Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Фердинанд Порше, Человек и
Автомобиль

FAMEscope: история легенды. Часть 1

Фердинанд Порше, Человек и
Автомобиль

FAMEscope: история легенды. Часть 1


Вадим Никишев, опубликовано 06 апреля 2012

Фото: Porsche, wikipedia.org, leftcoastclassics.com, classiccar.co.nz

 

На Женевском автосалоне-2010 на стенде Porsche красовался прототип 918 Spyder — с 3,4-литровым мотором V8 мощностью около 500 л.с. и двумя электродвигателями, развивающими 160 кВт. «Фу, в Porsche скатились до гибридов», — наморщили носы все, кто хотя бы поверхностно знаком с автомобилями. «У них уже есть Panamera Hybrid и такой же Cayenne», — подтвердили любители марки. Люди, не интересующиеся техникой, не сказали ничего. А, между прочим, одновременно с презенацией 918 Spyder фирма Porsche тихо праздновала 110-летний юбилей гибридомобилей.

 

Первый электромобиль, созданный Фердинандом Порше

Первый электромобиль, созданный Фердинандом Порше


В 1898 году 23-летний Фердинанд Порше спроектировал свое первое — и первое в мире — переднеприводное шасси Lohner Electric Chaise, вызвавшее переполох на Парижской ярмарке 1900 года. А в 1903, оставаясь сотрудником «K.u.K. Hofkutschenfabrik Jacob Lohner», («Придворная фабрика экипажей Якоба Лонера») усовершенствовал электромобиль, оснастив его бензиновой установкой: тогдашние батареи слишком долго заряжались и не обеспечивали приемлемой дальности хода. Двигатель внутреннего сгорания был соединен с генератором, который питал установленные в ступицах передних колес электромоторы — эта схема осталась актуальной и более века спустя!

Фердинанд Порше, сын преуспевающего слесаря, родился в 1875 году в деревеньке Мафферсдорф — про нее говорили, что фабричных труб там больше, чем жилых домов. Страсть к инжинирингу, видимо, навеяло промышленным дымом: в роду Порше до сего момента технический гений никак себя не проявлял.

 

Фердинанд Порше, 1910 год

В 1910 году Порше занимал должность технического директора компании Austro-Daimler


Поработав в мастерской Лонера, в 1906 году Фердинанд занял пост технического директора Austro-Daimler. Там под его началом созданы автомобили Maja (по имени сестры Мерседес, в честь которой назвали немецкое подразделение Daimler) и гоночный Prinz-Heinrich-Wagen, развиваший 140 км/ч и прозванный за характерную форму тюльпаном. Сам Порше был вовсе не чужд гонкам, пилотируя собственные машины дерзко и уверенно. В конце концов он получил пост генерального директора.

Смутный 1932 год, год мирового финансового кризиса, мог стать переломным в судьбе Порше — и немалозначным для нашей страны. Немецкому конструктору предложили возглавить промышленное, технологическое и исследовательское направления в Советском Союзе. Однако, побывав в СССР и узнав нюансы, Порше отказался. Аргументировал образно, намекая на «железный занавес»: мол, ему было бы тяжко работать на Луне, отгородившись от Земли непреодолимыми космическими безднами. Еще одна причина заключалась в том, что молодое государство активно решало насущные проблемы, среди которых развитие автоспорта было не на первом месте — а Фердинанд помыслить себя не мог без гонок. Впрочем, если на тот момент решение остаться в Германии казалось верным, через десяток лет Порше, вероятно, уже не был так категоричен.

 

Mercedes T80, спроектированный Порше

Проект болида Т80, спроектированного для Mercedes


Тем временем, получив степень почетного доктора наук Венского технического университета, в 1923 году он переходит на пост технического директора в штуттгартский Daimler. На машине, победившей в гонке Тарга Флорио-1924, стоял компрессорный мотор его конструкции; предвестники «белых слонов», модели S и SSKL, также разрабатывались при его непосредственном участии. Но в 1929 Профессор разругался с даймлеровцами и осел в Цуффенхаузене, сосредоточившись на собственном бизнесе. Для соперников Mercedes, компании Auto Union, в 1932 году он спроектировал 16-цилиндровый мотор. По заказу Гитлера, который называл его не иначе как «мой самый талантливый конструктор», в 1934 занялся созданием народного автомобиля — первый ходовой прототип Volkswagen V1 опробовали годом позже, а в 1938 году машина стала известна как Kaefer, «Жук».

 

Прототип Volkswagen V1

Один из первых прототипов «народного автомобиля»


В конструкторском бюро Порше родились армейский внедорожник Kuebelwagen, танки «Тигр» и «Маус»... И хотя Профессор не был национал-социалистом, а проектирование военной техники интересовало его чисто с инженерной точки зрения, его вклад в разрушительную мощь гитлеровской Германии был оценен победителями по заслугам. Откровенно говоря, с 70-летним стариком обошлись еще довольно мягко: в течение трех месяцев, что он провел в американском лагере для военнопленных недалеко от Франкфурта, Порше дозволялось пользоваться автомобилем с его персональным шофером. Затем Профессора посадили в тюрьму в Дижоне, а летом 1946 привлекли к работе над французским народным автомобилем 4CV. И лишь в 1948, после того, как его сын Ферри с друзьями заплатили за его освобождение изрядное количество денег, французы посчитали долги оплаченными и отпустили престарелого Порше.

 

Фердинанд Порше с внуками

Профессор с внуками Фердинандом Пиехом (справа) и Фердинандом Александром (Бутци) Порше


Он еще застал рождение новой 356 модели, выпущенной под собственной маркой, и порадовался ее первым удачным выступлениям на спортивных трассах. 30 января 1951 года Профессора Фердинанда Порше не стало, а дела фирмы перешли к его сыну, Фердинанду-младшему.

356: эволюция жука

 

Купе из Гмюнда

Купе из Гмюнда — первый проект Порше, сделанный для компании Porsche


Если не брать в расчет 3 довоенных гоночных прототипа, построенных на базе «Жука», то первым настоящим автомобилем собственной марки стала модель, выпущенная компанией Porsche-Konstruktionen-Ges.m.b.H. из австрийского Гмюнда. В 1948 году «двухместной спортивной машине на базе VW» не слишком повезло с массовым производством, зато замаячили перспективы: автомобильный дилер Бернгард Бланк и швейцарский банкир Руппрехт фон Зенгер подкинули Ферри-младшему 50 000 швейцарских франков на развитие бизнеса. Мало помалу «родстеры из Гмюнда» с 35-сильным мотором находили покупателей, и к закрытию предприятия в 1951 году выпустили 44 закрытых версии и 8 открытых. Немного, но...

 

Porsche 356

Отличия первых серийных 356-х — двухсекционное ветровое стекло и интегрированные бампера


Показанные на Женевском моторшоу-1949 купе и кабриолет вызвали немалый интерес, и Порше арендовал производственные площади в немецком Цуффенхаузене в обмен на 500 стальных кузовов. Но их еще предстояло построить! Дизайнер Эрвин Коменда поработал над обликом австрийского прототипа, и в серию пошла модель Porsche 356. Отличительной чертой стали вертикальная планка, поделившая ветровое стекло на две части, и изогнутые вдоль кузова бамперы, доходившие аж до самых колесных арок. Покупателям не пришлось томиться в ожидании рестайлинга: через два года, в 1952, внешность подретушировали: появилось цельное лобовое стекло, бамперы «отделили» от кузова, задние фонари стали круглыми, а запаске нашли новое место в багажнике, высвободив объем под поклажу. Техническая часть была на достойном того времени уровне: стальной кузов, сваренный из штампованных панелей, независимая подвеска торсионного типа, 40-сильный воздушник объемом 1086 см3...

После весенней модернизации 1951 года стала доступна 1300-кубовая версия с отдачей 44 л.с., а осенью выпустили и 60-сильную полуторалитровую версию. Переход на подшипники скольжения вместо подшипников качения в постели коленвала дал выигрыш в 5 л.с. 70-сильная версия 1500S получила собственное имя Dame (нем. Дама) и стала на время топовой, в ноябре 1952 семейство пополнилось мотором 1300 см3 мощностью 60 л.с., а к 1954 году отказались от базового 1100-кубового мотора.

По совету крупнейшего американского импортера Макса Хоффмана, успешно торговавшего и дорогими Mercedes-Benz, в модельном ряду появились открытые облегченные версии. Обе оснащались полуторалитровыми двигателями, первая была пробным шаром (выпущено всего 17 машин), а вторая, Speedster, стала популярной с момента появления осенью 1954-го.

 

Porsche 356 A Speedster

356 A Speedster создавался с прицелом на североамериканский рынок


К Франкфуртскому салону 1955 года «триста пятьдесят шестые «А» выпускались в версиях 1300 (44 л.с.), 1300S и 1600 (обе развивали 60 л.с.) и 1600 S (75 л.с.). На вершине обосновалась версия Carrera GS, чей полуторалитровый двигатель, позаимствованный у гоночного спайдера 550, развивал аж 100 л.с. Ветровое стекло увеличилось в площади, изменилась светотехника, стал комфортнее салон, а пружины подвески потеряли в жесткости — при этом владелец мог сам настроить дорожный просвет благодаря особенностям торсионной схемы. Версия GT была еще мощнее — 110 л.с.! — но более спартанской: прибавки достигли, отказавшись от отопителя. На версии 1600 появились характерные сдвоенные глушители, фонари обрели каплевидную форму, а заднее стекло хитрой формы увеличилось в размерах.

Дальнейшее развитие явило свету кабриолет Convertible D (D — сокращение от Drauz body shop, кузовного ателье) и более мощную 105-сильную Carrera. Самую быструю Carrera GT с мотором в 115 л.с. внешне можно было отличить по дополнительным жабрам на крышке моторного отсека.

 

Porsche 356 В by Karmann

Модель 356 В в исполнении кузовного ателье Karmann


Этап в развитии серии 356, продолжавшийся с 1959 по 1963 год, ознаменовался появлением литеры В в индексе. На бамперах появились клыки, воздуховоды рядом с ними охлаждали алюминиевые тормозные барабаны, головная оптика стала более прогрессивной. Компанию купе и кабриолетам из Цуффенхаузена составляли сторонние заказы фирме Karmann, а на смену модели Speedster пришел Roadster — он стал менее спартанским и более приспособленным к эксплуатации в холодных регионах. Для базовых версий мощность варьировалась от 60 до 90 л.с., а представленная в 1962 году Carrera 2 имела три варианта форсировки: от стандартных 130 л.с. до 140 (позже 155 л.с.) в исполнении GT. Чтобы совладать с мощью двухлитрового двигателя, на «Карреры» устанавливали дисковые тормоза — их успешно опробовали на 1000-километровой гонке Нюрбургринга еще в 1959 году.

 

Porsche 356 С Carrera 2

Двухлитровая 356 С Carrera 2 развивала 130 л.с. и разгонялась до 200 км/ч


Последние два года жизни «триста пятьдесят шестые» выпускались с приставкой «С». Двигатели стали чуть мощнее, управляемость — немного лучше, салоны — комфортабельнее. С 1963 по 1965 выпустили почти 17 000 машин версии 356С, а всего за Porsche проголосовали бумажником 76 302 покупателя. Профессор Порше, придумавший проект 356, мог бы по праву гордиться им.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!