 Добрые ВестыFIRSTscope: тестируем гоночную 170-сильную LADA Vesta SportДобрые ВестыFIRSTscope: тестируем гоночную 170-сильную LADA Vesta Sport Вадим Никишев, опубликовано 22 января 2017
Давно я не встречал снегоуборочные машины со шнекороторным отвалом — а тут, гляди, могучий Урал эффектно аннигилирует снежный бруствер высотой в рост человека. Через несколько дней на расчищенной площадке разместятся машины зрителей, которые приедут на вазовский полигон в Сосновке на XX Рождественскую гонку чемпионов. Но сейчас с автовоза команды LADA Sport ROSNEFT механики сгоняют желто-оранжево-черные Весты, чтобы заводские пилоты «протрясли» машины перед ответственным событием. Осечек быть не должно: президент АВТОВАЗа Николя Мор настоял на том, чтобы синхронная гонка впервые прошла на седанах LADA Vesta.
 | На Уралы 375Д еще недавно устанавливали 7,0-литровый бензиновый мотор V8, который развивал 180 сил — почти столько же выдает гоночная Vesta! |
А накануне мне позвонил Влад Незванкин, руководитель заводского подразделения LADA Sport, которое готовит спортивные и гоночные модификации тольяттинских малолитражек: «Ну что, готов? Завтра будем обкатывать боевые машины, приезжай — прокатишься и все разузнаешь». Как тут отказаться!
| Что в салоне у гоночной Весты? А что под капотом? Каково сидеть справа от профессионального пилота? Что автоспортсмен думает о новой LADA Vesta? Все это — в нашем видеоотчете! |
От Тольятти до Сосновки, где расположен испытательный полигон АВТОВАЗа с великолепной ледовой трассой, вопреки законам физики переплетающей две параллельные дорожки, километров сорок. В день гонки здесь будет полно сотрудников ГАИ и мобильных камер: на Рождественскую гонку чемпионов приезжают тысячи зрителей, чтобы пообщаться на открытом воздухе, пожарить шашлыки и разогреться напитками и ярким зрелищем. Многие забывают, что это не им предстоит сражаться за главный приз — престижный титул и новую LADA Granta Drive Active — и мчат как на пожар, пытаясь обогнать нескончаемую колонну таких же болельщиков. Однако сейчас дорога почти пуста: автовоз да микроавтобусы-технички — это, наверное, все машины, которые я опередил по дороге на полигон.
И пока титулованные пилоты Кирилл Ладыгин и Михаил Митяев обкатывают на трассе одну Весту за другой, я «отбиваю от стада» одну из семи машин и начинаю пытать технических специалистов LADA Sport.
 | Задних сидений, размеется, нет — а вот штурманское кресло в наличии: на старт XX Рождественской гонки чемпионов пилоты выходили с «живым балластом» |
В основе автомобилей для ледовой гонки — обычные серийные седаны, выпущенные в Ижевске. В Ладе Спорт кузова оснастили вварными каркасами безопасности, обеспечивающими защиту спортсмена и придающими кузовам дополнительную жесткость. Салон почти полностью выпотрошен ради снижения массы, вместо штатных передних сидений — «ковши» OMP с пятиточечными ремнями безопасности. «Родную» «баранку» заменили на обшитый алькантарой руль Sparco, этим же материалом отделали переднюю панель. И эстетично, и практично: на солнце искусственная замша не дает бликов.
 | Единственное, что осталось в салоне от серийной Весты — это передняя панель, да и то изрядно доработанная |
Вместо стандартной комбинации приборов — альтернативная, где центральное место отведено шкале тахометра: знать момент переключения для гонщика куда важнее, чем следить за скоростью. Поэтому в дополнение к ней в «приборке» есть дополнительная гирлянда светодиодов: так называемые shift lights подскажут оптимальный момент переключения. А вся второстепенная информация выводится на небольшой многострочный дисплей.
 | В отличие от передней панели, комбинация из-за прикрывающего ее пластика сильно бликует |
Рычаг коробки передач, к которому тянутся обнаженные тросы механизма переключения, управляет шестернями с измененными передаточными отношениями. Главная пара очень короткая — отношение 5,3! — ряд сближенный, так что даже на закрученной трассе можно дойти до четвертой ступени. Собраны потроха в корпусе коробки ВАЗ-2181, место синхронизаторов заняли кулачковые муфты, так что при известной сноровке можно переключаться, не теряя времени на выжим сцепления.
 | Включать передачи через кулачковые муфты таким рычагом одно удовольствие |
Коробка пристыкована к двигателю ВАЗ-21126 — этот 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра в стандарте развивает 98 л. с. и знаком владельцам многих моделей Волжского автозавода. Почему, например, за основу не взяли более современный мотор ВАЗ-21127, который благодаря впускному коллектору переменной длины развивает в стоке 106 л. с.? Все просто: инженеры LADA Sport в любом случае снимают родной впуск и ставят могучий коллектор собственной конструкции с отлитым логотипом NFR. Благодаря ему, а также выпускному коллектору с патрубками равной длины, прямоточному выхлопу, иным распредвалам с большим подъемом клапанов и оригинальной программе управления с двигателя удалось снять 170 л. с. и 175 Нм! Характер у мотора получился верховой — даже по сравнению с кольцевыми и раллийными LADA Kalina NFR R1, где предельные показатели чуть хуже, зато достигаются на более низких оборотах.
 | Под капотом старых Жигулей фильтры пониженного сопротивления пристраивают для форсу, а здесь они помогают облегчить дыхание гоночному мотору |
Я просачиваюсь через сплетения труб каркаса безопасности (по меркам многих гоночных машин проем остался достаточно большим, чтобы не требовать от автоспортсмена гибкости профессионального гимнаста), и гулко хлопаю дверью с пластиковым листом вместо стандартной обшивки. Сцепление, тормоз… Щелкаю тумблером массы на панели, заменившей в гоночной версии мультимедийную систему, рядом нахожу включение зажигания, жму кнопку стартера и готовлюсь подгазовывать правой пяткой — обычно гоночные машины просто так не заведешь. Но, похоже, электронный дроссель избавляет от ножной эквилибристики: Vesta Sport оживает с первым нажатием кнопки.
 | С помощью такого нехитрого инструментария и заводится гоночная Веста. Обратите внимание: передние стеклоподъемники с электроприводом |
Звучит автомобиль интереснее, чем гоночные Калины: те, безусловно, громкие, но благородства их выхлопу не хватает. А Веста ворчит и откашливается на холостых и моментально повышает голос с нажатием на акселератор — но не в тоне истеричной девушки, а на уровне зрелой дамы-руководителя пресс-службы, подчиняющей своей воле расшумевшихся журналистов.
 | Чтобы открыть дверь изнутри, надо потянуть за торчащий из обшивки тросик |
Тронуться с места едва ли не проще, чем на гражданской машине: чудовищное передаточное отношение главной пары нивелирует дефицит тяги на малых оборотах. Можно просто отпустить педаль сцепления — и автомобиль покатится с холостых. Прибавишь поэнергичнее — и ведущие колеса срываются в пробуксовку что на снегу расчищенной площадки, что на посеченном шипами льду гоночной трассы.
 | Шины шириной всего 145 миллиметров, ощетинившиеся 2,5-миллиметровыми шипами, помогают контролировать автомобиль на скользких покрытиях |
Колеса специально подбирали для Рождественской гонки чемпионов. Получился некий компромисс между желаниями маркетологов и требованиями спортсменов: чтобы полностью реализовать потенциал мотора, лучше было бы остановиться на 15-дюймовых дисках и специальных ледовых покрышках с выступанием шипов на 4,5 миллиметра. Однако такие колеса смотрелись бы в арках крупных седанов игрушечными, потому 16-дюймовые диски тольяттинской фирмы Slik обули в раллийные шины Michelin с 2,5-миллиметровыми гвоздями. Новые покрышки поначалу работают неважно, однако по мере того, как Ладыгин с Митяевым наматывали круги по параллельным дорожкам, шипы начали вылезать — и появился держак.
 | Прежде чем выехать на трассу, надо хорошенько затянуть многоточечные ремни безопасности |
Я подгоняю последнюю необкатанную Весту к сервисной зоне, механики Лады Спорт прикручивают ощетинившиеся шины с предыдущей машины, и за руль садится Михаил Митяев, а я занимаю место в штурманском кресле.
Миша — молодой, но уже опытный спортсмен. Он вырос в семье заводских водителей-испытателей, и потому жажда скорости ему передалась по наследству. Правда, начинал он в призаводской секции простым механиком и лишь несколько лет спустя оказался в боевой Калине, после чего выиграл монокубок в первом же сезоне. И Рождественская гонка для него нечто особенное: в 2011 году Митяев взял да и обштопал грандов в дебютном ледовом соревновании — достаточно сказать, что Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин в тот раз довольствовались серебром и бронзой…
 | Систему пожаротушения можно активировать как из салона, так и снаружи |
Тогда заезды проходили на Калинах, и продолжалась эта традиция до января 2015-го, когда на старт вышли машины в модификации LADA Kalina NFR. В 2016 году из-за финансовой лихорадки завод не стал проводить Гонку чемпионов, а после паузы традиционные соревнования возродили уже на Вестах — и пилоты волновались, будут ли новые машины такими же отзывчивыми. Опасения оказались напрасными: несмотря на выросшие габариты, седаны валят не хуже компактных хэтчбеков!
 | У Весты отличные настройки шасси — на закрученной ледовой трассе управлять ею легко и приятно |
Заслуга отменной управляемости в изначально удачном шасси LADA Vesta, которое позволило инженерам Лады Спорт в короткие сроки довести автомобили до нужной кондиции. В передней подвеске резинометаллические соединения заменили на сферические шарниры, убрав податливость. Стойки, пружины, амортизаторы? Все разработки LADA Sport. Но если на подогретые Лады с приставками Sport, NFR и Drive Active, которые производят на собственном конвейере и реализуют через дилерскую сеть АВТОВАЗа, устанавливают компоненты Demfi и Асоми, то в гоночных Вестах передняя подвеска изготовлена на заказ тольяттинской компанией «Автопродукт». У них тоже есть предложения для дорожных модификаций, однако после закрытия питерской «Плазы» Autoproduct стал главным поставщиком отечественных подвесок для соревнований. Достаточно сказать, что в прошлом сезоне Владимир Шешенин выиграл Национальный зачет — самый массовый в Российской серии кольцевых гонок — на Калине с компонентами именно этого производителя!
 | Внешних отличий гоночной Весты не так много: заднее антикрыло да крупные колеса |
Однако в задней подвеске новой Весты кое-что все же заказано за рубежом — только шведы смогли обеспечить необходимое качество и характеристики бочкообразных пружин. Но вообще заимствований минимум: даже тормоза и те штатные, дисковые спереди и барабанные сзади. Только привод реализован иначе: здесь он не диагональный, а разведенный по осям, и пилот может регулировать давление в заднем контуре с помощью крана в салоне.
 | Синхронная трасса на полигоне АВТОВАЗа гарантирует зрелищную (машины практически все время движутся параллельно), но при этом безопасную (соперников разделяют снежные брустверы) борьбу |
И сейчас, когда мы летим по ледовой дорожке, Митяев касается левой ногой педали тормоза только для того, чтобы изредка подкорректировать угол заноса. Управляемость действительно отменная, автомобиль послушен и точен — на контрсмещении выставляется боком, благодаря межколесной блокировке мягко доворачивает под тягой и мощно выстреливает на выходе из виража. А на мостике (он и позволяет развести две дорожки) Vesta на мгновение разгружается, но тут же снова впивается в покрытие всеми четырьмя колесами. Класс!
 | Тормоза стандартные, а вот подвески изрядно перетряхнули |
Но летом мы увидим уже совсем другие Весты. Недавно команда LADA Sport ROSNEFT завершила выступления в чемпионате мира по кузовным гонкам FIA WTCC, чуть позже озвучила решение сосредоточиться на поддержке отечественного автоспорта, а в канун Рождественской гонки назвала состав пилотов, которые будут выступать в Российской серии кольцевых гонок в 2017 году. В зачете Супер-продакшн Михаил Митяев и Владислав Незванкин будут пилотировать LADA Vesta с 1600-кубовыми вазовскими моторами, которые с помощью турбины развивают около 250 л. с. Такие агрегаты появились на кубовых Грантах шесть лет назад, и эти машины до сих пор успешно ездят в СМП РСКГ — так что проверенный силовой агрегат просто пропишется под капотом новых седанов.
 | Коллектив LADA Sport почти не отдыхал в новогодние праздники — и будет активно работать до весны, пока не построит Весты для Российской серии кольцевых гонок |
Кирилл Ладыгин и Владимир Шешенин будут защищать честь команды в классе Туринг — самом мощном и престижном зачете СМП РСКГ. Для них построят Весты категории TCR — есть такая международная серия, где выступают близкие к серийным, потому достаточно надежные и доступные, но при этом весьма быстрые автомобили с 2,0-литровыми моторами мощностью 330 л. с. В нашем Туринге их число тоже растет: два года назад появились три SEAT Leon, потом их число увеличилось до восьми, а в следующем сезоне стартовая решетка должна собрать вдвое больше участников, причем кроме СЕАТов нам обещают и ти-си-аровскую Audi RS3!
 | Машины для класса Туринг будут существенно отличаться от этих: их мощность окажется вдвое выше! |
Но откуда в Весте появится 2,0-литровый турбомотор нужной отдачи? Требования TCR позволяют использовать подходящий двигатель от другой модели, производимой концерном Renault-Nissan — и выбор пал на двигатель F4Rt, знакомый по Renault Megane RS прошлого поколения. С задачей раскачать его до трехсот с лишним сил гоночные инженеры наверняка справятся, а потенциал шасси, я уверен, позволит эффективно им распорядиться.
Так что пожелаем специалистам LADA Sport удачи в разработке, настройке и омологации машин. А я буду ждать, когда Незванкин позвонит мне накануне первого этапа «СМП РСКГ — 2017» и снова спросит: «Ну что, ты готов? Приезжай, мы обкатываем 330-сильную Весту!»
|