Экологи с большой дорогиКуда ведет «зеленая» инициатива - в карманы автовладельцев или...Экологи с большой дорогиКуда ведет «зеленая» инициатива - в карманы автовладельцев или... Вадим Крючков, опубликовано 28 ноября 2019
Фото: архив CARscope.ru Фотография из календаря Pirelli может обрисовать перспективу, если Минприроды проведет новый закон. Ведь как надо допечь производителей и импортеров автомобильных комплектующих, чтобы они встали на дыбы! Причем не в кулуарах, а публично. В конце ноября смутьянами выступили шинники — собрали пресс-конференцию и постарались через журналистов донести свою позицию по проблемам экологии и сопутствующим затратам.
Отвлечемся от большинства специфических отраслевых формулировок и скучных параграфов законов. Сжато и коротко оценим, что в сухом остатке. В нашей стране с 2015 года производителей и импортеров автомобильных покрышек обязали утилизировать «продукцию, которая утратила потребительские свойства». Законопослушные шинники создали некоммерческую ассоциацию «ЭкоШинСоюз», в которую вошли Bridgestone, Continental, Nokian, Miсhelin, Hankook — и взялись за выполнение нормативов.
За минувшее время с помощью рыночных механизмов удалось оптимизировать затраты и наладить утилизацию. Проще говоря, шинники организовали сбор утиля и его переработку на предприятиях-партнерах. И сделали это так, чтобы расходы на утилизацию не вздували до небес ценник на новые покрышки. Не буду перегружать частоколом цифр, отмечу лишь, что речь идет о десятках тысяч тонн переработанных покрышек с выходом к 2024 году на 50-процентную утилизацию от объема произведенных и импортируемых шин.
Казалось бы, от добра добра не ищут. Но тут под благовидным «зеленым» предлогом Минприроды выходит с сомнительной законодательной инициативой. Из которой следует: хотим сразу 100% утилизации, господам шинникам запретим самостоятельно утилизировать покрышки на пять лет, пусть господа платят экосбор, а резиновым хламом займутся специально назначенные люди и организации.
Короче: дайте денег! Против этого я возмущаюсь вместе с шинниками, ибо понимаю: залезут в кошелек к производителям и импортерам, залезут и в мой. Ибо покрывать расходы компании будут за счет роста цен на свою продукцию.
Фактически инициативы Минприроды означают новый налог вместо уже работающего и развивающегося процесса утилизации. За этими идеями нетрудно увидеть желание получить госмонополию на переработку резинового мусора. Читай — возможность единолично назначать тарифы за переработку. Какая уж тут оптимизация расходов? Шинники, ссылаясь на мировые практики, приводят несколько аргументов против инициатив Минприроды.
Первый — без создания инфраструктуры и соответствующих мощностей 100-процентный норматив не приведет к полной утилизации. Процесс постепенный: не получается здесь по щучьему велению и моему хотению. Второй — даже при государственном регулировании бизнес должен оставаться участником процесса. Полное отстранение шинников от утилизации — верный путь похоронить контрольно-надзорные функции и ухудшить взаимоотношения шинных компаний с госструктурами. Третий — отказ от рыночной модели на рынке утилизации неизбежно приведет к росту цен.
Мало того, слом работающей сейчас схемы отразится на перерабатывающих предприятиях, что приведет не к росту, а к снижению объемов утилизации.
Теперь предлагаю автомобилистам взглянуть на ПТС своих стальных коней. На первой же странице есть печать об уплате утильсбора, который в следующем году снова подрастет. Между прочим, для моего автомобиля он составляет шестую часть розничной стоимости! То есть деньги за утилизацию уже изъяты у потребителя. Когда моя машина придет в полную негодность и сколько будет стоить ее ликвидация через много лет — загадка.
Но, как минимум, процесс утилизации одного комплекта покрышек (тех, что на моем автомобиле) я уже оплатил. Получается, навесив шинникам экосбор за полную утилизацию, с части этих процентов оплату возьмут дважды — и с производителей, и с владельца. Тогда почему бы не обложить дополнительной экологической данью остальных поставщиков комплектующих: производителей пластиковых деталей интерьера, аккумуляторов или электронных компонентов? Правильно поставленный вопрос — уже ответ.
Еще до появления автомобиля большая дорога и транспортные средства на ней были источниками хороших доходов. Похоже, понятия «путник» и «дойная корова» уже давно не отделить друг от друга. Во все времена около большой дороги помимо откровенных грабителей паслись сборщики налогов и податей, благородные разбойники и прочие почти положительные персонажи. Они всегда лезли в чужой карман под благовидным предлогом. Модная в последнее время утилизация — лишь один из них.
Но сколько ни прикрывайся экологическим флагом, истинное название явлению описывается одним метким словом. Поборы! А потому желаю успеха шинным компаниям в битве за реальную экологию и вменяемое ценообразование за утилизацию старых покрышек.
|