Datsun идет в Россию своим путем. Нет, не мягким: с такими амбициями (продажи должны достичь 100 000 машин в год) правильнее говорить не о вылазке, а о полномасштабном наступлении. Но гибким. Маркетологи сумели упаковать свой товар в чемодан, который и так еле застегивается: на фоне дорожающих «нашемарок» попробуй-ка впишись по цене между «Ладами» и все еще бюджетным Renault Logan! При этом не подложив свинью ни первым, ни второму: как-никак, все — отпрыски альянса Renault-Nissan. Математика соблазнения такова: LADA Granta, выступившая заготовкой для on-DO, отпускают за 289 000 рублей в самой простой версии «Стандарт». Datsun на 40 000 дороже — для этой аудитории сумма немалая, зато в счет включены ABS, электроусилитель и регулировка руля, подогрев сидений, колеса на размер больше. А главное — японский бренд, доведенная до ума конструкция (технических отличий от Granta предостаточно), «общениссановские» требования к качеству и сервису. Есть над чем подумать.
Родство с Granta выдают не только совпадающие до миллиметра габариты (за исключением длины кузова: on-DO перерос «Ладу» на 77 мм), внешнее сходство столь же неоспоримо. Некоторые кузовные панели на глаз идентичны, новый имидж создают детали: у Datsun более интересная оптика, волевая решетка радиатора и вообще — больше лоска, напористости.
Первое, что выдает бюджетность автомобиля, это его двери. Вернее то, насколько сочно, «вкусно» они захлопываются. Создатели on-DO отмахиваться от вопроса не стали, заменили уплотнители. Добыв ключи от самой ходовой, по версии маркетологов, комплектации Trust, усаживаемся на место водителя. Тянем на себя тяжеленькую дверцу — дзынь! Уже не пустая канистра, еще не Lexus. Планировка салона повторяет вазовскую, но не досконально. Главная гордость on-DO — выпуклая, массивная центральная консоль. Солидно. Боковые наплывы на капоте при взгляде изнутри напоминают рельеф Infiniti — еще один «комплимент от шефа».
Отделочный пластик морщинистее мужиков с обложки Esquire (интерьерщики очень старались создать дорогую фактуру), да сам материал подкачал: блестит, как у кота глаза. Ну и пусть. Вы же не рассчитываете всерьез на premium feeling за 329-445 тысяч рублей? Тем не менее, японцы старались. Аккуратно «прочертили» кнопки управления музыкой, предусмотрели мягкие тканевые вставки в дверных картах, на совесть сбалансировали крышку багажника: «склад» запирается одним пальцем, с первого раза и без грохота.
Кресла на удивление ладные: не жесткие, но и не периноподобные, боковой хват присутствует. Пусть из-за короткой подушки часть бедра лишена опоры, с «трона» не сползешь: передний край приподнят. Первая попытка отрегулировать наклон спинки провалилась: вместо барашка или рычага слева от сиденья рука схватила воздух. «Крутилку» надо искать с другой стороны, это даже лучше: конечность не сжимает в расщелине между дверью и креслом. Контакт по линии позвоночника полный, от копчика до лопаток, регулируемый по высоте руль выставляется приемлемо близко к вертикали и хорошо лежит в руках — хоть сейчас на раллийный доп. Забегая вперед скажем, что несколько часов безостановочной езды не принесли усталости, единственное «но» — валик поясничной поддержки довольно упитанный и притом не регулируется. Нам понравилось, но все люди разные. Пробуйте, прежде чем внести залог.
Набалдашник механической коробки ложится в руку как родной. К избирательности механизма переключения вопросов нет — спасибо тросовому приводу, однако ходы рычага приличные. Во время «помешивания» встречаются «комки» — небольшие заедания. В целом эргономика водительского места замечательная.
Приятно, что есть где разместить вещички. Для телефона и зарядки есть емкое углубление под «бородой», поблизости как раз расположено гнездо прикуривателя. Послужит розеткой. Вторая ниша обнаружилась по другую сторону от манипулятора МКП, здесь же можно пристроить подальше от чужих глаз и рук сумку: там, где обычно «растет» бокс-подлокотник, одиноко возлежит знакомый еще пилотам LADA Samara рычаг «ручника». В распоряжении пассажира — полка над бардачком (сам перчаточный ящик размерами не поражает). Плюс карманы в дверях.
Подумали и о меломанах. В первых трех комплектациях из семи аудиосистема вообще отсутствует — ставь, что хочешь. В исполнении за 389 000 рублей появляется двухдиновая «голова» с четырьмя динамиками и всеми основными интерфейсами: USB, Bluetooth с функцией хендсфри, даже слот для SD-карт виднеется. Звучит все это хозяйство недурно, если поэкспериментировать с эквалайзером. Тем, кто выложит 430 тысяч, сверх того полагаются цветной тач-скрин диагональю 7 дюймов, навигация и способность просматривать видео с фотографиями.
О передних седоках позаботились, а как в тылу? Сидится, причем неплохо. Если не отодвигать кресла первого ряда до упора назад, в коленях не давит, над головой зазор внушительный, разве что в конфигурации «трое в ряд» тесновато в плечах. Среднему пассажиру придется изображать центр-форварда — по старой жигулевской привычке смещаться чуть вперед. Притом что рельеф дивана скорее равнинный, дискомфорта не ощущаешь, мебель уютная.
Багажник — мечта дачника: форма отсека удачная, бортик низкий. Ему бы проем чуть расширить в нижней части, но куда в этом случае поселишь роскошные дизайнерские мазки фонарей? Общий литраж — 530 литров. Это на 10 литров больше, чем у Granta, и на 50 литров больше, чем у Logan. Высота «чулана» позволяет втиснуть крупную коробку; если что-то из мелочевки разметает во время езды, не проблема: до дальней стенки рукой подать.
Чтобы пристроить лыжи-удочки-карнизы, придется сложить диван. Для этого отстегиваем крепления, но сперва поднимаем подушку. Тут выявился нюанс: если как следует не подвинуть передние кресла, плоскость «скамейки» не встанет вертикально, а значит и спинка не уложится. Угодив грузу, ставишь в неловкое положение самого себя: даже компактному водителю придется сидеть скрючившись и прижавшись к рулю. Горизонтальной «палубы» за «капитанским мостиком» в любом случае не видать.
Тех, кто пересаживается на Datsun с вазовских моделей, вряд ли смутят гуляющие и просаживающиеся в момент включения потребителей обороты холостого хода. Возможно, неудачно заправились. Мотор у on-DO, по сути, один — 1.6 в двух вариантах мощности, точно таким же агрегатом комплектуют «Лады». 82-сильный (132 Нм) ставится только на базовую версию Access. Его, если можно так сказать, форсированный вариант (87 л. с., 140 Нм) — привилегия комплектаций Trust и Dream.
Сцепление, первая — поехали. К работе крайними педалями надо немного приноровиться. Чтобы не оглашать округу ревом и не дергать, левой ногой работаем решительно (кстати, сцепление «хватает» где-то в середине хода — удобно!), а вот правой — крайне деликатно: в момент схватывания надо дать совсем чуть-чуть газа. Или не давать вовсе: в пробках можно пользоваться лишь одной педалью. Помните, как инструкторы в автошколе задирали обороты холостого хода, чтобы ученики не газовали почем зря? Тут и шаманства никакого не требуется: 8-клапанная «четверка» охотно тянет с низов. Точно так же, не кашляя, Datsun пилит в горку на второй передаче — стрелка на 1000 об/мин, скорость почти пешеходная... Свои 87 «лошадок» мотор отрабатывает на все сто: обгоны проблемы не представляют. После 100 км/ч можно опережать тихоходы хоть на пятой передаче, если «встречка» позволяет. На четвертой процедура проходит уверенно, на третьей — бойко.
Наше знакомство с седаном случилось в окрестностях Казани — регионе, который славится чуть ли не лучшими дорогами в стране. Здесь еще жив дух Универсиады, город пестрит надписями вроде «Welcome to Kazan». Маленькая Европа! Но мы все же устроили провокацию, съехав на раздолбанную, вполне отечественную грунтовку, и не зря. По кочкам и ямам on-DO летит почти как Logan, обрабатывая упругой энергоемкой подвеской одни неровности и как будто перелетая через другие. Ни намека на пробой, ни попыток встать боком: знай задавай курс рулем. Другое дело, что менее крупные дефекты, особенно с острыми кромками, не остаются незамеченными пассажирами. Через невысокие трамвайные рельсы мы перевалились на скорости 15-20 км/ч, получив град жестких ударов. Это свойство автовазовского шасси специалистам Datsun полностью нивелировать не удалось даже после замены амортизаторов с пружинами.
Несмотря на доработанный усилитель руля и «сшитые на заказ» шины Pirelli, управляемость on-Do далека от спортивной. Команды баранкой приходится отдавать заблаговременно: машина повинуется неторопливо, вальяжно виляя всем телом, точно крупная рыба, и ощутимо кренясь. Двум богам служить нельзя: тут либо всеядная длинноходная подвеска, либо пируэты на асфальте. В то же время откровенно расхлябанным Datsun не назовешь: прямую держит, в виражах отвешивает комплименты в виде приятного усилия на руле и подобия обратной связи. Мы не доводили машину до крайностей, но есть некое понимание, что происходит в пятне контакта. А значит и надежда, что обойдется без «детских неожиданностей».
Благо, обзорность почти как с 97-го этажа башни «Федерация»: посадка высокая, подоконники низкие, внешние зеркала сделали бы честь внедорожнику, а вид в салонное такой, что, кажется, руку протяни — пощупаешь багажник. Слепых зон попросту нет. Благодаря дополнительной звукоизоляции седан получился относительно тихим, во всяком случае, он позволяет говорить не сильно повышая голос на скоростях за сотню. Самый досадный недочет по части ездового комфорта — трансмиссионный шум. В начале разгона и после переключения вниз, особенно на 1-ю и 2-ю передачи, в салон проникает знакомый по переднеприводным «Ладам» гул от коробки. Может, не такой громкий, как на исходнике, но все же назойливый. Казалось бы, Datsun неидеален. Первые сто километров пути мы с коллегой только и делали, что подмечали раздражители и недоработки. Еще спустя два часа, осознав, как усердно прет «полуяпонец» в обгон, как он плюет на кочки и выбоины, как старается угодить водителю на извилистой дороге, постановили: понять и простить. Под конец on-Do поставил жирную точку, выехав с проселка на насыпь шоссе через перелом, которого убоялась бы половина городских внедорожников с во-о-от таким углом рампы, и ничего не повредив. По первому впечатлению — очень подходящая для наших мест техника, к тому же честно оцененная. В добрый путь, on-DO.
У Datsun on-DO три базовых уровня оснащения: Access, Trust и Dream. «Входную» комплектацию за 329 000 рублей легко распознать снаружи — по неокрашенным бамперам, зеркалам и дверным ручкам не в цвет кузова и 14-дюймовой «штамповке» без колпаков. Тем не менее, ущербной эту версию не назовешь: в комплекте водительская подушка безопасности, ABS, электроусилитель руля, регулируемая по высоте рулевая колонка и даже подогрев передних сидений. Задний диван складывается, но только целиком, имеются крепления ISOFIX и полноразмерная запаска. Поднимать и опускать стекла, регулировать зеркала придется вручную, дверные замки открывать по отдельности. Мотор фактически тот же, что у более дорогих версий, но с другими настройками — мощностью 82 л. с. Коробка передач — безальтернативная 5-ступенчатая «механика», как и на остальных on-DO. Средний вариант Trust, на который по расчетам придется основная доля продаж, и топовый Dream подразделяются на три «ступеньки» каждый. Trust за 355 000 рублей добавит к тому, что включено в «базу», 5 лошадиных сил, подушку для пассажира, центральный замок, бортовой компьютер, передние электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом и обогревом, карманы в спинках сидений, серебристую отделку внутренних элементов дверей, детали экстерьера в цвет кузова, молдинги на дверях, передние и задние брызговики, противотуманки и декоративные колпаки на колеса. За 379 000 рублей получаем тот же Trust, но уже с климат-контролем, за 389 000 — еще и с музыкальной системой. Экран монохромный, зато предусмотрены USB-вход, слот для SD-карт, Bluetooth, громкая связь. В нашем фотоотчете представлен именно этот набор. Исполнение Dream дороже всего на 11 тысяч рублей. За 400 000 в машине появятся дистанционное управление центральным замком (проще говоря, ключ с кнопками), задние электростеклоподъемники вместо «весел» и разделенная в пропорции 40:60 спинка дивана. 430 000 рублей — и в вашем распоряжении аудиосистема с цветным 7-дюймовым экраном, реагирующим на нажатия, навигация, датчики света и дождя, подогрев лобового стекла. Всего, а не зоны «парковки» стеклоочистителей. Наконец, самый навороченный on-DO ценою в 445 000 рублей порадует боковыми подушками безопасности (итого — 4), задним парктроником и даже ESC — системой курсовой устойчивости. В кузовной палитре шесть цветов, и почти все — официально-деловые: черный, коричневый, серый, серебристый, белый... Любителям ярких тонов рекомендуем светло-голубой: он «Датсуну» очень идет. Приятно, что за металлик доплачивать не нужно. Работа над on-DO началась в 2010 году. За основу взяли шасси Kalina/Granta, сохранив переднюю подвеску McPherson и скручивающуюся балку сзади, но существенно изменив настройки. На самом деле уместнее говорить не о заимствовании, а о совместной разработке платформы: как пояснил CARscope.ru технический специалист Datsun, участвовавший в доводке ходовой, «Гранта» конструировалась примерно в одно время с on-DO, и инженеры Datsun внесли в ее создание свою лепту. Если быть совсем точными, базой для японского седана послужила Lada Kalina в исполнении «Люкс». Отечественное шасси подвергли комплексному тюнингу: например, поставили газомасляные амортизаторы, поскольку старые грешили склонностью к кавитации — образованию пузырьков, «закипанию», из-за чего теряли свойства. К новым амортизаторам подобрали пружины с подходящими характеристиками, установили более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости, увеличив угловую жесткость подвесок. Так конструкторы заставили «калиновские» подвески слаженно работать в поворотах, чтобы ни одно колесо, как это бывало в исходной конфигурации, не разгружалось, сводя на нет управляемость. Неплохая «рулежка», которую демонстрирует on-DO, это также заслуга шин. В Datsun не стали экономить: перепробовав не менее десятка вариантов, в итоге заказали покрышки у Pirelli. Считается, что они идеально соответствуют особенностям шасси: дают наименьший увод, обеспечивают хорошие сцепные свойства и короткий тормозной путь, мало шумят и повышают плавность хода. Резина создавалась специально под on-DO, именно поэтому специалисты не рекомендуют будущим владельцам менять их на что-то «более лучшее» или модное: поведение машины может ухудшиться. К сожалению, в свободной продаже данной модели шин нет: повредив колесо, придется ехать к дилеру и заказывать. Обычный электроусилитель руля уступил место безредукторному. Теперь рулевой вал является ротором электромотора — разработчики говорят, что это сделало баранку острее и заставило ее охотнее возвращаться в «ноль». Чтобы повысить эффективность замедления, модернизировали вакуумный усилитель тормозов, поставили колодки с улучшенными фрикционными свойствами и противоскрипными пластинами. 8-клапанные моторы 1.6 (82 и 87 л. с.) отличаются от «грантовских» только калибровкой. Оба работают с механической 5-ступенчатой коробкой передач, причем усовершенствованной: у нее тросовый привод, двойная синхронизация на первой и второй передачах и шестерни с новым профилем зубьев. Производитель рапортует о снижении трансмиссионных шумов. Кстати, это еще не все звуковиброизоляционные доработки, которые получил on-DO: изменены жесткость и точки крепления выпускной системы, уплотнитель на полу в полтора раза толще, чем у Granta, задние подкрылки — фетровые, лучше изолированы моторный щит и капот, установлено больше всевозможных заглушек, заменены уплотнители дверей, окон, крышки багажника. Автоматических коробок на седане не будет. Четырехступенчатую АКП разработки Jatco получит лишь хэтчбек mi-DO, который пойдет в серию в начале 2015 года. Этот агрегат устанавливается на «Гранту» в паре с 16-клапанным мотором, но, как нас заверили инженеры Datsun, способен работать и с 8-клапанником. Datsun on-DO производится в Тольятти, по соседству со своими родственниками — Lada Granta и Lada Kalina. Бренду Datsun в этом году исполняется 100 лет: первенец марки, автомобиль DAT-GO, появился на свет в 1914 году. В 1933-м бизнес перешел к Иосисукэ Аикава, основателю компании Nissan. Впрочем, дела давно минувших дней к нашему, современному «Датсуну» имеют весьма отдаленное отношение. Разве что концепция сохранилась: под этой «фамилией» по-прежнему выпускаются относительно доступные и экономичные автомобили, рассчитанные на молодых, активных, амбициозных людей. Идея возродить подзабытую марку принадлежит главе альянса Renault-Nissan Карлосу Гону. О намерении выпускать бюджетные автомобили его компания объявила в марте 2012 года, и уже в июле 2013-го в Индии представили первый хэтчбек для местного рынка — Datsun GO, построенный на базе Nissan Micra.
В России решили начать с героя нашего рассказа, седана on-DO: четырехдверку показали в апреле этого года и 14 июля запустили в производство. На очереди — пятидверный mi-DO, который отпраздновал премьеру на последнем Московском автосалоне и поступит в продажу через несколько месяцев. Будет и третья модель, информация о которой держится в тайне. Скорее всего речь идет о кроссовере.
Несмотря на статус глобальной марки, география перезапущенного Datsun ограничивается четырьмя странами: Россией, Индией, Индонезией и ЮАР. Тем не менее, империя Nissan формально располагает триадой брендов, перекрывающих любую аудиторию. Тех, кто может позволить себе премиальный автомобиль, соблазняют моделями Infiniti, для среднего класса — Nissan всевозможных типоразмеров, от Micra до Titan, ну а Datsun — первая ступенька, основа пирамиды. Для большинства покупателей машина с голубой эмблемой станет первой иномаркой в жизни. В Renault-Nissan предпочитают обходить тему внутренней конкуренции: дескать, другие модели альянса «японцу» с русскими корнями не помеха. На самом деле ясно, что часть клиентуры on-DO уведет у «Гранты», часть, возможно, и у «Логана». Главные аргументы в пользу on-DO — японский бренд, который в России все равно что знак качества, хорошая (на фоне конкурентов за сопоставимые деньги) оснащенность, а еще тот факт, что крутить гайки в рамках гарантии будут люди, которые обслуживают «Ниссаны», и в тех же ремзонах. Гарантия, кстати, ниссановская: три года или 100 000 км пробега, но будьте готовы платить за удовольствие: средний ценник на простое ТО — 5 000 рублей. LADA Granta Дешево и сердито: за 289 000 рублей дилер АВТОВАЗа предложит седан с багажником, почти не уступающим «трюму» on-DO (520 л), тем же 82-сильным 1.6, 5-ступенчатой МКП (за тросовый привод, впрочем, придется доплатить), одной подушкой безопасности, нерегулируемым рулевым с длинной рейкой (от упора до упора — 4 оборота), неокрашенными бамперами, 13-дюймовыми колесами, полноразмерной запаской и дневными ходовыми огнями. Как видим, комплектация «Стандарт» уступает базовому «Датсуну», в котором предусмотрены усилитель руля и его настройка по углу наклона, диски «четырнадцатого» размера, подогрев сидений и даже ABS с усилителем экстренного торможения и системой распределения тормозных усилий. Стоит ли все это переплаты в 40 000 рублей — решать вам.
Респект маркетологам: полных аналогов к комплектациям Datsun у LADA не подобрать. Каждый из «продуктовых наборов» в чем-то выигрывает, а в чем-то проигрывает. Казалось бы, к «стартовому» on-DO ближе всего Granta в исполнении «Норма»: тут появляются почти те же «плюшки». Кроме подогрева и ABS, с другой стороны, мотор уже 87-сильный, передние стеклоподъемники электрические, а теплые сиденья можно получить за 8300 рублей в качестве дополнительного пакета — вместе с обогревом лобового стекла, зеркал и еще несколькими улучшениями. Топ-версия Granta c опциональным пакетом тянет на 452 800 рублей, то есть оказывается дороже «Датсуна». За эту несправедливость воздастся длинным списком оборудования, среди которого числится и автоматическая коробка передач. Renault Logan
«Француз» выпускается сразу в двух кузовах, старом и новом. Datsun должны беспокоить оба, ведь ценники почти идентичны: от 349 000 рублей за первое поколение Logan и от 355 000 — за второе. «Старичок», правда, за эту сумму гол как сокол (доплачивать приходится буквально за все — за усилитель руля, за ABS, за цвет металлик, причем немало) и уступает в мощности: его 1,4-литровый двигатель развивает 75 л. с., хотя разгон до «сотни» почти тот же, что у on-DO — 13 секунд. 103-сильный 1.6 ускоряется на полсекунды шустрее 87-сильного «японца» и ведет отсчет с 399 000 рублей.
Новый Logan интереснее внешне, показывает отличную динамику (с базовым 1.6 в 82 л. с. — 11,9 с до 100 км/ч), но почти так же беден. Подушка безопасности, 15-дюймовые колеса, дневной свет, полноценная запаска, брызговики и защита картера, которые идут по умолчанию, это здорово. Однако, как и в случае с «первым» Logan, за ГУР просят 13 000 рублей, за металлик — 8000. Datsun on-DO укомплектован намного лучше, зато Logan стопроцентная иномарка, проверенная временем, и сзади в нем просторнее. Daewoo Nexia и Gentra
Один из ветеранов нашего рынка. Два мотора: одновальный 1,5 л/80 л. с. и DOHC 1,6 л/106 л. с., ценовой диапазон (здесь и далее — без учета скидок за год выпуска) 289 000 — 392 000 рублей. Стандартный набор удобств короче некуда, из значимого отметим 14-дюймовые диски, брызговики и полноформатное запасное колесо. За «датсуновские» 329 000 рублей предлагают довесок в виде бамперов в цвет кузова, улучшенной обивки сидений и аудиосистемы с MP3 и USB-разъемом. В «топе» — ГУР, кондиционер, противотуманные фары, электростеклоподъемники по кругу и… ноль подушек безопасности.
Получается, что лучше немного доплатить и за 399 000 рублей взять Daewoo Gentra. По большому счету это всем известный Chevrolet Lacetti в кузове седан — машина на размер больше, с прилично отделанным салоном, просторной «галеркой» и достойными ездовыми характеристиками. В «минималке» подушка безопасности, гидроусилитель и регулировка руля по углу наклона, лифт водительского сиденья, четыре электростеклоподъемника, центральный замок, аудиоподготовка на 6 динамиков, разрезная спинка заднего дивана, противотуманки, дневные ходовые огни и многое другое. «Китайцы»
Сомнительной, но все же альтернативой остаются китайские автомобили: седанов B-класса в сегменте «до 400 тысяч» хватает. Например, Chery Bonus отдают минимум за 389 999 рублей. Здесь в числе прочего водительская подушка, регулируемый по высоте гидроусиленный руль, бортовой компьютер, электрифицированные стекла, иммобилайзер, центральный замок с дистанционным управлением, аудиоподготовка, 15-дюймовые диски (в багажнике лежит докатка). Пожалуй, Datsun все-таки выглядит предпочтительнее.
Geely MK08 с 1,5-литровым двигателем (94 л. с.) и МКП обойдется в 377 000 рублей. Заманчиво: 2 подушки, ABS, ГУР, кондиционер, подогрев передних сидений, обогрев и электропривод зеркал, электростеклоподъемники на всех окнах, центральный замок, противотуманные фары. Руль можно приподнять или опустить, сегменты заднего ряда — сложить по отдельности, есть какая-никакая аудиоподготовка. За 16 000 рублей сверху список «добьют» аудиосистемой с 6 динамиками, легкосплавными дисками и парктроником. В продаже до сих пор встречается и прежняя версия — Geely MK, не такая насыщенная оборудованием, но и более доступная — от 355 000 рублей.
FAW V5 в этом обзоре дороже всех: седан со 102-сильным 1.5 под капотом и «механикой» встанет в 395 000 рублей. Взамен — ABS с EBD, 2 подушки, ЭУР, кондиционер, комплект электростеклоподъемников, зеркала с электроприводом, «музыка» с USB-портом и 4 динамиками, легкосплавные колеса и противотуманки. Во второй комплектации за 420 000 рублей появляются датчики парковки и кожа на сиденьях.
|