Ушли в отказ Столь массового демарша история еще не знала. Проще назвать участников, чем перечислить «воздержавшихся». До пересечения Волоколамки и МКАД доехали 10 автомобильных марок — менее 20% от официально присутствующих в России. Показателен и качественный состав. Самая мощная делегация — китайская: почтение москвичам засвидетельствовали Changan, Dongfeng, FAW, Geely. Тут как тут — иранская компания Iran Khodro (помните неказистый седан Samand?) и «УзАвто»: узбеки везут к нам под экспортным брендом Ravon переименованные и перелицованные Chevrolet Spark, Aveo, Lacetti. На подходе новая интерпретация бывшего Chevrolet Cobalt. За всех корейцев отдувается Hyundai, европейский товар представлен лишь даймлеровскими брендами (Mercedes-Benz и smart обособились от остальных, арендовав отдельный зал). Из отечественной техники — LADA и только LADA. Ни ГАЗа, ни УАЗа...
Кое-кто объявил о своем неучастии в ММАС-2016 еще в прошлом году — например, Volvo. Головной офис компании задолго до этого предупреждал, что сокращает присутствие на автосалонах. Занятно, что как раз-таки «шведов» россияне увидели: новинки бренда, включая седан S90, представил один из дилеров. Массовый исход начался в конце зимы, когда в прессу просочилась информация, что отсеялся еще десяток из ранее заявившихся марок. Остальные посмотрели конкурентам в спину, поразмыслили и отправились той же дорогой: сбегать с урока всем вместе не так страшно. Свой «разворот над Атлантикой» они объясняли по-разному. Кто-то оправдывался отсутствием значимых премьер (в прошлые годы это никого не смущало!), другие загадочно рассуждали о новых приоритетах в маркетинговой политике — дескать, надо быть современнее, искать новый подход к клиенту. Остальные выразительно молчали, не решаясь произнести вслух известную фразу премьер-министра.
Автопредставительствам сейчас не до показухи: спрос на новые машины продолжает падать, хоть и меньшими темпами, оптимистов, пророчащих скорое восстановление рынка, поубавилось. Время экономить бюджет, а участие в ММАС недешевое и сомнительное в плане эффективности удовольствие — если и влияющее на продажи, то в небольшой степени. С этим согласны все опрошенные нами участники рынка. «Автосалоны — это в первую очередь имиджевая история, — говорит представитель японской компании, отказавшейся от участия в ММАС-2016. — Оценить их эффективность сложно. Можно лишь посчитать количество публикаций и упоминаний в СМИ». Да, на выставке работают менеджеры-«продажники»: собирают контакты потенциальных клиентов, записывают желающих на тест-драйв. Но доходят до дилерского центра, а тем более покупают машины, единицы. В особенности сейчас, когда платежеспособность населения оставляет желать лучшего, а взять кредит на приличных условиях все труднее. Понятно, почему многие компании, проголосовавшие за участие в автосалоне, решали на нем сугубо практические задачи. Hyundai, к примеру, сфокусировала внимание публики на одной-единственной модели, заставив всю внушительную экспозицию кроссовером Creta в разных вариациях.
Так ли все плохо? Завсегдатаи предыдущих салонов (а ММАС только под эгидой OICA проходит уже в пятый раз) помнят, как в свои лучшие годы «Крокус» собирал десятки мировых и европейских премьер. В этот раз с сюрпризами, мягко говоря, негусто. Въедливые и упорные, конечно, найдут под крышей выставочного центра экспонаты, доселе не бывавшие на гастролях такого уровня — вроде Geely Emgrand GT. Лощеный седан на базе Volvo S90 засветился на моторшоу в Шанхае еще в конце прошлого года, однако то был прототип. К нам приехал уже серийный вариант, ведь у себя на родине «китаец» продается с апреля. То есть формально это дебют европейского масштаба. Увы, за внешний глянец, добротный интерьер, достойное бизнес-класса оснащение и платить придется соответственно: на презентации прозвучало, что цена будет примерно соответствовать средней в сегменте. Готовим 2,5 миллиона? Из бюджетных новинок отметим Ravon R4, который также впервые появляется на выставках и пойдет в народ через считанные недели.
И все-таки нынешнее шоу моторов заставило вспомнить девяностые — те ламповые времена, когда в сознании россиян слово «автосалон» ассоциировалось не с залитыми светом павильонами, чудесами мирового автопрома и фигуристыми девушками, а с условной площадкой в Мытищах, огороженной рабицей и заполненной автохламом из Литвы. Самые первые, довольно скудные автовыставки на ВДНХ и в Экспоцентре на Пресне генерировали для посетителей примерно столько же точек притяжения. Ярких премьер тогда было по пальцам перечесть, и народ задумчиво бродил вдоль развалов с чудо-химией, аксессуарами, всевозможными опорами, распорками и альтернативной оптикой для «лад». Вот и на этот раз осмотр ММАС займет от силы пару часов. Неудивительно, что в СМИ и соцсетях началась пляска на костях: «Нужно было отменить салон и не позориться!», «Что там смотреть, кроме китайцев?». Есть что. Настоятельно рекомендуем дойти до экспозиции LADA.
В этом году тольяттинцы развернулись. Прекрасно оформили стенд — площадка получилась не хуже, чем у коллег из Renault и Nissan на главных мировых смотрах. Особенно радует, что многолетние перерывы между выходом новых моделей, судя по всему, позади. К торжественному разоблачению построили пять концептов, только один из которых — XCODE — представляет из себя скорее дизайнерские изыскания, чем реальный прототип. Впрочем, и его кузов может послужить «кожей» для перспективного кроссовера. Со временем. Куда ближе к реальности Vesta и XRAY повышенной проходимости, а равно и их «подогретые» модификации. Шестой концепт-кар — «внедорожное» исполнение универсала Vesta — уже был представлен ранее. Кстати, на презентации главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин подтвердил, что машина пойдет в серию во второй половине 2017 года. В последнее время автогигант отличался пунктуальностью.
Что дальше? Вовсе не факт, что Москва надолго прощается с шумным, деловым и урожайным ММАС. В то же время строить планы на два года вперед (очередной салон с международным статусом должен пройти в 2018-м) автопроизводители не спешат, обещая посмотреть и подумать. Большинство из них уже приняло трудное решение, так что отказ от следующей выставки не обернется особыми имиджевыми потерями. Тревожно другое. Если рассматривать Московский автосалон как индикатор состояния автомобильного рынка, да и экономики в целом, инвестклимата, то мы в глубокой луже. В обозримый период компании не ждут перемен к лучшему: излишне просторные павильоны убедительно говорят об этом, даже если в официальных комментариях утверждается обратное. А ведь еще недавно отсутствие стенда на ММАС приравнивалось к расписке в собственной неблагополучности. Комплименты и ухаживания со стороны иностранного бизнеса закончились, настало время сводить концы с концами. За последние полтора года автоконцерны перевели свои российские подразделения в режим самосохранения: урезали необязательные расходы, избавляются от нерентабельных моделей. Несколько брендов вовсе ушли из России.
Их можно понять: продажи новых машин стабильно идут вниз, хоть уже и не столь пугающими темпами. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по июль россияне купили на 14,4% легковушек меньше, чем за тот же период прошлого года, причем в июле падение составило 16,6%. В очередной раз нащупываем дно — и продолжаем дноуглубительные работы... Многие аналитики прогнозируют стабилизацию в следующем году и возможность небольшого роста в 2018-м — правда, с несколькими условиями: если не прекратится господдержка отрасли, не обвалится рубль, не разгонится инфляция. Многовато «но». Как там было? «Российский рынок очень важен для нас». Но не сейчас.
|