«В мире много разных фруктов, но такой как он — один». Тестовая LADA Vesta SW Cross вызывающего рыжего цвета идеально соответствует строчкам из рекламы позабытого напитка. Казалось бы, по сравнению с обычным универсалом у кросс-версии не так много доработок, но именно клиренс в 203 мм, агрессивный внешний вид с симпатичной мордашкой и комплекс услуг от электронных помощников и делают ее единственной и неповторимой в своем роде.
С одной стороны, Vesta SW Cross наделена повадками кроссовера и обучена некоторым приемам для покорения бездорожья, с другой — по-семейному удобна и практична. Она не выпячивает себя. Автомобиль как бы говорит: «Да, я могу проехать там, куда большинство пузотерок не сунется, но будь аккуратен: я все-таки забочусь о тебе в городской суете и на безмятежной трассе».
Веста-универсал покупателям понравилась — что обычная, что кросс-версия. Но, несмотря на растущую популяцию, эти автомобили по-прежнему привлекают внимание на дороге. И в столице, и в регионах: для зажиточных москвичей любая Лада все еще остается экзотикой, у провинциалов одна из самых дорогих модификаций не стала ходовой. Но стоило мне припарковать ее во дворе, как соседи начали расспрашивать: сколько стоит, не скрипит ли салон, что за двигатель, какая мощность, расход топлива… С теми же вопросами подходили люди на парковке супермаркета. Хорошо хоть сотрудники ДПС не были столь же любознательны.
Из-за пластиковой «юбки» Vesta SW Cross длиннее аналогичной Весты SW на 14 мм, выше на 20 мм и шире на 21 мм. С такими размерами кросс-универсал отправляет в нокаут прямых одноклассников — более тесный Kia Rio X-Line и Skoda Rapid с его чисто «асфальтовым» клиренсом. Из 4 424 мм длины 2 635 мм приходится на базу, по ширине Vesta со своими 1 785 мм ближе к Kia Ceed или Skoda Octavia, которые обитают в более крупном сегменте. По высоте (1 537 мм) Vesta SW Cross также превосходит своих соперников. Наверняка многие помнят металлические бампера вазовской «классики»: объект столкновения боялся встречи с ними больше, чем сам водитель. Пусть пластиковый обвес Весты SW Cross не относится к высшему классу бронирования, но он достаточно крепкий, чтобы без последствий выдержать удар на 15 км/ч. Об этом неприятно говорить, но другу на своей SW Cross довелось проверить этот факт на практике. К счастью, никто не пострадал, кроме невинной Mazda3.
Менеджеры дилерских центров Kia и Skoda, куда я отправился ради эксперимента, явно терялись: как убедить водителя SW Cross пересесть на Rio или Rapid? Ведь салон Весты просторнее (да, места для коленей на втором ряду чуть больше у Рапида, но в плечах комфортнее в LADA Vesta). Шумоизоляция Лады как минимум не хуже. Хотя качество сборки, что особенно заметно в мелочах, все же уступает одноклассникам, а во время движения на заднем сиденье иногда доносятся скрипы трущегося друг о друга пластика.
Еще сильно раздражает экран мультимедиасистемы. Инженеры АВТОВАЗа! Расширьте, пожалуйста, диапазон регулировки яркости экрана. Ночью это «светило» даже с минимальной подсветкой озаряет полсалона, а вместе с ним и твое измученное лицо. Путем экспериментов мы выяснили, что проблему с ослеплением можно решить тремя способами. Первый — выключить мультимедиа и умереть от скуки. Второй — заклеить экран листом А4, израсходовав не одну пачку скотча (поскольку приклеить что-то к передней панели практически невозможно). Третий вариант, он же лучший, — отдать 300 рублей на СТО за установку темной заставки экрана. Если вежливо попросить, то за эту сумму перепрограммируют и электронный блок противотуманных фар, которые будут автоматически включаться при повороте руля, освещая повороты. Обе операции занимают не больше 10 минут.
Если забыть о яркости экрана, то мультимедиа радует функционалом: на дисплей выводятся карты навигации, данные музыкальных разделов, изображение с камеры заднего вида. Можно воспроизводить даже фильмы с флешки! Но все это хозяйство порой подтормаживает, а некоторыми подменю пользоваться откровенно неудобно. Попробуйте, например, найти нужный номер в загруженной со смартфона телефонной книге.
Если днем салон Весты Кросс пестрит яркими светло-оранжевыми цветами отделки, то ночью мягкая и ненавязчивая подсветка ручек открывания дверей в салоне, ног водителя и переднего пассажира создают иллюзию, что находишься в автомобиле дороже миллиона рублей. Особенно порадовали трехуровневый подогрев передних сидений с подогревом поясничной зоны, подогрев ветрового стекла и три подстаканника — два рядом с ручкой коробки передач и еще один, отформованный на внутренней поверхности крышки бардачка. В них без риска облиться можно поставить стаканчик кофе объемом 0,3 — 0,5 л. Любители подкрепиться в машине могут положить закуски на нерегулируемый подлокотник между передними сиденьями, если только не жалко испачкать приятную на ощупь обивку. Но если это произошло, то под подлокотником есть глубокая ниша для телефона и влажных салфеток.
Задние пассажиры не обделены вниманием — у них есть собственный подогрев сидений, 12-вольтовая розетка, разъем USB и подлокотник с двумя подстаканниками. Неплохо для бюджетника? Единственное, что в плохую погоду заставит выйти из машины — грязные фары. За путь длиной 250 км мы раз пять остановились, чтобы помочь пучку света вырваться из темницы и осветить мрачный пейзаж за окном.
А вон там проедешь? Обычно с этой фразы начинаются большие проблемы, и наш случай не исключением... Фотограф показал на снежную тропу с глубокой колеей. Мы посреди леса, в радиусе 10 км ни одной живой души. Вся надежда — на 20-сантиметровый клиренс и цепкие покрышки Nokian Hakkapeliitta 8. Казалось, мы пройдем. Система стабилизации по очереди притормаживала ведущие колеса, имитируя блокировку дифференциала. И Vesta SW Cross шла! Пока не села на брюхо. Ситуация далеко не оптимистичная — как ни уговаривай Весту, какие кнопки ни нажимай и как ни проси фотографа сильнее подтолкнуть — машина не двигается с места.
480 литров объема багажника с дополнительной 95-литровой нишей под полом и складывающий почти вровень с полом второй ряд сидений позволяют увезти недельный запас продуктов, три сноуборда, перчатки, лопату и маленькую баночку газировки. Это здорово выручает, когда вы сели на брюхо в лесу и кроме как на себя рассчитывать не на кого. Была, кстати, мысль использовать сноуборды как сенд-траки, но в итоге справились меньше чем за полчаса с помощью одной только лопаты и крепких выражений. Затем, выбравшись на дорогу, еще четверть часа выковыривали снег, налипший между спицами красивых 17-дюймовых колес — иначе не от вибрации, появившейся на трассовых скоростях, можно было сойти с ума. Впрочем, так происходит с любым автомобилем, Веста SW Cross не виновата.
Не все знают, но год назад вышла новая версия прошивки роботизированной коробки передач АМТ 2.0, и одновременно обновилась системы управления двигателя 1.8. Более подробно об изменениях мы узнали от Владимира Петунина, отвечающего на АВТОВАЗе за разработку трансмиссий: «Принцип разработки АМТ был простой: системы обязана подчиняться водителю и ничего не должна делать сама. Ползущий режим — отступление от этого принципа. Мы пошли на встречу потребителю и внедрили его. Мало кто понимает, что ползущий режим является паразитным свойством классического автомата. Это свойство работы гидротрансформатора. Просто за 10 лет люди привыкли к такой особенности и сочли ее удобной. Вместе с АМТ 2.0 АВТОВАЗ сделал другую прошивку для 1.8 — была внедрена система оптимизации питания двигателя. В «железе» тоже есть новшества — у контроллера управления теперь не одна, а две платы, и, конечно, иная программа управления коробкой передач».
Хватило десятка километров, чтобы понять, почему легкий седан с «механикой» не может догнать груженый роботизированный универсал. Первое наблюдение: АМТ 2.0 практически не «тормозит» при активном вождении. Второе: у «сарая» лучше аэродинамика. Универсал не сносит ветром на высоких скоростях, он стоически воспринимает колеи, ехать с высокой скоростью на нем безопаснее. Динамики 1,8-литрового 122-сильного мотора хватает в городе и на трассе. Разве что расход топлива (кстати, завод разрешает лить в Весты с мотором ВАЗ-21179 бензин АИ-92) не назвать выдающимся. Даже в пенсионерском режиме Vesta SW Cross потребляла на каждую «сотню» 8 литров на трассе и 10 литров в городе.
Стартовая цена на Весту SW Cross с двигателем 1,6 л (106 л. с.) и механической коробкой составляет 779 900 рублей без учета скидок. Стоимость тестовой машины в максимальной комплектации Luxe/Prestige с двигателем 1,8 л (122 л. с.) и «роботом» — 926 900 рублей. Для сравнения, переднеприводный кроссовер Hyundai Creta даже в базовом исполнении чуть дороже. А за Kia Rio X-Line в сопоставимых с Вестой SW Cross комплектациях придется отдать тысяч на сто больше. На мой взгляд, оно того не стоит.
|