Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Прощай, Saab

FAMEscope: Saab в глобальной истории — от военных
самолетов до автомобилей мирового уровня

Прощай, Saab

FAMEscope: Saab в глобальной истории — от военных
самолетов до автомобилей мирового уровня


Георгий Дроботов, опубликовано 03 апреля 2012

Фото: Saab, autowp.ru, autoblog.com

 

В конце 2011 года с мирового автомобильного рынка ушел весьма серьезный игрок — шведская марка Saab. Череда неудач, в первую очередь финансовых, вынудила руководство компании заявить о банкротстве, но такого поворота событий не ожидали даже самые скептически настроенные аналитики. Saab навсегда остался в истории автомобилестроения как производитель комфортабельных, быстрых, хорошо управляемых автомобилей, на которые негласно равнялись многие другие бренды. Но история самой компании не менее интересна - в ней нашлось место для европейцев, китайцев, американцев и даже для русских. Свою роль в судьбе Saab сыграли многие корпорации с мировым именем, в частности, производитель грузовиков Scania и американский автомобильный концерн General Motors. Без вмешательства китайских автопроизводителей, стремящихся к мировому господству, тоже не обошлось. Однако обо всем по порядку.

 
С чего все начиналось

Впервые о компании Saab мир услышал 74 года назад, в далеком 1937 году. На тот момент основным и единственным направлением ее деятельности было строительство военных самолетов, а ее название являлось аббревиатурой и расшифровывалось как «Svenska Aeroplan Aktiebolaget». В переводе это означает «Шведская компания по производству самолетов». По свидетельствам очевидцев и историков, бомбардировщики Saab отлично показали себя в ходе Второй мировой войны — они считались одними из самых скоростных в своем классе.

 

Saab 92 и самолет

История Saab начиналась с производства самолетов


После капитуляции фашистской Германии Saab, как и многие фирмы, ориентированные на вооружение, встал перед выбором — либо закрываться, либо переквалифицироваться. Руководство компании сделало свой выбор, и уже в 1949 году Saab выпустила свой первый автомобиль, получивший название в виде числового индекса «92». Однако с авиастроением тоже не «завязала» — Saab производит авиатехнику и по сей день, и в ее модельном ряду есть как военные, так и гражданские самолеты

Четырехколесный первенец Saab отличался весьма оригинальным дизайном кузова с коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх=0,33. В основу модели легли технологии, разработанные и применяемые Saab при конструировании летательных средств. К слову, индекс «92» первый автомобиль компании получил не просто так — последний самолет, созданный Saab до перехода на новый вид деятельности, носил название «91». Saab 92 очень быстро стал популярным не только в Швеции, но и во всему Старому Свету. Этот автомобиль разошелся по миру в количестве 20 тысяч экземпляров, что для разрушенной войной Европы было довольно ощутимым количеством. Saab выпускала модель 92 вплоть до 1956 года.

 

Saab 92 - первый серийный автомобиль Saab

Самый первый серийный автомобиль Saab — модель 92


С 1949 по 1968 год компания разработала и выпустила еще несколько моделей, каждый раз демонстрируя высочайший уровень комфорта, элегантности и технического исполнения. В активе Saab тех годов даже есть настоящий спорткар — автомобиль носил имя Sonett и развивал мощность в 58 л.с., разгоняясь до 160 км/ч. Он был очень легким — его вес составлял немногим больше полутоны, — что позволяло ему без особых проблем обходить соперников. Дата выпуска автомобиля — 1956 год; к теме спорткаров Sonett компания возвращалась еще не раз.

 

Saab Sonett

Первый опыт Saab в создании спортивных автомобилей. Модель Sonett была выпущена всего в семи экземплярах


Первый опыт сотрудничества: Saab и Scania-Vabis

Спустя 12 лет с момента дебюта своего первого спорткара Saab подписала соглашение о слиянии с компанией Scania-Vabis, которая на тот момент занималась производством исключительно грузовых автомобилей. Это открыло Saab доступ к новым рынкам и новым технологиям, а также к новым производственным мощностям. Подписание документов состоялось в 1968 году.

Совместная деятельность Saab и Scania-Vabis, повлекшая за собой смену фирменного логотипа, продолжалась вплоть до 1989 года. За это время шведы добились очень многого и не раз опережали своих конкурентов, выпуская автомобили с самой современной начинкой. Так, в 1977 году компания впервые в истории автомобилестроения установила на двигатель семейного автомобиля турбонаддув. Этой чести удостоился автомобиль Saab 99, дебют которого состоялся на немецком автосалоне во Франкфурте. Спустя еще два года Saab представила первую в мире систему фильтров воздуха, поступающего в салон.

 

Saab 99 Turbo

Saab 99 Turbo — первый семейный автомобиль с турбированным двигателем


SAAB и General Motors: вместе мы — сила!

В конце 80-х годов Saab ждал важный момент в ее истории. В 1989 году в результате широкомасштабной реструктуризации подразделения Saab Car образовалась новая независимая автомобильная компания Saab Automobile AB. Это был перелом в истории компании, который напрямую связан с американским концерном General Motors. Основное подразделение компании Saab продолжило работу в области самолетостроения.

Практически сразу после образования Saab Automobile AB концерн GM выкупил контрольный 50-процентный пакет ее акций, взамен дав выход на европейский рынок. Новая фирма получила новый логотип и прекратила совместную деятельность с земляками из Scania-Vabis.

Сотрудничество шведов и американцев в течение довольно длительного времени было весьма и весьма плодотворным. Первой совместной разработкой Saab и General Motors стал роскошный седан Saab 900, представленный в 1993 году и признанный одним из самых безопасных автомобилей в мире.

 

Saab 900

Седан Saab 900 поднял автомобильную безопасность на новую высоту


В течение следующих 15-ти лет Saab активно завоевывала европейский и американский рынки, выпуская все новые и новые автомобили, один совершеннее другого. К заслугам шведского автопроизводителя того периода следует отнести разработку кондиционера, не использующего хладагент с содержанием фреона, и систему защиты от боковых ударов, которую впоследствии переняли и усовершенствовали другие автомобильные компании.

Saab и General Motors: начало конца

В самом начале 21 века концерн General Motors выкупил все 100% акций шведского производителя, что было скептически воспринято многими аналитиками и расценено как попытка GM стать монополистом на европейском рынке автомобилей. Тем не менее, период с 2000 по 2008 год был более чем продуктивным для шведов и американцев: Saab представил несколько новых моделей, в том числе концепт спортивного динамичного автомобиля 9Х. Старые модели получили ряд усовершенствований, что в итоге привело к взрывному росту их популярности в Европе.

 

Концепт-кар Saab 9X

Уникальный концепткар Saab 9Х объединил черты, присущие кузовам разных типов — купе, родстера, универсала и пикапа


В декабре 2008 года американский концерн GM, несмотря на успех многих компаний из его состава, испытывал колоссальные финансовые трудности. General Motors объявил о возможности своего банкротства и выставил Saab на продажу. Значение технологий и наработок компании было настолько велико, что о своем желании купить их заявило 27 крупных автопроизводителей. В их число вошли немецкий концерн BMW, корейский альянс Hyundai-KIA, индийская Tata Motors и многие другие фирмы с мировым именем. Даже китайские производители, давно стремящиеся к захвату европейского рынка, были готовы купить Saab. В частности, General Motors вела переговоры с компанией Geely.

Торги, где в качестве лота выступал шведский автопроизводитель, General Motors вел чуть больше года. Saab была для него чем-то вроде балласта, мешающего ему выйти из финансового кризиса. По некоторым сведениям, совет директоров General Motors даже рассматривал возможность закрытия Saab и продажи ее патентов. Однако в январе 2010 года после длительных переговоров GM, наконец, удалось найти покупателя, готового купить компанию Saab целиком. Соглашение было подписано незамедлительно, и новым владельцем Saab стал голландский производитель спортивных автомобилей — компания Spyker. К слову, банкротство концерна действительно состоялось в середине 2009 года, и по состоянию на сегодняшний день основным его акционером является Министерство финансов США — государство вложило крупную сумму в терпящую бедствие компанию, чтобы сохранить рабочие места.

Saab и Spyker: отношения без будущего

Компания Spyker была основана в 2000 году голландцами Виктором Мюллером (Victor Muller) и Мартеном де Брейном (Maarten de Bruijn). Ранее фирма с таким именем выпускала грузовики, а во время Второй Мировой Войны — еще и военные самолеты. Виктор Мюллер выкупил право на использование названия «Spyker» в 1999 году. Spyker производила эксклюзивные спортивные автомобили, участвовала в соревнованиях «Формула-1» и гонках на выносливость.

 

Виктор Мюллер

С приходом Виктора Мюллера в Saab связывались большие надежды


Все условия сделки по передаче Saab новому владельцу были выполнены в конце февраля 2010 года. Сумма сделки составила $74 млн, плюс Spyker выкупила акции Saab на сумму $326 млн. Известно также, что сделку поддержало правительство Швеции. Оно гарантировало Saab 400 млн евро в качестве кредита от Европейского Инвестиционного Банка на очень выгодных условиях. Эти деньги должны были пойти на улучшение условий труда рабочих компании и расширение производства.

Одним из обязательных к выполнению условий сделки, выдвинутых американским концерном, было исключение из списка акционеров Spyker российского бизнесмена Владимира Антонова. Незадолго до начала переговоров с General Motors о продаже Saab г-н Антонов был заподозрен в связях с организованной преступностью, незаконном отмывании денег и ряде других экономических преступлений. Расследование инициировала шведская полиция, но вскоре к нему подключилось и американское Федеральное Бюро Расследований.

 

Владимир Антонов

Предполагаемые связи Владимира Антонова с криминалом нанесли серьезный удар по концерну Saab


General Motors наотрез отказался продавать Saab голландцам до тех пор, пока в списке их акционеров находится человек, вероятно связанный с криминалом, в прошлом которого копаются американские и европейские спецслужбы. Владимир Антонов был вынужден уйти из состава акционеров Spyker, после чего сделка о продаже Saab была завершена. По официальным данным, до ухода Владимир Антонов владел 29,9-процентным пакетом акций Spyker. Как сообщает пресс-служба компании, весь пакет был выкуплен ее основателем, Виктором Мюллером. Как сообщил сам мистер Мюллер в своем интервью, он очень обеспокоен тем, что с Владимиром Антоновым произошла такая история, и выразил надежду на его скорейшее возвращение в число акционеров компании.

Переход Saab под контроль голландцев имел весьма печальные последствия. Согласно официальной статистике, за весь 2010 год компания заработала порядка 820 млн евро, но при этом ее убытки выросли до 219 млн евро. В течение этого периода Saab сумела реализовать лишь 32 тысячи автомобилей, что является абсолютным минимумом для крупного европейского производителя. В России в 2010 году продажи машин данной марки сократились почти на 47%.

Финансовый отчет за 2010 год был опубликован в январе 2011 года. Вплоть до апреля Saab пыталась выбраться из кризисной ситуации, но в итоге ей пришлось полностью остановить свое производство. Компания не могла продолжать сборку автомобилей из-за отсутствия запчастей и рабочей силы, а это стало причиной крупных задолженностей перед поставщиками запасных частей и перед собственными рабочими, которые в течение нескольких месяцев не получали заработную плату.

Азиатские партнеры — последняя надежда Saab

Спасти компанию, по мнению совета директоров Spyker, могло только одно — поиск достойного партнера, способного вложить в Saab крупную сумму денег и помочь с восстановлением производства автомобилей. Такая компания нашлась среди китайских компаний, прибыль которых в последние несколько лет постоянно росла.

В мае 2011 года, через месяц после остановки основного и единственного завода Saab в шведском городе Тролльхеттан, руководители Spyker договорились о сотрудничестве с китайской корпорацией Hawtai Motor Group. Согласно условиям сделки, новый партнер из КНР получал контроль над 29,9% акций Spyker в обмен на 120 млн евро. Голландцы получили бы не только деньги на выплату всех долгов и заработной платы, но также прямой доступ к китайскому автомобильному рынку. Hawtai Motor Group же в свою очередь могла бы использовать все технологии Saab в производстве своих автомобилей.

Однако сделка между Spyker и Hawtai Motor Group не состоялась по вине китайских регулирующих органов — они не дали добро на ее проведение. Spyker в срочном порядке пришлось искать нового партнера. Поиски увенчались успехом уже через несколько дней: Spyker договорилась с другой китайской компанией — Pang Da Automobile Trade Co. Условия были таковы: Pang Da выкупает 24% акций Spyker за 65 млн евро и предоставляет еще 45 млн евро в качестве финансовой помощи Saab. Вторым китайским партнером Spyker должна была стать компания Zhejiang Youngman Lotus.

Сотрудничество с автопроизводителями и дистрибьютерами из КНР действительно могло избавить Saab от всех проблем и вернуть его в число ведущих европейских автомобильных компаний. В июле 2011 года, спустя два месяца с момента подписания соглашения о партнерстве, шведская компания анонсировала сразу три новых серийных модели — 9-1, 9-5 и 9-6. Кроме них компания представила футуристичный концепт Phoenix, встреченный критиками достаточно тепло. Всю работу по созданию автомобилей 9-1, 9-5 и 9-6 Saab должна была выполнить сама, а от китайцев требовались лишь инвестиции в подготовку к их серийному производству.

 

Saab 9-5 Sedan 2009

Последнее поколение Saab 9-5 Sedan впервые было представлено в 2009 году


Условия договора между Saab, Zhejiang Youngman Lotus и Pang Da Automobile Trade Co. исправно выполнялись всеми сторонами. Так, к сентябрю прошлого года Saab договорилась с Youngman о получении от нее так называемого «бридж-кредита» — займа, выдаваемого на срок до одного года. Размер кредита, по официальным данным, составил 70 млн евро. Однако эти деньги Saab так и не получила — стороны пересмотрели условия соглашения, и уже в октябре было официально объявлено о полной продаже Saab компаниям Zhejiang Youngman Lotus и Pang Da Automobile Trade Co. Китайские производители готовы были заплатить 100 млн евро за 100-процентный пакет акций Saab. При этом предполагалось, что Youngman получит 60% акций, а Pang Da — оставшиеся 40%. Сама компания Saab подлежала сохранению, а ее новоиспеченные владельцы планировали вывести ее на азиатский рынок.

 

Концепткар Saab Phoenix

Концепткар Phoenix стал лебединой песнью шведского автоконцерна


Однако на этот раз в судьбу Saab вмешался автомобильный концерн General Motors. Пресс-секретарь GM Джим Кейн (Jim Cain) сказал, что компания откровенно против того, чтобы новыми владельцами Saab стали китайские автостроители. По словам г-на Кейна, «захватчики» из КНР ни при каком раскладе не получат доступ к платформам Saab, ее технологиям и наработкам, львиная доля которых были лицензированы у GM, потому что это существенно повредит деятельности концерна на территории Китая.

В итоге все планы по возобновлению производства автомобилей Saab в Тролльхеттане пошли под откос, и Виктору Мюллеру, главе Spyker, пришлось вспомнить о своем желании вернуть Владимира Антонова в состав акционеров компании. Но и тут его ждало разочарование — российский банкир и бизнесмен, накануне объявленный в европейский розыск литовской полицией, был взят под стражу. Власти Литвы обвинили г-на Антонова, являющегося основным акционером литовского банка Snoras, в хищении из этого же банка имущества в особо крупных размерах, подделке документов и ведении бухгалтерского учета обманным путем.

Длинная серия столь тяжелых неудач Saab была решена. У компании больше не было будущего, и ее руководство понимало это. 19 декабря 2011 года в окружной суд шведского города Ванерсборг было подано заявление об окончательном банкротстве Saab. В настоящее время компания упразднена и больше не занимается производством автомобилей. Судьба ее патентов и технологий остается неизвестной. Вопрос о погашении задолженностей перед кредиторами, поставщиками оборудования и запчастей, а также перед работниками Saab пока не имеет ответа.


Резонанс

Так и не сумев спасти свое приобретение, голландский производитель Spyker подставил себя под серьезный удар. Spyker входит в крупный холдинг Swedish Automobile N.V., который сам находится не в лучшем финансовом положении. Неудача с Saab сделала его еще более уязвимым, и теперь у компании есть два выхода — тоже обанкротиться и высвободить некоторые средства для помощи холдингу или найти нового владельца. В настоящее время поиски покупателя Spyker идут полным ходом, но результата они пока что не принесли. Была попытка продать производителя спорткаров американской компании North Street Capital за 32 млн евро, и дело дошло до подписания договора, но условия сделки со стороны покупателя не выполнены и по сей день, так что, согласно условиям, подписанное соглашение уже не имеет силы.

Кто виноват?

Так с чего же все-таки началась черная полоса Saab? Вероятнее всего, с мирового финансового кризиса, ударившего по многим сферам деятельности в середине 2008 года. Именно последствия кризиса вынудили General Motors начать процедуру банкротства и инициировать продажу шведской компании. Начав тонуть, «крупный корабль» GM потянул за собой и свиту, в которую входила Saab. И нельзя сказать, что отказ от сотрудничества со Scania-Vabis и переход под крыло GM был роковым для Saab — почти 20 лет успешного взаимодействия говорят об обратном. Скорее всего, американский концерн выбрал не того покупателя и, отдав Saab голландцами из Spyker, обрек его на медленную и мучительную смерть.

 

Сотрудники Saab проводят пикет

Сотрудники американского подразделения Saab не раз проводили пикеты у штаб-квартиры GM


Конечно, отрицать влияния General Motors на судьбу шведского автопроизводителя нельзя, ведь именно он заставил Виктора Мюллера исключить Владимира Антонова из состава акционеров. Хотя, возможно, в этом он оказал компании услугу, ведь можно лишь догадываться, как бы отразился на ней арест Антонова и его финансовые махинации. General Motors наложил вето на продажу Saab китайским корпорациям — и нежелание отдавать собственную технологическую базу прямым конкурентам тоже вполне объяснимо.

Возможно, на месте Spyker могла оказаться любая другая компания, которая смогла бы превратить Saab в одного из лидеров европейского автомобилестроения. Возможно также, что если бы не General Motors, Saab сейчас бы активно развивался, щедро одариваемый инвестициями от своих китайских партнеров или даже владельцев. GM испугался за собственное влияние на рынок КНР, и жертвой пала ни в чем не повинная шведская компания. Теперь же прибыль концерна активно растет, в том числе и в странах Азии, а бывшие сотрудники шведского производителя вынуждены искать новую работу.

Американские аналитики, разумеется, склонны винить в банкротстве Saab исключительно китайскую сторону, которая слишком долго тянула с переводом денежных средств, но вышеописанные события, произошедшие с Saab, прямо говорят, что их точка зрения в корне не верна. Так называемый «русский след», а именно история с Владимиром Антоновым, тоже не лучшим образом повлиял на судьбу Saab, но вряд ли именно он стал «точкой невозвращения». Так что однозначный ответ на извечный русский вопрос «кто виноват?» в данном случае вряд ли возможен.

Несмотря на окончательное банкротство, история автоконцерна Saab пока не закончена. По имеющейся информации, на активы и технологии шведского автопроизводителя претендует несколько крупных компаний, среди которых называют немецкую BMW. Вполне возможно, что если права на бренд перейдут одному из крупных игроков мирового авторынка, марка получит второе рождение, и мы еще увидим новые автомобили с логотипом Saab.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!