 Да будет светTECHscope: хорошие и плохие лампы - в чем отличия?Да будет светTECHscope: хорошие и плохие лампы - в чем отличия? Вадим Никишев, опубликовано 26 марта 2012
Фото: CARscope.ru
«Сейчас вы увидите, как взрывается лампа головного света, когда на нее попадает вода», — к такой неожиданной кульминации подошла конференция «Автомобильное освещение как фактор ключевой безопасности на дороге», организованная компанией Philips.

|
Организаторы конференции очень старались наглядно продемонстрировать устойчивость кварцевой колбы к перепаду температур. Лампа из обычного стекла сопротивлялась долго — и раскололась лишь под конец мероприятия после многократных водных процедур
|
Ожидаемого взрыва не произошло — светившая в течение четверти часа галогеновая лампа стандарта H7 подверглась холодному душу, но устояла. Нехитрый эксперимент должен был продемонстрировать преимущества продукции Philips — только голландский концерн использует запатентованную технологию кварцевого стекла для производства колб. Фирменный секрет делает лампу прочнее, что позволяет закачивать газ под большим давлением — благодаря этому при работе меньше испаряется вольфрамовая нить и увеличивается срок службы. Кроме того, при попадании влаги на раскаленную колбу стекло остается целым. Однако, как показала практика, даже обычная лампа выдержала водопад, которому в реальности можно подвергнуть лишь фару с разбитым рассеивателем — но с такой оптикой и ездить-то опасно.

|
Презентация проходила в НИИ Автоэлектроники и электрооборудования, который занимается испытаниями и сертификацией осветительных приборов и ламп
|
Впрочем, это далеко не единственная особенность, на которую делает ставку Philips. Современные фары очень чувствительны к точности изготовления ламп — смещенная нить накаливания приводит к ухудшению освещенности или ослеплению встречных водителей, поэтому к технологии ее производства и установки предъявляют высокие требования. Помимо этого в лампах X-tremeVision используется особая смесь газов с добавлением ксенона, и в итоге компания обещает на 100% лучший световой поток при сохранении долговечности. Замеров освещенности в лаборатории не проводили, зато на стенде в сравнении с конкурентом продемонстрировали, как прецизионность изготовления влияет на формирование светотеневой границы.

|
Лампы Philips X-tremeVision отличаются не только на 100% лучшей освещенностью при разрешенной мощности 55 Вт, но и высокой надежностью. Наличие УФ-фильтра, призванного уменьшить помутнение стекла, больше похоже на маркетинговую уловку — в реальности износ рассеивателя больше зависит от механических воздействий
|
Еще одно достижение, на которое делают упор маркетологи Philips — колба отсекает ультрафиолетовый спектр. Оказывается, эта часть света разрушительно воздействует на отражатель и стекло фары, особенно на распространенный сейчас поликарбонат. Заявление имеет право на существование, однако осталось непонятным, насколько это критично в реальной жизни. Ведь половину суток фара все равно испытывает воздействие солнечных лучей, а грязь с наших дорог наносит рассеивателям гораздо больше механических повреждений. Что ж, если хотя бы лампы станут меньше им вредить — тоже неплохо!

|
Синяя линия проходит по светотеневой границе. Надо отметить, для сравнения с собственной продукцией сотрудники Philips выбрали не самого слабого конкурента: на рынке попадаются лампы, у которых вместо четкого раздела — размытое пятно
|
Но вернемся к теме безопасности. Никто не будет спорить, что хороший головной свет в темное время суток заставляет меньше напрягаться. При этом стоит учитывать, что человеческое зрение плохо приспособлено к ночному времени. Днем чем выше скорость, тем меньше угол обзора из-за большей концентрации — на скорости 40 км/ч он достигает 100°, на 70 км/ч — 75°, на 100 км/ч — 45°. Ночью при любой скорости угол зрения сужается до «тоннельного» и составляет всего 30°, чтобы компенсировать недостаток в освещении. Снижается острота, контрастность, искажается глазомер… Вдобавок устойчивость к ослеплению падает с возрастом, сокращаясь примерно вдвое каждые 12 лет. Поэтому автомобильному свету и уделяется столько внимания.
Разумеется, даже с хорошими лампами не добиться хорошего результата, если фара сделана с нарушением технологии, ее стекло от времени помутнело, или она покрыта слоем грязи. Не ленитесь ухаживать за оптикой!
|