Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Редкие гости

Ищем признаки жизни в павильонах Московского
автосалона

Редкие гости

Ищем признаки жизни в павильонах Московского
автосалона


Павел Седельников, опубликовано 28 августа 2016

Фото: CARscope.ru

«Российский рынок очень важен для нас» — этими словами спичрайтеры глав мировых автоконцернов начали злоупотреблять еще во время автомобильного бума середины двухтысячных, когда подуставшие от «зубил» с «нексиями» россияне принялись утолять автомобильный голод. Нефтяные доходы росли, кредиты дешевели, смешной уровень автомобилизации заставлял иностранцев стягивать сюда ресурсы: строить заводы, культивировать дилерскую сеть, вкладываться в маркетинг... А какое публичное действо сравнится с Московским межданародным автосалоном (ММАС), особенно после того, как нашему моторшоу торжественно присвоили категорию «А», поставив его в один ряд с Женевой, Парижем, Франкфуртом, Токио? Между прочим, комплименты российскому рынку звучали и на ММАС-2010. Это после двукратного падения продаж в кризисном 2009-м! В тот момент уже сделанные инвестиции, неплохой среднесрочный прогноз и тот факт, что до полного насыщения четырехколесной техникой было еще далеко, помог компаниям закрыть глаза на риски и стерпеть кое-какие убытки ради будущих барышей. Вот почему полупустые залы «Крокус Экспо» образца 2016-го стали громом среди ясного неба. На нас все-таки поставили крест?

Московский международный автосалон - 2016
Так выглядели экспозиции в первый день салона. По дорожкам между стендов спокойно рассекала молодежь на «сегвеях», хотя самокат здесь ни к чему: все, на что стоит посмотреть, разместилось компактно, в трех соседних залах

Ушли в отказ

Столь массового демарша история еще не знала. Проще назвать участников, чем перечислить «воздержавшихся». До пересечения Волоколамки и МКАД доехали 10 автомобильных марок — менее 20% от официально присутствующих в России. Показателен и качественный состав. Самая мощная делегация — китайская: почтение москвичам засвидетельствовали Changan, Dongfeng, FAW, Geely. Тут как тут — иранская компания Iran Khodro (помните неказистый седан Samand?) и «УзАвто»: узбеки везут к нам под экспортным брендом Ravon переименованные и перелицованные Chevrolet Spark, Aveo, Lacetti. На подходе новая интерпретация бывшего Chevrolet Cobalt. За всех корейцев отдувается Hyundai, европейский товар представлен лишь даймлеровскими брендами (Mercedes-Benz и smart обособились от остальных, арендовав отдельный зал). Из отечественной техники — LADA и только LADA. Ни ГАЗа, ни УАЗа...

Московский международный автосалон - 2016
Единственный отсвет былого блеска — экспозиция Mercedes. Российское представительство Daimler AG утроило настоящий шоурум: тут практически вся модельная линейка (Mercedes, Mercedes-AMG, Mercedes-Maybach, коммерческое подразделение, smart). Всего 29 машин. Правда, премьера одна-единственная, да и та локальная — кроссовер GLC Coupe

Кое-кто объявил о своем неучастии в ММАС-2016 еще в прошлом году — например, Volvo. Головной офис компании задолго до этого предупреждал, что сокращает присутствие на автосалонах. Занятно, что как раз-таки «шведов» россияне увидели: новинки бренда, включая седан S90, представил один из дилеров. Массовый исход начался в конце зимы, когда в прессу просочилась информация, что отсеялся еще десяток из ранее заявившихся марок. Остальные посмотрели конкурентам в спину, поразмыслили и отправились той же дорогой: сбегать с урока всем вместе не так страшно. Свой «разворот над Атлантикой» они объясняли по-разному. Кто-то оправдывался отсутствием значимых премьер (в прошлые годы это никого не смущало!), другие загадочно рассуждали о новых приоритетах в маркетинговой политике — дескать, надо быть современнее, искать новый подход к клиенту. Остальные выразительно молчали, не решаясь произнести вслух известную фразу премьер-министра.

Московский международный автосалон - 2016
Девять экспонатов и все — Creta. Если раздумываете о покупке, не пожалейте 500 рублей на билет в «Крокус»: такого разнообразия комплектаций у дилера не найдешь

Автопредставительствам сейчас не до показухи: спрос на новые машины продолжает падать, хоть и меньшими темпами, оптимистов, пророчащих скорое восстановление рынка, поубавилось. Время экономить бюджет, а участие в ММАС недешевое и сомнительное в плане эффективности удовольствие — если и влияющее на продажи, то в небольшой степени. С этим согласны все опрошенные нами участники рынка. «Автосалоны — это в первую очередь имиджевая история, — говорит представитель японской компании, отказавшейся от участия в ММАС-2016. — Оценить их эффективность сложно. Можно лишь посчитать количество публикаций и упоминаний в СМИ». Да, на выставке работают менеджеры-«продажники»: собирают контакты потенциальных клиентов, записывают желающих на тест-драйв. Но доходят до дилерского центра, а тем более покупают машины, единицы. В особенности сейчас, когда платежеспособность населения оставляет желать лучшего, а взять кредит на приличных условиях все труднее. Понятно, почему многие компании, проголосовавшие за участие в автосалоне, решали на нем сугубо практические задачи. Hyundai, к примеру, сфокусировала внимание публики на одной-единственной модели, заставив всю внушительную экспозицию кроссовером Creta в разных вариациях.

Сколько стоит поучаствовать в ММАС?

Все зависит от «хотелок» компании-экспонента: материалов и технического оснащения стенда, количества выставляемых автомобилей и обслуживающего персонала, качества и количества развлекательных программ, активностей, кейтеринга и так далее. Одна из главных расходных статей — аренда площадей под экспозицию. Для простоты возьмем стенд средних размеров — в 1 000 м2. Если вы дачник, представьте себе участок в 10 соток. Для ММАС это далеко не шик: у АВТОВАЗа в этом году территория вдвое больше, у Mercedes — в 2,7 раза. Так вот, по расценкам, действовавшим на конец зимы, временная жилплощадь за МКАД обошлась бы компаниям с тысячеметровым стендом в 15,3 миллиона рублей. Московский международный автосалон - 2016 1 марта, когда стало понятно, что из-за отсутствия многих экспонентов салон грозит превратиться в нечто провинциально-местечковое, руководство «Крокус Экспо» снизило арендные ставки со 185 до 90 евро за м2 — то есть на 51%. Щедро! Однако за полтора года, прошедших с предыдущего салона (именно тогда заключались контракты на этот год), европейская валюта выросла на 70%. Кое-кто из отказников, может, и передумал бы, объяви «Крокус» о скидке раньше, ведь в крупных корпорациях решения принимаются и утверждаются месяцами. Фарш не провернуть назад.

К аренде добавляется множество других плат и сборов. Нам известен случай, когда автопроизводитель заплатил 150 000 рублей за поздний (после 21:00) завоз машин — при том что организационная накладка, как сочли в компании, произошла не по их вине. Электроэнергия, доступ в Интернет — все это также выливается в ощутимые суммы. Дороже всего обходится постройка стенда. Здесь речь обычно идет о 40-70 миллионах за тысячу «квадратов», и прайс этот далеко не всегда обоснован. Как рассказал CARscope.ru экс-сотрудник московского офиса крупной зарубежной компании, попросивший не называть свое имя, бюджет может искусственно завышаться в несколько раз, а то и на порядок (в России, как известно, три беды: дураки, дороги и откаты). По итогам тендера подряд на организацию стенда нередко достается застройщику, сумевшему наиболее взаимовыгодно «договориться» с заказчиком.

В общем, 100 миллионов «на круг» — отнюдь не предел.

Так ли все плохо?

Завсегдатаи предыдущих салонов (а ММАС только под эгидой OICA проходит уже в пятый раз) помнят, как в свои лучшие годы «Крокус» собирал десятки мировых и европейских премьер. В этот раз с сюрпризами, мягко говоря, негусто. Въедливые и упорные, конечно, найдут под крышей выставочного центра экспонаты, доселе не бывавшие на гастролях такого уровня — вроде Geely Emgrand GT. Лощеный седан на базе Volvo S90 засветился на моторшоу в Шанхае еще в конце прошлого года, однако то был прототип. К нам приехал уже серийный вариант, ведь у себя на родине «китаец» продается с апреля. То есть формально это дебют европейского масштаба. Увы, за внешний глянец, добротный интерьер, достойное бизнес-класса оснащение и платить придется соответственно: на презентации прозвучало, что цена будет примерно соответствовать средней в сегменте. Готовим 2,5 миллиона? Из бюджетных новинок отметим Ravon R4, который также впервые появляется на выставках и пойдет в народ через считанные недели.

Московский международный автосалон - 2016
Вот она, новая волна «бюджетников». Сослуживший хорошую службу, но безнадежно устаревший Matiz уступает место Ravon R2 (слегка модифицированный Chevrolet Spark), за который просят 389 000 рублей. Причем АКП уже включена в счет. Под псевдонимом Nexia проходит седан Chevrolet Aveo (от 419 000 рублей), стартующая от 439 000 Gentra суть седан Chevrolet Lacetti, к которому зачем-то прилепили передок от одноименной пятидверки, ну а R4 — это бывший Cobalt

И все-таки нынешнее шоу моторов заставило вспомнить девяностые — те ламповые времена, когда в сознании россиян слово «автосалон» ассоциировалось не с залитыми светом павильонами, чудесами мирового автопрома и фигуристыми девушками, а с условной площадкой в Мытищах, огороженной рабицей и заполненной автохламом из Литвы. Самые первые, довольно скудные автовыставки на ВДНХ и в Экспоцентре на Пресне генерировали для посетителей примерно столько же точек притяжения. Ярких премьер тогда было по пальцам перечесть, и народ задумчиво бродил вдоль развалов с чудо-химией, аксессуарами, всевозможными опорами, распорками и альтернативной оптикой для «лад». Вот и на этот раз осмотр ММАС займет от силы пару часов. Неудивительно, что в СМИ и соцсетях началась пляска на костях: «Нужно было отменить салон и не позориться!», «Что там смотреть, кроме китайцев?». Есть что. Настоятельно рекомендуем дойти до экспозиции LADA.

Московский международный автосалон - 2016
Московский международный автосалон - 2016
Дефицит новинок в какой-то мере компенсируется обилием развлечений и разного рода интерактива. Автосалон — мероприятие семейное, детям тут не скучно

В этом году тольяттинцы развернулись. Прекрасно оформили стенд — площадка получилась не хуже, чем у коллег из Renault и Nissan на главных мировых смотрах. Особенно радует, что многолетние перерывы между выходом новых моделей, судя по всему, позади. К торжественному разоблачению построили пять концептов, только один из которых — XCODE — представляет из себя скорее дизайнерские изыскания, чем реальный прототип. Впрочем, и его кузов может послужить «кожей» для перспективного кроссовера. Со временем. Куда ближе к реальности Vesta и XRAY повышенной проходимости, а равно и их «подогретые» модификации. Шестой концепт-кар — «внедорожное» исполнение универсала Vesta — уже был представлен ранее. Кстати, на презентации главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин подтвердил, что машина пойдет в серию во второй половине 2017 года. В последнее время автогигант отличался пунктуальностью.

Московский международный автосалон - 2016
Концептуальный ряд LADA не выглядит ни научной фантастикой, ни бутафорией. Автомобили, на первый взгляд, готовы встать на конвейер хоть завтра и не сделаны, как бывало, из грязи и палок пластика и оргстекла. Ладные внешне, приятные внутри — корейцам есть о чем беспокоиться...

Что дальше?

Вовсе не факт, что Москва надолго прощается с шумным, деловым и урожайным ММАС. В то же время строить планы на два года вперед (очередной салон с международным статусом должен пройти в 2018-м) автопроизводители не спешат, обещая посмотреть и подумать. Большинство из них уже приняло трудное решение, так что отказ от следующей выставки не обернется особыми имиджевыми потерями. Тревожно другое. Если рассматривать Московский автосалон как индикатор состояния автомобильного рынка, да и экономики в целом, инвестклимата, то мы в глубокой луже. В обозримый период компании не ждут перемен к лучшему: излишне просторные павильоны убедительно говорят об этом, даже если в официальных комментариях утверждается обратное. А ведь еще недавно отсутствие стенда на ММАС приравнивалось к расписке в собственной неблагополучности. Комплименты и ухаживания со стороны иностранного бизнеса закончились, настало время сводить концы с концами. За последние полтора года автоконцерны перевели свои российские подразделения в режим самосохранения: урезали необязательные расходы, избавляются от нерентабельных моделей. Несколько брендов вовсе ушли из России.

Московский международный автосалон - 2016
Представим, что стакан наполовину полон и попробуем отыскать позитив в массовой неявке на ММАС. Во-первых, в отсутствие иностранных ньюсмейкеров АВТОВАЗу досталось больше внимания посетителей, газетных полос, эфирного времени. И заслуженно. Во-вторых, в следующий раз эффект низкой базы заставит порадоваться уже не семи, а семнадцати премьерам. Представляете, на сколько в процентном отношении вырастут престиж и размах мероприятия?

Их можно понять: продажи новых машин стабильно идут вниз, хоть уже и не столь пугающими темпами. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по июль россияне купили на 14,4% легковушек меньше, чем за тот же период прошлого года, причем в июле падение составило 16,6%. В очередной раз нащупываем дно — и продолжаем дноуглубительные работы... Многие аналитики прогнозируют стабилизацию в следующем году и возможность небольшого роста в 2018-м — правда, с несколькими условиями: если не прекратится господдержка отрасли, не обвалится рубль, не разгонится инфляция. Многовато «но».

Как там было? «Российский рынок очень важен для нас». Но не сейчас.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!