Проект имени ЛихачеваПрощай, «робот»! Оцениваем обновления LADA Vesta и измеряем динамику с вариаторомПроект имени ЛихачеваПрощай, «робот»! Оцениваем обновления LADA Vesta и измеряем динамику с вариатором Вадим Никишев, опубликовано 13 ноября 2019
Фото: LADA, CARscope.ru У Лады Весты появилась полноценная автоматическая трансмиссия! Вариатор Jatco устанавливают на все модели семейства — седаны и универсалы как в обычном исполнении, так и в версии Cross. Эти машины стали первыми, примерившими обновления 2020 модельного года — а через пару месяцев модернизация дойдет и до Вест с «механикой». Кстати, «роботов» АМТ на LADA Vesta больше не будет.
Конечно, каждый автомобиль — и новая модель, и модернизированная — результат труда многих специалистов. Однако всегда должен быть руководитель, который отвечает за проект: он будет крайним в случае неудачи, он же будет выслушивать комплименты, если результат превзойдет ожидания. Поэтому оказаться в компании Алексея Лихачева во время тест-драйва LADA Vesta AT — большая удача.
Фамилия по-чеховски говорящая: автомобилистам с стажем не нужно напоминать о ЗиЛе — заводе, названном в честь одного из организаторов всего советского автопрома Ивана Алексеевича Лихачева. Того предприятия, расположенного на территории Москвы, уже нет, однако грузовики еще встречаются на наших дорогах. Будут ли вспоминать про руководителя проекта LADA Vesta спустя годы после окончания ее выпуска? Думаю, это вполне возможно.
Вспомните, каким прорывом стала Веста, появившись на рынке в 2015 году. Самая просторная из вазовских моделей, хорошо оснащенная, безопасная, стильная.... И получившая немало лестных отзывов не только за традиционные для Лады плавность хода в сочетании с «всеядностью» подвески, но и за управляемость!
Алексей Лихачев — варяг, который пришел на АВТОВАЗ как раз в 2015 году, получив инженерное образование в «Бауманке», экономическое — за рубежом, и успев поработать в других автомобильных компаниях. Поэтому сказать, что он стоял у истоков проекта LADA Vesta — погрешить против истины. Однако сейчас он стал руководителем проектов сегмента B и C (обратите внимание: это значит, что среди восьми новых моделей, которые АВТОВАЗ планирует освоить к 2026 году, есть и машины гольф-класса!), и LADA Vesta AT с вариатором и целым комплексом доработок — его детище.
Первый вопрос: что изменилось в LADA Vesta и как называть эту модернизацию? Ведь внешних изменений — кот наплакал: у машин без приставки Cross появились 16-дюймовые диски нового дизайна; в комплектации Exclusive, которая теперь предлагается покупателям не только седанов, но и универсалов, радиоантенна выполнена в форме плавника. Особо внимательные отметят новую форму зеркал заднего вида, которые обзавелись электроприводом складывания, а самые глазастые увидят, что даже в самых доступных Вестах щетки стеклоочистителей теперь бескаркасные.
Поэтому рестайлингом эти доработки назвать нельзя, и представители LADA предлагают использовать другой популярный в мировом автопроме термин «модельный год». Так что встречайте: перед вами Лада Веста 2020 модельного года.
Помимо упомянутых изменений, у таких машин иные фиксаторы дверей. Для их внедрения, по словам Лихачева, потребовались не только изменения в механизме, но и модернизация самой двери, и работа с поставщиком. Как результат — двери на новых машинах открываются и закрываются более породисто, с приятным усилием, и имеют три явно обозначенных положения. Первыми новые фиксаторы получили Весты с автоматической трансмиссией, а через месяц ими будут оснащать все машины этого семейства.
Кроме того, изменилась накладка на центральном тоннеле: подстаканники отформованы по-другому, и теперь банки, бутылки, а в их отсутствие и мобильные телефоны не будут выпадать на каждом повороте.
Малозаметное, но не менее удобное нововведение — замки ремней безопасности, ставшие выше на 70 мм. Раньше, чтобы вставить язычок ремня в замок, приходилось искать пряжку где-то в районе подушки сиденья, что особенно раздражало на машинах с центральным подлокотником. Теперь застегнуть ремень намного проще — хотя производителю новшество доставило немало хлопот.
- Казалось бы, незначительное изменение, но оно связано с безопасностью автомобиля, — отмечает Алексей Лихачев. — После модернизации замков нам пришлось пройти краш-тест, чтобы внести расширения в одобрение типа транспортного средства!
Хорошо известна и другая проблема, на которую жаловались покупатели кросс-версий: красивые 17-дюймовые диски теряли центральные колпачки даже на небольших неровностях, а то и просто при интенсивном маневрировании. Как оказалось, внести изменения в конструкцию самого диска проще, чем усовершенствовать пластиковые заглушки: благодаря проточкам в центральном отверстии колпачки теперь надежно держатся на месте.
— Но мы пойдем еще дальше, чтобы окончательно закрыть вопрос, — смеется Алексей. — В техническом задании на новые колеса, которые появятся в будущем, указано, что ступичные колпачки должны оснащаться стопорными кольцами.
Он рассказывает о модернизации Весты, а я вспоминаю историю 12-летней давности. Мой одногруппник, собирая материал для диссертации, работал в отделе доводки трансмиссии на АВТОВАЗе. Он рассказывал, как завод через дилеров получил множество замечаний на вибрации при смыкании сцепления при трогании. Стали разбираться, нашли источник проблемы у отечественного поставщика — и за несколько месяцев избавились от проблемы: рекламаций больше не поступало.
А вскоре мой товарищ перешел на работу в дилерский центр Hyundai — и обнаружил, что для Солярисов характерна та же проблема. Пока готовили отчетность, пока российский офис компании отправлял ее в штаб-квартиру, пока там разбирались — прошло куда больше времени. А в итоге пришел ответ: «Мы сменили поставщика, вопрос решен», хотя по факту жалобы продолжали поступать. И какой производитель, скажите, внимательнее прислушивается к отзывам клиентов?
Ведь зеркала с электроприводом складывания тоже появились не на ровном месте: за такую опцию проголосовало большинство покупателей LADA Vesta. Лично я предпочел бы салонное зеркало заднего вида с электрохромным покрытием в топовых комплектациях, чтобы не менять режимы день/ночь архаичным рычажком — и говорил об этом заводчанам еще на тесте предсерийной Весты. Но сейчас Лихачев разводит руками: мол, таких заявок от реальных клиентов не было, а вот самоскладывающиеся наружные зеркала просили многие.
Сложить их можно кнопкой в блоке управления стеклами и зеркалами на водительской двери, а можно и с брелока — долгим нажатием на кнопку блокировки дверей. Мы-то знаем, что с автомобильного ключа можно управлять и стеклами — например, дистанционно открывать их в жаркую погоду, но Веста изначально такой функции лишена. Хотя даже Калина второго поколения умела это делать, равно как и полностью опускать и поднимать водительское стекло после долгого нажатия кнопки на подлокотнике. А Vesta — не умела и не умеет.
Тогда, в 2015 году, инженеры объясняли это разницей в электрической архитектуре: у LADA Kalina CAN-шина была оригинальной, Веста якобы позаимствовала ее у бюджетного Логана, которому подобные «плюшки» не положены по статусу. Но тогда как вы объясните, что Vesta умеет оставлять «дворники» в вертикальном положении при выключении зажигания? Такой сервисный режим есть у Renault Megane, где иначе поменять щетки не позволит кромка капота, а у Renault Logan его нет — из-за отсутствия такой необходимости.
— На самом деле у LADA Vesta электрическая архитектура T4VS — как у LADA XRAY, Renault Kaptur и Renault Arkana, — комментирует Алексей Лихачев. — Технически мы можем реализовать функцию доводчиков стекол, но для этого придется «допиливать» программное обеспечивание. После модернизации в комплектации Exclusive появилась возможность складывать зеркала, внедрен обогрев руля — но изменения вносятся постепенно: мы откликаемся на самые актуальные запросы покупателей. Доводчики появятся, но позже.
Да, теперь у Весты есть обогрев обода руля! Правда, не всего, а секторов в зоне правильного хвата — на 9 и на 3 часа, если использовать аналогию с циферблатом часов. В Ставрополье и Карачаево-Черкесии, где во время теста обновленных Вест было под 20 градусов тепла, оценить пользу этой опции было непросто. Отмечу лишь, что в таких условиях температура подогреваемых участков руля подскакивает секунд за 10, а затем начинает теплеть и весь обод. В общем, с учетом уже известных опций — трехступенчатого подогрева передних сидений, подогрева задних мест, обогрева всей поверхности ветрового стекла — Vesta обзавелась полноценным «зимним пакетом».
Еще в салоне обновленной Весты бросается в глаза головное устройство мультимедиасистемы. Оно... старое! Это особенно заметно после теста LADA XRAY Cross с вариатором: кросс-Иксреи обзавелись новой «головой» с поддержкой протоколов Apple CarPlay и Android Auto, позаимствованной у популярных моделей Renault. И теперь, пытаясь попасть пальцем в узкие строчки вестовского меню, я убеждаюсь, что эта система устарела до явного неудобства. И я догадываюсь, почему на Весте не появилась реношная «магнитола».
— Да, это связано с планами массово оснащать автомобили Альянса, производимые в России, головными устройствами с сервисами Яндекс.Авто. Поэтому такой мультимедийной системы, которую получил XRAY Cross, на Весте не будет: из-за оригинальной платформы на нее сложнее оперативно внедрить все нововведения. Поэтому сейчас работаем над тем, чтобы в следующем году LADA Vesta уже на конвейере оснащалась комплексами от Яндекса.
Значит, пока владельцам Весты придется терпеть старую «мультимедийку» — зато, в отличие от XRAY Cross AT, здесь нормально расположены кнопки управления круиз-контролем. Там-то внедрение вариатора ради оперативности потребовало использовать компоновочное решение соплатформенных Логанов и Сандеро, и включать-выключить ограничитель скорости и круиз-контроль нужно двуплечей клавишей на центральной панели. А на Весте с вариатором удалось сохранить «человеческое» расположение на рулевых спицах, привычное по модификациям с «механикой» и «роботом» АМТ (правда, сам алгоритм теперь «французский»: скорость задается с шагом 2, а не 1 км/ч, как было раньше — но Алексей говорит, что это удобнее).
А еще Лихачев однозначно дал понять, что роботизированной коробки передач с одним сцеплением на Вестах больше не будет. АМТ останется на Иксреях и Грантах, но флагман АВТОВАЗа будут оснащать исключительно вариатором Jatco JF015E, который работает в паре с локализованным в Тольятти мотором Renault H4M (или, по ниссановской классификации, HR16).
— И для компании, и для потребителей так лучше: не нужно держать в производстве лишние модификации и заставлять клиентов путаться в аббревиатурах АМТ и AT, принятых для обозначения роботизированной вазовской коробки передач и японского вариатора, — считает руководитель проекта. — Кроме того, с новым силовым агрегатом Vesta динамичнее и экономичнее.
И это верно — но лишь отчасти. Например, связка 122-сильного мотора ВАЗ-21179 и «робота» ВАЗ-2182 позволяла обычному седану набирать 186 км/ч, а универсалу Vesta SW Cross — 180 км/ч. У Вест с 113-сильным двигателем Альянса и вариатором «максималка» ниже: 175 и 170 км/ч соответственно. Но, положа руку на новый селектор трансмиссии, скажите: часто ли вы ездите на таких скоростях? Вряд ли. А вот разгонная динамика у LADA Vesta AT лучше, даже несмотря на более слабый мотор!
АВТОВАЗ обещает, что седан с вариатором разгонится до первой «сотни» за 11,3 секунды, а более тяжелый универсал Vesta SW Cross AT потратит на это 12,2 секунды. Для сравнения, заявленные показатели для старых Вест с 1,8-литровым двигателем и «роботом» АМТ — 12,1 и 13,3 секунды.
Правда, как и в случае с большинством автомобилей, подтвердить эти показатели рядовым водителям непросто: желательно, чтобы в салоне не было ни пассажиров, ни вещей, серия замеров должна проводиться на горизонтальной поверхности в двух направлениях с помощью высокоточной аппаратуры, а процедура старта сопровождается поиском нужных оборотов и попытками стартовать с двух педалей.
Во время теста новых машин с вариатором нам такая роскошь была непозволительна. Разгонную динамику измеряли с водителем и пассажиром и нехитрым багажом (в сумме мы потянули килограммов на 160) и половинным запасом топлива. Выбрали участок свободного шоссе без заметных перепадов высот, включили приложение Race Chrono на смартфоне, и...
Характер разгона при обычном трогании и при старте с двух педалей разный — в первом случае ощущается заминка, да и более пологий график в первые секунды ее подтверждает. Однако седан LADA Vesta AT в комплектации Exclusive оба раза выполнил упражнение за 12,2 секунды — почти на секунду больше, чем заявлено. Впрочем, высади пассажира, проведи еще ряд попыток — глядишь, и попали бы мы в паспортные данные.
Универсал SW Cross AT разгоняется с меньшей охотой и тратит на секунду-полторы больше — он и сам тяжелее, и инерция 17-дюймовых колес выше. Так что почти 14 секунд до сотни — так себе показатель.
С другой стороны, подобная динамика типична для большинства одноклассников. Например, по официальным данным седан Hyundai Solaris с 123-сильным мотором и классическим «автоматом» тратит на набор «сотни» всего на 0,1 секунды меньше, чем Vesta AT. Столь же исчезающе мало преимущество переднеприводного кроссовера Hyundai Creta 1,6 AT, с которым можно сравнить LADA Vesta SW Cross.
При этом Vesta — вне зависимости от типа кузова — выигрывает у соперников по целому ряду параметров. Например, установка вариатора не сказалась на дорожном просвете: у седана он составляет 178 мм, у кросс-универсала — 203 мм. Трехобъемная Vesta AT, кстати, на разбитых дорогах комфортнее родственного «сарая» за счет иных настроек подвески и высокопрофильных шин — но обе они позволяют мчать там, где модели конкурентов заставляют сбросить ход.
И достойная плавность хода вместе с потрясающей энергоемкостью по-прежнему сочетается с интересной управляемостью: Весту приятно вести и по горным серпантинам, при этом отдыхая на прямолинейных шоссе.
А если сравнить цены... Да, сначала они поражают: от 736 900 за самую доступную Весту-седан до 961 900 рублей за универсал LADA Vesta SW AT в комплектации Exclusive. Однако мы уже знаем, что LADA может стоить и больше миллиона — спасибо модификации Vesta Sport. Но главное, если оправиться от шока и внимательно изучить прайс-листы конкурентов, то выяснится, что Веста с полноценной автоматической трансмиссией остается самым доступным двухпедальным автомобилем на рынке. Более того, внимательно изучите оснащение — и выяснится, что в сопоставимых версиях соперники на 100, а то и на 150 тысяч рублей дороже.
Так что ждем, как воспримет рынок новые Весты с вариатором. Накануне их появления семейство сдало позиции — но теперь у него есть все шансы отыграться.
|