы М52 и направились к населенному пункту Улаган и далее к перевалу Кату-Ярык

Надо признать, что подвеска у автомобиля для такого типа покрытия оказалась жесткой, ведь машина создавалась для городской эксплуатации, а не для покорения Горного Алтая. Особенно тяжко на грунтовке придется пассажиру заднего дивана — он почувствует спиной все неровности дороги. Однако если двигаться с адекватной скоростью, а не лететь словно на Land Rover Discovery, то комфорт в салоне сохраняется на хорошем уровне, несмотря на полунезависимую заднюю подвеску.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Подвеска у Peugeot 2008 настроена по-европейски жестко, однако, если ехать аккуратно и с невысокой скоростью, пробоев можно избежать

Буквально сразу после Акташа мы проехали через одну из известных природных достопримечательностей Горного Алтая — «Красные ворота». Не, это не название станции Московского метро, это узкий извилистый проход между вертикальными скалами насыщенно красного цвета. Такой необычный цвет объясняется тем, что в горной породе содержится киноварь (минерал, сульфит ртути).

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Скалы «Красные ворота». Высота «ворот» составляет 50 метров. Объект находится недалеко от поселка Акташ, если ехать в сторону Улагана

Буквально через несколько километров после «Красных ворот» находится горное озеро Чейбеккель. Любопытно, что местные жители называют озеро мертвым, по причине того, что в нем нет ни рыбы, ни растений. Одна из версий, почему в водоеме нет жизни — повышенное содержание в воде ртути, однако это скорее красивая легенда для туристов, ведь, как выяснили ученые, содержание соединений ртути здесь не превышает нормы. Озеро находится на высоте 1 949 метров над уровнем моря и здесь очень холодно — ледяное покрытие сохраняется до лета. Кроме того, высокие горы, окружающие водоем, мешают проникновению естественного света на поверхность озера. Все это могло стать причиной отсутствия жизни в озере Чейбеккель. Горные озера — это очень красиво, но нам следует двигаться дальше.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Горное озеро Чейбеккель. Известен этот естественный водоем тем, что здесь не водится рыба и любая другая живность. Местные жители называют его «мертвым озером»

Спустя несколько часов тряски по грунтовым дорогам мы добрались до конечной точки путешествия — перевала Кату-Ярык. Перевал представляет собой крутой спуск по горе с уклоном 35%. Протяженность этой дороги составляет 3 500 метров, количество поворотов на 180 градусов — девять. Если высота подножья, долины реки Чулышман, составляет 670 метров над уровнем моря, то высшая точка перевала Кату-Ярык находится на отметке в 1 200 метров. Как пишут авторы статьи в «Википедии», спуститься в долину можно только на подготовленных внедорожниках.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Перевал Кату-Ярык. Одна из самых красивых и опасных дорог в России

Со смотровой площадки открывается великолепный вид на долину, ради которого и стоило проделать 900 км пути от Новосибирска. Да что Новосибирска, мы бы сюда и из Москвы доехали.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Виды на долину реки Чулышман

Нам предстояло спуститься по этой каменистой, узкой и извилистой дороге к турбазе, а затем, на следующий день, подняться обратно. Доехать вниз по серпантину удалось без проблем, а вот забраться обратно на перевал с первого раза не получилось...

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Спуск с перевала Кату-Ярык к реке получился достаточно легким

Представьте себе: крутой горный подъем, острые камни, узкая дорога и гламурный Peugeot 2008 с тремя увесистыми людьми пытается забраться на перевал Кату-Ярык. При включенном ESP попытка заехать на первую ступень подъема окончилась провалом — передние колеса подпрыгивают на больших и мелких камнях, машина теряет сцепление с дорогой, а система ESP глушит двигатель, чтобы избегать пробуксовки. В результате кроссовер у нас «завис» ровно посередине подъема. И что теперь делать — сдавать несколько сот метров вниз?

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
А вот заехать обратно, на следующий день, с первого раза не получилось

Пришлось применить старый проверенный метод — вытолкать автомобиль руками, выключив ESP и оставив в машине только водителя. Казалось, что шансов не было, но за счет того, что Peugeot 2008 реально легкий автомобиль, сил двоих человек хватило, чтобы сдвинуть французскую машину с места и немного придать ей ускорения. А дальше, с пробуксовкой, с летящими из-под днища камнями, кроссовер все-таки преодолел серьезнейший уклон.

На Peugeot 2008 по Горному Алтаю
Peugeot 2008 позирует на фоне реки Чулышман, перевал Кату-Ярык

На этом наше небольшое путешествие по Горному Алтаю можно считать завершенным. Несколько сотен километров — и мы добрались до цивилизации и обычных пейзажей средней полосы России. Как ни странно, но весь маршрут мы проделали на обычном городском автомобиле, во внедорожном арсенале которого лишь пластиковые защитный обвес по кузову и стальная защита картера двигателя. Мы даже не пробили ни одного колеса. Так что совершенно не обязательно для путешествия по Алтаю покупать внедорожник, долго и дорого его готовить, а потом еще и тратить состояние на топливо. Выезжайте на Peugeot 2008 в горы сразу от вашего офиса, заскочив домой за фотоаппаратом.

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо
войти на сайт или зарегистрироваться!