Богатыри и мыTRIPscope: отправляемся в гости к Илье Муромцу на обновленном Hyundai SolarisБогатыри и мыTRIPscope: отправляемся в гости к Илье Муромцу на обновленном Hyundai Solaris Павел Седельников, опубликовано 22 января 2015
Фото: CARscope.ru У столичных жителей и «подмосквичей» Муром не самый излюбленный маршрут выходного дня. Еще бы: кому охота в глухомань с непроходимыми лесами и гиблыми болотами, кишащими нечистью и разбойниками? Страшно, аж жуть — спасибо творчеству Владимира Семеновича. Если серьезно, то все прозаичнее: во-первых, ехать триста километров туда и триста обратно одним днем, особенно с детьми, тяжело, а во-вторых, родина богатыря святорусского не входит в элиту городов Золотого кольца, оставаясь (на наш взгляд, несправедливо) в расширенном списке. Отсюда недораскрученность. Будем в меру сил исправлять, только разобьем поездку на два дня с ночевкой во Владимире: слишком уж короток январский световой день, а посмотреть в Муроме есть на что. Мы полюбуемся заснеженной Окой с городской набережной, отведаем фирменных муромских калачей и попробуем отыскать ту самую избу, в которой, по преданию, рос настоящий русский мужчина. А поможет нам в этом обновленный Hyundai Solaris.
| Недавний рестайлинг — не для галочки, он внес самые масштабные коррективы за всю четырехлетнюю историю Solaris. Поменялись бамперы, передняя облицовка, капот, фары, форма противотуманок, тыловая оптика. Правда, кое-что из обновок в минимальную «продуктовую корзину» не входит: так, светодиодные задние фонари идут за доплату и актуальны лишь для четырехдверки. «Проекционный» головной свет, как на фото, тоже опция, и недешевая. Линзованные светоблоки не включены даже в топовую комплектацию, а идут в дополнительных пакетах «Свет» (для седана) и «Стиль» (для хэтчбека), за которые просят 30 и 45 тысяч рублей соответственно |
До вотчины Владимира Мономаха примерно 170 километров относительно ровного и широкого шоссе. Отстояв эпическую балашихинскую пробку (скоро только сказка сказывается, готовьтесь потратить на первые десять километров от МКАД часа полтора), не спешите разгоняться: М7 в московской области увешана камерами. Попадается и новомодная «Автодория», которая сечет среднюю скорость на участке дороги. Штрафы уже рассылают. В тех местах, где снег успели почистить, а знаки разрешают немного притопить, «Солярис» показал себя приятным попутчиком. 123-сильный 1.6 и новая 6-ступенчатая АКП живут душа в душу: ускорение живенькое и плавное.
|
6-ступенчатую АКП взамен прежней 4-диапазонной и 6-ступенчатую «механику» вместо «пятиступки» получили исключительно 1,6-литровые модификации. Автоматическая трансмиссия не докучает рывками даже при разгоне с педалью в пол, задумывается не сильно. Ступенчатая прорезь селектора сменилась прямой; потянув манипулятор влево из положения D, получаем ручной режим. Полностью переключение передач машина человеку, однако, не доверяет: сама перещелкивает вверх, не доводя до красной зоны, и понижает ступени при замедлении |
С обгонами никаких проблем: тяги хватает на любых разумных (до 110-120 км/ч) скоростях, так что нет никакого смысла плясать с бубном и мучить селектор, нащупывая «моментные» обороты. Рычаг в D — и катись. Да, беспокойный в нулевой зоне руль на трассе заставляет бдить (как бы не раскачать машину: скользко!) Зато в городе радует легкостью. Да, подвеска чувствительна к выбоинам. С другой стороны, плотное шасси позволяет ловко объезжать уже проклюнувшиеся дыры в асфальте: управляется Solaris хорошо. И шумоизоляция в целом не подкачала: внешние шумы малозаметны, гул мотора низкий и приглушенный и совсем не тяготит. Еще бы арки получше «проклеить».
|
Когда на спидометре высветилось 86 км, промелькнул указатель «Покров». Пассажиры запросились на выход... |
Если у вас в машине присутствуют женщины в возрасте от 3 до 103 лет, остановки в «сладком» городе Покрове не миновать. Побывать здесь и не затариться пряниками — преступление. Размеров, форм и начинок множество: сгущенка с черносливом, курагой, изюмом, орехами, яблочный джем — всего не перечислишь. Печатные, шоколадные, имбирные, глазированные... Знаменитой на всю губернию выпечкой торгуют буквально везде, на въезде в город будет магазин с крупной вывеской — его пропустить сложно. Четыре пряника ручной работы обошлись нам в 400 рублей.
|
- Музей шоколада делит здание с краеведческим и не отнимет много времени: все «сладости» поместились в двух залах
- Памятник шоколаду — как утверждают местные шоколатье, первый в мире, находится через дорогу от музея, в скверике
|
Сладкоежкам советуют зайти в музей шоколада, который будет чуть дальше по правой стороне дороги. Вообще-то в Покрове имеется целая шоколадная фабрика — градообразующее предприятие, но на производство так просто, с улицы, не попасть. Ориентир — краеведческий музей, в нем и квартируется выставка. Открыто с 10:00 до 17:00, нерабочие дни — вторник и среда, экскурсии проводят в начале каждого часа. Если едете в праздники, заранее позвоните, уточните график: мы умудрились выбрать один из немногих дней новогодних каникул, когда заведение не работало. Так и не услышали, как производят это лакомство, не увидели хваленый шоколадный фонтан. С горя приобняли трехметровую Шоколадную фею, что стоит неподалеку, и потерли ей плитку. На удачу.
| Любителям более серьезной программы советуем потратить час-полтора и посмотреть место, где погиб первый космонавт. На следующем после музея светофоре (если ехать по Горьковке в направлении Владимира) поворачиваем с шоссе налево, на улицу Карла Либкнехта. На развилке в Перново берем левее и, миновав Желудево, перед населенным пунктом Новоселово сворачиваем под указатель к мемориалу |
Поскольку программа первого дня обещала быть расслабленной, мы решили сделать 40-километровый крюк и посмотреть место, где во время полета на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15 разбились Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин. Что именно произошло 27 марта 1968 года в трех километрах от деревни Новоселово, по какой причине спарка вошла в штопор и столкнулась с землей, до сих пор официально не объявлено. Связь с самолетом диспетчер аэродрома «Чкаловский» потерял в 10:31 утра, а через несколько часов поисковики обнаружили место крушения. В СССР объявили общенациональный траур.
| В 1975 году вблизи Новоселово установили 16-метровую гранитную стелу в форме крыла самолета. В прошлом году обелиск отреставрировали. Торжественное и печальное место... |
Владимир стряхнул грусть новогодней иллюминацией и народными гуляньями. Бывшая столица Северо-Восточной Руси заслуживает отдельного визита, но желательно в теплое время года: раскинувшийся на высоких холмах старый город с садами и парками и шикарной панорамой Клязьмы куда презентабельнее, когда все цветет и зеленеет.
| Успенский собор потрясает в любое время года. Один из символов города (наравне с Золотыми воротами), кафедральный православный храм и по совместительству государственный музей. Датируется XII веком. Желтое здание — корпус Присутственных мест, построенный в XVIII столетии для губернской администрации — судов, казначейства, полиции и тому подобного |
Замерзли? Пройдитесь по Большой Московской, здесь множество кафешек и заведений для сугрева. Попадаются и оригинальные: вывеска возле бара «Свобода», например, приглашает в музей «Централ». Небольшую экспозицию с предметами тюремного быта собрали хозяева бара, чтобы завлекать поклонников Михаила Круга. Настоящий Владимирский централ, а точнее учреждение ОД-1/Т-2, которое находится всего в двух километрах, тоже открыто для посетителей, в том числе законопослушных. На режимной территории организован полноценный музей. Увы, пускают туда только организованные группы и не всегда.
|
- Торговые ряды на Большой Московской улице
- «Золотые ворота Владимира» — часть древних укреплений, единственные сохранившиеся ворота из семи. Здесь проходила граница города
|
Среди городов Золотого кольца Владимир не рекордсмен по количеству достопримечательностей, он берет качеством. Кроме Успенского, Дмитриевского и Рождественского соборов, Троицкой церкви, Золотых ворот, здания бывшей городской думы и колоритной водонапорной башни обязательно посмотрите село Боголюбово с его церковью Покрова на Нерли и красивейшим монастырем — тут в XII веке был убит князь Андрей Боголюбский. Ехать недалеко, чуть больше десяти километров в сторону Нижнего Новгорода.
| Смотровая площадка в парке имени Пушкина и памятник основателю древней столицы — князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору. Здесь всегда людно. С площадки открывается вид на Клязьму и, частично, на историческую часть города |
Вдоволь нагулявшись и зарядившись древней энергетикой, держим путь в пригород Владимира. Можно было заночевать и в Муроме, однако немногочисленные (и недешевые) гостиницы на родине богатыря оказались забронированы задолго до Нового Года. Да и ехать сто с гаком верст «наощупь», по неосвещенному заснеженному двухполоснику, лишний риск. При этом во Владимире жилье на любой вкус и кошелек. Мы кинули якорь в частной гостинице на берегу Клязьмы, заплатив 1 500 рублей за половину небольшого уютного коттеджа, а с рассветом выдвинулись в конечную цель нашего путешествия — Муром.
| Если над экстерьером дизайнеры покорпели как следует, то внутри изменений минимум |
Десятиградусный морозец хорошего настроения не испортил: 1,6-литровый мотор прогрелся быстро, корка льда на ветровом стекле вообще подтаяла за пару минут (спасибо электрообогреву), перчатки не понадобились: стоит нажать кнопку — и баранка теплая. Как потом без этого жить? Впрочем, удовольствие не из дешевых: если за базовый Solaris-хэтчбек с 1.4 (107 л. с.) под капотом и 5-ступенчатой «механикой» просят 504 900 рублей (седан на 10 тысяч дороже), то наша четырехдверка со всеми возможными «улучшениями» стоит 788 900.
| Найди пять отличий. Подсказка: рестайлинговые экраны мультимедиацентра и климат-контроля куда читабельнее (голубой шрифт на черном фоне, а не наоборот), появился опциональный обогрев лобового стекла — всего, а не только зоны дворников (кнопку включения ищите справа от аварийки), дисплей на приборном щитке стал нагляднее, рулевая колонка в версии Elagance — телескопическая, то есть штурвал настраивается во всех направлениях. Ну, и совсем по мелочи: мягкие дверные подлокотники, другая обивка сидений, карманы в задних дверях |
Воспетая в народной песне муромская дорожка через 120 километров привела нас к каменному валуну под сенью сосен — не фольклор, а готовая инструкция для иностранных шпионов! Уж не указатель ли это? «Прямо пойдешь — в Муром попадешь...» В каком-то смысле так и есть: на былинном камне высечена голова богатыря и цитата из «Повести временных лет». Из нее следует, что первые поселенцы появились здесь аж в 862 году. Муром — один из древнейших русских городов. Есть свидетельства, что люди жили на этом месте намного раньше.
| Фотографируйтесь осторожно: цивилизованной парковки нет, через дорогу — пост ДПС |
Первое место, куда устремляются путешественники, — памятник Илье Муромцу в городском парке. 21-метровый великан работы В.М. Клыкова (москвичам его творчество знакомо по памятнику Жукову на Манежке) смотрит на Оку с высокого холма и салютует мечом Нижегородской области, которая начинается прямо за рекой. Машину правильнее будет оставить на набережной, где устроена стоянка, и подняться по лестнице. Для ленивых и беспардонных, а также для журналистов предусмотрен подъезд прямо к скульптуре: двигаясь по четной стороне Первомайской улицы, ищите неприметный поворот на Окский съезд.
| Двое со сверхспособностями. Один выворачивал с корнем дубы и бросал их в Оку, изменяя русло, другой четыре года подряд бьет рекорды продаж среди иномарок. Настоящий богатырский конь! |
Муром достоин приза туристских симпатий не только за обилие интересностей (вдумчивый осмотр займет как минимум полный день), но и за их компактную компоновку. Почти все, что стоит увидеть, сосредоточено на двух улицах длиной менее двух километров каждая, расположенных ближе всего к Оке — Первомайской и Ленина. Добавим сюда ул. Московская, образующую перекресток с Ленина возле здания городской администрации — и все равно в передвижении по городу автомобиль помеха. Оставив его у одного из четырех монастырей (рекомендуем просторный паркинг возле Свято-Троицкой обители), вооружайтесь фотоаппаратом и вперед.
| Памятник благоверным Петру и Февронии Муромским возле Свято-троицкого женского монастыря поставлен в 2012 году. Эта пара считается покровительницей молодоженов и сразу стала обязательной фототочкой для свадебных кортежей. Если потереть нос кролику, который сидит с обратной стороны в ногах у святых, брак будет долгим и счастливым |
Муром изобилует действующими храмами, от часовенок до величественных соборов, но и человеку невоцерковленному не даст скучать. По его тихим улочкам интересно просто побродить. Уютная, «ламповая» старина тут удивительным образом переплетается с современностью. Почерневшие и полуразвалившиеся избы чередуются с многоэтажками, окрашенными «в типовой приятный цвет», белокаменные церкви соседствуют с казенными заведениями советского периода, необъятные не тронутые человеком просторы, которые вдохновили бы видавшего виды Есенина, — с циклопическим рукотворным мостом из металла и бетона. Эклектика.
| Век нынешний и век минувший. Такие зарисовки можно увидеть в любом городе страны, с той разницей, что здешние развалюхи и пепелища воспринимаются как исторические декорации, а не как грязное белье. Муром не вызывает чувства обреченности, он живет |
Кстати, муромцы очень гордятся новым автомобильным мостом через Оку. Его построили в 2009 году, до тех пор на правый берег перебирались, как описано у Твардовского: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый...» То есть с помощью понтонов либо на пароме. В 2013 году по итогам интернет-голосования муромский мост признан самым красивым вантовым сооружением России, хотя жители Владивостока с их Золотым мостом наверняка поспорили бы. Местный житель посоветовал нам сделать кадр-другой под пролетом: говорит, у здешних автовладельцев это излюбленный фон для съемки машин на продажу. Мы примерили Solaris — и впрямь ничего.
| Чем не «Золотые ворота Сан-Франциско»? |
Если не зацикливаться на контрастах, Муром очарователен в своей патриархальности. Причем в любое время года. Лучше все-таки ехать летом или в начале осени, когда день длинный и можно часами слоняться по улицам, заглядывая во дворики и наблюдая за горожанами, искупаться в Оке, поохотиться за рыбой (судя по количеству рыбаков, даже зимой с подводной живностью проблем нет), устроить променад по набережной. Здешнюю атмосферу особенно оценят резиденты столиц. Жизнь течет неспешно, по капельке, дает подумать, заглянуть в себя. К вечеру не выматываешься — насыщаешься.
| Улица Московская пропитана энергетикой Старого Арбата. Старинные здания в пастельных тонах, точеные фонари, снующие туда-сюда люди... |
Не забудьте продегустировать кулинарный символ города (он даже есть на гербе Мурома) — фирменный калач. Легкую пористую сдобу продают в сквере у водонапорной башни, мы же выбрали место поаутентичнее — монастырскую лавку на площади Крестьянина.
| Вкусно! Только есть нужно сразу, на следующий день уже не то |
Подкрепившись, отправляемся на поиски богатырской избы. По легенде Илья родом не из самого Мурома, а из расположенного неподалеку села Карачарово. С недавних пор оно входит в административные границы города, по факту же представляет из себя деревню домов эдак на триста. Искать в ней следы пребывания Муромца — что иголку из стога сена выуживать. Выручили интуиция и местные жители: язык до Киева доведет, как когда-то добрался туда наш чудо-богатырь. На всякий случай вот алгоритм. Выехав на Карачаровскую улицу со стороны центра, через километр упираемся в развилку возле Карачаровского кладбища. Нам налево, на улицу Красина. Через 400 метров справа будет Троицкая церковь, в которой хранится частичка мощей святого Ильи (в XVII веке витязя и монаха причислили к лику святых), а еще через 200 метров советуем свернуть к роднику с живой водой — считается, что в этом месте конь Ильи Муромца Бурушка ударил копытом о землю, и забил фонтан. Таких чудодейственных источников в Муроме насчитывается несколько десятков. Этот — самый известный.
| Источник в Карачарово хорошо обустроен. Можно просто набрать освященной воды, а можно и окунуться в купель. Перед этим надлежит испросить благословения в часовне преподобного Ильи Муромца (на верхнем фото), перед иконой с частичкой его мощей, и поставить свечку |
Ну а жилище богатыря стоит на первой линии от реки, на улице Приокская, которая продолжает улицу Красина. Почти в самом ее конце нас ждал сюрприз. Мы-то воображали себе здоровенный бревенчатый сруб или что-нибудь еще в древнерусском духе, а увидели... заурядный дачный домик, обшитый сайдингом. Небогатый и какой-то небогатырский. Из былинных атрибутов — лишь резная табличка, сообщающая о том, что перед нами дом Гущиных, потомков того самого Ильи, который после тридцати лет «сиднем сидения» обрел неимоверную силу и принялся вершить чудеса. Между прочим, мало кто из историков и литературоведов сомневается, что у героя эпоса был реальный прототип, тогда как по поводу его личности и изначальной «прописки» есть разночтения. Одна из версий, которой по понятным причинам придерживаются украинские специалисты, гласит, что богатырь родился не под Муромом, а на Черниговщине, другая — что он из местечка Карачев Брянской области, название которого созвучно с «Карачарово». Каждый верит в свою сказку.
| Вот эта улица, вот этот дом. Номер 279 — по правую руку, если ехать вдоль реки на юг |
Когда будете выдвигаться в сторону Москвы по Владимирскому шоссе, поглядывайте налево. У бронепоезда «Илья Муромец» интересная и славная история. Этот подарок фронту от муромских железнодорожников прошел почти до Берлина, в числе прочего уничтожив фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», и не получил ни единой пробоины. На обозрение выставлен один бронепаровоз, без вагонов, но и это здорово: таких «динозавров» сохранилось мало.
| «Илья Муромец» стоит на запасном пути. Вернее, на постаменте в парке 50-летия Советской власти, и прекрасно виден с дороги |
До свидания, Муром. Ты со своей задачей справился: порадовал глаз, насытил кислородом, зарядил энергией. Не подвел и Hyundai Solaris — показал себя настоящим «туристом», не боящимся дальнего боя. Достаточно сказать, что за все 750 пройденных километров нам ни разу не пришлось останавливаться и протирать стекла — такая вот у него аэродинамика. А ведь мы не только рассекали по заснеженным дорогам, но и погружались в облака из жидких реагентов, и даже угодили под январский ливень — чудо природы. Кстати, и камера заднего вида «слепнет» не так быстро, как на других опробованных нами машинах без специального омывателя.
| Спереди сидеть приятнее, чем на заднем диване. Если в ногах на галерке не жмет, то до крыши рукой подать, да и третьего компаньона впихнуть проблематично |
Окончательно добил аппетит. По итогам 17 часов в пути, из которых большую часть «кореец» промолотил на холостых и перемещаясь в темпе «пешком быстрее», борткомпьютер высветил 6,1 л/100 км (средняя скорость — 43 км/ч). Даже если расходомер привирает, Hyundai любит экономить. Хорошая привычка.
|