Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Тяга к городу

FIRSTscope: испытываем обновленный УАЗ Патриот
на дорогах Армении

Тяга к городу

FIRSTscope: испытываем обновленный УАЗ Патриот
на дорогах Армении


Вадим Никишев, опубликовано 27 декабря 2016

Фото: УАЗ

Вывесить колеса любого автомобиля по диагонали, лишив их сцепления — дело нехитрое. Заставить тронуться обновленный внедорожник, оснащенный электронными и механическими блокировками, тоже. А если сразу за первым препятствием крутой косогор, на который надо влетать ходом? В раздатке Патриота выбрана пониженная, в коробке включена вторая… Газ, газ, газ! Кренясь, сползая по склону и разрывая землю, УАЗ прет вверх — и, срикошетив от вмерзшего булыжника, перемахивает гребень. Время остановиться, перевести дух и оценить последствия.

Тяга к городу
На каменистых дорогах 16-дюймовые колеса предпочтительнее 18-дюймовых — но даже им в горах Армении приходилось несладко

Контакт с камнем не прошел даром: обод легкосплавного диска выщерблен. Однако на этом видимые повреждения заканчиваются — и столь же незначительны изменения в экстерьере, которые принес Патриоту рестайлинг. Прошлое обновление, двухлетней давности, казалось более эпохальным: тогда Patriot в дополнение к новой решетке радиатора получил другие фары с полосками светодиодных ходовых огней и противотуманки, в корпуса боковых зеркал переехали светодиодные поворотники, боковые подножки видоизменились. Сзади появились новые фонари и иной контейнер запасного колеса с серебристой надписью Patriot. Но самое примечательное — с тех пор бамперы крепятся к кузову, а не к раме. Щель между ними исчезла — зато мир уазоводов раскололся на владельцев машин, выпущенных до и после 2014 года.

Тяга к городу
Проще всего обновленный Патриот отличить по новой решетке радиатора (вместо поперечин — объемные соты) и крупной эмблеме, а также по ультразвуковым датчикам парковки в переднем бампере

А сейчас, пожалуй, единственное, что позволит отличить снаружи УАЗ Патриот 2017 модельного года — это радиаторная решетка с «трехмерными» сотами вместо продольных поперечин, откормленная «птичка» уазовской эмблемы, оспины ультразвуковых датчиков парковки в переднем бампере и… горловина бензобака на правой боковине. Точнее, отсутствие оной на заднем левом крыле: отныне у Патриота один топливный бак емкостью 68 литров вместо двух, суммарный объем которых достигал 72 литров.

Тяга к городу
Вместо двух металлических баков — один пластиковый, и компоновщики использовали эту возможность, чтобы разделить Патриот на «горячую» сторону, где проходит выхлоп, и «холодную»

Исчезнувший запас, даже четырехлитровый, лишним не назвать — однако теперь куда меньше возни с заправкой: не надо плясать вокруг крупной машины (не каждый шланг дотянется до противоположного борта) или подгонять УАЗ к колонке разными сторонами. Тем, кто запамятовал, напомним: вторая емкость была резервной, к двигателю топливо поступало из основного бака, и при его осушении приходилось задействовать перекачивающий насос. Задействовать частенько: 36 литров заканчивались рано, и стрелка топливомера опускалась едва ли не быстрее, чем на разгоне поднималась стрелка тахометра.

Тяга к городу
Топливный бак многослойный, и пробить его едва ли проще, чем стальной. Крепится он в пределах базы, и, хотя выступает ниже плоскости порогов, все равно отстоит от земли на 325 мм

Новый бак стал новым яблоком раздора на интернет-форумах: тру-уазоводы клянут переход со стали на пластик и сетуют на уменьшение дорожного просвета. Евгений Галкин, директор НТЦ Ульяновского автозавода, о негодовании знает и реагирует спокойно: «Бак расположен в пределах колесной базы, и от земли его отделяют 325 мм — представить ситуацию, в которой он окажется уязвимым, крайне сложно: реальный просвет ограничен расстоянием до редукторов мостов. Кроме того, бак изготовлен из шестислойного пластика: такое решение связано прежде всего с изоляцией паров топлива, но по факту делает конструкцию очень прочной. Мы устанавливаем металлическую защиту под ним, но сделано это опять же не для предотвращения пробоев, а чтобы выполнить требования по защите от возгорания».

Тяга к городу
Рама получила продольные и поперечные усилители, а также новые точки крепления кузова

Сам бак сложной формы, которая позволила вписать его в хитросплетения модернизированной рамы. Та, в свою очередь, «прогнулась» ему навстречу: новые поперечины в районе заднего сиденья появились не для улучшения показателей при боковом ударе, а в качестве точек крепления топливного резервуара. А вот продольные элементы под передними креслами, дополнительные кронштейны крепления кузова к раме и распорные втулки в передней стойке боковины внедрили как раз для лучшего поведения при аварии.

Тяга к городу
При фронтальном ударе преднатяжители новых ремней безопасности фиксируют седоков, а затем ограничители усилия позволяют им переместиться вперед — навстречу раскрывающимся подушкам безопасности Takata

И это не все, что сделано ради повышения уровня пассивной безопасности. Главной удерживающей системой, как и в любом автомобиле, остаются ремни: в обновленном Патриоте их оснастили преднатяжителями, ограничителями усилия и новыми (более удобными и эстетичными) регуляторами высоты. И во всех комплектациях им ассистируют фронтальные подушки безопасности для водителя и пассажира — наследник армейского «козлика» наконец-то обзавелся эйрбэгами! Ради безопасности водителя разработали иную рулевую колонку, и разница не только в том, что в ступице руля теперь прячется подушка. Телескопический механизм позволяет валам «складываться» сильнее, предотвращая контакт с грудной клеткой, а в повседневной эксплуатации новая конструкция порадует возможностью продольной регулировки.

Тяга к городу
За новым рулем — травмобезопасная рулевая колонка. Суммарный диапазон смещения ее звеньев при фронтальном ударе достигает 265 миллиметров

Да, Patriot сделал еще один шаг в сторону мегаполиса. Галкин подчеркивает, что внедорожные качества для конструкторов Ульяновского автозавода важны, как и прежде, но… Конечно, наиболее активны владельцы, которые гоняют свои УАЗы по бездорожью — именно они являются возмутителями спокойствия в Сети. Однако более глубокое знакомство с целевой аудиторией показало, что многие покупают Патриот как просторный высокий универсал для повседневной эксплуатации в городе и пробегов по шоссе, а бездорожье преодолевают лишь время от времени. И главные, осязаемые изменения в салоне — как раз для них.

Тяга к городу
Ручки дверей остались прежними — и так же требуют крепкой руки

После секундной заминки открываю дверь (как и на вазовских «Калинах» и «Грантах», здесь сначала надо повернуть ручку и лишь потом тянуть створку) — и, пожелав конструкторам в следующем обновлении пристроить на стойке ухватистую скобу, хватаюсь за руль, чтобы забраться на водительское место. Баранка здесь новая, в дорогих версиях у нее появился обогрев всего обода, клавиши управления мультимедийной системой на правой спице и круиз-контролем на левой. Нащупываю новые подрулевые переключатели, слева от руля обнаруживаю блок управления наружным светом «немецкого» формата: подобные будут во всех комплектациях.

Тяга к городу
Тяга к городу
  • Новый руль в дорогих версиях оснащен подогревом всего обода, кнопками управления мультимедиасистемой и круиз-контролем и обшит кожей
  • Подрулевые переключатели хороши, но к управлению стеклоочистителями есть претензии: если коротко коснуться правого рычажка, то дворники дернутся и замрут на полпути; прерывистый режим нелогичен (в положении High — не самая высокая частота взмахов, а наиболее долгая пауза); задний «дворник» включается только вместе с омывателем

А вот кожаная отделка органов управления и сидений, впервые предложенная покупателям Патриотов, доступна только в дорогих версиях. Качество, конечно, уступает немецким бизнес-седанам и британским автомобилям сегмента luxury — но руль не выскальзывает из рук, а швы не натирают мозоли.

Тяга к городу
Новая передняя панель на вид симпатична, однако выполнена из жесткого пластика. Зеленая подсветка единого оттенка, которую заводчане рекламировали при прошлом рестайлинге, теперь осталась зеленой на кнопках, а в приборах и блоке климат-контроля ее вытеснил белый цвет

Кроме обивки, ничем новым сиденья не порадовали. Поясничный подпор хочется выдвинуть дальше, чем позволяет механизм: профиль спинки неидеальный, верхняя часть упирается в спину в районе лопаток. Но это скажется после нескольких часов, проведенных в дороге, а пока я чертыхаюсь, пытаясь найти нужную посадку. Усевшись «по педалям» и оценив регулировку руля в двух направлениях, пытаюсь поставить спинку чуть вертикальнее — и ладонь застревает между спинкой и центральной стойкой. Хочу опустить сиденье пониже — и едва не прищемляю пальцы, когда рукоятка «лифта» касается пластикового кармана на дверной обивке.

Тяга к городу
Мультимедиасистема позволяет воспроизводить музыку с разных носителей (разъем USB спрятан в бардачке) и оснащена навигацией — впрочем, Навител с Арменией оказался незнаком

Да, посадка тут уазовская, лендроверовская — называйте как хотите, только берегите руки. Хотелось бы сдвинуть сиденья подальше от дверей. Но, похоже, широкий центральный тоннель это не позволит — а пространство под ним может потребоваться, если завод решит устанавливать автоматическую коробку передач. Завожу мотор, поймав себя на мысли, что в дорогих исполнениях не помешал бы складной ключ. Пока двигатель не прогрет, климат-контроль — да, пусть однозонный, но полноценный, с датчиками температур и солнечной радиации! — в положении Auto не торопится гнать в салон воздух, и мы с пассажирами (в том числе и задними) жмемся к сиденьям с подогревом. Убедившись, что шайба управления «раздаткой», которая обзавелась хромированным ободком, находится в положении 2H, начинаю выбираться с тесной парковки.

Тяга к городу
  • Центральная часть сидений обшита натуральной кожей рязанских коров, боковины — из экокожи
  • Отрегулировать сиденье по высоте можно только с открытой дверью — в противном случае рычаг упирается в дверной карман

Педали по-прежнему не назвать невесомыми, однако к информативности претензий нет: даже недавно получившая права блондинка вряд ли заглохнет, трогаясь с места. При включении задней передачи активируется камера, на изображение с которой отныне наложена динамическая разметка. А вот при движении вперед, если требуется помощь парктроника, датчики надо принудительно активировать нажатием кнопки на центральном тоннеле. Нетипичное по меркам большинства современных автомобилей решение: как правило, при критическом сближении система просыпается сама и предупреждает водителя о возможном контакте, а кнопка как раз позволяет выключить ее при движении по бездорожью (чтобы не было ложных срабатываний от высокой травы) или в городских пробках при минимальных интервалах.

Тяга к городу
Объектив камеры расположен на молдинге, скрывающем плафоны освещения регистрационного знака

Первое впечатление человека, давно не садившегося за руль УАЗа — в городском потоке будет непросто! Особенно в Ереване, где трафик не такой плотный, как в Москве, зато изобилует эмоциональными водителями. «Остерегайся белых «Нив», — то ли шутит, то ли всерьез предупреждает наш сопровождающий Мико. И действительно, справа Патриот обходит LADA 4x4 с местными номерами и тут же вклинивается перед нами.

Тяга к городу
В двухуровневом боксе между передними сиденьями можно разместить литровую бутыль воды

Быстро приходит понимание, что Армения — небогатая страна. Это видно и по автопарку, где много иномарок в престарелом возрасте, российских моделей всех возрастов, а порой встречаются даже ЕрАЗы — хотя завод обанкротился почти 15 лет назад, а на его площадях сейчас возвели торговый центр. По словам Мико, в мире живет более 10 миллионов армян, а в самой Армении осталось лишь около полутора миллионов (вдвое меньше, чем гласят официальные данные переписи 2011 года). Экономия на дорожной разметке осложняет прямолинейное движение, зато там, где она есть, ширина соответствует старым стандартам — полосы не заужены, как в Беларуси.

Тяга к городу
Обзорность Патриота радовала благодаря тонким оконным стойкам и широким зеркалам — до тех пор, пока при околонулевой температуре боковые стекла не начали запотевать! Не спас даже режим их маскимального обдува

Там я не без труда умещался на Volvo XC60 и представляю, как непросто было бы сделать это на Патриоте! Руль совершает вполне приемлемые 3,8 оборота от упора до упора, однако червячный рулевой механизм и жесткий передний мост не наделяют УАЗ Патриот ни живостью откликов, ни стабильностью на прямой. Баранку можно смело качать с амплитудой до градусов ста, а ульяновский внедорожник будет двигаться без попыток заложить вираж. С другой стороны, его нужно постоянно наставлять на пусть истинный: чтобы компенсировать небольшие отклонения от курса, приходится все время подруливать с поправкой на задержки и пустоту в околонулевых положениях.

Тяга к городу
Задний диван с легкостью вместит трех пассажиров, однако у среднего не будет подголовника, а детские сиденья придется крепить ремнями безопасности: скоб Isofix по-прежнему нет

Но довольно быстро с этим свыкаешься и даже ловишь себя на мысли: а чем Патриот хуже, например, Mitsubishi Pajero Sport прошлого поколения, на которых владельцы спокойно перемещаются по городам и шоссе? Там управляемость также далека от идеала, а по уровню шума в салоне обновленный Патриот их, пожалуй, обойдет: благодаря новым материалам и местам их применения удалось уменьшить средний показатель на 6-8 дБА. Если не считать постоянного бубнежа выхлопной системы, то внутри тихо. На самом деле тихо: сидящим сзади не приходится переспрашивать передних седоков, с какой бы скоростью вы ни двигались во время разговора.

Тяга к городу
Отныне Патриот может оснащаться подогревом крайних задних мест — однако отопитель заднего ряда доступен только за доплату в 6 000 рублей

Увы, скорость эта впечатлит разве что водителя старой «шестерки», с верхнего багажника которой свисают баулы, а брызговики выполняют за коммунальщиков работу по очистке дорог. Мы только что с трудом ее обошли, выкрутив мотор до надрывных 5 тысяч оборотов в минуту на третьей передаче, и вновь скатываемся к темпу «Жигулей» на четвертой. Признаться, сначала я решил, что случайно включил ограничитель скорости (помимо круиз-контроля, есть и такая опция). Но нет: в том, что в горку мы не разгоняемся выше 80 км/ч с выжатой в пол педалью акселератора, «заслуга» 2,7-литрового бензинового мотора ЗМЗ-40906.

Тяга к городу
Динамичному разгону не способствует и коробка передач — хода рычага размашистые, а синхронизаторы упираются при быстрых переключениях

Ему немного вправили «мозги», ориентируясь на нормы токсичности Евро-5 — хотя действующие экологические требования позволили выпускать автомобиль с выхлопом уровня Евро-4, сэкономив на драгметаллах в нейтрализаторе. Однако фирменная брошюра может сколько угодно рекламировать «высокий крутящий момент на низких оборотах»: и в табличных данных, и в реальной жизни 217 Нм при 3900 об/мин не впечатляют от слова «совсем». Да и 134,6 «лошадки», собирающиеся в единый табун при 4 600 об/мин, еще, видимо, ждут, пока Патриот разменяет хотя бы 3000 «обкаточных» километров на одометре. До того придется чаще орудовать рычагом корейской коробки передач Dymos — и не особо жалеть об отсутствии шестой передачи. Конечно, 3 000 об/мин на пятой, высшей ступени при скорости 100 км/ч многовато, но опусти обороты — и Патриот остановится даже от встречного порыва ветра.

Тяга к городу
Завод рекомендует три размерности шин, максимальная — 245/60 R18. Однако на зимних 16-дюймовых покрышках спидометр Патриота занижал показания

И еще: традиционно автомобильные спидометры «грешат», завышая показания скорости. Сделано это специально, чтобы не было разногласий по поводу нарушений: мол, я ехал с максимальной разрешенной скоростью, ориентируясь на показания штатного прибора — так откуда штраф? Так вот, спидометр Патриота привирает совсем чуть-чуть, только… в меньшую сторону! Когда дисплей маршрутного компьютера показывает 100 км/ч, навигатор в смартфоне, ориентируясь на данные спутников, фиксирует 101 км/ч. Возможно, дело в зимних шинах Nokian Hakkapeliitta R2 SUV: они соответствуют штатной размерности 245/60 R16 (возможны еще 225/75 R16 и 245/60 R18), но могут немного отличаться диаметром из-за развитого зимнего протектора — а калибровали спидометр на всесезонных шинах.

Тяга к городу
Шайба выбора режимов трансмиссии обзавелась хромированной окантовкой, рядом с ней — клавиши обогрева руля и сидений, включения датчиков парковки и опционной блокировки заднего дифференциала (29 000 рублей). Без него, кстати, есть риск перегреть тормоза, когда ESP будет бороться с диагональным вывешиванием

Шины, кстати, ожидаемо великолепно показали себя во время снегопада, который накрыл Армению в дни теста. Мико поначалу нервничал: для жителя страны, где зимой такие осадки выпадают редко, 80 км/ч на заднем приводе с малознакомым журналистом за рулем воспринимаются как высокая скорость. Но передний мост, который можно подключать на скоростях до 60 км/ч, я отказался активировать: без центрального дифференциала Патриот в полноприводном варианте слишком скользит передней осью в поворотах.

Тяга к городу
Кнопка отключения ESP (актуально на скоростях до 75 км/ч) соседствует с кнопкой включения внедорожного режима, который притупляет бдительность электронных помощников. Логичнее было бы сгруппировать их с клавишей заднего самоблока, разместив рядом с селектором раздаточной коробки

В классическом варианте УАЗ проявил свою заносчивость излишне ярко лишь однажды, когда я начал перестраиваться на встречную полосу для обгона медленно ползущей вереницы машин. Через секунду стала очевидна причина их невысокого темпа: вместо асфальта фары (им, кстати, можно пожелать большей эффективности) осветили зеркало черного льда, а корму Патриота понесло в сторону. Где же хваленая система курсовой устойчивости, которая появилась в обновленном внедорожнике?

Она спит — ровно до того момента, пока не поймет, что же происходит и чего хочет водитель. Стоило повернуть руль в сторону заноса (действие, которое знакомо — или должно быть знакомо — каждому водителю заднеприводных машин), как система стабилизации мягко причмокнула тормозами, деликатно придушила тягу, и Патриот выровнялся. Очень интеллигентная настройка, привитая ульяновскому «проходимцу» специалистами Bosch! Как обычно, она не спасет от безрассудства и незнания, что делать в сложной ситуации, но заметно снижает требования к уровню навыков.

Тяга к городу
Система стабилизации не умеет поддерживать скорость на спуске — но с передаточным отношением нижнего ряда свыше 2,5 это и не требуется: Патриот спокойно сползает с крутых склонов на первой передаче

А еще ESP самого свежего поколения 9.1 сильно помогает на бездорожье. Точнее, ее несколько функций — система контроля тяги, система помощи на подъеме и режим Off-Road. Кнопку включения последнего, расположенную на центральной консоли, можно ошибочно принять за систему помощи при спуске — но как раз ее здесь нет (за каждую дополнительную опцию специалисты Bosch просят немалую сумму), да и не нужна она вовсе. Перед сложным участком достаточно выжать сцепление, отвести шайбу, управляющую раздаткой, в крайнее правое положение — и в вашем распоряжении пониженный ряд с передаточным отношением 2,54. После этого про первую передачу можно вспомнить только перед спуском с крайне крутых склонов: тормозной момент такой, что Патриот будет двигаться с минимальной скоростью даже, наверное, на 100-процентном уклоне. А понадобится помощь тормозов — помните, что АБС во внедорожном режиме позволяет колесам блокироваться, нагребая перед собой грунт или снег для эффективного замедления на таких покрытиях.

Тяга к городу
Багажник все так же радует простором и огорчает минимализмом: к автомобильной розетке и плафону освещения добавить бы крючки, сетку и отсеки для мелочевки

И имитация блокировок пришлась впору! По команде электроники, опознавшей пробуксовку колес, исполнительные механизмы прикусывают вращающиеся вхолостую колеса и позволяют УАЗу тронуться при диагональном вывешивании. А в особо сложных случаях лучше задействовать и механическую блокировку заднего дифференциала — благо узел фирмы Eaton управляется нажатием кнопки на центральном тоннеле и доступен в качестве опции для всех комплектаций.

Тяга к городу
При движении по неровной дороге вопросов к энергоемкости по-прежнему нет — а к плавности хода все так же остаются. Но лучше гор могут быть только горы, а лучше Патриота только обновленный Патриот: среди новых автомобилей конкурентов у него нет

Именно с таким арсеналом я рванул на штурм косогора, заскользил по склону и на самом перегибе крепко приложился колесом о булыжник. Из внешних последствий — только щербина на диске, да и потом, на горных тропах, усеянных гравием и припорошенных снегом, УАЗ тоже не демонстрировал повреждений. И лишь на шоссе ехавшие за нами коллеги сообщили в рацию, что принявшее удар колесо со скорости 40 км/ч начинает гулять «восьмеркой». Странно: на руле вибрации появлялись только свыше 80 км/ч…

Ночной осмотр выявил погнутую рулевую тягу. Возможности отремонтировать ее не было, и на следующий день мы намотали еще пару сотен километров по самым разным дорогам без особых проблем. Так что, несмотря на явное стремление к городу, которое конструкторы воплотили в новом интерьере и цивильных опциях, УАЗ Патриот остался прочным и неприхотливым проходимцем — и даже стал сильнее на бездорожье.

А какие комплектации предлагают владельцам обновленного УАЗа и как выбрать оптимальный Патриот — читайте в отдельном материале.

Технические характеристики УАЗ Патриот
(данные производителя)
Тягово-динамические характеристики
Тип двигателя Р4, бензиновый, инжекторный
Рабочий объем 2 693 см3
Максимальная мощность 134,6 л. с. @ 4 600 об/мин
Максимальный крутящий момент 217 Нм @ 3 900
Разгон 0-100 км/ч н/д
Максимальная скорость 150 км/ч
Расход топлива в городе/на шоссе 14,0 л/100 км / 11,5 л/100 км
Трансмиссия, подвески, тормоза
Тип привода Полный подключаемый
Коробка передач 5-ступенчатая механическая
Передняя подвеска Зависимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Зависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние Дисковые
Тормоза задние Барабанные
Размеры и масса
Длина (в зависимости от комплектации) 4 750 мм (Классик) / 4 785 мм (Комфорт, Лимитед)
Ширина (со сложенными зеркалами) 1 900 мм
Высота (в зависимости от комплектации) 1 910 мм (Классик) / 2 005 мм (Комфорт, Лимитед)
Колесная база 2 760 мм
Дорожный просвет 210 мм (с пружинной подвеской)
Максимальный объем багажника по VDA до шторки / до потолка / со сложенными задними сиденьями 650 л / 1130 л / 2415 л
Объем топливного бака 68 л
Снаряженная масса / Полная масса 2 125 кг / 2 650 кг
Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!