Кучно легли. Пока один корреспондент CARscope.ru тестировал на Автодроме Санкт-Петербург LADA Vesta Sport, самый быстрый седан от компании LADA Sport, придворного ателье АВТОВАЗа, второй отправился на кроссовую трассу в Тольятти, чтобы познакомиться с частным проектом LADA Vesta Rally Sprint. Будут ли они конкурировать между собой — и какая Веста спортивнее? Прекрасен наш союз
Тольяттинский тюнинг жив! Провокационный проект создавался в лучших российских традициях. Несколько независимых компаний объединились для перевоплощения стандартной Весты в гоночный автомобиль, способный конкурировать с профессиональными ралли-кроссовыми болидами. Идея такой версии пришла в голову организаторам подобных соревнований — спортивно-техническому клубу «Лада». Именно они смогли собрать вокруг этого проекта лучшие тольяттинские фирмы и реализовать все на практике.
Рецепт быстрого перевоплощения обычной машины предлагают компании, производящие различные детали, узлы и агрегаты для спортивных автомобилей. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности выбирать, какую часть машины владелец захочет «прокачать» в первую очередь. Постепенно можно модернизировать свой транспорт до состояния спорткара и, пройдя все стадии тюнинга, принять участие в профессиональных гонках.
«Наш клуб сконцентрировал все пожелания наших потенциальных пилотов, — рассказывает директор директор ТСТК «Лада» Юрий Лезин. — Старые спортивные кузова на автомобилях «восьмого» семейство и Калинах потихоньку отживают свое. Рано или поздно модели уходят с производства, и скоро уже просто негде будет брать машины, на которых можно ездить молодым пилотам. Это не профессиональные гонщики, у них нет бюджета на сертифицированный автомобиль. Но эти ребята знают, что такое доводка техники своими руками. Наша идея была такова: берем современный автомобиль, который продержится на конвейере длительное время. На его базе создаем небольшую альтернативу спортивным болидам. Фактически это некий собирательный образ, который вобрал все пожелания по подвеске, мотору, тормозной системе, системе выпуска и внешнему виду».
В 2017 году на 45-м юбилейном ралли-кроссе «Серебряная Ладья» было заявлено, что разрабатывается новый проект Vesta Sprint, и работы по нему уже начались. Через год руководители компаний сдержали обещание и представили общественности уже готовую версию спортивного седана. Стиль, определяющий возможности
Во время презентации на автодроме КВЦ в Тольятти журналисты смоли увидеть, как будет выглядеть «боевой» болид Vesta Sprint. На удивление собравшихся, у выставочной площадки оказалось две версии автомобиля с наклейками на бортах Vesta Sprint! Первая — белая LADA Vesta с массивным кросс-комплектом, окрашенным в черный глянцевый цвет. Второй седан — красного цвета, с более скромным набором неокрашенных пластиковых накладок. Оба комплекта изготовлены из АБС-пластика по технологии вакуумной формовки компанией ArtForm.pro. Очевидно, что первостепенная задача пластиковых деталей — создать индивидуальный внешний вид, подчеркивающий возможности автомобиля. Но кроме дизайнерской составляющей, у этого комплекта накладок есть и практическое применение.
«Если вы заметили, то сегодня у нас представлено два типа такого комплекта, — подчеркивает Алексей Мызников, руководитель компании, выпускающей обвесы. — Обычный, который смонтирован на красном автомобиле, и более агрессивный на белой LADA Vesta. Первый мы установили не только для того, чтобы подчеркнуть его спортивные возможности, но и обеспечить защиту кузова автомобиля. Неокрашенные расширители крыльев, накладки на пороги и двери принимают все удары от камней и гравия на себя. Тисненный пластик не боится сколов и царапин и прекрасно выполняет защитную функцию. Кроме этого, 15-дюймовые спортивные диски с раллийными шинами не теряются в арках, как это произошло бы при установке более агрессивного обвеса». Второй комплект окрашен в черный глянец. Его задача, по замыслу создателей — создать более брутальный внешний вид.
«Большие расширители колесных арок, стильная юбка переднего бампера и молдинги на дверях создают ощущение «заряженного» автомобиля, — продолжает Алексей Мызников. — С дисками диаметром 17 дюймов от люксовой версии LADA XRAY эта Vesta выглядит весьма стильно. Завершает образ обоих автомобилей спортивный спойлер на крышке багажника. В арсенале нашей компании есть и более футуристичные спойлеры, но для презентации мы предоставили классический вариант».
Производство пластиковых обвесов полностью отлажено. Вариант, представленный на красном автомобиле, свободно продается и уже разошелся тиражом в тысячу экземпляров. Купить такой набор и смонтировать на седан и универсал можно, имея на руках 15 тысяч рублей. А вот окрашенный экземпляр представлен впервые и существует в единственном экземпляре. Его стоимость пока сохраняется в секрете и будет раскрыта чуть позже. Единственное, что удалось узнать корреспонденту CARscope.ru — цена его будет выше первого экземпляра из-за большего количества деталей и более крупных размеров каждого элемента. Но любой комплект из ударостойкого тисненного пластика можно выбрать как в «натуральном» варианте, так и окрасить по своему вкусу. Борьба за независимость
Над подвеской колдовали специалисты компании «Автопродукт». Мы хорошо знакомы и с ее продуктами, и с авто, на которые они устанавливаются: год назад ездовые возможности доработанной Kalina Cross покорили нас на этом же автодроме КВЦ. У той Калины, в отличие от заводского кросс-универсала, сзади смонтирована оригинальная независимая подвеска. Неужели и Vesta Rally Sprint удивит подобным решением?
Ясность внес директор компании «Автопродукт» Александр Бабурин: «Я бы сказал так: ранее нам просто задавались вопросы, а мы отвечали, что в этот проект мы таких решений не внедряем. Но на данный момент у нас уже есть 3D-модель независимой подвески для Весты. Будет опытый образец, планируются необходимые тесты. По срокам я пока ничего не скажу, но мы двигаемся в этом направлении. В октябре мы закроем вопросы по существующим независимым подвескам, которые предлагаются для предыдущего ряда вазовских моделей — от «восьмерки» до Kalina и Granta. Пришлось внести некоторые изменения уже по результатам эксплуатации, потому что независимая подвеска используется на разных семействах и разных кузовах. Только после этого придет время независимой подвески для нового седана. Я могу сказать, что для LADA Vesta будет адаптирована та же технология, что обкатана на LADA Kalina».
А пока производитель только занимается разработкой, логично внимательно рассмотреть те решения, которые уже внедрены в версию Vesta Sprint. Для улучшения управляемости на задней балке появились регулировочные пластины. У стандартной LADA Vesta развал составляет -1 градус, а с пластинами этот показатель изменяется до — 2 градусов: проверенное гонками решение для улучшения управляемости. Более глобальные и интересные трансформации пережили амортизаторы. На место стандартных двухтрубников встали однотрубные стойки собственной разработки. Подвеска стала более собранной, а амортизаторы можно настраивать под каждую дисциплину автоспорта.
«В отличие от серийных двухтрубных амортизаторов мы используем газомасляные амортизаторы высокого давления. У них стабильность ходовых характеристик выше стандартных, они лучше подходят для профессионального спорта. Их ценовая планка несколько выше стандартного набора, а очевидное преимущество достигается при высоких нагрузках. На белой Весте мы оставили штатные двухтрубные амортизаторы. Но мы найдем возможность модернизировать и такой вариант, поскольку автомобили позиционируются и для любительского спорта, и для городской езды», — уточнил Александр Бабурин.
Внедрение модернизированной подвески никак не влияет на клиренс автомобиля: как и у обычных Вест, дорожный просвет составляет 178 мм. Меньше, чем у LADA Vesta Cross с ее 203 мм, но внушительнее, чем у LADA Vesta Sport, которую от земли отделяют 162 мм. Особенности национальной форсировки
Еще одна приманка для любителей и профессиональных автогонщиков — модернизированный двигатель силовой агрегат. Обещанные изменения в двигателе внутреннего сгорания намекали на возможности класса «Национальный» — в Российской серии кольцевых гонок такие моторы развивают и по 160 л. с.! Но мы постарались разобраться в стадиях модернизации — и оказалось, что не все так просто. За основу взят стандартный мотор ВАЗ-21127 объемом 1.6 литра, который на Вестах развивает 106 л. с. К нему применили наработки, которые спортсмены используют для доводки двигателя ВАЗ-21126 — в стандартном варианте он развивает 98 л. с. из-за впускного коллектора постоянной длины. И если в первоначальных данных для Vesta Rally Sprint фигурировала мощность в 170 л. с., то непосредственно на презентации LADA Vesta Rally Sprint говорили уже про 150 сил.
После общения с представителями Technex инжиниринг, доводившей двигатель, все встало на свои места. Оказалось, что мощность может быть от 150 л. с. и выше: стендовые испытания провели не в полном объеме, и точных данных пока нет. Сама компания охотно поделилась секретами форсировки. Головка блока цилиндров была подведена под требования класса «Национальный». Специалисты модернизировали впускную систему и установили распредвалы, увеличив высоту подъема клапанов. Шатуны оставили от «сто двадцать шестого» мотора, а вот коленвал и поршни взяли от 1,8-литрового двигателя ВАЗ-21179. Меньшая инерция кривошипно-шатунного механизма позволяет мотору быстрее раскручиваться до высоких оборотов, на которых и достигаются пиковые показатели.
«Паук» по схеме 4-2-1 изготовлен компанией STT Perfomance: четыре стальные трубы коллектора соединяются в две и уже потом в одну диаметром 51 мм. Далее в тракте расположен резонатор такого же диаметра и глушитель, в простонародье называемый задней «банкой». В общем, распространенное и довольно бюджетное решение для начинающих спортсменов. Но специалисты компании уверяют, что это не самый «злой» набор: в их арсенале есть системы на базе более серьезных компонентов. Здесь же основной упор сделан на доступность для клиентов: затраты на него не превысят отметку в 10 тысяч рублей. Конечная задача подобной выхлопной системы — позволить более мощному мотору легче дышать без оглядки на экологические стандарты. А бонусом идет басистый звук при нажатии на педаль газа.
Естественно, для модернизированного агрегата были полностью изменены настройки электронного блока управления. В подобном исполнении двигатель может развивать максимальный крутящий момент в 180 Нм при — держитесь крепче! — 7 500 об/мин. Для динамичного ускорения нужно постоянно держать стрелку тахометра в красной зоне. Такой характер хорошо знаком всем спортсменам, привыкшим ездить на «верховых» моторах. Примечательно, что заводская LADA Vesta Sport с 1,8-литровым двигателем выдает 182 Нм уже при 3 600 об/мин и при этом соответствует современным экологическим нормам. И довольствуется французской коробкой передач JR5!
А создатели LADA Vesta Rally Sprint от этой коробки отказались сразу — очевидно, не из-за предельных нагрузок, а из-за характеристики фактически гоночного мотора. На замену агрегату от Renault-Nissan пришла отечественная «механика» ВАЗ-2181 с тросовым приводом. В коробке главную пару заменили на спортивную 4,3 с дифференциалом повышенного трения (преднатяг — 6 кгс) и установили сближенный, так называемый «седьмой» ряд. В итоге Веста с таким силовым агрегатом эффективно стартует с 4 000 об/мин, повороты на затычной трассе КВЦ прохоит на второй передачу, и только на коротких прямиках позволяет воспользоваться третьей и четвертой ступенями. Тормоза по барабану?
Тормозная система, как ни странно на первый взгляд, пережила наименьшие изменения. Вроде бы логично оснастить форсированный автомобиль цепкими тормозными механизмами — у LADA Vesta Sport, как мы помним, диаметр передних дисков составляет 300 мм, задних — 260. А тут не стали трогать даже задние барабаны! «На данном этапе мы решили изменить только вакуумный усилитель тормозов, — признался представитель «Деталь Сервис Авто» Павел Вишняков. — Были изменены технические характеристики для уменьшение усилия на педали тормоза. Остальные компоненты системы остались прежними, и продиктовано это в первую очередь бюджетностью автомобиля: стоимость модернизации «вакуумника» со снятием и установкой составляет всего 2 тысячи рублей».
Ох, не вышла бы такая экономия боком! Возможно, не обязательно монтировать огромные тормозные диски, которые потянут увеличение диаметра колеса — но и под стандартные 16-дюймовые диски можно найти цепкие механизмы с многопоршневыми суппортами. И в любом случае вакуумный усилитель тормозов на Весте — последний узел, который мы бы стали модернизировать: даже в LADA Vesta Sport он остался без изменений, а спортивному и тем более гоночному автомобилю куда важнее обратная связь по педали тормоза, чем легкость ее нажатия...
Впрочем, в DSA готовы интегрировать спереди диски большего размера и другие колодки, а также заменить задние барабанные механизмы на дисковые. И пусть такая модернизация потребует дополнительных финансовых вливаний — ее надо предлагать клиентам в первую очередь, а не упирать на «снижение усилия на 20% при рабочем торможении»! Грунтовое амплуа
Vesta Rally Sprint предстала перед публикой, когда на автодроме проходили соревнования «Серебряная Ладья». А на следующий день мы проехали по трассе в компании заказчика проекта Юрия Лезина. Старт с асфальтированной площадки под традиционный визг шин, первый поворот — а затем змейка, уходящая в подъем. Укатанная по центру трасса по бокам усыпана «отработкой». Vesta Rally Sprint уверенно цепляется за покрытие раллийными шинами, перед подъемом басовито фыркает, переходя на пониженную передачу, взлетает на холм и замедляется перед 180-градусным поворотом. Пожалуй, на грунте возможностей штатных тормозов хватает, но впритык . На прямой после спуска полностью открываем газ — и машина летит к следующему виражу.
Все-таки главный козырь этой Весты — подвеска. Однотрубные амортизаторы прекрасно глотают все ямы и колеи, нарытые участниками вчерашних заездов. Крены заметны, но для раллийной или ралли-кроссовой машины ожидаемы. Больше беспокойства вызывает обстрел кузова грязью, летящей из-под колес. После «прострела» первым делом осматриваем пластиковый обвес. Все детали на месте и защитили кузов от повреждений, приняв удары на себя.
Сознательно или подспудно, авторы проекта LADA Vesta Rally Sprint создали автомобиль, который напрямую не конкурирует с заводской Вестой Спорт. Тот автомобиль предназначен в первую очередь для комфортной ежедневной эксплуатации и готов к трек-дням на холеных автодромах. А LADA Vesta Rally Sprint — для парней из регионов, где нет кольцевых трасс, но живы навыки самостоятельной доводки автомобиля. Эта машина куда «злее», чем Vesta Sport, и сможет подарить удовольствие от управления настоящим спортивным снарядом — но в будний день на проспектах мегаполиса мы представляем ее с трудом.
Так что спортсмену-любителю, который увлекается короткими заездами на грунтовых и снежных трассах, остается только решить, с чего начать «прокачивать» стандартную Весту (мы бы начали с хороших тормозов) — и можно заявляться в ралли-спринты.
|