 КукушкаFIRSTscope: что общего у Audi Q3 и Cuculus canorusКукушкаFIRSTscope: что общего у Audi Q3 и Cuculus canorus Вадим Никишев, опубликовано 14 марта 2012
Фото: CARscope.ru
Серия Q, которой обозначаются внедорожники ингольштадской марки, созвучна с кукушкой. Тест нового, самого маленького кроссовера Audi Q3 подтолкнул к более близкому знакомству с орнитологией.

|
Кукушка (Cuculus canorus) — птица средних размеров (длина тела до 40 см, крыла — около 22 см), с довольно длинным (до 18 см) закругленным ступенчатым хвостом. Audi Q3 — компакт-кроссовер с размерами 4385х1831х1608 мм
|
Audi Q3, построенный на платформе Volkswagen Tiguan, еще птенец — среднеразмерным паркетником его не назвать. Даже компактному «Тигуану» он уступает в длину, прежде всего за счет купированных свесов. Но если они не стоят рядом, то пропорциями «ку-третья» напоминает более взрослую Q5. Длина тела нашей «кукушки» — 4385 мм, ширина 1831 мм, высота 1608 мм: она чуть короче, шире и ниже «Фольксвагена» и заметно проигрывает «ку-пятой». Поэтому при внешней схожести посадка в Q3 ощутимо дискомфортнее: водительский проем невелик сам по себе, а высокая подушка сиденья скрадывает скудные сантиметры над головой. Чуть зазевался — и получай по темечку клювом.

|
Проемы дверей ограничены рамками жанра: компактный кроссовер — не городской автобус. Но тем, кто поведется на внешнюю схожесть с более крупной Q5, при посадке надо помнить, что Q3 — ее масштабная копия
|
В народном творчестве эту птицу поминают часто: «Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела». Не удивительно, что в интерьерах всех машин коцерна VAG присутствуют характерные особенности — больше удивляют нетипичные для педантичных немцев мелкие проколы. Посадка в Q3 не идеальна: если сесть «по педалям», то руль, несмотря на продольную регулировку, оказывается далековато. Придвинуться к нему — значит обречь себя на посадку с растопыренными коленями. Неудобно и тем, кто предпочитает ориентировать спинку вертикально: она спрофилирована не идеальным образом и в долгой дороге утомляет позвоночник. Надо подчеркнуть, что это не провальные неудобства — как-никак, порода обязывает, и в сравнении со многими даже более дорогими автомобилями Q3 покажется эталоном.

|
Вроде все при ней: и большие диапазоны «электрофицированного» кресла, и регулируемый в двух плоскостях руль… Но все равно посадка за рулем не столь выверена, как на больших кроссоверах Audi
|
А вот логика интерфейса MMI по-прежнему требует привычки. Многофункциональная шайба, с помощью которой нужно путешествовать по меню, крутится против часов и привычной логики, о чем мы не раз упоминали. Согласитесь, привычнее, когда при вращении «по часам» бегунок на экране опускается вниз — в Audi все шиворот-навыворот. Само меню отображается на выкидном дисплее и вместе с блоком управления на центральной консоли (а не на тоннеле между сиденьями) практически один в один скопировано с Audi A1. И набор информационно-развлекательных функций тот же: на экран выводится карта навигации, плей-лист аудиосистемы, изображение с камеры заднего вида и режимы мехатронного шасси Audi drive select.

|
На дисплее, который открывается и закрывается вручную, все необходимая информация. При наличии системы Audi drive select появляется возможность настройки мехатронного шасси
|
Ресивер, кстати, почти всеяден — он не умеет читать разве что Blu-ray диски: форматы CD и DVD он щелкает, как белка орехи, запросто читает MP3 с SD-карт (под которые предусмотрено аж 2 слота!), позволяет подключить коммуникатор или гаджеты Apple через разъем в боксе-подлокотнике. Впрочем, последнее требует уточнения: к оригинальному разъему должны прилагаться шнуры-переходники, которых в тестовой машине не обнаружилось. Но в целом такая универсальность похвальна. В последнее время она начинает восприниматься как норма, и, не найдя в очередной модели нужного разъема, автоматически записываешь ее в число «непродуманных». К Audi в этом отношении не придраться — в недрах мультимедиасистемы спрятан даже жесткий диск объемом 60 Гб.

|
Большая часть информации с центрального монитора дублируется на дисплее в комбинации приборов, так что поднимать его каждый раз не обязательно
|
Кстати, если большой экран мозолит глаза, то с небольшими ограничениями в функционале можно его сложить, а информацию черпать с относительно небольшого, но информативного дисплея в комбинации приборов. Он управляется клавишами на руле, как это стало принято на большинстве современных моделей концерна VAG, и выводит все важные показатели. Это и меню трип-компьютера (в котором можно выбрать режим цифровой индикации скорости — чаще всего им и пользуюсь), и подсказки навигации, и список доступных в эфире радиостанций. В общем, вполне достаточно, чтобы открывать большой дисплей только по праздникам: даже парковаться можно по зуммеру одних лишь ультразвуковых датчиков, не прибегая к помощи графической индикации (камеры тут нет). Или, если заказать опционный ассистент, в ряде случаев вообще не трогать руль при маневрировании. Причем мастер парковки позволяет загонять машину на место как параллельно, так и перпендикулярно! Но все-таки электронику лучше перепроверять: ультразвуковые радары на тестовом Q3 в мороз «глючили». Накукует такая кукушка много лет, то есть метров до препятствия — да обманет ненароком.

|
Регуляторы температуры в блоке климат-контроля неудобны. Синхронизировать микроклимат водителя и пассажира можно, удерживая кнопку Auto в течение нескольких секунд. Забавно, что с увеличением скорости салонного вентилятора автоматически повышается громкость аудиосистемы
|
Управление климатом возложено на блок, хорошо знакомый владельцам А3. Тут такие же регуляторы температуры, лишь имитирующие полноценные «крутилки». В действительности их отклонение от вертикали градусов по 10 в каждую сторону, и режим меняется ступенчато — быстро прибавить тепла или холода не получится. Оригинально, но неудобно. Некоторое замешательство вызвала необходимость перевести двухзонную установку в моно-режим, чтобы синхронизировать пассажирскую температуру с водительской: для этого необходимо пару секунд удерживать кнопку Auto. Решение не эксклюзивное: аналогичным образом работает, например, «климатик» нового Ford Focus. Но все-таки требует специфического опыта, как, например, и сервисный режим стеклоочистителей: непосвященному поднять щетки, упирающиеся в кромку капота, не удастся — для этого нужно после выключения зажигания тронуть рычаг включения «дворников», и тогда они замрут в вертикальном положении. Те, кто ездил на машинах концерна VAG, привыкли — остальным придется припасть к руководству по эксплуатации.

|
Удобный диван с оптимальной высотой подушки и наклоном спинки, индивидуальная светодиодная подсветка… Задним седокам можно только позавидовать!
|
Пассажирам до этого заботы мало — они будут наслаждаться приятным интерьером, в котором даже жесткий пластик выглядит по-мягкому дорого и качественно. Ниш для мелочевки не в избытке — с другой стороны, стоит ли требовать от этого класса большего? В наличии дверные карманы, отформованные в передней части под литровую тару, сдвоенный подстаканник на центральном тоннеле, в меру емкий бокс-подлокотник и такой же перчаточный ящик. Но если закуток в основании консоли использовать для пачки сигарет, то мобильный телефон пристроить будет некуда.

|
При кажущемся многообразии емкостей разного объема пристроить мобильник и пачку сигарет, в общем-то, проблематично
|
Задние седоки для этого смогут воспользоваться лотком в подлокотнике, а вещи покрупнее пристроят в дверные ниши или сетки за спинками сидений. Забираться на второй ряд посложнее, чем вперед — проем неширокий, а порог высокий. Зато на должной высоте центральный и боковые подлокотники, оптимальна высота подушки, хватает запаса пространства над головой — а двоим пассажирам и в плечах. Если сидящие спереди не будут злоупотреблять гигантскими диапазонами регулировок и не отодвинут сиденья до предела, то и от коленей до отформованного пластикового задника останется место. По крайней мере, сам за собой при росте 180 см я умещался без проблем.

|
У багажника существенная погрузочная высота, причем доступ затрудняет развитый бампер. За лючок для лыж придется доплачивать — это опция. Зато, в отличие от европейских версий, наши машины комплектуют не ремкомплектом, а докаткой
|
А за разрезной спинкой дивана с широким лючком для длинномеров — это, кстати, опция — ожидаемых размеров багажник правильной формы. Его дверь поднимается достаточно высоко, чтобы даже рослые не входили с ней в контакт макушкой, но погрузочная высота великовата, а раздутый бампер в слякотную погоду может испачкать брюки. Если европейские версии обходятся ремкомплектом, то российские комплектуются докаткой.

|
Едет Q3 породисто, как и полагается Audi: упруго отрабатывает неровности, радует спокойным на скорости рулевым управлением и адекватными реакциями в поворотах
|
В ездовых дисциплинах Audi Q3 хороша. Овсянке на радость кукушка яичко снесла: шасси очень близко «тигуановскому», которое по кроссоверным меркам можно назвать чуть ли не эталоном по управляемости. Спереди McPherson с алюминиевым направляющим аппаратом, сзади — многорычажка, в жестком кузове три четверти элементов из высокопрочной стали, а капот и дверь багажника для снижения веса отштампованы из крылатого металла. Выверенные настройки хорошо изолируют седоков от шума и вибраций, когда Q3 упруго перескакивает крупные неровности и деликатно смягчает среднеразмерные колдобины. Они же наделяют кроссовер уравновешенным характером: автомобиль очень стабилен на прямой и адекватен в поворотах.

|
Даже с опционными электронно-управляемыми амортизаторами Audi Q3 не сможет менять просвет: пневмоэлементов в подвеске не предусмотрено. Клиренс в 17 см можно признать достаточным лишь для городских условий эксплуатации, но не смелых экспериментов на бездорожье
|
По сравнению с соплатформенным Volkswagen Tiguan передаточное отношение рулевого механизма увеличено, поэтому Audi не пугает резкими откликами, но и не претендует на звание спортивного снаряда. Автомобиль послушен и понятен, и это главное — для «отжигов» есть другие машины. Важнее, что и включенная, и частично деактивированная система стабилизации не сбивает с толку излишней предусмотрительностью. А при наличии электронно-управляемых амортизаторов система drive select будет менять их жесткость вместе с производительностью электроусилителя и чувствительностью силового агрегата — но уравновешенность натуры Audi не разрушит.

|
Преселективный робот S tronic семиступенчатый, его сцепления работают в масляной ванне. Подергивания заметны лишь при долгой толкотне в заторах, но в «драйве» коробка рано переходит на высшие ступени: выход из положения — режим Sport
|
А вот характер коробки заметно меняется даже в зависимости от положения селектора. В «драйве» 7-ступенчатый «преселектив» предпочитает высшие ступени, норовя уронить стрелку тахометра при первой же возможности. Инерции турбины тяговитого двухлитрового 211-сильного мотора практически не чувствуется, но при нажатии на газ в режиме Drive робот не спешит переключаться вниз. Ярко выраженная «экономическая» направленность! И, судя по тенденции, к этому придется привыкать — да и не особо погоняешь в городах с перегруженным трафиком. А для динамичной езды селектор придется все время держать в «спорте».

|
Стильные мелочи в виде металлических элементов декора — то самое, что отличает премиум-бренд Audi от родственного Volkswagen
|
В заявленный разгон до сотни за 7 секунд без одной десятки верится охотно, даже несмотря на «бесступенчатые» ощущения: под полным дросселем передачи меняются молниеносно, а переключения заметны лишь на слух. Но при спокойной езде, особенно на малых скоростях, робот порой излишне суетлив, а когда не может удержать холостые обороты на второй ступени, ударно подтыкает первую. Особенно тяжко этой трансмиссии с двумя сцеплениями дается внедорога, даже несмотря на масляную ванну, в которой трудятся фрикционы. И пусть база невелика, а свесы и того меньше — дорожный просвет невелик даже по паркетным меркам, а ходы подвески ограничены легковой кинематикой.

|
С таким диагональным вывешиванием электронные блокировки справляются играючи, но в глубоком снегу на бугристой поверхности пасуют
|
При хрестоматийном вывешивании электронная имитация блокировок позволяет забраться на склон даже тогда, когда пара колес поочередно зависает в воздухе. Но стоит заехать в естественное препятствие в виде глубокого сугроба, как возможностей трансмиссии перестает хватать, и Q3 беспомощно вращает колесом под скрип колодок. Так недалеко и до перегрева коробки, которая никак не поймет, едет автомобиль или стоит и «палит» сцепление.

|
Среди козырей самого маленького паркетника Audi — ладная внешность в стиле унисекс, комфортный и тихий салон и пресная, но безопасная управляемость. Ну и любовь, которую питают к ингольштатским машинам россияне
|
Да и не надо так насиловать машину — за кукушку бьют в макушку. Городское «бездорожье» Q3 вполне по зубам, из-за него паркетники и покупают. И в ряду конкурентов из числа компактных кроссоверов выглядит достойно — в Audi знали, куда подбросить потомство.
Безопасность

Audi Q3 попала на катапульту EuroNCAP в минувшем году — и с честью прошла все испытания, заработав 5 звезд. При кософронтальном ударе на скорости 64 км/ч датчики манекенов зафиксировали легкие перегрузки грудной клетки пассажира, а у водителя в желтый цвет на диаграмме окрашены и голени — остальные части тела остались в «зеленой» зоне. Причем высокий уровень безопасности гарантирован людям разной комплекции и роста. А в боковом краш-тесте, имитирующем удар автомобилем в двери, Q3 удостоилась высшей оценки. И лишь чуть хуже результаты в имитации удара об столб: синяки могут остаться на грудной клетке. Наезд сзади к хлыстовым травмам шеи привести не должен.
Детишки тоже в безопасности — разве что «3-летний» манекен в кресле, ориентированном по ходу движения, при ударе переместился немного дальше, чем эксперты ждут от идеального автомобиля. Для установки кресла на переднее пассажирское место нужно изначально заказать выключатель подушки безопасности, либо установить его у дилера уже после покупки Q3.
C защитой пешеходов дела традиционно спорные: бампер прекрасно защищает ноги, но твердая кромка капота не заработала ни одного очка. Места, куда примерно может упасть головой ребенок в случае наезда, безопасны — однако голова взрослого человека может быть сильно травмирована.
Активные системы безопасности специалистов EuroNCAP порадовали: они положительно оценили наличие системы стабилизации и напоминания о непристегнутых ремнях, посетовали лишь на отсутствие ограничителя скорости.
Отметим, что соплатформенный Volkswagen Tiguan, прошедший тесты в 2009 году, показал чуть худшие результаты — хотя и получил максимальные 5 звезд.
Комплектации
Базовая версия Audi Q3 (2,0 TFSI, 170 л.с., quattro, 6-ступенчатая механика) стоит от 1 287 900 рублей. В оснащение входят: электрорегулируемые внешние зеркала заднего вида с обогревом, дневные ходовые огни, рейлинги, кованые диски с шинами 215/65 R16, докатка.
В салоне найдутся декоративные планки Monometallic platin или Monometallic Truffle Beige (в зависимости от цвета ткани сидений), 2-зонный климат-контроль, кожаный руль, передний центральный подлокотник, раздельная спинка заднего дивана, аудиосистема chorus и монохромный дисплей в комбинации приборов.
За безопасность отвечают фронтальные и боковые подушки безопасности водителя и пассажира, галогенные фары оснащены омывателем.
Аналогичная машина с роботизированной коробкой S tronic обойдется в 1 358 900 рублей, такая же, но со 177-сильным дизелем (2.0 TDI S tronic quattro) — минимум в 1 459 200 рублей.
На вершине — модификация 2,0 TFSI S tronic quattro мощностью 211 л.с. от 1 535 500 рублей. Список базового оборудования такой же, все привилегии от кожаного салона до ксеноновых фар — за отдельную плату.
|