Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Добрые Весты

FIRSTscope: тестируем гоночную 170-сильную
LADA Vesta Sport

Добрые Весты

FIRSTscope: тестируем гоночную 170-сильную
LADA Vesta Sport


Вадим Никишев, опубликовано 22 января 2017

Давно я не встречал снегоуборочные машины со шнекороторным отвалом — а тут, гляди, могучий Урал эффектно аннигилирует снежный бруствер высотой в рост человека. Через несколько дней на расчищенной площадке разместятся машины зрителей, которые приедут на вазовский полигон в Сосновке на XX Рождественскую гонку чемпионов. Но сейчас с автовоза команды LADA Sport ROSNEFT механики сгоняют желто-оранжево-черные Весты, чтобы заводские пилоты «протрясли» машины перед ответственным событием. Осечек быть не должно: президент АВТОВАЗа Николя Мор настоял на том, чтобы синхронная гонка впервые прошла на седанах LADA Vesta.

Добрые Весты
На Уралы 375Д еще недавно устанавливали 7,0-литровый бензиновый мотор V8, который развивал 180 сил — почти столько же выдает гоночная Vesta!

А накануне мне позвонил Влад Незванкин, руководитель заводского подразделения LADA Sport, которое готовит спортивные и гоночные модификации тольяттинских малолитражек: «Ну что, готов? Завтра будем обкатывать боевые машины, приезжай — прокатишься и все разузнаешь». Как тут отказаться!

Что в салоне у гоночной Весты? А что под капотом? Каково сидеть справа от профессионального пилота? Что автоспортсмен думает о новой LADA Vesta? Все это — в нашем видеоотчете!

От Тольятти до Сосновки, где расположен испытательный полигон АВТОВАЗа с великолепной ледовой трассой, вопреки законам физики переплетающей две параллельные дорожки, километров сорок. В день гонки здесь будет полно сотрудников ГАИ и мобильных камер: на Рождественскую гонку чемпионов приезжают тысячи зрителей, чтобы пообщаться на открытом воздухе, пожарить шашлыки и разогреться напитками и ярким зрелищем. Многие забывают, что это не им предстоит сражаться за главный приз — престижный титул и новую LADA Granta Drive Active — и мчат как на пожар, пытаясь обогнать нескончаемую колонну таких же болельщиков. Однако сейчас дорога почти пуста: автовоз да микроавтобусы-технички — это, наверное, все машины, которые я опередил по дороге на полигон.

И пока титулованные пилоты Кирилл Ладыгин и Михаил Митяев обкатывают на трассе одну Весту за другой, я «отбиваю от стада» одну из семи машин и начинаю пытать технических специалистов LADA Sport.

Добрые Весты
Задних сидений, размеется, нет — а вот штурманское кресло в наличии: на старт XX Рождественской гонки чемпионов пилоты выходили с «живым балластом»

В основе автомобилей для ледовой гонки — обычные серийные седаны, выпущенные в Ижевске. В Ладе Спорт кузова оснастили вварными каркасами безопасности, обеспечивающими защиту спортсмена и придающими кузовам дополнительную жесткость. Салон почти полностью выпотрошен ради снижения массы, вместо штатных передних сидений — «ковши» OMP с пятиточечными ремнями безопасности. «Родную» «баранку» заменили на обшитый алькантарой руль Sparco, этим же материалом отделали переднюю панель. И эстетично, и практично: на солнце искусственная замша не дает бликов.

Добрые Весты
Единственное, что осталось в салоне от серийной Весты — это передняя панель, да и то изрядно доработанная

Вместо стандартной комбинации приборов — альтернативная, где центральное место отведено шкале тахометра: знать момент переключения для гонщика куда важнее, чем следить за скоростью. Поэтому в дополнение к ней в «приборке» есть дополнительная гирлянда светодиодов: так называемые shift lights подскажут оптимальный момент переключения. А вся второстепенная информация выводится на небольшой многострочный дисплей.

Добрые Весты
В отличие от передней панели, комбинация из-за прикрывающего ее пластика сильно бликует

Рычаг коробки передач, к которому тянутся обнаженные тросы механизма переключения, управляет шестернями с измененными передаточными отношениями. Главная пара очень короткая — отношение 5,3! — ряд сближенный, так что даже на закрученной трассе можно дойти до четвертой ступени. Собраны потроха в корпусе коробки ВАЗ-2181, место синхронизаторов заняли кулачковые муфты, так что при известной сноровке можно переключаться, не теряя времени на выжим сцепления.

Добрые Весты
Включать передачи через кулачковые муфты таким рычагом одно удовольствие

Коробка пристыкована к двигателю ВАЗ-21126 — этот 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра в стандарте развивает 98 л. с. и знаком владельцам многих моделей Волжского автозавода. Почему, например, за основу не взяли более современный мотор ВАЗ-21127, который благодаря впускному коллектору переменной длины развивает в стоке 106 л. с.? Все просто: инженеры LADA Sport в любом случае снимают родной впуск и ставят могучий коллектор собственной конструкции с отлитым логотипом NFR. Благодаря ему, а также выпускному коллектору с патрубками равной длины, прямоточному выхлопу, иным распредвалам с большим подъемом клапанов и оригинальной программе управления с двигателя удалось снять 170 л. с. и 175 Нм! Характер у мотора получился верховой — даже по сравнению с кольцевыми и раллийными LADA Kalina NFR R1, где предельные показатели чуть хуже, зато достигаются на более низких оборотах.

Добрые Весты
Под капотом старых Жигулей фильтры пониженного сопротивления пристраивают для форсу, а здесь они помогают облегчить дыхание гоночному мотору

Я просачиваюсь через сплетения труб каркаса безопасности (по меркам многих гоночных машин проем остался достаточно большим, чтобы не требовать от автоспортсмена гибкости профессионального гимнаста), и гулко хлопаю дверью с пластиковым листом вместо стандартной обшивки. Сцепление, тормоз… Щелкаю тумблером массы на панели, заменившей в гоночной версии мультимедийную систему, рядом нахожу включение зажигания, жму кнопку стартера и готовлюсь подгазовывать правой пяткой — обычно гоночные машины просто так не заведешь. Но, похоже, электронный дроссель избавляет от ножной эквилибристики: Vesta Sport оживает с первым нажатием кнопки.

Добрые Весты
С помощью такого нехитрого инструментария и заводится гоночная Веста. Обратите внимание: передние стеклоподъемники с электроприводом

Звучит автомобиль интереснее, чем гоночные Калины: те, безусловно, громкие, но благородства их выхлопу не хватает. А Веста ворчит и откашливается на холостых и моментально повышает голос с нажатием на акселератор — но не в тоне истеричной девушки, а на уровне зрелой дамы-руководителя пресс-службы, подчиняющей своей воле расшумевшихся журналистов.

Добрые Весты
Чтобы открыть дверь изнутри, надо потянуть за торчащий из обшивки тросик

Тронуться с места едва ли не проще, чем на гражданской машине: чудовищное передаточное отношение главной пары нивелирует дефицит тяги на малых оборотах. Можно просто отпустить педаль сцепления — и автомобиль покатится с холостых. Прибавишь поэнергичнее — и ведущие колеса срываются в пробуксовку что на снегу расчищенной площадки, что на посеченном шипами льду гоночной трассы.

Добрые Весты
Шины шириной всего 145 миллиметров, ощетинившиеся 2,5-миллиметровыми шипами, помогают контролировать автомобиль на скользких покрытиях

Колеса специально подбирали для Рождественской гонки чемпионов. Получился некий компромисс между желаниями маркетологов и требованиями спортсменов: чтобы полностью реализовать потенциал мотора, лучше было бы остановиться на 15-дюймовых дисках и специальных ледовых покрышках с выступанием шипов на 4,5 миллиметра. Однако такие колеса смотрелись бы в арках крупных седанов игрушечными, потому 16-дюймовые диски тольяттинской фирмы Slik обули в раллийные шины Michelin с 2,5-миллиметровыми гвоздями. Новые покрышки поначалу работают неважно, однако по мере того, как Ладыгин с Митяевым наматывали круги по параллельным дорожкам, шипы начали вылезать — и появился держак.

Добрые Весты
Прежде чем выехать на трассу, надо хорошенько затянуть многоточечные ремни безопасности

Я подгоняю последнюю необкатанную Весту к сервисной зоне, механики Лады Спорт прикручивают ощетинившиеся шины с предыдущей машины, и за руль садится Михаил Митяев, а я занимаю место в штурманском кресле. Миша — молодой, но уже опытный спортсмен. Он вырос в семье заводских водителей-испытателей, и потому жажда скорости ему передалась по наследству. Правда, начинал он в призаводской секции простым механиком и лишь несколько лет спустя оказался в боевой Калине, после чего выиграл монокубок в первом же сезоне. И Рождественская гонка для него нечто особенное: в 2011 году Митяев взял да и обштопал грандов в дебютном ледовом соревновании — достаточно сказать, что Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин в тот раз довольствовались серебром и бронзой…

Добрые Весты
Систему пожаротушения можно активировать как из салона, так и снаружи

Тогда заезды проходили на Калинах, и продолжалась эта традиция до января 2015-го, когда на старт вышли машины в модификации LADA Kalina NFR. В 2016 году из-за финансовой лихорадки завод не стал проводить Гонку чемпионов, а после паузы традиционные соревнования возродили уже на Вестах — и пилоты волновались, будут ли новые машины такими же отзывчивыми. Опасения оказались напрасными: несмотря на выросшие габариты, седаны валят не хуже компактных хэтчбеков!

Добрые Весты
У Весты отличные настройки шасси — на закрученной ледовой трассе управлять ею легко и приятно

Заслуга отменной управляемости в изначально удачном шасси LADA Vesta, которое позволило инженерам Лады Спорт в короткие сроки довести автомобили до нужной кондиции. В передней подвеске резинометаллические соединения заменили на сферические шарниры, убрав податливость. Стойки, пружины, амортизаторы? Все разработки LADA Sport. Но если на подогретые Лады с приставками Sport, NFR и Drive Active, которые производят на собственном конвейере и реализуют через дилерскую сеть АВТОВАЗа, устанавливают компоненты Demfi и Асоми, то в гоночных Вестах передняя подвеска изготовлена на заказ тольяттинской компанией «Автопродукт». У них тоже есть предложения для дорожных модификаций, однако после закрытия питерской «Плазы» Autoproduct стал главным поставщиком отечественных подвесок для соревнований. Достаточно сказать, что в прошлом сезоне Владимир Шешенин выиграл Национальный зачет — самый массовый в Российской серии кольцевых гонок — на Калине с компонентами именно этого производителя!

Добрые Весты
Внешних отличий гоночной Весты не так много: заднее антикрыло да крупные колеса

Однако в задней подвеске новой Весты кое-что все же заказано за рубежом — только шведы смогли обеспечить необходимое качество и характеристики бочкообразных пружин. Но вообще заимствований минимум: даже тормоза и те штатные, дисковые спереди и барабанные сзади. Только привод реализован иначе: здесь он не диагональный, а разведенный по осям, и пилот может регулировать давление в заднем контуре с помощью крана в салоне.

Добрые Весты
Синхронная трасса на полигоне АВТОВАЗа гарантирует зрелищную (машины практически все время движутся параллельно), но при этом безопасную (соперников разделяют снежные брустверы) борьбу

И сейчас, когда мы летим по ледовой дорожке, Митяев касается левой ногой педали тормоза только для того, чтобы изредка подкорректировать угол заноса. Управляемость действительно отменная, автомобиль послушен и точен — на контрсмещении выставляется боком, благодаря межколесной блокировке мягко доворачивает под тягой и мощно выстреливает на выходе из виража. А на мостике (он и позволяет развести две дорожки) Vesta на мгновение разгружается, но тут же снова впивается в покрытие всеми четырьмя колесами. Класс!

Добрые Весты
Тормоза стандартные, а вот подвески изрядно перетряхнули

Но летом мы увидим уже совсем другие Весты. Недавно команда LADA Sport ROSNEFT завершила выступления в чемпионате мира по кузовным гонкам FIA WTCC, чуть позже озвучила решение сосредоточиться на поддержке отечественного автоспорта, а в канун Рождественской гонки назвала состав пилотов, которые будут выступать в Российской серии кольцевых гонок в 2017 году. В зачете Супер-продакшн Михаил Митяев и Владислав Незванкин будут пилотировать LADA Vesta с 1600-кубовыми вазовскими моторами, которые с помощью турбины развивают около 250 л. с. Такие агрегаты появились на кубовых Грантах шесть лет назад, и эти машины до сих пор успешно ездят в СМП РСКГ — так что проверенный силовой агрегат просто пропишется под капотом новых седанов.

Добрые Весты
Коллектив LADA Sport почти не отдыхал в новогодние праздники — и будет активно работать до весны, пока не построит Весты для Российской серии кольцевых гонок

Кирилл Ладыгин и Владимир Шешенин будут защищать честь команды в классе Туринг — самом мощном и престижном зачете СМП РСКГ. Для них построят Весты категории TCR — есть такая международная серия, где выступают близкие к серийным, потому достаточно надежные и доступные, но при этом весьма быстрые автомобили с 2,0-литровыми моторами мощностью 330 л. с. В нашем Туринге их число тоже растет: два года назад появились три SEAT Leon, потом их число увеличилось до восьми, а в следующем сезоне стартовая решетка должна собрать вдвое больше участников, причем кроме СЕАТов нам обещают и ти-си-аровскую Audi RS3!

Добрые Весты
Машины для класса Туринг будут существенно отличаться от этих: их мощность окажется вдвое выше!

Но откуда в Весте появится 2,0-литровый турбомотор нужной отдачи? Требования TCR позволяют использовать подходящий двигатель от другой модели, производимой концерном Renault-Nissan — и выбор пал на двигатель F4Rt, знакомый по Renault Megane RS прошлого поколения. С задачей раскачать его до трехсот с лишним сил гоночные инженеры наверняка справятся, а потенциал шасси, я уверен, позволит эффективно им распорядиться.

Так что пожелаем специалистам LADA Sport удачи в разработке, настройке и омологации машин. А я буду ждать, когда Незванкин позвонит мне накануне первого этапа «СМП РСКГ — 2017» и снова спросит: «Ну что, ты готов? Приезжай, мы обкатываем 330-сильную Весту!»

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!