 Проверочная работаКак не «попасть», покупая автомобиль с рук?Проверочная работаКак не «попасть», покупая автомобиль с рук? Павел Седельников, опубликовано 30 июля 2015
Фото: CARscope.ru В прошлый раз мы рассказали о сюрпризах, поджидающих бывшего владельца машины в первые дни после сделки. А каково быть на другой стороне баррикад — подыскивать себе бэушку? Как бы гладко ни выглядели на бумаге новые правила регистрации авто, продажа «на номерах» выгодна продавцу и только продавцу. Ему больше не надо ехать в ГАИ, чтобы снять машину с учета. Не нужно платить пошлину, зачищать номера на кузове и раме, тратить время и деньги на экспертизу, если маркировка, по мнению инспектора, не читается или имеет признаки изменения. Его никто не заставит продлевать ОСАГО, если срок действия полиса истек, с него не спросят за неоплаченные штрафы. Разве что чужие пришлют, но от них можно отбиться. Куда ни плюнь, сплошная выгода. Расписался в договоре и ПТС, получил деньги, ну а что там будет дальше — головная боль покупателя.
Последнему не позавидуешь. Когда без малого два года назад правительство разрешило (вернее, обязало) продавать автомобили и мотоциклы, не снимая их с учета, шанс остаться без денег и без коня вырос на порядок. Приобретая снятую с учета технику, мы получали какую-никакую гарантию ее юридической чистоты. Да, бывали скверные случаи: машина могла оказаться угнанной или нерастаможенной, пройдя через несколько рук, множество снятий и постановок в ГИБДД. Да, во время кредитного бума середины двухтысячных в продаже начали появляться экземпляры, находящиеся в залоге, но нарывались на такие «подарочки» все больше любители дешевого сыра в мышеловке. Сейчас же влипнуть может буквально каждый, кто берет авто у частника. Подписанный на коленке договор купли-продажи лишь констатирует, что кот в мешке приобретен за такую-то сумму, и в случае обмана дает некую надежду вернуть кровные — если продавец отыщется и не окажется голодранцем.
 | Номер двигателя в ГАИ теперь не смотрят, но сверку VIN-кода и номера шасси никто не отменял. До вступления в силу обновленного «десять ноль один», как называют приказ МВД №1001 в узких кругах, предпродажной подготовкой мест дислокации маркировки вынужден был заниматься продавец. Теперь проблемы с читаемостью — забота покупателя: ему-то осмотр в МРЭО по-прежнему проходить. Металл после изменения правил регистрации окисляться не перестал... |
Не так давно автору этих строк пришлось полтора часа провести в одном из областных МРЭО — аккурат у окошка, через которое сердитые дамы в погонах выдают номера и СТСки. Грубый подсчет показал, что в регистрации отказали каждому пятому заявителю. Машина может оказаться «меченой» не только на этапе сверки номеров, но и во время пробивки по базам: объявлено ли ваше новое приобретение в розыск, проходит ли по какому-нибудь делу, находится ли под арестом, результат один — отказ в постановке на учет. А то и задержание. Что же делать, как не вляпаться в неприятности? Панацеи еще не придумали — не считать же таковой идею подкопить и взять новый автомобиль у дилера! А вот снизить риск до разумных пределов возможно, просто посидев немного за компьютером. И не надо платить за «проверку на юридическую чистоту» всяким интернет-сервисам: эту услугу каждый может оказать себе сам, не потратив ни копейки.
Вера, надежда и боль
Правила первичного просева объявлений просты и общеизвестны. Просматривая сайты «купи-продай», сразу отсеките варианты с ценником ниже рынка: в лучшем случае зря потратите время на дорогу, в худшем — станете участником увлекательной эпопеи с криминальным, битым либо кредитным авто. Не резон связываться и с объявлениями, которые висят на сайтах месяцами: скорее всего продают «дрова». Ориентируйтесь на предложения из второй трети списка, обильно и правдоподобно проиллюстрированные. Отсутствие на фотографиях одного из ракурсов — повод усомниться, что кузов в шоколаде, характерные приметы предыдущего модельного года — в соответствии заявленного возраста реальному, не попавшее в кадр водительское сиденье — в честности указанного пробега, снег на заднем плане, когда на дворе июль, — в том, что на фото вообще та машина.
Слишком новый или успевший за короткий срок сменить нескольких хозяев автомобиль — тоже звоночек: так скоро избавляются только от проблем. Безопаснее смотреть машины, произведенные в России или ввезенные сюда официальным импортером: не будет вопросов к растаможке, ниже вероятность напороться на «распил» или «конструктор». Крайне желательно, чтобы продажей занимался сам собственник, вписанный в ПТС, а не перекупщик. Загвоздка в том, что в переписке и по телефону барыга будет мамой клясться, что автомобиль его. В крайнем случае назовется братом, сватом, другом владельца. Не верьте на слово, верьте документам.
Вычислительная техника
Созвонившись с продавцом, пропустите мимо ушей рассказы о том, как с машины пылинки сдували, зимой держали в гараже под пледом, а в остальное время носили на руках. Прежде чем договариваться о просмотре, проведите разведку. Попросите продиктовать VIN-код и номер свидетельства о регистрации (СТС), а лучше — прислать отсканированную или снятую на телефон копию свидетельства. Если он боится скомпрометировать товар перед угонщиками, пусть замажет строчки с регистрационным знаком и собственным адресом. Это в какой-то мере подстрахует от банального обмана, ведь VIN вам могут подсунуть от любой похожей машины, тогда как наличие документа — уже аргумент. В СТС нас интересуют:
- его серия и номер;
- серия и номер ПТС;
- VIN машины;
- фамилия, имя и отчество продавца.
На всякий случай спросите и дату рождения, впрочем, вам друг друга с юбилеями не поздравлять, заартачится — обойдемся. К чему это все? Еще недавно единственным более или менее легальным способом «прогнать» машину, номерные знаки и документы по базе розыска и выявить наличие ограничений был визит на стационарный пикет ДПС. Инспекторы оказывали эту услугу в обмен на скромную благодарность при условии, что автомобиль стоит здесь же, на посту, ведь обращения к базе фиксируются и, если авто «зазвенит», полицейские обязаны его задержать. Само согласие продавца на такую проверку о многом говорило. Теперь эти и многие другие вещи можно уточнить самостоятельно, онлайн.
Чтобы свериться с федеральной информационной системой МВД, достаточно VIN-номера:
 | Этот автомобиль на учет в ГАИ не поставят до тех пор, пока пристав, наложивший запрет, его не снимет |
Совсем замечательно, если автомобиль стоит на московском учете и известен не только VIN, но и номер СТС. Раздел «Автоистория» портала «Автокод» выдаст и ограничения, если они есть, и много других полезностей: фактический год выпуска ТС, сколько на самом деле было собственников, кто они — «физики» или «юрики», как долго каждый владел автомобилем, зарегистрированы ли страховые случаи и в частности — факты ДТП (отображаются только аварии, оформленные гаишниками на территории столицы). Работала ли машина в такси, полиции или МЧС, трудилась ли в сфере грузоперевозок, когда проходила техосмотр — «Автоистория» всё знает. Особо ценный раздел отчета — «действующие ограничения». Увидели «да» напротив хотя бы одного из пунктов, кроме строчки «аннулирование регистрации»? Лучше отказаться от покупки.
 | «Автоистория» сама выделит пункты, на которые стоит обратить внимание. В нашем случае это количество собственников (четверо за четыре года) и факт ДТП. На самом деле, как следует из дальнейшей расшифровки, все владельцы, за исключением последнего, юрлица: организация-импортер, представительство марки в России и дилерский центр. Это не криминально. Тип ДТП указан: «наезд на стоящее ТС», жаль, повреждения не описаны (данные о замененных деталях со временем начнут передавать страховые компании). Не спешите отбраковывать «битый» вариант, ведь машина в заводской краске после нескольких лет эксплуатации в мегаполисе — скорее исключение, чем правило. Попросите у продавца заказ-наряд из сервиса или документ от страховщика: возможно, из-за мелкой царапки перекрашивали деталь по каско |
Поинтересуйтесь статусом ПТС, если его номер известен. Паспорт, который числится в розыске, нам точно не нужен. А вот запись «выдан взамен утилизированного» должна отпугнуть только если автомобиль почти новый. Скорее всего в предыдущем просто закончилось место.
 | Второму хозяину повезло: приобрел шестилетний внедорожник из первых рук. ПТС до сих пор оригинальный |
Несмотря на все эти онлайн-инструменты, остается гигантская мертвая зона — обременения. Распознать машину, находящуюся, к примеру, в залоге у банка, сложно. Оригинальный ПТС ничего не значит: залогодержатель (то есть банк, выдавший ссуду) забирает его до выплаты кредита не всегда, а если и забирает, то выдает клиенту на время регистрации автомобиля в ГАИ. Выходит, «терять» бумагу и получать взамен подозрительный дубликат мошеннику не обязательно. Хорошо, если хозяин машины готов показать документы, подтверждающие, что она была куплена за полную сумму, без привлечения кредитных средств, а если нет? Обзванивать банки с вопросом, не «их» ли автомобиль, пустая затея: не скажут, не имеют права. Да и сколько их, этих банков? Тысяча? Гораздо более реалистичный план — поискать подход к сотруднику автосалона, продавшего автомобиль первому владельцу (название и печать дилера есть в ПТС), и осведомиться, не приобретался ли он в кредит. Если подтвердится, требуйте у продавца справку о полном исполнении обязательств по кредитному договору. Потерялась — знать, не судьба.
Плохая новость для тех, кто думает, что обремененные авто — большая редкость и что «уж со мной-то такого не случится»: по некоторым оценкам, каждый десятый продавец на рынке б/у пытается сбыть технику, за которую не выплачен долг, «забыв» предупредить об этом покупателя. Понятно, что без единой электронной картотеки кредитного транспорта вакханалия не прекратится. К счастью, поезд тронулся: реестр уведомлений о залоге движимого имущества уже создан и пополняется. Однако есть нюанс: информативным можно считать положительный результат (если запись найдена), отрицательный же ни о чем не говорит. Во-первых, если кредит брался не целевой, а потребительский, то есть автомобиль не выступает в качестве обеспечения по нему, такая проверка ничего не даст. Во-вторых, общая база ведется лишь год с небольшим: в ней содержатся исключительно транспортные средства, купленные в кредит после 1 июля 2014 года. Вносить ли данные о договорах залога, заключенных до этой даты, банки решают сами и, судя по всему, не горят желанием взваливать на себя эту долгую и рутинную работу. В любом случае не пожалейте пары минут: услуга бесплатна, регистрация не требуется. Вдруг вскроете жульничество.
 | Вбив VIN-номер машины одного из коллег, мы получили вот такую информативную картинку. Даже слишком информативную, если учесть, что то же самое уведомление прекрасно ищется по сочетанию фамилии, имени и отчества. Одно утешает: паспортные данные неполные |
Занятно, что поиск работает не только по VIN и по реквизитам уведомления. Достаточно ввести ключевое слово (например, Hyundai Solaris) или ФИО, и вот он — список заемщиков вместе с их домашним адресом, серией и номером гражданского паспорта, названием банка и датой выплаты кредита. Тут же справка на автомобиль: как минимум VIN, как максимум — год выпуска, цвет, госномер, номер двигателя, ПТС. То ли банки-залогодержатели заполняют заявки как попало, то ли нотариусы вносят в систему лишнее. Мораль сей басни такова: не любите сорить персональными данными — не берите целевых кредитов. О том, что ваша модная LADA цвета «Портвейн» куплена в кредит на пять лет, прознают и друзья, и коллеги, и девушка, в глазах которой так хочется выглядеть успешным и перспективным.
Это все, что можно выяснить о «чистоте» автомобиля законными способами. Остается проверить продавца. В первую очередь обратимся к базе Федеральной службы судебных приставов, введя его ФИО, год рождения, если фамилия редкая, и выбрав из выпадающего списка пункт «все регионы». Исполнительное производство может вестись где угодно, стоит прошерстить все результаты на случай, если должник переезжал. Для некоторых производств указывается предмет исполнения, то есть причина попадания человека в блэклист. Если в этой графе написано «задолженность по кредитным платежам», все предельно ясно: рано или поздно банк попытается истребовать машину, и вам придется защищать свои права добросовестного приобретателя в судах, причем с неясным исходом. Но и то, что «клиент» числится должником по другим статьям, из-за невыплаченных алиментов, просроченного налогового платежа или неоплаченного штрафа, дурной знак. На его имущество, в том числе автомобиль, в любую минуту могут наложить ограничения или арест. Предвидя подобный исход, такие «идейные» граждане, считающие, что они ничего никому не должны, как раз и кидаются распродавать все подряд. Если сделки с недвижимостью проходят государственную регистрацию и требуют времени, то машину реально скинуть за пару часов. Пусть сайт ГИБДД или «Автоистория» еще не показывают никаких ограничений и запретов, таковые могут возникнуть до постановки на учет.
 | Учитывая сумму долга, речь может идти о просрочке платежей по автокредиту |
Если продавец предоставил данные СТС, изучите его штрафы. История нарушений косвенно покажет, где и как на самом деле эксплуатировался автомобиль, насколько его владелец законопослушен, платит ли по счетам. Ведь из-за какого-нибудь неоплаченного постановления за скорость в любой момент могут возбудить исполнительное производство и запретить регистрационные действия. Аналогичная услуга на сайте ГИБДД позволяет просмотреть лишь непогашенные штрафы.
Очная ставка
Все чисто? Тогда назначаем встречу. Первым делом попросите продавца показать оригиналы документов на машину (ПТС, СТС) и его собственный паспорт — нужно убедиться, что все, что нам говорили и присылали, правда и что стоящий перед нами человек действительно собственник, а не перекупщик или, того хуже, преступник, пытающийся сбыть чужое.
ПТС не должен иметь пометки «дубликат», вклеек, таможенных ограничений (в графе 20 ищем пометку «не установлены»). Дальше сверяем номера на кузове и раме, если таковая имеется, с теми, что указаны в ПТС. Одна из табличек с VIN почти наверняка есть в нижней части ветрового стекла, но этого мало: тот же код обычно выбивают на «стакане» под капотом, за ковролином в салоне, в нише запасного колеса — каждую модель клеймят по-своему.
Кто-то возразит, что распознать хорошо подделанные документы и умело перебитые номера по зубам только специалисту. Верно. Верно и то, что мало кто из нас носит в кармане толщиномер, знает, где искать признаки кузовного ремонта и куда лезть в поисках маркировки. Если боитесь попасть впросак, договоритесь со специалистом по просмотру автомобилей: он и экспресс-диагностику проведет, и пробег оценит, и поторгуется. Цена вопроса — от 1500 рублей за разовый вызов до 10 000 за «абонемент» на целый день.
Кое-какие наблюдения и выводы можно сделать и без посторонней помощи. Зазоры между панелями кузова одинаковые? Двигатель легко пускается и работает ровно, моторный отсек не сияет чистотой? (Подкапотное пространство без единой пылинки, как только что из салона, могли приводить в порядок после серьезного ДТП или пожара). «Поношенность» полового покрытия, водительского кресла, руля, педалей и кнопок на вид соответствует пробегу? Хорошо. Загляните в сервисную книжку: все ли ТО пройдены вовремя? Заодно подтвердится (или нет) цифра на одометре: если отметки о техобслуживании в гарантийный период говорят о ежегодном пробеге в 30 000 километров, а счетчик показывает, что за несколько последующих лет набежало каких-то 10 000, впору засомневаться. Любимая версия продавцов о третьей машине в семье и поездках в церковь иногда подтверждается, но статистика не в ее пользу. Тот, кому нечего скрывать, с радостью выдаст вам все заказ-наряды. Жулик — «потеряет при переезде» или заявит, что ничего, кроме планового ТО, не делалось. Если есть подозрения, предложите заехать к дилеру и распечатать «историю болезни»: как минимум за гарантийный период она должна быть.
 | Заранее продумайте, в какой именно техцентр отправитесь на диагностику. Главное, чтобы сервис специализировался на автомобилях именно этой марки и не был предложен продавцом. Расходы делятся пополам или полностью ложатся на ваши плечи — как договоритесь |
Следующий этап — полноценное обследование в сервисе. Если пробег давно перевалил за сто тысяч, обязательно найдутся недочеты — люфтящие шаровые или стойки стабилизаторов, умирающие сайлентблоки, выработавшие ресурс амортизаторы, сопливящие сальники и прокладки, просящиеся на замену тормозные диски и колодки. Все это лишь повод сбавить цену на стоимость ремонта. Абсолютно исправных машин не бывает, бывают плохие диагносты. Все внимание — на состояние ДВС и коробки передач. У полноприводных моделей, особенно пожилых внедорожников, не исключены болячки, связанные с раздаткой, дифференциалами, пневмоэлементами в подвеске. Ударили по рукам? Тогда самое время совершить купчую.
Договор дороже денег
Бежать по старой памяти в комиссионный магазин — пустая трата денег. Скачанный из Сети и заполненный собственноручно договор купли-продажи будет ничем не хуже. Непременно перечислите в нем все данные на машину в точности так, как указано в ПТС (тип, марка и модель ТС, VIN, год выпуска, цвет, номера двигателя, шасси, кузова, государственный регистрационный знак, номер ПТС и СТС, кем и когда они выданы), и укажите полные паспортные данные продавца и покупателя, включая год рождения и адрес регистрации.
 | Подобные конторки, кормящиеся подле любого ГАИ, ничего не проверяют и не дают никаких гарантий. Просветят (по желанию клиентов и небесплатно) купюры, распечатают и сунут на подпись ДКП или «справку-счет» — этим миссия «комиссионки» ограничивается |
Следует твердо запомнить одну вещь: как бы продавец ни уламывал вас вписать в договор сумму меньше условленной, якобы для того чтобы не пришлось потом платить налог (вычет составляет 250 000 рублей, многие пишут в ДКП эту или меньшую цифру), не соглашайтесь. Иначе при расторжении сделки в судебном порядке получите только то, что по доброте душевной прописали.
Желательно внести в документ примерно такую фразу: «Продавец гарантирует, что транспортное средство является его собственностью, надлежащим образом прошло таможенное оформление на территории РФ, в розыске не числится, в залоге, под арестом не состоит, не является предметом договоров аренды или лизинга, что никакие идентификационные номера транспортного средства или номера агрегатов продавцом не изменялись без внесения соответствующих отметок в ПТС и что они соответствуют сведениям, указанным в паспорте транспортного средства». В случае, если придется отстаивать свои права добросовестного приобретателя перед судьей, это послужит доказательством, что вы предпринимали попытки установить наличие за имуществом обременений. То есть не знали и не могли знать, что на автомобиль претендует кто-то еще.
Самый надежный вариант, на который, увы, пойдет не каждый продавец — съездить вместе в ГАИ и рассчитаться только после успешной перерегистрации. Тут есть скользкий момент: уже при подаче документов в окошко инспектор потребует подписанный ДКП и полис ОСАГО, выписанный на нового собственника. Продавец де-юре лишается имущества, еще не получив денег. Возможно, ему комфортнее будет еще до запуска процедуры регистрации, прямо при вас узнать у сотрудника МРЭО, могут ли возникнуть сложности с постановкой на учет, и получить сумму сразу, в момент подписания ДКП. Либо пару раз прокатиться не в ГАИ, а в банк: сперва чтобы заключить договор об аренде ячейки, как поступают при сделках с недвижимостью, потом (в случае успешной перерегистрации) — чтобы забрать причитающееся. В любом случае от него потребуются телодвижения.
Ограниченно годен
Допустим, хозяин попался несговорчивый и подозрительный: отказался куда-либо ехать, не выпускал документов из рук, показал какую-то непонятную доверенность, но автомобиль просто конфетка, и вы решили рискнуть. Получив отказ в постановке на учет, не спешите писать заявление в полицию или хвататься за кастет: далеко не все продавцы — мошенники. Полномочия ограничивать право распоряжаться имуществом, в том числе перерегистрировать ТС, имеет десяток ведомств: тут и судебные приставы (за неоплаченные штрафы, невыплаченные алименты, задолженность по кредитам, ЖКУ, налогам и тому подобное), и следственные органы, и таможня, и даже органы соцзащиты. Почта у нас работает как китайский будильник — требования, уведомления и повестки не всегда доходят до адресата. О том, что автомобиль к моменту сделки угодил под колпак государства, продавец мог просто не знать.
Первым делом получите в ГАИ письменный мотивированный отказ, из которого будет ясно, кто инициатор запрета на регистрационные действия. Свяжитесь с продавцом и предложите ему либо устранить причину ограничений и компенсировать вам неудобства, либо расторгнуть сделку. Не согласится уладить дело миром — подавайте иск о расторжении ДКП в суд по месту регистрации оппонента.
Конечно, в случае с профессиональным аферистом одноразовая симка через минуту после продажи будет валяться в урне, а домашний адрес окажется «резиновой» квартирой в Чертаново. Если концов не найти, останется через суд добиваться признания себя добросовестным приобретателем — при благоприятном исходе дела запреты должны снять. В противном случае придется пустить проблемное имущество на запчасти. Продать заведомо обремененную машину, в особенности если она под арестом, вы не сможете, как и ездить на ней: за повторное управление незарегистрированным автомобилем лишают прав. Остается разборка.
Легализуете вы свою горе-покупку или расстанетесь с ней за бесценок, это в любом случае потеря денег, времени и нервов. Упростив процесс регистрации транспорта, государство сделало подарок мошенникам, не предложив покупателям надежной защиты. Ею мог бы стать отечественный аналог американских сервисов Carfax и AutoCheck — информационных систем, в которые в принудительном порядке передают данные на каждое ТС регистрационные органы, полиция, кредитные учреждения, аукционы, страховые компании, автосервисы (отмечаются даже такие рутинные операции, как сезонная перестановка колес, фиксируется пробег). Благодаря этим досье в США и Канаде купить битый или «скрученный» автомобиль, не желая того, почти нереально. Попытки создать российскую версию «Карфакса» предпринимаются, но до тех пор, пока тому же «Автокоду» не расширят функционал и не сделают портал из московского общефедеральным, лучше воздержаться от покупки авто с рук. На худой конец поищите у официальных дилеров: многие крупные дилерские сети давно развивают собственные подразделения, торгующие подержанными машинами. Выйдет подороже, выбор не так широк, зато получите техническую гарантию и будет кому предъявить претензии, если вскроются подводные камни.
|