Седаны — выбор быдла?Вадим Никишев, 04 апреля 2013
Последние годы в автомобильной прессе все чаще проскакивает безапелляционное утверждение, что недорогие седаны — удел стран третьего мира. И можно бы с этим согласиться, но окрас высказывания уж больно снобистский: мол, умные и расчетливые европейцы выбирают компактные хэтчбеки, а мы (или «вы», в зависимости от степени дистанцирования автора) все ездим на «быдлоседанах». Крупная автомобильная газета не стесняется навешивать ярлыки на выбравших трехобъемный кузов: «А если есть и вкус, которому претят «локальные» компакт-седаны?» Вот так: купил Renault Logan или VW Polo Sedan — расписался в безвкусице.

И ищут, и высчитывают проценты — сколько же хэтчей в самом популярном сегменте B+, на который приходится треть российских продаж. И радуются, что мы на пару процентов стали ближе к Европе, когда баланс меняется и седанов куплено чуть меньше. Этому, разумеется, есть объяснение. Самые высокие доходы в столичном регионе, машин больше всего покупают здесь, и если уж встал выбор, что взять в пределах миллиона рублей — очевидно, что в условиях тесных парковок есть смысл предпочесть автомобиль покороче. Да и не факт, что это будет единственное транспортное средство в семье, а женской половине, разумеется, какой-нибудь Peugeot 208 милее того же «Логана».
Но вернемся к народу. Почему он в малом и компактном классе выбирает седаны? Да очень просто — не от хорошей жизни. Сравните, сколько стоят пресловутые «Логан» и «Сандеро» — а у хэтчбека Renault и простора в салоне поменьше. Та же ценовая картина, например, с Kia Rio. Полистайте прайс на модели Volkswagen — отечественный седан заметно дешевле хэтча. Самая доступная LADA — это трехобъемная Granta за 279 000 рублей, а к аналогичному хэтчбеку Kalina без 311 700 рублей не подойти. Разница? Разница есть!
Вдобавок мы не итальянцы, не испанцы и даже не немцы с французами. У них зачастую нет такого выбора моделей — седан подешевле или хэтч подороже. Новый Citroen C-Elysee? Не, не слышали: европейцам доступен только двухобъемный С3 (в России же разница в цене этих моделей, однако, почти 100 000 рублей). А у нас нет их теплого или умеренного климата. Ну не повезло нам с погодами! Откройте в сибирский мороз пятую дверь хэтчбека, чтобы загрузить багаж — и пассажиры уже стучат зубами. И грузы у нас порой специфические. От пары канистр с топливом общий с багажником салон моментально провоняет, дачная рассада даст тонкий аромат зелени, пакет со свежевыловленной рыбой придаст ненужные нотки чуждой русской душе японской кухни... А в седане людям — людское, поклаже — грузовое. Что до разницы в полметра длины, то, прямо скажем, таких мучений с парковками, как в Москве и Питере или европейских мегаполисах, в большинстве наших городов нет.
А еще принято считать, что хэтчбеки более спортивны. Да ладно! Subaru Impreza STI долгое время была исключительно седаном — и в таком кузове выиграла раллийный чемпионат мира. Mitsubishi Lancer Evolution до сих пор не существует в двухобъемном кузове. Более того, ведущие автопроизводители, которые раньше воротили нос от четырехдверных версий, сейчас запускают их заряженные модификации — как Mercedes-Benz CLA 45 AMG или Audi S3. А в мировом чемпионате WTCC вообще равнодушны к типу кузова: в новейшей истории его выигрывали хэтчи SEAT Leon, и седаны Chevrolet Cruze, сейчас бок о бок едут пятидверные Civic и четырехдверные Granta заводских команд Honda и LADA... Так что в данном случае тип кузова, как говорится, на максимальную скорость не влияет. А в обычной эксплуатации у седана немало достоинств, которые проявляются в специфических условиях. В тех, где у людей есть вкус, но не так много возможностей его проявить.
|