 Автомобили ПузыреваОтмечаем 110-летний юбилей забытой русской маркиАвтомобили ПузыреваОтмечаем 110-летний юбилей забытой русской марки Макс Пасечный, опубликовано 29 сентября 2017
Фото: архив CARscope.ru Среди автопроизводителей царской России были Руссо-Балт, Фрезе, Дукс, Лейтнер, Лесснеръ, Аксай, Гарфорд-Путилов... У каждой из фирм своя история, оставившая шинный след на дороге наследия русского автопрома, и сегодня мы расскажем об одной из них — о «Русском автомобильном заводе И. П. Пузырева».
Многие считают, что автомобилестроение в России началось со сборки Ford А и Ford AA в Нижнем Новгороде, которые предстали как ГАЗ-А и ГАЗ-АА. На самом же деле автомобили в России строили еще в XIX веке. Да, у нас знали о существовании «самобеглых колясок» и собирались конструировать и выпускать собственные автомобили, но, к сожалению, об этом сейчас мало кто помнит.
Иван Петрович Пузырев родился в 1868 году, жил в Санкт-Петербурге. По образованию он был юристом, а в душе автолюбителем. Ему было важно не только водить машину, но и создать собственный проект: целиком и полностью сконструировать и построить автомобиль. Благодаря отцу, генерал-майору артиллерии, Иван Петрович вполне мог прожить безбедную и беззаботную жизнь. Но автомобильная тема увлекла его, и в 1907 году Пузырев открывает небольшой магазин по продаже автозапчастей, который быстро начинает приносить прибыль. Дела у него идут в гору, поэтому уже через год он открывает и ремонтную мастерскую.
Вскоре после этого Пузырев начинает мелкосерийное производство машин собственной разработки. На пути к своей цели — создать целиком русский автомобиль — он ежегодно уменьшал количество импортных частей. На заводе работала литейная мастерская, мощности которой позволяли изготавливать некоторые детали машин.
Шины и заготовки для рамы делали российские заводы, но вначале обойтись без закупки иностранных карбюраторов и магнето (генераторов переменного тока) все-таки не удавалось. Зато все остальное на его предприятии создавалось своими силами либо было улучшено, а не просто скопировано. О таком не могли мечтать даже крупнейшие зарубежные фирмы, которые нередко размещали контракты на комплектующие у десятков других изготовителей! Но у Пузырева не было выбора: ему приходилось рассчитывать только на свои силы и возможности, подкрепленные собственным финансовым состоянием.
В некоторых источниках указано, что за основу своих автомобилей Пузырев берет прочный американский Case, на базе которого и разрабатывались собственные узлы и агрегаты, и на одной из таких машин в 1912 году он даже совершил пробег Петербург-Париж-Петербург. Что же автомобиль лег в основу прочной и надежной машины Пузырева?
В 1895 году автопроизводитель Case начал выпускать бензиновые двигатели. Ближе к 1899 году компания вышла на российский рынок. А в американском городе Расин с 1904 года вела деятельность небольшая фирма Pierce, выпускавшая свои машины под маркой Pierce-Racine. В 1905 году она построила двухцилиндровый автомобиль, а годом позже — две разные четырехцилиндровые модели (двигатели с водяным охлаждением развивали 40 л. с. и позволяли разогнаться до 60 миль в час — почти 100 км/ч!).
В 1910 году две фирмы объединились: компания Case купила бренд Pierce-Racine и приступила к производству автомобилей. Первые легковые Кейсы были точными копиями последних Пирсов — модельный ряд состоял из версий 25 HP, 30 HP и 40 HP, которые оснащались 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3 439 см3, 5 114 см3 и 5 473 см3. В открытых источниках упоминается, что одна из этих моделей стала прообразом первого автомобиля Ивана Пузырева.
В 1911 году из ворот завода в Питере вышел автомобиль «Пузырев 28/35» — с уникальной коробкой передач, разработанной самим Иваном Петровичем. Машина оснащалась 35-сильным двигателем объёмом 5,13 литра. Напомнило вам что-нибудь? Очень похожими параметрами обладала модель Case 30 HP, ранее разработанная компанией Pierce-Racine. Получается, что Пузырев в период с 1899 (дата выхода Case на российский рынок) по 1911 год (дата выхода первого автомобиля Пузырева) сумел наладить контакты с представителями в России американского бренда Case, получить двигатель и приступить к разработке собственного автомобиля. Это можно подтвердить тем, что Case выпустил свой автомобиль в 1910 году, а в 1911 году Пузырев создал свою первую машину, так похожую на Case. Однако история умалчивает, как именно и в каком году произошел обмен технологиями между Case и Пузыревым.
Что касается автомобиля «Пузырев 28/35», то это был фаэтон (легковой автомобиль с мягким открывающимся верхом), рассчитанный на 5 человек. Автомобили Пузырева проектировались с учетом особенностей многострадальных российских дорог, были просты, обладали прочностью, высокой проходимостью и мощным двигателем. Коробку передач скомпоновали отдельно от мотора, в ней шестерни постоянного зацепления соединялись с валами специальными кулачковыми муфтами. Во всех иных коробках шестерни перемещались вдоль валов и, не имея синхронизаторов, могли при соединении повредить зубья, да и производили сильный шум. Заднюю ось приводил в движение карданный вал.
Еще одной особенностью первой модели Пузырева было расположение рычагов переключения передач и тормоза внутри кузова, а не снаружи него. Уже в то время российский конструктор выбрал алюминий в качестве материала для картеров двигателя, коробки передач, рулевого механизма и дифференциала. Полуоси были полностью разгружены и работали только на передачу крутящего момента. Широко применялись шариковые подшипники. Цилиндры двигателя отливались попарно и имели клапаны, расположенные в два ряда по бокам блока. В модели 28/35 применили прямые лонжероны рамы из никелевой стали — это обеспечило большой дорожный просвет в 320 мм.
В 1912 году появился автомобиль 28/40 с увеличенным до 6,33 литра объемом двигателя и отдачей 40 л. с. Рядный четырехцилиндровый мотор с водяным охлаждением разгонял 1,8-тонный автомобиль до 80 км/ч. По тем меркам его по праву можно назвать спорткаром: к примеру, Peugeot Bebe 1912 года, нарисованный Этторе Бугатти, оснащался крохотным (0,9 литра) четырехцилиндровым двигателем мощностью 10,1 л. с., который разгонял автомобиль до 55 км/ч.
Именно на модели 28/40 Иван Петрович по собственной инициативе проехал от Петербурга до Парижа и вернулся обратно. Такое расстояние нелегко преодолеть и сегодня, а по грунтовым дорогам того времени, еще хранившим следы наполеоновских пушек, сделать это было куда сложнее. Пузырев проделал этот путь без единой поломки, что дало ему повод рекламировать надежность своей продукции.
В 1913 году Пузырев представляет на международной автомобильной выставке в Петербурге три машины: лимузин с закрытым кузовом, 7-местный открытый автомобиль и спортивный автомобиль с новым 3,9-литровым верхнеклапанным мотором. Тогда это был революционный двигатель, ведь даже спустя четверть века на ГАЗ М-20 «Победа» устанавливали нижнеклапанный мотор, основным минусом которого была сложность конструкции, высокий расход топлива и низкая степень сжатия, из-за которой отдачу двигателя сложно было назвать выдающейся.
Главным минусом автомобилей Пузырева была цена — она колебалась от 6 700 до 7 800 рублей. По тем временам это были огромные деньги: так, например, зарплата учителя колебалась в районе 200-300 рублей, армейский подполковник получал 900 рублей, а рабочие довольствовались жалованием в 30 рублей. За 100 рублей можно было купить отличную лошадь, а заокеанский Ford T стоил 2 500 рублей. Высокая цена на автомобили Пузырева объяснялась добротной отделкой салона, высоким уровнем комфорта, надежностью и качеством. Но, к сожалению, большинство автолюбителей покупали Руссо-Балты, которые относились к машинам более низкого класса, зато стоили примерно в 4 раза меньше. А особо состоятельные клиенты предпочитали иномарки — у Николая II, к примеру, в гараже стояли автомобили Peugeot, Mercedes, Renault и Rolls-Royce.
Кстати, Rolls-Royce тех лет, имевший схожие с Пузыревым технические характеристики, продавал шасси своих машин по цене девять тысяч рублей, а кузов для него мог запросто обойтись еще в восемь тысяч. На их фоне автомобили Пузырева выглядели достойной альтернативой, но популярность машины русского изобретателя и автопроизводителя так и не завоевали.
Низкий спрос на дорогие автомобили сильно подорвал финансовое положение предприятия. Чтобы завод продолжал работу, Иван Петрович влез в долги. Все закончилось в начале 1914 года, когда здание фирмы сгорело вместе с 15 новых шасси — это стало сильным ударом и для завода, и для Пузырева, который вскоре скончался.
Увы, из четырех десятков автомобилей «Русского автомобильного завода И. П. Пузырева» до наших дней не дожил ни один.
|