Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Богатыри и мы

TRIPscope: отправляемся в гости к Илье Муромцу
на обновленном Hyundai Solaris

Богатыри и мы

TRIPscope: отправляемся в гости к Илье Муромцу
на обновленном Hyundai Solaris


Павел Седельников, опубликовано 22 января 2015

Фото: CARscope.ru

У столичных жителей и «подмосквичей» Муром не самый излюбленный маршрут выходного дня. Еще бы: кому охота в глухомань с непроходимыми лесами и гиблыми болотами, кишащими нечистью и разбойниками? Страшно, аж жуть — спасибо творчеству Владимира Семеновича. Если серьезно, то все прозаичнее: во-первых, ехать триста километров туда и триста обратно одним днем, особенно с детьми, тяжело, а во-вторых, родина богатыря святорусского не входит в элиту городов Золотого кольца, оставаясь (на наш взгляд, несправедливо) в расширенном списке. Отсюда недораскрученность. Будем в меру сил исправлять, только разобьем поездку на два дня с ночевкой во Владимире: слишком уж короток январский световой день, а посмотреть в Муроме есть на что. Мы полюбуемся заснеженной Окой с городской набережной, отведаем фирменных муромских калачей и попробуем отыскать ту самую избу, в которой, по преданию, рос настоящий русский мужчина. А поможет нам в этом обновленный Hyundai Solaris.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Недавний рестайлинг — не для галочки, он внес самые масштабные коррективы за всю четырехлетнюю историю Solaris. Поменялись бамперы, передняя облицовка, капот, фары, форма противотуманок, тыловая оптика. Правда, кое-что из обновок в минимальную «продуктовую корзину» не входит: так, светодиодные задние фонари идут за доплату и актуальны лишь для четырехдверки. «Проекционный» головной свет, как на фото, тоже опция, и недешевая. Линзованные светоблоки не включены даже в топовую комплектацию, а идут в дополнительных пакетах «Свет» (для седана) и «Стиль» (для хэтчбека), за которые просят 30 и 45 тысяч рублей соответственно

До вотчины Владимира Мономаха примерно 170 километров относительно ровного и широкого шоссе. Отстояв эпическую балашихинскую пробку (скоро только сказка сказывается, готовьтесь потратить на первые десять километров от МКАД часа полтора), не спешите разгоняться: М7 в московской области увешана камерами. Попадается и новомодная «Автодория», которая сечет среднюю скорость на участке дороги. Штрафы уже рассылают. В тех местах, где снег успели почистить, а знаки разрешают немного притопить, «Солярис» показал себя приятным попутчиком. 123-сильный 1.6 и новая 6-ступенчатая АКП живут душа в душу: ускорение живенькое и плавное.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
6-ступенчатую АКП взамен прежней 4-диапазонной и 6-ступенчатую «механику» вместо «пятиступки» получили исключительно 1,6-литровые модификации. Автоматическая трансмиссия не докучает рывками даже при разгоне с педалью в пол, задумывается не сильно. Ступенчатая прорезь селектора сменилась прямой; потянув манипулятор влево из положения D, получаем ручной режим. Полностью переключение передач машина человеку, однако, не доверяет: сама перещелкивает вверх, не доводя до красной зоны, и понижает ступени при замедлении

С обгонами никаких проблем: тяги хватает на любых разумных (до 110-120 км/ч) скоростях, так что нет никакого смысла плясать с бубном и мучить селектор, нащупывая «моментные» обороты. Рычаг в D — и катись. Да, беспокойный в нулевой зоне руль на трассе заставляет бдить (как бы не раскачать машину: скользко!) Зато в городе радует легкостью. Да, подвеска чувствительна к выбоинам. С другой стороны, плотное шасси позволяет ловко объезжать уже проклюнувшиеся дыры в асфальте: управляется Solaris хорошо. И шумоизоляция в целом не подкачала: внешние шумы малозаметны, гул мотора низкий и приглушенный и совсем не тяготит. Еще бы арки получше «проклеить».

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Когда на спидометре высветилось 86 км, промелькнул указатель «Покров». Пассажиры запросились на выход...

Если у вас в машине присутствуют женщины в возрасте от 3 до 103 лет, остановки в «сладком» городе Покрове не миновать. Побывать здесь и не затариться пряниками — преступление. Размеров, форм и начинок множество: сгущенка с черносливом, курагой, изюмом, орехами, яблочный джем — всего не перечислишь. Печатные, шоколадные, имбирные, глазированные... Знаменитой на всю губернию выпечкой торгуют буквально везде, на въезде в город будет магазин с крупной вывеской — его пропустить сложно. Четыре пряника ручной работы обошлись нам в 400 рублей.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
  • Музей шоколада делит здание с краеведческим и не отнимет много времени: все «сладости» поместились в двух залах
  • Памятник шоколаду — как утверждают местные шоколатье, первый в мире, находится через дорогу от музея, в скверике

Сладкоежкам советуют зайти в музей шоколада, который будет чуть дальше по правой стороне дороги. Вообще-то в Покрове имеется целая шоколадная фабрика — градообразующее предприятие, но на производство так просто, с улицы, не попасть. Ориентир — краеведческий музей, в нем и квартируется выставка. Открыто с 10:00 до 17:00, нерабочие дни — вторник и среда, экскурсии проводят в начале каждого часа. Если едете в праздники, заранее позвоните, уточните график: мы умудрились выбрать один из немногих дней новогодних каникул, когда заведение не работало. Так и не услышали, как производят это лакомство, не увидели хваленый шоколадный фонтан. С горя приобняли трехметровую Шоколадную фею, что стоит неподалеку, и потерли ей плитку. На удачу.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Любителям более серьезной программы советуем потратить час-полтора и посмотреть место, где погиб первый космонавт. На следующем после музея светофоре (если ехать по Горьковке в направлении Владимира) поворачиваем с шоссе налево, на улицу Карла Либкнехта. На развилке в Перново берем левее и, миновав Желудево, перед населенным пунктом Новоселово сворачиваем под указатель к мемориалу

Поскольку программа первого дня обещала быть расслабленной, мы решили сделать 40-километровый крюк и посмотреть место, где во время полета на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15 разбились Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин. Что именно произошло 27 марта 1968 года в трех километрах от деревни Новоселово, по какой причине спарка вошла в штопор и столкнулась с землей, до сих пор официально не объявлено. Связь с самолетом диспетчер аэродрома «Чкаловский» потерял в 10:31 утра, а через несколько часов поисковики обнаружили место крушения. В СССР объявили общенациональный траур.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
В 1975 году вблизи Новоселово установили 16-метровую гранитную стелу в форме крыла самолета. В прошлом году обелиск отреставрировали. Торжественное и печальное место...

Владимир стряхнул грусть новогодней иллюминацией и народными гуляньями. Бывшая столица Северо-Восточной Руси заслуживает отдельного визита, но желательно в теплое время года: раскинувшийся на высоких холмах старый город с садами и парками и шикарной панорамой Клязьмы куда презентабельнее, когда все цветет и зеленеет.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Успенский собор потрясает в любое время года. Один из символов города (наравне с Золотыми воротами), кафедральный православный храм и по совместительству государственный музей. Датируется XII веком. Желтое здание — корпус Присутственных мест, построенный в XVIII столетии для губернской администрации — судов, казначейства, полиции и тому подобного

Замерзли? Пройдитесь по Большой Московской, здесь множество кафешек и заведений для сугрева. Попадаются и оригинальные: вывеска возле бара «Свобода», например, приглашает в музей «Централ». Небольшую экспозицию с предметами тюремного быта собрали хозяева бара, чтобы завлекать поклонников Михаила Круга. Настоящий Владимирский централ, а точнее учреждение ОД-1/Т-2, которое находится всего в двух километрах, тоже открыто для посетителей, в том числе законопослушных. На режимной территории организован полноценный музей. Увы, пускают туда только организованные группы и не всегда.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
  • Торговые ряды на Большой Московской улице
  • «Золотые ворота Владимира» — часть древних укреплений, единственные сохранившиеся ворота из семи. Здесь проходила граница города

Среди городов Золотого кольца Владимир не рекордсмен по количеству достопримечательностей, он берет качеством. Кроме Успенского, Дмитриевского и Рождественского соборов, Троицкой церкви, Золотых ворот, здания бывшей городской думы и колоритной водонапорной башни обязательно посмотрите село Боголюбово с его церковью Покрова на Нерли и красивейшим монастырем — тут в XII веке был убит князь Андрей Боголюбский. Ехать недалеко, чуть больше десяти километров в сторону Нижнего Новгорода.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Смотровая площадка в парке имени Пушкина и памятник основателю древней столицы — князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору. Здесь всегда людно. С площадки открывается вид на Клязьму и, частично, на историческую часть города

Вдоволь нагулявшись и зарядившись древней энергетикой, держим путь в пригород Владимира. Можно было заночевать и в Муроме, однако немногочисленные (и недешевые) гостиницы на родине богатыря оказались забронированы задолго до Нового Года. Да и ехать сто с гаком верст «наощупь», по неосвещенному заснеженному двухполоснику, лишний риск. При этом во Владимире жилье на любой вкус и кошелек. Мы кинули якорь в частной гостинице на берегу Клязьмы, заплатив 1 500 рублей за половину небольшого уютного коттеджа, а с рассветом выдвинулись в конечную цель нашего путешествия — Муром.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Если над экстерьером дизайнеры покорпели как следует, то внутри изменений минимум

Десятиградусный морозец хорошего настроения не испортил: 1,6-литровый мотор прогрелся быстро, корка льда на ветровом стекле вообще подтаяла за пару минут (спасибо электрообогреву), перчатки не понадобились: стоит нажать кнопку — и баранка теплая. Как потом без этого жить? Впрочем, удовольствие не из дешевых: если за базовый Solaris-хэтчбек с 1.4 (107 л. с.) под капотом и 5-ступенчатой «механикой» просят 504 900 рублей (седан на 10 тысяч дороже), то наша четырехдверка со всеми возможными «улучшениями» стоит 788 900.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Найди пять отличий. Подсказка: рестайлинговые экраны мультимедиацентра и климат-контроля куда читабельнее (голубой шрифт на черном фоне, а не наоборот), появился опциональный обогрев лобового стекла — всего, а не только зоны дворников (кнопку включения ищите справа от аварийки), дисплей на приборном щитке стал нагляднее, рулевая колонка в версии Elagance — телескопическая, то есть штурвал настраивается во всех направлениях. Ну, и совсем по мелочи: мягкие дверные подлокотники, другая обивка сидений, карманы в задних дверях

Воспетая в народной песне муромская дорожка через 120 километров привела нас к каменному валуну под сенью сосен — не фольклор, а готовая инструкция для иностранных шпионов! Уж не указатель ли это? «Прямо пойдешь — в Муром попадешь...» В каком-то смысле так и есть: на былинном камне высечена голова богатыря и цитата из «Повести временных лет». Из нее следует, что первые поселенцы появились здесь аж в 862 году. Муром — один из древнейших русских городов. Есть свидетельства, что люди жили на этом месте намного раньше.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Фотографируйтесь осторожно: цивилизованной парковки нет, через дорогу — пост ДПС

Первое место, куда устремляются путешественники, — памятник Илье Муромцу в городском парке. 21-метровый великан работы В.М. Клыкова (москвичам его творчество знакомо по памятнику Жукову на Манежке) смотрит на Оку с высокого холма и салютует мечом Нижегородской области, которая начинается прямо за рекой. Машину правильнее будет оставить на набережной, где устроена стоянка, и подняться по лестнице. Для ленивых и беспардонных, а также для журналистов предусмотрен подъезд прямо к скульптуре: двигаясь по четной стороне Первомайской улицы, ищите неприметный поворот на Окский съезд.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Двое со сверхспособностями. Один выворачивал с корнем дубы и бросал их в Оку, изменяя русло, другой четыре года подряд бьет рекорды продаж среди иномарок. Настоящий богатырский конь!

Муром достоин приза туристских симпатий не только за обилие интересностей (вдумчивый осмотр займет как минимум полный день), но и за их компактную компоновку. Почти все, что стоит увидеть, сосредоточено на двух улицах длиной менее двух километров каждая, расположенных ближе всего к Оке — Первомайской и Ленина. Добавим сюда ул. Московская, образующую перекресток с Ленина возле здания городской администрации — и все равно в передвижении по городу автомобиль помеха. Оставив его у одного из четырех монастырей (рекомендуем просторный паркинг возле Свято-Троицкой обители), вооружайтесь фотоаппаратом и вперед.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Памятник благоверным Петру и Февронии Муромским возле Свято-троицкого женского монастыря поставлен в 2012 году. Эта пара считается покровительницей молодоженов и сразу стала обязательной фототочкой для свадебных кортежей. Если потереть нос кролику, который сидит с обратной стороны в ногах у святых, брак будет долгим и счастливым

Муром изобилует действующими храмами, от часовенок до величественных соборов, но и человеку невоцерковленному не даст скучать. По его тихим улочкам интересно просто побродить. Уютная, «ламповая» старина тут удивительным образом переплетается с современностью. Почерневшие и полуразвалившиеся избы чередуются с многоэтажками, окрашенными «в типовой приятный цвет», белокаменные церкви соседствуют с казенными заведениями советского периода, необъятные не тронутые человеком просторы, которые вдохновили бы видавшего виды Есенина, — с циклопическим рукотворным мостом из металла и бетона. Эклектика.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Век нынешний и век минувший. Такие зарисовки можно увидеть в любом городе страны, с той разницей, что здешние развалюхи и пепелища воспринимаются как исторические декорации, а не как грязное белье. Муром не вызывает чувства обреченности, он живет

Кстати, муромцы очень гордятся новым автомобильным мостом через Оку. Его построили в 2009 году, до тех пор на правый берег перебирались, как описано у Твардовского: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый...» То есть с помощью понтонов либо на пароме. В 2013 году по итогам интернет-голосования муромский мост признан самым красивым вантовым сооружением России, хотя жители Владивостока с их Золотым мостом наверняка поспорили бы. Местный житель посоветовал нам сделать кадр-другой под пролетом: говорит, у здешних автовладельцев это излюбленный фон для съемки машин на продажу. Мы примерили Solaris — и впрямь ничего.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Чем не «Золотые ворота Сан-Франциско»?

Если не зацикливаться на контрастах, Муром очарователен в своей патриархальности. Причем в любое время года. Лучше все-таки ехать летом или в начале осени, когда день длинный и можно часами слоняться по улицам, заглядывая во дворики и наблюдая за горожанами, искупаться в Оке, поохотиться за рыбой (судя по количеству рыбаков, даже зимой с подводной живностью проблем нет), устроить променад по набережной. Здешнюю атмосферу особенно оценят резиденты столиц. Жизнь течет неспешно, по капельке, дает подумать, заглянуть в себя. К вечеру не выматываешься — насыщаешься.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Улица Московская пропитана энергетикой Старого Арбата. Старинные здания в пастельных тонах, точеные фонари, снующие туда-сюда люди...

Не забудьте продегустировать кулинарный символ города (он даже есть на гербе Мурома) — фирменный калач. Легкую пористую сдобу продают в сквере у водонапорной башни, мы же выбрали место поаутентичнее — монастырскую лавку на площади Крестьянина.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Вкусно! Только есть нужно сразу, на следующий день уже не то

Подкрепившись, отправляемся на поиски богатырской избы. По легенде Илья родом не из самого Мурома, а из расположенного неподалеку села Карачарово. С недавних пор оно входит в административные границы города, по факту же представляет из себя деревню домов эдак на триста. Искать в ней следы пребывания Муромца — что иголку из стога сена выуживать. Выручили интуиция и местные жители: язык до Киева доведет, как когда-то добрался туда наш чудо-богатырь. На всякий случай вот алгоритм. Выехав на Карачаровскую улицу со стороны центра, через километр упираемся в развилку возле Карачаровского кладбища. Нам налево, на улицу Красина. Через 400 метров справа будет Троицкая церковь, в которой хранится частичка мощей святого Ильи (в XVII веке витязя и монаха причислили к лику святых), а еще через 200 метров советуем свернуть к роднику с живой водой — считается, что в этом месте конь Ильи Муромца Бурушка ударил копытом о землю, и забил фонтан. Таких чудодейственных источников в Муроме насчитывается несколько десятков. Этот — самый известный.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Источник в Карачарово хорошо обустроен. Можно просто набрать освященной воды, а можно и окунуться в купель. Перед этим надлежит испросить благословения в часовне преподобного Ильи Муромца (на верхнем фото), перед иконой с частичкой его мощей, и поставить свечку

Ну а жилище богатыря стоит на первой линии от реки, на улице Приокская, которая продолжает улицу Красина. Почти в самом ее конце нас ждал сюрприз. Мы-то воображали себе здоровенный бревенчатый сруб или что-нибудь еще в древнерусском духе, а увидели... заурядный дачный домик, обшитый сайдингом. Небогатый и какой-то небогатырский. Из былинных атрибутов — лишь резная табличка, сообщающая о том, что перед нами дом Гущиных, потомков того самого Ильи, который после тридцати лет «сиднем сидения» обрел неимоверную силу и принялся вершить чудеса. Между прочим, мало кто из историков и литературоведов сомневается, что у героя эпоса был реальный прототип, тогда как по поводу его личности и изначальной «прописки» есть разночтения. Одна из версий, которой по понятным причинам придерживаются украинские специалисты, гласит, что богатырь родился не под Муромом, а на Черниговщине, другая — что он из местечка Карачев Брянской области, название которого созвучно с «Карачарово». Каждый верит в свою сказку.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Вот эта улица, вот этот дом. Номер 279 — по правую руку, если ехать вдоль реки на юг

Когда будете выдвигаться в сторону Москвы по Владимирскому шоссе, поглядывайте налево. У бронепоезда «Илья Муромец» интересная и славная история. Этот подарок фронту от муромских железнодорожников прошел почти до Берлина, в числе прочего уничтожив фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», и не получил ни единой пробоины. На обозрение выставлен один бронепаровоз, без вагонов, но и это здорово: таких «динозавров» сохранилось мало.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
«Илья Муромец» стоит на запасном пути. Вернее, на постаменте в парке 50-летия Советской власти, и прекрасно виден с дороги

До свидания, Муром. Ты со своей задачей справился: порадовал глаз, насытил кислородом, зарядил энергией. Не подвел и Hyundai Solaris — показал себя настоящим «туристом», не боящимся дальнего боя. Достаточно сказать, что за все 750 пройденных километров нам ни разу не пришлось останавливаться и протирать стекла — такая вот у него аэродинамика. А ведь мы не только рассекали по заснеженным дорогам, но и погружались в облака из жидких реагентов, и даже угодили под январский ливень — чудо природы. Кстати, и камера заднего вида «слепнет» не так быстро, как на других опробованных нами машинах без специального омывателя.

Путешествие в Муром на Hyundai Solaris 2015
Спереди сидеть приятнее, чем на заднем диване. Если в ногах на галерке не жмет, то до крыши рукой подать, да и третьего компаньона впихнуть проблематично

Окончательно добил аппетит. По итогам 17 часов в пути, из которых большую часть «кореец» промолотил на холостых и перемещаясь в темпе «пешком быстрее», борткомпьютер высветил 6,1 л/100 км (средняя скорость — 43 км/ч). Даже если расходомер привирает, Hyundai любит экономить. Хорошая привычка.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!