Артеменко — тот самый человек, который в начале девяностых на специально подготовленной «восьмерке» привез марке LADA победу в 1600-кубовом классе на ралли Новой Зеландии и заработал «бронзу» в абсолюте на Ралли Кипра. Многократный призер и чемпион СССР по автокроссу и ралли и в свои 59 остается человеком с бензином в крови. Сейчас он — тест-пилот тольяттинской компании «Автопродукт», которая разрабатывает и продает элементы подвески для всех переднеприводных моделей LADA.
Мы летим по автодрому КВЦ в Тольятти, причем не по самой трассе, а по косогорам, на которых обычно стоят зрители. Ощущение просто запредельной скорости усиливается оттого, что вокруг тебя интерьер совершенно обычной Калины. Но постепенно дикое чувство, что машина перевернется прямо сейчас, сменяется радостным удивлением: «Это ли Калина?!» Под стальной рукой Артеменко она скользит по неровностям, как катер по морской волне. Двигатель тут совершенно серийный, а вот в шасси есть серьезные изменения: колесные диски размерностью 195/55 R16, самоблокирующийся дифференциал и, главное, оригинальные подвески — причем задняя тоже независимая!
– Такие автомобили никто не покупает, потому что мы и не предлагаем автомобиль, — говорит Александр Бабурин, директор «Автопродукта». Иногда в его компанию звонят люди и начинают разговор с вопроса «сколько стоит Калина Кросс?», зачастую путая ее с серийной, которую предлагают дилеры. Это довольно неожиданный нюанс, который создатели машины не учли, когда решали использовать эффектное, трендовое слово «кросс» в названии. Но отказываться от имени в «Автопродукте» не собираются, слишком уж «прикипело». К слову, угрозы тогдашнего президента АВТОВАЗа Бу Андерссона подать на компанию в суд кончились ничем — вероятно, весьма сложно судиться из-за слова, которое употребляет половина автомобильного мира. Что-то большее
Бабурин — тоже выходец с АВТОВАЗа, и идею такого автомобиля он начал обсуждать с дизайнером Виталием Ивановым еще работая там. Но окончательно концепция сформировалась только в 2013-м, когда Бабурин уже лет пять как не работал на Волжском автозаводе и вовсю занимался разработкой оригинальных подвесок в своей новой компании. К концу того года ему удалось собрать денег на покупку новой Калины-хэтчбека. Из него решили сделать шоу-кар с прицелом на тех покупателей, кому «хочется еще». То есть хочется чего-то большего. В итоге — куда большего, чем получилось у самого АВТОВАЗа с его Kalina Cross.
К тому моменту в «Автопродукте» были разработаны и передняя рычажная подвеска на подрамнике, и задняя многорычажка, позволяющая установить полный привод. А вот от эффектного китчевого обвеса, с накладками вроде тех, что используются в серийной Kalina Cross, в конце концов отказались — машинка-то получалась откровенно спортивной, с прицелом на гоночную трассу, а в условиях реальной гонки такие детали долго не живут. Из обвеса остался чистый функционал за авторством все того же Иванова: передняя накладка, защищающая нижнюю часть бампера, аэродинамичная решетка радиатора и заднее антикрыло, защищающее стекло задней двери от грязи.
В 2014 году автомобиль под управлением Артеменко поучаствовал в чемпионате Оренбургской области по ралли. Машина проехала весь этап «нулевым экипажем» (ввиду отсутствия обязательного каркаса безопасности) и сходу показала пятый результат среди 25 участников! Стало понятно, что направление выбрано верно. Тем более, что после показа автомобиля публике 9 мая 2014 года на автодроме КВЦ в компанию посыпались заказы: столь яркое впечатление оставила эта Калина в качестве гоночного такси. Люди задавали один-единственный вопрос: «Когда начнете выпускать ее серийно?» Вот тогда-то и пришлось объяснять, что «Автопродукт» производством автомобилей не занимается и с АВТОВАЗом в этом смысле ни в коем случае не конкурирует. Задняя подвеска
Конечно, эта машина делалась не только для гоночных трасс. Управляемость и проходимость — вот два плюса, которые предлагают инженеры из «Автопродукта» обычным водителям. Плюсы эти зачастую конфликтуют друг с другом, но в этой машине уживаются неплохо. Во всяком случае — куда лучше, чем в стандартной, заводской Kalina Cross, которую мы взяли на этот тест для сравнения. Если на ней с рождения установлена задняя полузависимая балка, то на машине «Автопродукта» — независимая подвеска с двумя диагональными (один из них — развернутый) и одним продольным рычагом с каждой стороны. Стальные трубчатые рычаги крепятся на оригинальную балку, которая в свою очередь крепится взамен штатной полузависимой — никаких дополнительных отверстий на кузове делать не нужно.
От чисто гоночных треугольных задних рычагов в процессе эволюции этой Калины отказались: нынешняя схема лучше по характеристикам, потому что куда меньше склонна изменять развал, схождение и колею под нагрузкой. Ее можно развивать и усложнять с помощью дополнительных рычагов, но нынешний вариант оптимален по балансу цены и получившихся качеств. Есть ее варианты и под барабанные, и под дисковые тормоза, эти компоненты предлагают партнеры — компании СТТ или LADA Sport. Такие подвески можно монтировать на Приору, Гранту, Калину, а также на «восьмерки» и «десятки». Есть запрос от потребителей на подобную подвеску для Весты и XRAY, и работа с этими моделями тоже уже ведется. Передняя подвеска
С оригинальной передней подвеской пока та же ситуация: начались работы с новыми моделями LADA, а для старых предлагают детально проработанные решения. В основе узла — трубчатый стальной подрамник, к которому крепятся два треугольных рычага. Подрамник «замыкает» силовую схему передка не только по горизонтали, но и по вертикали. Ведь серийный лонжерон идет над колесом и в районе стакана «ныряет» вниз, чтобы дальше пойти под полом автомобиля, а подрамник крепится спереди к поперечине и дальше идет понизу, встречаясь с лонжероном в районе щитка передка. Добавляет жесткости хорошо известная тюнерам распорка между стаканами в моторном отсеке: она как бы «размазывает» нагрузку, отсекая острые ударные пики.
Еще одна особенность передней подвески — задние сайлент-блоки рычагов. Ось у них не горизонтальная, как в серийной подвеске, а вертикальная. Нагрузки в этой области преимущественно горизонтальные, и в серийном рычаге они стремятся вырвать ось из места запрессовки. С вертикальной осью и сайлент-блок под нагрузкой работает более правильно, и антиклевковый эффект получается более выраженным. Распорки, «банка», самоблок
Высокая жесткость и оптимальная кинематика — вот две цели, которые преследовали конструкторы подвески. Но жесткость передка — это еще не все. С помощью небольших дополнительных мер можно существенно поднять крутильную жесткость кузова в целом, считают в «Автопродукте». И да, эти меры тоже знакомы всем автоспортсменам: распорка между задними стаканами и образующий с ней единую структуру стальной трубчатый крест. По замерам, проведенным в компании, только распорка поднимает жесткость кузова на кручение на 8-11%, а в сочетании с крестом — на 20-25%. На целую четверть! Столь высокий результат достигнут отчасти качественной реализацией: все соединения сделаны под конус, посадка получается с натягом, что фактически идентично сварке. А если понадобится сложить спинку заднего дивана, то снять и распорку, и крест не составляет особого труда.
Стойки амортизаторов в тестовой Калине — собственной разработки компании, газонаполненные однотрубные (хотя был опыт работы и с «двухтрубниками»), но вообще клиент обычно сам решает, оставлять ему «родные» вазовские стойки или ставить что-то иное. Среди вариантов — такие же, как у «нашей» машины, или же от известного производителя, зарубежного или отечественного. Довольно частое сочетание — подрамник «Автопродукт» и стойки LADA Sport, которые поставляет компания Demfi. А бывает, что для установки подрамника приезжает машина, только что купленная в спортивном подразделении АВТОВАЗа. Такая доработка серийной Granta Sport или Kalina Sport — тоже довольно распространенный вариант.
Еще одна фишка, отличающая эту Калину от серийной — самоблокирующийся межколесный дифференциал. Сейчас здесь установлен винтовой — такой вариант и планировался для Кросса. Но пару лет назад сюда ставили и дисковый, под тот самый раллийный этап, который Артеменко, выступая вне зачета, закончил пятым. Оба варианта блокировки — также собственной разработки и производства «Автопродукта».
Наконец, нельзя не упомянуть выпускной тракт, входящий в список доработок. Из-за оригинальной задней подвески выпуск приходится адаптировать, немного удлиняя трассу и меняя родную заднюю «банку» на оригинальную прямоточную. В компании говорят, что такая схема подходит и серийному, и спортивному автомобилю. Что ж, звучит эта Калина действительно несколько по-другому, нежели серийная — чуть громче, с хриплыми нотками, характерными для спорта, но без экстрима: на такой вполне можно спокойно передвигаться по улицам и дворам. А вот в двигателе, как сказано выше, никаких изменений — чтобы сразу было понятно, за счет чего автомобиль так лихо поехал. По всей стране
В офисе компании «Автопродукт» работает семь человек, включая двух конструкторов, тест-пилота, менеджера по продажам, бухгалтера и директора. На производстве трудятся еще девять человек. Каждый месяц компания продает около десяти комплектов, в каждый из которых входит передняя (подрамник, рычаги) и задняя подвеска (балка, рычаги). Сколько ежемесячно уходит только передних подвесок, в компании навскидку сказать затруднились, сказав лишь «очень много, не посчитаешь». Немудрено, одних подрамников, оказывается, аж 16 видов — на большинство переднеприводных вазовских машин, да еще и в нескольких вариантах…
Магазины, которые продают компоненты тольяттинского «Автопродукта», есть в крупных российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург… Еще в 2013 году в дилерской сети было всего 11 магазинов, а сейчас она состоит из более чем 80 компаний — в Крыму, Поволжье, на Урале, в Сибири. И даже в ближнем зарубежье — в Казахстане. Сервисных центров, где производитель рекомендует устанавливать купленные компоненты, меньше, всего 20: все они указаны на официальном сайте «Автопродукта», который контролирует качество оказываемых ими услуг. Кроме того, опубликованы подробные инструкции, позволяющие самостоятельно установить комплект.
А еще инженерные решения «Автопродукта» пользуются спросом в Российской серии кольцевых гонок (СМП РСКГ): несколько команд первенства имеют техническую поддержку от тольяттинской компании или просто покупают у нее компоненты. В прошлом году Владимир Шешенин, выступая в классе «Национальный» на Калине с подвеской от «Автопродукта», стал обладателем Кубка России — опередив, на минуточку, 35 соперников, многие из которых пилотируют LADA Kalina, Kia Rio и Volkswagen Polo с дорогущими импортными стойками Reiger и Ohlins!
И все-таки основная масса клиентов — это обычные автомобилисты из числа тех, кому «хочется чего-то еще», как говорит Бабурин. Но ведь и серийная, заводская Kalina Cross тоже призвана расширить возможности модели. Может быть, обычному автомобилисту вполне хватит и ее? Поехали!
Асфальтовый участок автодрома КВЦ заставляет вспомнить об истинных пределах управляемости и устойчивости серийной Kalina Cross. Точнее, так: здесь границы не выглядят слишком большими. Крены, легкий руль, ярко выраженный недостаток поворачиваемости… Виражи машина проходит под свист покрышек Pirelli Cinturato P1 размерностью 195/55 R15, который усиливается истеричным визгом внутреннего колеса, стоит лишь добавить оборотов на выходе… Эх, сюда бы самоблок!
На Kalina Cross от «Автопродукта» все по-другому. Действительно, даже не слишком породистые шины Sava Intensa HP 195/55 R16 куда сложнее сорвать в пробуксовку или на юз, и отчасти это заслуга именно блокировки дифференциала — повороты гоночной трассы машина пишет, как по лекалу. Но в обычной эксплуатации самоблок вам, может быть, и не понадобится — не всем понравится возросшая чувствительность автомобиля к колеям и смешанному покрытию или же выраженная склонность к заносу. Зато явно уменьшившиеся крены и восхитительная, совершенно не свойственная серийной Калине обратная связь на руле — в значительной степени это заслуга именно новой подвески. К слову, настройки электроусилителя и передаточное отношение в рулевом механизме здесь остались стандартные.
Ну а что на проселке? После фокусов маэстро Артеменко на пересеченке становится понятно, что повторять подобное, не имея специальной подготовки (или хотя бы шлема и заначки на покупку новой машины), не стоит — ни на Калине от «Автопродукта» ни, тем более, на серийной машине. Однако даже если отбросить скоростные «прохваты», по геометрической проходимости Калина с независимыми подвесками ожидаемо оказывается лучше.
Да, у серийной Kalina Cross увеличенный до 210 мм дорожный просвет (в порожнем состоянии), но взгляните на линию капота, когда автомобили стоят рядом — машина от «Автопродукта» получилась даже немного выше, а кинематика подвески у нее куда более продвинутая. В результате машинка легко перемахивает через пригорок или пару небольших валунов там, куда на обычной Калине Кросс и соваться не захочется. Гарантии и цены
По идее, доработки от «Автопродукта», которые пройдет ваш автомобиль, необходимо зарегистрировать в ГАИ. Но, как известно, долгая и до сих пор не продуманная детально процедура с запросами сначала в Госавтоинспекцию, потом в НАМИ, а также необходимость предоставить автомобиль на первичную и окончательную экспертизы делают затею с регистрацией просто нереальной. Кроме того, доработанный автомобиль лишается заводской гарантии — по крайней мере, в той части шасси, которая стала иной. Но на руках у покупателя оказываются все необходимые сертификаты об изделиях, а при возникновении малейших проблем при установке или эксплуатации «Автопродукт» обещает всестороннюю поддержку.
На каждую «железку» компания клеит стикер, который необходимо сорвать и отправить СМС по указанному номеру — в ответ придет подтверждение, что вы приобрели фирменный продукт. Ряд изделий защищен патентами, а некоторые компоненты даже получили пожизненную гарантию производителя, и список таких «долгожителей» обещают со временем расширять.
А теперь о ценах. Приведем примерные цифры (в зависимости от модификации они могут незначительно отличаться). Передний подрамник с рычагами в сборе стоит 10 000 рублей. Задняя независимая подвеска — 26 000 рублей. Еще вам потребуется новая основная «банка» выхлопа, и за глушитель вы отдадите 3 000 рублей (как вариант доступен практически вечный «выхлоп» из нержавейки за 5 000 рублей). Установка обойдется в 2 500 рублей за каждую подвеску. Итак, примерно за 50 000 рублей вы получаете вазовский автомобиль, который по повадкам довольно сильно отличается от серийных Лад.
С другой стороны, есть фирменный универсал LADA Kalina Cross, у которого на 23 мм увеличен клиренс, есть пластиковый обвес и оригинальная отделка интерьера. В самой простой комплектации Classic с 87-сильным двигателем и 5-ступенчатой «механикой» она стоит 525 800 рублей. Обычная, не «кроссовая» Калина в кузове универсал и идентичной комплектации обойдется в 488 500 рублей, то есть на 37 300 рублей дешевле. Так что, если вам важнее не «шашечки», а именно «ехать», лучше купить серийный универсал и, немного переплатив за решения от «Автопродукта», получить совсем другие ездовые качества.
Спору нет, серийная Kalina Cross пользуется заметным успехом и будет продолжать им пользоваться. Большинству клиентов, выбирающих LADA, ни к чему заморочки с переделками и сертификатами. Для них гораздо важнее вешний вид, интересный салон и сохранение заводской гарантии. А через бордюр или небольшой сугроб и серийный Cross переберется без труда. Вот и получается, что эти два Кросса — совсем не два сапога пара, а совершено разные кроссовки. Один — для широкого потребителя. А второй — для тех, кому требуется чуть больше…
«Хочешь, еще раз прокачу?», — спрашивает Артеменко, и я, запрыгивая в правое кресло, уже прикидываю, когда смогу поставить такую подвеску на свою Калину-универсал.
|