Брак в ТольяттиВыясняем на тесте, подошли ли LADA XRAY Cross внедорожные кроссовкиБрак в ТольяттиВыясняем на тесте, подошли ли LADA XRAY Cross внедорожные кроссовки Макс Пасечный, опубликовано 17 июля 2019
Фото: CARscope.ru Со старта продаж LADA XRAY Cross прошло более полугода, и пришла пора ответить на главный вопрос: смогли ли инженеры АВТОВАЗа, серьезно перелопатив конструкцию обычного Иксрея, сделать кросс-хэтчбек бойцом на бездорожье и максимально комфортным в повседневной городской суете?
Первое, что нужно знать вам: XRAY Cross — гибрид чисто французской платформы B0 и «тележки» LADA Vesta, созданной нашими специалистами. Например, передняя подвеска, рулевая рейка, здание дисковые тормоза взяты от Весты. Бокс-подлокотник между передними креслами с USB-гнездом и кнопками подогрева дивана — оттуда же. Так что XRAY Cross — типичный пример русско-французского брака, который инициировали именно тольяттинские инженеры. И второе, что хотим выяснить уже мы — насколько удачным он получился?
По сравнению с обычным XRAY версия Cross обзавелась внедорожными мышцами и немного выросла в размерах. Дорожный просвет увеличили со 195 до 215 мм. В длине внедорожный хэтч прибавил 6 мм (4 171 мм), за счет пластиковых расширителей колесных арок Кросс стал шире на 46 мм (1 810 мм), в высоту кроссовер подрос на 75 мм (1 645 мм). На крыше появились рейлинги, способные выдержать груз до 50 кг.
Стилисты АВТОВАЗа грамотно подошли к вопросу функции дизайна. Автомобиль специально затачивался под бездорожье, поэтому бамперы у Кросса сделаны из нескольких частей. Передний серебристый декор в нижней части бампера при повреждении можно заменить отдельно. Задний бампер состоит из четырех частей: серебристая накладка, неокрашенная основа и окрашенные элементы, соединяющие фонари и основную часть. В обычном Иксрее бампера цельные, так что выходит, что Кросс должен быть выгоднее при косметическом ремонте! Но, как заметил мой знакомый директор автосервиса по кузовному ремонту, восстановление любых новых моделей и LADA XRAY Cross в частности — проблематичное занятие, поскольку оригинальные запчасти не всегда есть в наличии, а выпуск их копий еще не освоен. Но основная «кузовщина» такая же, как у обычных Иксреев, так что без крыла или капота вы не останетесь.
Внешне XRAY Cross, мягко говоря, выделяется на дороге — вне зависимости от региона, в котором она проложена. В обзоре Vesta SW Cross мы упомянули, что «ИКС-дизайн» новинок от LADA замечают и в столице, где процент Лад относительно невысокий, и в глубинке, жители которой смотрят на них с практическим интересом. Но, пересев на XRAY Cross, я понял, что кросс-Веста меркнет в тени его популярности. И в родном Тольятти, и в пробеге длиной 2 тысячи километров до Москвы и обратно — на заправках по трассе М5 «Урал», в плотном потоке мегаполиса, во дворе в Подольске — всюду я ловил любопытные взгляды.
И я могу понять интересующихся. Ведь конкурентов у XRAY Cross практически нет: взять, к примеру, Renault Sandero Stepway и Kia Rio X-Line. По сути, это те же самые приподнятые бюджетные хэтчбеки, что и XRAY Cross. Но, в отличие от «корейца» и «француза», у Лады лучшее соотношение цены и комплектации. К тому же — сугубо на мой взгляд — Лада выглядит лучше: директор по дизайну Стив Маттин вдохнул новую жизнь в образ и позиционирование бренда. Он не просто добавил косметики прежним моделям, а провел целую хирургическую операцию по удалению воспоминаний о старом дизайне.
Но если отбросить вкусовщину, то и при сухом расчете XRAY Cross выглядит более выгодной покупкой по сравнению с конкурентами. Цена на Renault Sandero Stepway с 1,6-литровым 82-сильным двигателем, передним приводом и «механикой» начинается с отметки в 738 990 рублей. Из внедорожных способностей у Sandero Stepway есть только клиренс в 195 мм — такой же, как у его клона, обычного Иксрея. А LADA XRAY Cross дороже самого доступного Сандеро Степвей всего на 21 тысячу рублей, зато оснащается мотором 1,8 л (122 л. с.). А самая мощная версия Sandero Stepway с 1,6-литровым 113-сильным мотором все равно уступает по мощности XRAY Cross, хотя дороже его на 19 тысяч рублей.
За Kia Rio X-Line просят минимум 889 900 рублей — за эти деньги вы получите мотор 1,4 л (100 л. с.) и клиренсом как у Рено. Хотя уже в базе X-Line оснащают умными электронными помощниками: ABS, ESC — система курсовой устойчивости, HAC — система помощи при трогании на подъеме, ESS — система предупреждения об экстренном торможении, и системой контроля давления в шинах — ну так он и дороже (по сравнению с XRAY Cross — аж на 130 тысяч рублей). А версия с 123-сильным двигателем объемом 1,6 л обойдется уже в 939 900 рублей.
Иксрей Кросс предлагают в трех комплектациях: Classic (759 900 рублей), Comfort (839 900 рублей) и Luxe (971 900 рублей). В базовую стоимость входят TCS — противобуксовочная система, BAS — система вспомогательного торможения, HSА — система помощи при трогании на подъеме, а также ABS и EBD — антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил.
Кроме того, у Кросса появилась система, напоминающая Terrain Response от Land Rover, только называется она LADA Ride Select. С помощью шайбы на консоли можно выбрать один из пяти режимов вождения: основной режим, «спорт», «снег, грязь», «песок», «ESC off». В паре с LADA Ride Select работает EDL –электронная блокировка дифференциала. К слову, доступны эти две системы в комплектации Comfort и Luxe с ручной коробкой передач. Версия с вариатором, которая должна вот-вот поступить в продажу, лишилась этих электронных помощников, как и комплектация Classic — и, на мой взгляд, от этого кросс-хэтч много потерял.
Выбор одного из пяти режимов упрощает покорение бездорожья и мгновенный рывок с места на перекрестке в суетливом городе. Лишив будущих владельцев возможности настраивать стиль езды, с XRAY Cross сняли те самые внедорожные кроссовки. Ведь система реально помогает на тяжелых покрытиях, в чем я убедился. выехав на бездорожье с владельцем LADA Vesta SW Cross, лишенной этих ассистентов. Кроссовый XRAY, как горный козел, без проблем преодолевал крутые холмы и подъемы, покрытые слоем грязи. Нельзя отрицать тот факт, что без полного привода его возможности на бездорожье ограничены: на двух ведущих колесах добраться до места тусовки больших внедорожников с полным приводом проблематично.
Но не стоит недооценивать XRAY Cross! В режиме «песок» система стабилизации откидывается в шезлонге и лишь иногда неодобрительно покашливает, имитируя блокировку дифференциала на сложном участке. Это помогает избежать бессмысленной пробуксовки: электронный помощник притормаживает одно из колес, чтобы автомобиль смог зацепиться за поверхность другим колесом и выбраться из плена.
Но, раз уж мы вспомнили о Весте Кросс, то она однозначно выигрывает во внутреннем пространстве. В XRAY Cross троим задним пассажирам будет некомфортно, а у сидящего посередине в долгой поездке затечет спина и заболят плечи. Однако четверым вполне комфортно, если рост пассажиров не превышает 180 сантиметров. И уж точно здесь им удобнее, чем в обычных Иксреях, которые с самого начала выпуска еще теснее. Создавая кросс-версию, конструкторы АВТОВАЗа в очередной раз подивились принятому у партнера по Альянсу углу наклона спинки дивана и выбрали более вертикальное положение, которое проверено на наших Ладах. Саму спинку подняли на два градуса, а это позволило сдвинуть подушку назад на 25 мм, увеличив место для ног.
Не остались без доработок передние сиденья, в которых подушка по сравнению с обычным Иксреем стала помягче, а спинка обрела более заметную боковую поддержку. Правда, посадка все равно осталась по-кроссоверному высокой, зато руль у LADA XRAY Cross — впервые на автомобилях платформы B0! — регулируется не только по высоте, но и по вылету. Правда, человеку ростом 170 сантиметров придется все равно ставить спинку вертикально, чтобы дотянуться до руля — но все равно это явный эргономический прогресс.
И в оснащении по сравнению с исходной моделью сделано несколько шагов вперед — правда, не последовательных, а параллельных. В топ-версии Luxe на скорости до 40 км/ч противотуманки подсвечивают повороты: фара включается при отклонении руля на 60 градусов и отключается, когда угол поворота баранки уменьшается до 15 градусов. Впервые на Ладе появился руль с обогревом (теплеет весь обод, а удобная кнопка включения находится на правой спице). Кнопки обогрева передних сидений переехали с оснований кресел (типично реношная история, воплощенная в обычном Иксрее дословно) на центральную консоль, к тому же обогрев стал трехступенчатым. Появился обогрев заднего сиденья — хотя греется только подушка, причем в одном режиме.
Багажник тоже уступает по размерам отсеку Vesta Cross и не отличается от иксреевского. В верхнем положении фальшпол позволяет организовать почти ровную площадку с откинутыми спинками заднего дивана, но неглубокая ниша под ним не сравнится с емким органайзером Весты-универсала. Еще ниже находится полноразмерная запаска. Но при перевозе длинномеров XRAY Cross предпочтительнее всех конкурентов: спинку переднего пассажирского сиденья, позаимствованную у неизвестного на нашем рынке Renault Kadjar, можно откинуть вперед и превратить кроссовер в мини-фургон с 2,7-метровым расстоянием от передней панели до двери багажника.
Сборка салона не разочаровывает — за 2,5 тысячи километров скрипы не досаждали. Единственным раздражителем в салоне был сверчок в мультимедиасистеме, которая после трех-четырех часов непрерывной езды перегревалась и начинала монотонно пикать. Иногда спасала прохлада, создаваемая климат-контролем, но спустя какое-то время писк снова бесил водителя и пассажиров.
Представители АВТОВАЗа говорили, что испытывали XRAY Cross на всей территории России: северные тесты проводили в Сургуте, южные — в Сочи. Особый цикл испытаний прошли крашенные в массе детали облицовки кузова: их проверили на стойкость к выгоранию, повреждениям, попаданию бензина. Мы же за время своих тестов отметили отличную управляемость даже на высоких скоростях. Несмотря на выросший по сравнению с обычным Иксреем клиренс, кросс-версия точнее реагирует на руль и дарит лучшую обратную связь, практически не замечает колеи и стабильно держит прямую. Отличный баланс комфорта, энергоемкости и стабильности подвески на плохих дорогах!
Порадовала и шумоизоляция: с таким акустическим комфортом можно отправляться в автопробеги далеко за 2 000 километров без угрозы быть уставшим. Двигатель начинает напоминать о себе только с 3 500 об/мин — при движении на пятой передаче они развиваются при скорости около 130 км/ч, которые и так разрешены на считанных магистралях нашей страны. А на загруженных двухполосных дорогах рекомендуем включать спортивный режим системы LADA Ride Select. С ним XRAY Cross острее реагирует на педаль газа, что позволяет чуть выиграть при напряженных обгонах.
И все же мой выбор — LADA Vesta SW Cross с аналогичным силовым агрегатом, которая в комплектации Luxe доступнее XRAY Cross на 22 тысячи рублей.
Пусть у нее не будет электронных ассистентов для езды по бездорожью, разница от того, проедете ли вы лишние тридцать метров по сложному участку больше зависит от ваших навыков и сцепных свойств покрышек. Если уж хотите радикально повысить проходимость — поставьте механическую блокировку дифференциала.
Но все же LADA XRAY Cross наверняка найдет своего покупателя: он выглядит настоящим кроссовером, а не приподнятым универсалом, при этом короче Весты, что удобнее в городе. А по ездовым качествам он приблизился к LADA Vesta — и это можно считать как комплиментом, так и весомым аргументом, чтобы включить его в свой вишлист.
|