Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

«Копейке» - полтинник!

50 фактов о ВАЗ-2101: фото, видео и архивные документы

«Копейке» - полтинник!

50 фактов о ВАЗ-2101: фото, видео и архивные документы


Вадим Никишев, опубликовано 19 апреля 2020

Фото: LADA

ВАЗ-2101, легендарная «единичка», «копейка», «копье» — первая модель Волжского автомобильного завода. Она стала не только одним из символов отечественного автопрома, но и воплотившейся мечтой советских граждан о современной, динамичной, комфортной и надежной машине. К юбилею этого автомобиля CARscope.ru подобрал 50 фактов, среди которых вы наверняка найдете забытые — а то и вовсе неизвестные.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

1. Выпуск первых Жигулей наладили на новом предприятии в Тольятти. 20 июля 1966 года вышло соответствующее Постановление правительства СССР, строительство началось в январе 1967 года, а спустя всего три года с конвейера сошли первые автомобили.

2. К строительству завода и выпуску новой модели готовились основательно: с 1 января 1968 года по 1 января 1970 года в Италии стажировались 793 советских специалиста — 600 рабочих и почти двести инженеров.

3. На момент запуска ВАЗ-2101 в производство в Тольятти проживали 1200 иностранных специалистов, преимущественно итальянцев: они помогали осваивать новую модель.

4. ВАЗ-2101 создан на базе Fiat 124, который завоевал титул «Автомобиль года» в 1966 году. Однако перед локализацией производства в СССР конструкцию машины серьезно доработали.

5. С 1966 по 1970 год 35 автомобилей из 9 серий в ходе испытаний прошли свыше 2 миллионов километров в самых разных условиях.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

6. Для выполнений технических условий за рубежом закупали «эталонную аризонскую пыль» и «эталонную грязь». Первый генеральный директор ВАЗа Виктор николаевич Поляков был непреклонен: положено использовать именно такую дисперсную пыль — значит, надо закупать ее. Очевидно, такие нюансы тоже повлияли на то, что ВАЗ-2101 разительно отличался от привычных советским автолюбителям легковушек.

7. При описании современных моделей часто упоминаются имена руководителей проекта — дизайнеров, инженеров, менеджеров… Как серьезно модернизированный, но уже существующий автомобиль, ВАЗ-2101 не может похвастать тем же. Однако стоит упомянуть конструкторов, которые стояли у истоков Волжского автозавода и занимались испытаниями «единички»: главный конструктор Владимир Соловьев и его заместитель Борис Поспелов, Юрий Шишкин, Альберт Зильперт, Борис Бажухин и Лев Вайнштейн.

8. Внешне «копейка» очень походила на итальянский прототип — но имелись и отличия. Клыки на бамперах у советской модели были крупнее, кнопочные дверные ручки оригинала заменили на вытяжные.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

9. Салон практически дословно цитировал Fiat 124. Разве что вместо лампы, сигнализирующей о перегреве двигателя, в комбинацию приборов ВАЗ-2101 добавили полноценный указатель температуры охлаждающей жидкости.

10. Главные отличия оставались невидимыми простым обывателям. У Фиата был архаичный нижневальный мотор, для «копейки» разработали бензиновый двигатель с верхним расположением распредвала. При том же объеме 1,2 л он выдавал 64 л. с. и 89 Нм — на 4 «лошадки» и 2 Нм больше, чем итальянский агрегат.

11. Кузов усилили, задний мост закрепили не на трех, а на пяти штангах, синхронизаторы коробки передач заменили на более выносливые (как у 90-сильного купе Fiat 124 Sport), а сцепление — на увеличенное до 200 мм. Кроме того, в наших условиях задние дисковые тормоза капризничали (колодки едва выхаживали 1 500 км) — и их поменяли на барабанные.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

12. Дорожный просвет ВАЗ-2101 достигал 175 мм — к клиренсу Фиата добавили больше сантиметра.

13. «Копейка» стала первой отечественной моделью, примерившей индекс нового формата. В 1966 году приняли отраслевую нормаль ОН 025 270-66, которая позволяла безошибочно идентифицировать машину. Из названия ВАЗ-2101 следует, что модель разработана и выпускается Волжским автозаводом, относится ко второму классу (полная масса от 1,2 до 2 тонн и рабочий объем двигателя от 1,2 до 2,0 л), является легковым (о чем свидетельствует цифра 1) и является первенцем — поскольку обозначена как 01.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

14. «Тосол», как многие до сих пор ошибочно называют любую охлаждающую жидкость, также появился благодаря «копейке». Антифриз для круглогодичного использования разработали для современного на тот момент вазовского мотора — до этого владельцам отечественной техники приходилось зимой сливать воду из радиатора на время длительной стоянки.

15. Увы, в шинной промышленности революции не произошло. Рекомендованные шины Pirelli — бескамерные, с радиальным кордом — так и не освоили, и ВАЗ-2101 на протяжении всего периода выпуска комплектовали диагональными покрышками И-151, знакомыми еще владельцам Запорожцев.

16. С начала выпуска первой модели Волжский автозавод готовил сеть сбыта и обслуживания своих машин — до этого в СССР не было полноценной системы автосервиса. К 1975 году в стране работали 30 спецавтоцентров (через них продавали 150 тысяч вазовских автомобилей ежегодно — почти половину на тот момент), а также 130 стационарных и 100 мобильных СТО.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

17. Первая нитка конвейера ВАЗа ожила 18 апреля 1970 года: около сотни рабочих собирали шесть автомобилей кузовов. Обрастая деталями, машины доползли до итальянского стенда прокачки тормозов — а тот закапризничал, и процесс застопорился.

18. Сборку закончили ранним утром 19 апреля 1970 года, чтобы успеть к памятной дате: 22 апреля 1970 года В. И. Ленину исполнилось бы 100 лет. Именно 19 апреля АО «АВТОВАЗ» отмечает День первого автомобиля.

19. С момента сборки первых экземпляров до полноценного производства прошло еще несколько месяцев: массовое производство началось в августе 1970-го, и до конца года успели выпустить 23 тысячи машин.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

20. «Копейка» продержалась на конвейере 18 лет. С 1970 по 1988 выпустили 4 846 900 автомобилей (с учетом разных модификаций) — «единичка» была и остается самой массовой моделью АВТОВАЗа.

21. Динамические характеристики первенца Волжского автозавода сейчас не поражают воображение: от 0 до 100 км/ч ВАЗ-2101 разгонялся за 22 секунды, максимальная скорость составляла 140 км/ч.

22. Цена на новую модель Волжского автозавода была немалой: за нее просили 5 605 рублей — около сорока средних зарплат.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

23. Палитра не баловала разнообразием: первые «копейки» красили в белый, вишневый, зеленый и синие цвета, но через год к ним добавились светло-голубой и палевый. Правда, говорят, некоторые покупатели боялись снимать с новеньких машин защитный восковой слой, и выглядели они невзрачно.

24. Через 4 года у «копейки» появилась улучшенная версия — ВАЗ-21011, которую выпускали до 1983 года наряду с оригинальным ВАЗ-2101. Красные отражатели переместились с кузова на задние фонари, а место одного из них занял фонарь заднего хода. Также изменился декор салона, но главное — у «ноль одиннадцатой» появился мотор объемом 1,3 л и мощностью 69 л. с.

25. ВАЗ-21013 — еще одна производная от «единички». При такой же внешности, как у ВАЗ-21011, она получила стандартный «копеечный» мотор. «Ноль тринадцатая» и стала долгожителем первого семейства, продержавшись на конвейере с 1977 до 1988 года.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

26. У «копейки» были и скоростные модификации — «догонялки» для спецслужб ВАЗ-2101-94 (с двигателем ВАЗ-2103), ВАЗ-21015 (с 80-сильным мотором от «шестерки») и ВАЗ-21019 с роторно-поршневым двигателем мощностью 120 л. с.

27. Стандартному мотору ВАЗ-2101 находили и другое применение. Например, в начале 1970-х, когда на ВАЗе появились трудности с электрическими вилочными погрузчиками, их переооборудовали под выпускаемый тут же двигатель внутреннего сгорания.

28. С самого начала радиаторную решетку вазовских машин украшает буква «В», стилизованная под волжскую ладью — первая литера в названии завода.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

29. «Аргамак», «Катюша», «Авангард», «Директивец» и даже «Новорожец» — такие имена «широкие народные массы» предлагали для нового автомобиля. Но в итоге его назвали «Жигули» — в честь Жигулевских гор, напротив которых раскинулся город Тольятти.

30. Имя, подходящее для русского уха, имело неприятные созвучия в других языках — и для экспорта для «копейки» придумали другое название, Lada 1200.

31. Первая зарубежная партия ВАЗ-2101 отправилась в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. И там «копейка» сразу стала популярной: в 1971-м за границу отправили 57 тысяч Лад — больше трети от всех экспортируемых из СССР легковушек! А в следующем году на долю Lada 1200 приходилось уже половина советского автоэкспорта.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

32. Тогда же, в 1972-м, Волжский автозавод получил международную премию «Золотой Меркурий» — высшую награду в сфере европейской торговли.

33. В 1973 году ВАЗ-2101 был удостоен Государственного знака качества СССР — им помечали серийную советскую продукцию, которая успешно прошла аттестацию по требованиям Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР.

34. Уже в наше время читатели журнала «За рулем» проголосовали за присвоение ВАЗ-2101 титула «Российский автомобиль столетия». В опросе приняли участие 80 тысяч человек, которые поставили «единичку» даже выше легендарной Волги ГАЗ-21.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

35. Первый ВАЗ-2101, проданный в августе 1970 года, сейчас хранится в музее АО «АВТОВАЗ» в Тольятти. Тольяттинцу, эксплуатировавшему вишневый седан 19 лет, завод подарил новый автомобиль ВАЗ-2109.

36. В этом же музее хранится «копейка», на которой три года назад Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие, проехав за 10 месяцев 50 тысяч километров. Чехи также получили в подарок новую машину — LADA Vesta.

37. Клубное движение, объединяющее поклонников ВАЗ-2101, зародилось в Тольятти — однако подобные организации есть во многих российских и европейских городах, а благодаря интернету клуб LADA History стал поистине международным. Вживую увидеть отреставрированные им машины можно каждый год, когда на АВТОВАЗе проходит День открытых дверей.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

38. Через год после начала выпуска ВАЗ-2101 принял участие в первых гонках — а это значит, что в автоспорте модель присутствует вот уже полвека. Дебют состоялся на ралли-марафоне «Тур Европы» и оказался громким: один из трех экипажей завоевал серебряную награду.

39. Точную реплику этого автомобиля создали в компании LADA Sport к 50-летнему юбилею. Работа над проектом шла полгода, зато автомобиль абсолютно точно воспроизводит оригинал: у него аутентичные раллийные фары, дополнительный топливный бак, каркас безопасности и 1,2-литровый мотор с двумя карбюраторами Weber.

40. В 1979 году «копейка» привлекла внимание болельщиков раллийного чемпионата мира. На ралли «Акрополис» Николай Елизаров финишировал девятым в абсолютном зачете.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

41. Сейчас на Жигулях продолжают выступать во многих странах бывшего СССР и СЭВ — они отнюдь не редкость на раллиийных трассах Венгрии и Прибалтики.

42. В 2004 году команда «Сити Моторспорт» подготовила гоночную реплику ВАЗ-2101 для участия в 3-часовых ретрогонках на легендарной Северной Петле «Нюрбургринга». Экипаж в составе Рустама Акиниязова, Льва Фридмана и Олега Петрикова (того самого, который сейчас возглавляет кольцевой чемпионат СМП РСКГ) стал лучшим в классе, опередив ближайших конкурентов на Alfa Romeo на два круга.

43. Еще в 1968 году, когда появился приказ об испытаниях будущей «единички», группа инженеров предприятия вела творческий поиск. Одним из его результатов стал концепт ВАЗ-Э1101, использующий многие элементы конструкции ВАЗ-2101. Первый образец микролитражки вывели на испытания в 1972 году, а чуть позже появился и модернизированный вариант ВАЗ-2Э1101 — но ни один из них до конвейера не добрался.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

44. Узлы и агрегаты «копейки» широко использовались при создании Нивы — ВАЗ-2101. Появившийся в 1977 году легковой внедорожник — кроссовер в современном понимании — был максимально унифицирован с базовой моделью Волжского автоззавода.

45. По сути все модели классического семейства — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — являются вариациями на тему «копейки»: сейчас это была бы одна модель, переживавшая планомерный рестайлинг. Вместе с универсалами ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104 с 1970 по 2012 год выпустили свыше 15 миллионов автомобилей.

46. Клоны Fiat 124 — а, следовательно, и ВАЗ-2101 — выпускали в Испании (SEAT 124), Турции (Tofas Murat 124), Индии (Premier 118) — и даже в Южной Корее (Kia 124). Знаком был советскому автолюбителю и польский Fiat 125P.

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

47. О рестайлинге ВАЗ-2101 задумались спустя пять лет после начала производства. Макет ВАЗ-2101-80 создали еще в 1975 году с прицелом на начало производства в 1980 году.

48. ВАЗ-2101 часто мелькал на кино- и телеэкранах — причем не только как часть автомобильного потока на заднем плане. Одно из первых появлений — в фильме «Джентльмены удачи» (1971 г.): на нем к подельникам приезжает Доцент. В 1973 году на нее едва садится самолет, на котором прилетели герои комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». В картине «Инспектор ГАИ» главный антагонист в исполнении Никиты Михалкова гоняет на Ладе 1200s — то есть экспортном ВАЗ-21013, а ловит его сотрудник милиции на оригинальном ВАЗ-2101. В 21 веке Жигулями управляла Анджелина Джоли в бекмамбетовском фильме «Особо опасен» (2008 г.), а в 2002 году Иван Дыховичный построил всю киноисторию вокруг этого автомобиля, назвав фильм «Копейка».

ВАЗ-2101 Юбилей 50 лет

49. Владимир Высоцкий стал одним из первых, кто купил ВАЗ-2101. Правда, проездил певец и актер на серой «копейке» недолго — до аварии в июле 1971 года.

50. До сих пор в России зарегистрировано около 400 тысяч ВАЗ-2101 и его модификаций.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!