Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

electriSEATy

ELECTROscope: заряжаемся электричеством вместе
с прототипом SEAT Altea XL Electric

electriSEATy

ELECTROscope: заряжаемся электричеством вместе
с прототипом SEAT Altea XL Electric


Сергей Белоусов, опубликовано 04 июля 2013

Фото: CARscope.ru и SEAT

 

В 1899 году французский электромобиль La Jamais Contente, что в переводе означает «всегда неудовлетворенный», под управлением бельгийского гонщика Камиля Женази впервые преодолел барьер скорости в 100 км/ч. Кажется, что с тех самых пор автопроизводители водят нас за нос, предлагая все еще сырые технологии под сомнительными лозунгами спасения человечества от глобального потепления. Впрочем, важность этих исследований сложно понять, оперируя лишь цифрами и фактами.


Не понимал их и я, пока не оказался за рулем SEAT Altea XL Electric Ecomotive. Сами посудите: максимальная скорость и максимальный запас хода испанского электромобиля — 135 км/ч и 135 км соответственно. И все это за более чем вековой период эволюции? Да ладно! Но прежде чем сетовать на цифры, неплохо было бы понять, что вообще представляет собой этот электрокар.

 

SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Представленный официально в 2011 году автомобиль с батарейками остался все таким же хмурым, потому что внешне почти ничем не отличается от универсала с тем же названием с двигателем внутреннего сгорания. Самые преданные делу сотрудники исследовательского центра в муниципалитете Марторелль (расположен недалеко от Барселоны) все же принесли из собственных домов зеленый скотч, которым обклеили панели кузова и корпуса наружных зеркал. Из-под юбки заднего бампера убрали патрубки глушителя, а заодно и всю выхлопную систему, по понятным причинам.

 

Подкапотное пространство SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Под капотом — куча высоковольтных проводов и электродвигатель мощностью 115 л. с.


Внутри все еще прозаичней — кроме приборной панели, где вместо привычных показаний уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости отображаются заряд батарей и их температура. В центре щитка — тахометр, судя по которому мотор электрокара может раскручиваться до 8 000 об/мин, правее — спидометр, расчерченный до 160 км/ч. Ваши пассажиры даже не заметят этих изменений, пока вы не включите монитор на центральной консоли, где простенькой анимацией будет показано, как именно в данный момент расходуется или восстанавливается электроэнергия.

 

Интерьер SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Заводится SEAT Altea XL Electric Ecomotive обычным ключом, но происходит это в полной тишине. Автомобиль выдает свою готовность к движению лишь стрелкой тахометра, которая переходит с риски OFF на 0 об/мин. Дальше все как обычно: рычаг селектора односкоростной трансмиссии в положение D, поехали.

 

Органы управления SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Стронувшись с места, невольно вспоминаешь о максимальном крутящем моменте электродвигателя, который равен 270 Нм. Фишка всех электрокаров (и Altea XL Electric здесь не исключение) в том, что вся тяга доступна с первого оборота и вплоть до его предельных значений. Поэтому нажать педаль в пол означает вдавить себя и всех пассажиров в кресло в машине, в которой раньше было принято возить сварливых жен, детей и собак.

Потрясающая тяга, абсолютно ровное ускорение и, знаете ли, приятные ощущения от динамики и управляемости, ведь батареи, размещенные в полу, помимо избыточного веса дают и более низкий центр тяжести. Но если до 50-60 км/ч ускорение кажется интенсивным, то по мере приближения к скорости 100 км/ч оно уже воспринимается вялым, ведь в это время ровным счетом ничего не меняется: нет переключений, нет передаточных чисел, нет даже шума от силовой установки. Точнее, до 40 км/ч SEAT Altea XL Electric Ecomotive издает какой-то искусственный звук, чтобы предупредить пешеходов, но внутри его абсолютно не слышно.

 

Органы управления SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Кнопка S (sport) на панели рядом с селектором трансмиссии заменена на B (braking)


Как только отпускаешь педаль, автомобиль начинает двигаться накатом и накапливать энергию через систему рекуперации. Там, где у обычных селекторов SEAT находится положение S, у электрокара нарисована литера B. В этом режиме электроника заставляет универсал интенсивно тормозить двигателем, да причем так, что необходимость жать на тормоз практически отпадает — это прикольно, когда ты едешь по серпантинам и можешь использовать замедление двигателем с пользой, восстанавливая при этом энергию гораздо эффективней, чем при свободном качении. Но пассажиры, скорее всего, останутся недовольны: их будет бросать вперед, как только вы уберете ногу с педали акселератора, и назад, если вы снова топнете по ней. Ослабить интенсивность этих неприятных для домашних питомцев торможений можно при помощи подрулевых лепестков.

 

Органы управления SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Анимация на мониторе еще проще, чем на гибридных Lexus десятилетней давности


У SEAT Altea XL Electric Ecomotive есть три различных режима движения, читай рекуперации энергии, выбираемых при помощи кнопки на центральном тоннеле: Normal, ECO и Range. В «ЭКО» максимальная скорость принудительно падает на 10 пунктов, до 125 км/ч, чуть медленнее педаль акселератора реагирует на нажатие, чуть жарче становится внутри из-за менее интенсивной работы климат-контроля.

Режим Range в электрокаре предлагают использовать, когда запас энергии на исходе, до ближайшей розетки еще далеко, а перспективу заночевать где-то в горах поддерживают не все пассажиры. В этом случае Altea XL Electric заставляет всех интенсивно потеть, полностью выключая кондиционер и впуская через дефлекторы горячий воздух из-под капота, педаль газа становится еще менее отзывчивой, хотя и не столь заметно, чтобы назвать машину нерасторопной, а электронный ограничитель скорости позволяет ехать не быстрее 105 км/ч.

 

Приборы SEAT Altea XL Electric Ecomotive

И получается, что по самому худшему сценарию — с отключенным кондиционером, дергающимся от резкого замедления кузовом, сворой ворчащих друзей и родственников, которые уже готовы убить вас за идею поехать на электрокаре, автомобиль сможет преодолеть всего 135 км, после чего отправится в 8-часовой отпуск за ваш счет у ближайшей розетки. Если повезет встретить на пути специализированную станцию подзарядки с трехфазным 16-амперным разъемом, то время восполнения запасов энергии батареи емкостью 27 кВт*ч сократится вчетверо, до двух часов.

 

SEAT Altea XL Electric Ecomotive

Строительство зарядных станций идет в Москве и Московской области. Сейчас их насчитывается более 30, к 2014 году число электрозаправок обещают увеличить до 100 штук, а к 2018 году — до 5 600.


Однако пока таких даже на родине SEAT Altea XL Electric Ecomotive в Барселоне практически нет, и к 2020 году их планируют построить всего 200 штук. И мне кажется, что их должны размещать рядом с очень дорогими ресторанами, в которых каждое блюдо готовят по часу — так время пролетит менее заметно.

Обед для журналистов из России планировался после теста, а потому каждому водителю было отведено всего 15 минут за рулем электрокара, чтобы последний не разрядился и не встал поперек испанского шоссе. Оставшуюся часть пути в центр исследований и разработок я проделал, сидя на заднем сиденье электромобиля и вспоминая предшествующий тестовому заезду разговор с людьми из SEAT. Судьба электромобилей и дальнейший виток их развития, к сожалению, не могут предсказать даже они. Абстрактные цифры, разные предположения — впору идти к наследникам бабки Ванги и «ванговать» вместе с ними: что делать дальше и какая силовая установка будущего в итоге окажется наиболее выгодной с точки зрения цена-качество.

 

SEAT Altea XL Electric Ecomotive

40% всех выпускаемых SEAT автомобилей выбрасывают в атмосферу менее 120 граммов CO2 на километр


Пока радость от обладания дорогущими гибридами и электромобилями Leon Twin Drive Ecomotive и Altea XL Electric Ecomotive испытывают только логистические конторы, которым плевать, сколько будет стоить сам автомобиль — лишь бы он оказался дешевым и надежным в эксплуатации. Одной из таких является морской порт Барселоны. Говорят, морякам машина понравилась, но были и негативные отзывы, касающиеся процесса заряда аккумуляторов: бедолагам выделили всего два пункта медленной подзарядки — на стоянке служебных автомобилей и на парковке у Всемирного торгового центра — у которых потом нашли много пустых бутылок бренди. Две машины обкатал Департамент окружающей среды и планирования территории Мадрида, одна досталась сразу шести добровольцам из энергетической компании IBERDROLA, на очереди — городской совет Барселоны, члены которого должны быть еще более привередливыми.

 

SEAT Altea XL Electric Ecomotive

В SEAT считают, что до 2050 года выбросы углекислого газа в атмосферу от автомобилей должны сократиться на 90% — в среднем до 20 граммов CO2 на километр


«Мы готовы к любому развитию событий и любым вариантам альтернативных силовых установок», — с ярко выраженным немецким акцентом утверждает доктор Тино Фурман, глава отдела SEAT по инновациям, физике и электроприводным транспортным средствам. Двухтопливные автомобили, работающие от бензина и газа? Пожалуйста, они уже есть! Микрогибриды? Гибриды? Подзаряжаемые гибриды? И их есть у нас! А если речь пойдет о транспортных средствах на водороде, электрокарах с ДВС-генератором (Range Extender) и любых других проектах, то и за них в SEAT готовы взяться.

К примеру, завершившийся в июне 2013 года проект CENIT VERDE («Зеленый») по разработке экологичного автотранспорта демонстрирует еще один вариант развития двигателей будущего. Три года назад Министерство науки Испании выбрало SEAT (а кого же еще?) лидирующим звеном этой амбициозной авантюры. Грант в 34 миллиона евро был получен еще до начала финансового кризиса в Испании, а партнерами испанцев стали еще 16 коммерческих структур и 14 государственных учреждений и университетов. Побочным результатом исследований оказались несколько патентов, один из них достался за систему Driving Cycle Predictor, которая запоминает ежедневные маршруты и особенности стиля управления каждого водителя, а затем адаптирует работу различных систем автомобиля, уменьшая расход топлива.

 

SEAT Leon VERDE

В итоге на свет появился единственный в своем роде гибрид SEAT Leon VERDE на базе кузова модели третьего поколения, отчего в Центре исследований и разработок SEAT его очень оберегают и разрешают лишь смотреть и трогать. В основе гибрида очень универсальная платформа MQB концерна Volkswagen AG, на базе которой легко можно создать как обычный автомобиль, так и гибрид, электромобиль или двухтопливную машину. По словам доктора Фурмана, MQB является настолько гибкой архитектурой, что если бы инженеры VAG занимались постройкой кораблей и самолетов, то платформа с успехом смогла бы стать основой для боевого истребителя или сухогруза.

 

SEAT Leon VERDE

Разъем для зарядки спрятан за пластмассовой крышкой с логотипом SEAT в фальшрадиаторной решетке


Новейший прототип оснащен 120-сильным бензиновым ДВС объемом 1,4 литра серии TSI и 100-сильным (330 Нм) электромотором. Общая мощность гибридной силовой установки — 170 л. с., тяга передается к передним колесам через 6-ступенчатую роботизированную трансмиссию, специально адаптированную для работы с гибридным приводом.

Она способна отсоединять ДВС от привода колес и обеспечивать «зеленый» пробег в 50 км при полном заряде компактных батарей фирмы Ficosa емкостью 8,8 кВт*ч, спрятанных под задними сиденьями. Общий пробег с баком «до краев» может достигать 816 км, что эквивалентно расходу в 1,6 литра на 100 км или выбросу 35 граммов CO2 на километр пути. Максимальная скорость движения автомобиля массой 1 530 кг на электротяге составляет 130 км/ч, а при подключении ДВС вырастает до 207 км/ч.

 

SEAT Leon VERDE

Внутри SEAT Leon VERDE себя почти ничем не выдает


Впрочем, эти цифры немного хуже показателей предыдущего прототипа SEAT Leon Twin Drive Ecomotive. Мотор последнего — 1,4 TSI — был мощнее (115 л. с.), запас хода на электротяге больше (52 км), как и общий пробег (900 км). Однако были и минусы с точки зрения экологии: расход топлива — 1,7 литра на 100 км или 39 граммов CO2 на км.

 

SEAT Leon VERDE

В среднем европейский водитель в день преодолевает расстояние в 33-40 км, в США — около 60 км. Поэтому автопроизводители уверены, что для будничных дел запаса хода в 130 км должно хватить всем. Сколько проезжают в России, думаю, каждый сможет посчитать сам


Зато проект SEAT Leon VERDE адаптировал технологию V2G (Vehicle-to-Grid), что подразумевает наличие в багажнике зарядного устройства мощностью 20 кВт, разработанного фирмой Lear. Суть его в том, что в пиковые часы потребления электроэнергии на бытовые нужды подключенный к специальной домашней зарядной сети гибрид может отдавать и даже продавать (!) свою энергию поставщику, скажем, Мосэнергосбыту. Когда нагрузка спадает и электричество дешевеет, Мосэнергосбыт заряжает автомобиль за свой счет или по более низкой стоимости. Таким образом, владелец данного автомобиля может не только экономить, но и зарабатывать деньги!

 

Смартфон, подключенный к SEAT Leon VERDE

Правда, в нынешней жизни это кажется невыполнимым. Предположим, на ваш смартфон, подключенный к SEAT Leon VERDE через Wi-Fi, поступает следующее сообщение: «Уважаемый пользователь, забери у нас электричество, его у нас и так навалом. Всегда твой, Мосэнергосбыт». Вы бросаетесь из офиса, спускаетесь в подземный гараж и... видите, что все розетки, увы, заняты такими же халявщиками, как и вы.

Более реальным кажется находящийся вне оков MQB и построенный в единственном экземпляре 81-сильный карапуз SEAT eMii с совсем недетским крутящим моментом в 210 Нм. Он работает по тому же алгоритму, состоящему из трех режимов движения, что и Altea XL Electric Ecomotive, но время на заряд аккумуляторов тратит меньше: 6 часов от обычной домашней электросети или 30 минут от трехфазной специализированной розетки. Однако и он является наглядным примером того, как электрокары страдают от избыточного веса: 1 150 кг с батареями емкостью 18,7 кВт*ч против 853 кг у Mii с бензиновым двигателем объемом 1,0 литр.

 

SEAT eMii

Во время презентации SEAT eMii приписали запас хода в 160 км при полном заряде батарей, а на табличке возле машины написано 150 км. Скорее всего, в реальной жизни ни та, ни другая цифра не окажутся верными


Это главная проблема автомобилей с батареями, в среднем на комплект литий-ионных аккумуляторов емкостью на 1 кВт*ч приходится 9-10 кг массы. SEAT Altea XL Electric Ecomotive обещают запустить в серийное производство в 2015 году, и если он останется при том же арсенале технологий, то вряд ли можно рассчитывать на низкую стоимость машины и, соответственно, ее большую популярность.

За прошедшие сто с лишним лет со времен изобретения первого электрокара в них мало что изменилось, и автомобили с обычными двигателями по-прежнему остаются более выгодной альтернативой. Так что давайте, парни из Марторелля, снижайте массу батарей, налаживайте массовое производство, увеличивайте максимальную скорость и пробег на одном заряде батарей, а главное — уменьшайте конечную стоимость электромобиля для обычных клиентов. И, возможно, тогда мы перестанем считать, сколько граммов CO2 выдыхает на километр человек, а сколько автомобиль, а будем просто покупать тихие, экологичные и очень задорные в управлении транспортные средства на каждый день.

 

Кто во что горазд

 

Volkswagen Golf BlueMotion Twindrive

Самыми близкими по духу разработками, конечно же, являются родственные концепты Volkswagen. Например, подзаряжаемый гибрид VW Golf BlueMotion Twindrive оснащен тем же 1,4 TSI (150 л. с.) и электромотором с суммарной отдачей 204 л. с., а также 6-ступенчатой DSG. В продажу автомобиль обещают запустить в 2014 году.

 

Volkswagen E-Bugster

Есть у VW и электрокары, например, концепт E-Bugster, оснащенный 115-сильным электромотором, способным разогнать спидстер с 0 до 100 км/ч за 10,8 секунды. Максимальный запас хода составляет 180 км, а заряд батарей емкостью 28,3 кВт*ч может быть пополнен за 35 минут от трехфазной сети.

 

Volkswagen XL1

Или расходующий всего 0,9 литра солярки на 100 км концепт VW XL1 — многолетний проект немецкого концерна, который из года в год претерпевает множество изменений в компоновке и типе привода. Последняя версия дебютировала в Женеве в 2013 году и оснащалась 2-цилиндровым турбодизелем мощностью 48 л. с., 27-сильным электромотором, 7-ступенчатой DSG и компактными литий-ионными батареями емкостью 5,5 кВт*ч. С 0 до 100 км/ч он ускоряется за 12,7 секунды.

 

BMW i3 Concept Coupe 2012

Электромобиль BMW i3, пожалуй, самый близкий к производству электрокар баварцев, который в том числе обещают продавать и в России! Легкий алюминиево-карбоновый прототип оснащен электромотором мощностью 170 л. с., а его запас хода должен достигать 160 км. По желанию клиента он может превратиться в гибрид с увеличителем запаса хода (Range Extender), роль которого будет выполнять 2-цилиндровый мотоциклетный двигатель объемом около 650 см3, что увеличит пробег до 300 км. В Германии его уже захотели опробовать более 100 тысяч человек, а цену обещают удержать в пределах 30 тысяч евро.

 

Renault Twizy

Концерн Renault вместе со своим партнером по альянсу Nissan являются одними из самых передовых производителей серийных электрокаров. По всему миру разъезжают различные электромобили под именами Twizy, Fluence Z.E., Kangoo Z.E., ZOE и Leaf. Это наглядный пример того, как от слов можно перейти к делу. Автомобили так нравятся корпоративным клиентам, что их заказали даже в «Почте России».

 

Открытие быстрой электрозаправки в Москве

Официально на территории РФ продается электрокар Mitsubishi i-MiEV стоимостью 1,8 миллиона рублей. Деньги баснословные, зато на нем можно парковаться в пределах Садового кольца в Москве абсолютно бесплатно.

 

E-Car GD04B

Китайский крошечный хэтчбек E-Car GD04B, производимый подмосковной компанией «Дамер», стоит у нас 450 тысяч рублей. Не топчутся на месте и отечественные производители: электрические универсалы LADA EL LADA стоимостью от 1,2 миллиона рублей уже направлены в таксопарки Ставропольского края. Также электрокары планируется производить на КамАЗе, но это будет еще не скоро.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!