Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Страшное слово «преселектив»

Оказывается, проблемы с роботизированными коробками
DSG преувеличены

Страшное слово «преселектив»

Оказывается, проблемы с роботизированными коробками
DSG преувеличены


Дмитрий Вешкин, опубликовано 11 августа 2017

Фото: DSG Service, Volkswagen, Porsche

Роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями, или, как их еще называют, «преселективные», становятся все популярнее. Впервые на них сделал ставку известный немецкий концерн: большинство моделей Volkswagen, Audi, Skoda и Porsche оснащают именно такими агрегатами. Ими не брезгуют и немцы из Mercedes-Benz, и японцы из Acura. Но до сих пор многие опасаются покупать автомобиль с DSG и подобными коробками, считая, что по надежности они сильно проигрывают гидромеханическим «автоматам». Так ли это, мы узнали в московской компании DSG Service, которая много лет успешно ремонтирует коробки передач с двумя сцеплениями.

DSG надежны или нет
Один из первых успешных примеров применения коробки передач с двумя сцеплениями — Porsche 956, созданный в 1983 году. Однако экспериментировать с подобными конструкциями начали еще накануне Первой мировой войны

Напомним, у коробки передач с двумя сцеплениями всегда включены две передачи одновременно, а вот тягу на колеса передает только одно из сцеплений — четному и нечетному ряду ступеней положены собственные фрикционы. Преимущества такой конструкции — скорость переключений и экономичность: соседние передачи меняются только за счет смыкания и размыкания сцеплений, причем они работают с «перекрытием». Тяга передается непрерывно, вдобавок КПД «преселективов» выше, чем у классических автоматов: у них, как правило, нет гидротрансформатора (исключение — агрегат, разработанный компанией Honda).

DSG надежны или нет
Если присмотреться, то на узле видны маркировки Volkswagen и LuK. Это не случайно: как и традиционные «автоматы», «преселективы» по заказу автопроизводителей выпускают известные трансмиссионные фирмы — в том числе BorgWarner, Eaten, Getrag и ZF

У «роботов» есть и другие особенности: в зависимости от того, с каким двигателем они работают, фрикционы могут работать «всухую» либо в масляной ванне. И в какой-то момент у владельцев Фольксвагенов с 7-ступенчатыми коробками DSG, где трудятся сухие сцепления, возникли претензии к надежности — а потом появился сайт dsg7.com, и вирус недоверия к преселективным коробкам распространился по Интернету. Но оказывается, не так страшен «преселектив», как его малюют! Итак, давайте по порядку.

DSG надежны или нет
Так выглядит мехатроник — электронно-гидравлический блок управления DSG. На фото — узел от пресловутой коробки DSG7 DQ200

Правда ли, что коробки DSG ненадежны и сильно уступают «автоматам»?

Они ломаются, как и любой другой агрегат. Но если учесть, сколько машин Volkswagen и другие производители выпустили с преселективными «роботами», то в процентном отношении проблем с ними не больше, чем с классической «гидромеханикой».

Чем же объяснить появление скандального сайта dsg7.com с коллективной претензией к производителю?

Как правило, довольный человек не оставляет отзывов о том, какой хороший автомобиль он купил — на форумы пишут люди, столкнувшиеся с недостатками. Очевидно, накопилась критичная масса негативных отзывов, которая вылилась в такую претензию. Конечно, она возникла не на ровном месте: у 7-ступенчатой коробки DSG с сухими сцеплениями (модель DQ200 в модификации 0AM) действительно была недоработанная система подвода сцепления.

DSG надежны или нет
Демонтированный узел сцепления коробки передач DSG7 DQ200

Как отреагировал концерн Volkswagen на такую претензию?

С технической точки зрения — поменяли механизм выжима сцепления, модернизировали накладки (их толщину и состав). Сцепление стало изнашиваться меньше, пробеги между заменами выросли. Вилки включения передач стали ломаться в 3-4 раза реже.

5-летняя гарантия, которую тогда ввели на агрегат, все еще актуальна?

Расширенную до 5 лет гарантию Volkswagen давал на весь агрегат DSG7, если он установлен на автомобиль до 2013 года выпуска. Затем, после модернизации, гарантию сократили до 2 лет, но при этом считается, что сцепления должны отходить не менее 80 тысяч километров. А в частных случаях проще поменять только фрикционы, а не весь агрегат. Поэтому если машина куплена в 2013 году, то Volkswagen дает гарантию на коробку до 2018 года. А если автомобиль приобрели в 2014 году, то гарантия уже кончилась.

DSG надежны или нет
Так выглядит сгоревшее сцепление коробки DL501, которая устанавливается на Audi A4, A5, Q5 и другие модели

Какие коробки DSG надежнее — с сухими или с мокрыми сцеплениями?

Надо понимать, что тут более значима не принципиальная схема (не столь важно, фрикционы работают в масляной ванне или всухую), а то, под какие моторы спроектированы эти коробки. Если двигатель мощный, то DSG7, рассчитанная на определенный момент, просто не переварит столько тяги: у нее и зубья маленькие, и шестерни «детские». И передаточные отношения рассчитаны под маломощные машины.

Есть ли у Фольксвагена неудачные модели, где из-за мощных моторов коробки DSG работают на пределе?

Это касается только DSG7 модели DQ200, когда она установлена на относительно тяжелые Volkswagen Passat поколений B6 и B7, где 1,8-литровый турбомотор развивает 152 либо 160 л. с. Также не очень удачным является соседство моментного турбодизеля объемом 1,9 литра с такой коробкой. Агрегат DQ250 в неудачных сочетаниях не замечен: возможности коробки соответствуют потенциалу моторов.

DSG надежны или нет
На малолитражных моторах коробка DQ200 достаточно надежна, на Пассатах с 1,8-литровыми турбомоторами работает на пределе

Есть ли отличия в надежности у передне- и полноприводных моделей с одинаковой коробкой DSG?

На полноприводных версиях аналогичная коробка чувствует себя лучше. Можно сравнить работу агрегата DQ250 на полноприводном Volkswagen Golf R и на переднеприводном Golf GTI с чип-тюнингом, который повышает отдачу двигателя до показателей «эрки». Модификация с приводом на все колеса меньше буксует, соответственно, меньше вероятность перегрева сателлитной группы, при которой заклинит дифференциал. Есть и другие нюансы: например, на микроавтобусах Transporter и их модификациях используют коробку DQ500.

У переднеприводных моделей бывает так, что уплотнительное кольцо в том месте, где правый привод вставляется в дифференциал, ссыхается, тогда внутрь попадает вода и разрушаются шлицы дифференциала и привода. На полноприводных Транспортерах в трансмиссии есть раздаточная коробка, из-за нее привод более короткий, без промежуточных подшипников, и подобных проблем нет.

DSG надежны или нет
Так выглядит стружка на магнитах DSG6 — результат сломанного подшипника или разбитого дифференциала

Сколько «ходят» коробки DSG и им подобные «преселективы» до вмешательства?

Лидер по пробегам до ремонта — агрегат DQ500, рассчитанный на поперечное расположение двигателя, его устанавливают на мощные версии кроссовера Volkswagen Tiguan и на Multivan. Это старший агрегат, он может вынести больше момента на зубьях по сравнению с другими. Для примера, на тюнинговых моторах, когда момент подбирается под 500 Нм, у младшей коробки DQ250 срезает зубья третьей передачи — а DQ500 его переваривает без проблем.

На втором месте коробки DSG6 у Фольксвагенов и S-Tronic у Ауди, они одинаково стабильны. Нормальные пробеги для Audi — 120-140 тысяч километров, после которых начинает гореть сцепление, и из-за этого могут возникнуть проблемы с мехатроником. На некоторых Ауди встречаются дефекты электрических плат мехатроника.

DQ200 для своих маломощных моторов тоже достаточно надежная, сцепления выхаживают по 80 тысяч километров, а при благоприятных условиях замена фрикционов требуется только на 120 тысячах. Хотя, конечно, при неудачном стечении обстоятельств можно отправиться в сервис и при пробеге 30 тысяч километров.

DSG надежны или нет
Сломанная группа шестерен DSG6

Какое сцепление быстрее изнашивается — отвечающее за ряд четных передач или нечетных?

Зависит строго от условий эксплуатации. Если автомобиль большую часть времени проводит в мегаполисе, то первым выходит из строя четное сцепление: в пробках чаще включается и выключается вторая передача. Если чаще ездить по трассе, то быстрее изнашивается сцепление нечетного ряда.

Износ сцепления вообще не стоит считать поломкой — это расходный материал на любом автомобиле. Если на машинах с механической коробкой ездить активно, то и там этот узел придется менять раз в 100 тысяч километров: даже если накладки целые, то «убьется» демпфер, который расположен в ведомом диске либо в маховике двигателя.

DSG надежны или нет
Изношенный синхронизатор второй передачи коробки DQ250

Как продлить жизнь сцеплениям в коробке DSG?

Оптимально, чтобы фрикционы терлись одинаково — так диски спокойно пройдут 120 тысяч километров до замены. Если все же преобладают городские условия, то, как ни парадоксально, надо ездить активнее: есть вероятность, что так не закоксуется механизм подвода сцепления. Ведь бывает, что накладки на дисках еще могут послужить, а механизм уже не справляется. Поэтому хотите продлить интервал до замены сцеплений — выбирайте спортивный режим коробки, чтобы смены передач проходили на более высоких оборотах. Так и переключения происходят быстрее, и самоочищение фрикционов лучше: не случайно в картере DQ200 есть отверстия для сообщения с внешним миром.

В пробках не надо давать автомобилю двигаться на первой передаче, придерживая его тормозами. Если скорость такая, что на минимальных оборотах двигателя машина катится быстрее потока, лучше отпустить впередиидущий автомобиль, затем тронуться, проехать образовавшуюся дистанцию и вновь зафиксировать остановку тормозами. Давить на тормоз, чтобы подстроиться под вялотекущий ритм — заставить сцепление буксовать.

DSG надежны или нет
Вилка включения 6-й/задней передач коробки DQ200 и сломанные подшипники

Есть ли у преселективных «роботов» типовые «болячки»?

У фольсвагеновской коробки DSG7 модели DQ200 обычно выходят из строя мехатроник, диагностика выявляет ошибку гидронасоса. Также распространен неравномерный износ сцеплений, а если неправильно срабатывает механизм подвода — то досрочно «кончаются» оба. Третья по популярности проблема — вилка включения 6-й/задней передач, ее ломает из-за низкого уровня масла. Реже клинит синхронизатор 2-й передачи, такое бывает от перегрева в пробках.

DSG надежны или нет DSG надежны или нет

Как понять, что пора ехать в сервис?

Дисплей в комбинации приборов подскажет, что коробка передач работает в аварийном режиме. В зависимости от модели и года выпуска бывает, что моргает индикатор шестеренки, гаечного ключа, некоторые машины выводят текстовое сообщение «ошибка коробки передач». Но и без этого можно понять, что коробке стало нехорошо. У 7-ступенчатого агрегата DQ200 появляются вибрации при трогании на низких оборотах, другие передачи меняются с рывками. Скорее всего, это сигнал о том, что износилось сцепление, но возможно, придется менять и мехатроник.

Если проблемы с вилкой включения 6-й/задней передач — очевидно, что появится треск при включении заднего хода, либо он вовсе не будет включаться, и может вообще пропасть весь ряд четных передач.

На DSG6 похожие симптомы: вибрации при трогании и переключении говорят об износе сцепления. Если вовремя не поменять — это приведет к поломке мехатроника, так как все расположено в единой масляной ванне. Бывает, что проблемы появляются после долгого буксования: в таком режиме перегревается сателлитная группа, образуется стружка — и при трогании появляются рывки, пропадает холостой ход в режимах D и R, в движении ощущаются удары.

DSG надежны или нет
Разбитый дифференциал 6-ступенчатой DSG, установленной на моноприводном автомобиле

Что делать после того, как автомобиль выехал из сервиса после ремонта DSG?

После каждого ремонта необходимо провести адаптацию (замена масла не в счет). Когда меняют сцепление или мехатроник, нужно совершить поездку в сервисном режиме, подключив прибор, а затем коробка адаптируется сама под условия движения.

Если было вмешательство в механическую часть, рекомендуется ездить спокойно первую тысячу километров, следить, чтобы не было течей (иногда случается, что от поставщика пришли бракованные сальники).

После замены сцепления все просто: на коробках DSG6 с мокрыми фрикционами первую тысячу километров также лучше проехать спокойно, чтобы притерлись диски. А DSG7 с сухими сцеплениями не привередлива к стилю езды — здесь главное провести адаптацию, иначе просто сгорит новое сцепление. Был случай, когда человек установил новое сцепление на стороне, а пока доехал до DSG Service, чтобы провести адаптацию, по дороге сжег новый узел!

DSG надежны или нет
Если не провести процедуру адаптации после замены сцепления, то можно моментально приговорить новый узел

Напоследок мы решили задать вопросы о стоимости ремонта и гарантии на выполненные работы у дилера и частной фирмы. Представители DSG Service не стали скрывать, что у официального сервиса есть свои плюсы — но когда официальная гарантия кончилась, выгоднее обслуживаться в специализированной компании.

Есть ли смысл обслуживаться у официального дилера?

«Все зависит от ситуации. Конечно, если машина на гарантии, то путь лежит в официальный сервис. У дилеров Volkswagen и дочерних марок преселективные «роботы» с мокрыми сцеплениями (не считая S tronic модели DL 501 на Ауди) меняют либо целиком, либо чинят сцепление или мехатроник. Правда, в официальном сервисе могут поменять мехатроник, не поменяв сцепление — тогда шлак от старых фрикционов прикончит новый блок управления, и все придется менять по второму кругу.

Что касается скандальной коробки DQ200, то там при ремонте сломанной вилки могут ее заменить отдельно, могут поменять агрегат целиком. Изношенные сцепления меняют легко, без запросов в представительство марки. Если при работе клиент оплатил хоть какую-то работу или запчасть по заказ-наряду, то на коробку официалы дают гарантию 2 года. Если меняли бесплатно по гарантии, то обязательства распространяются до ее окончания».

DSG надежны или нет
В дилерском центре Audi ремонт коробки DL501 (на фото — мехатроник и сцепления) обойдется заметно дороже, чем у неофициалов

Почему владельцы Volkswagen, Skoda, SEAT и Audi обращаются в DSG Service?

«Мы сталкиваемся со всеми проблемами, которые возникают у преселективных «роботов», и опыт нашей работы позволяет решить любую из них. Разумеется, не без помощи коллег из других компаний: мы выявили одну «болячку», они нашли, как вылечить другую, — поэтому мы созваниваемся и делимся опытом. Главное — почти все можно поправить!

Когда появляются новые версии коробок — разбираем их, изучаем и тоже находим решения. Вот недавно появилась модификация DSG7 DQ200 0CV — с ней пришлось разбираться неделю-другую. С известными модификациями проблем нет: 3-5 дней — и машину можно забирать.

Особенность DSG Service — мы работаем с мехатрониками. Многие не хотят разбираться и приговаривают узел или агрегат на замену, потому что так проще. А мы одну коробку снимали и ставили 19 раз, пока не разобрались, в чем причина. Там были потери по давлению, диагностировалась гидравлическая часть, а на самом деле неправильно работал механический блок. В ином сервисе приговаривают сцепление, а на самом деле проблема в том, что его не может выжать мехатроник».

DSG надежны или нет
Срезанные зубья шестерен — как правило, следствие тюнинга двигателя

Насколько выгоднее ремонтировать коробку передач в DSG Service по сравнению с официалами?

«По оценкам клиентов, обслуживание у нас выходит в полтора-два раза дешевле, чем у официалов — особенно это касается владельцев Audi, где даже замена сцепления в коробке DL501 у дилера стоит серьезных денег. Вдобавок на негарантийных машинах там могут назначить замену всего агрегата, а мы отремонтируем старый. Гарантийный срок на наши работы зависит от поставщиков: больше 6 месяцев для сторонних сервисов они не дают».

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо
войти на сайт или зарегистрироваться!