Многие мечтали, чтобы Москва стала европейским городом. Я вас поздравляю: чем сейчас российская столица отличается от, скажем, Берлина? Разве что обилием новогодних декораций, которым завидуют старосветские мегаполисы. А погода такая же, как в Центральной Европе: блестящие от дождя улицы и небольшой плюс на термометрах, пара лишних градусов на которых появилась благодаря теплоцентралям и метро.
Не верите? Пару лет назад сотрудник МГУ Михаил Локощенко, проанализировав метеорологические наблюдения за последний век, пришел к интересным выводам. На «острове тепла», которым является Москва, температура в среднем на 1 градус выше, чем в Подмосковье. А максимальное различие — целых два градуса!
Но и Московская область не балует зимней погодой в этом сезоне: плакаты «Зима в Подмосковье: жарко и ярко!» выглядят издевательски. В остальных регионах тоже зима условная: в Архангельской области едва не сорвалось проведение этапа ледовых соревнований, в Ижевске накрылись трековые гонки... Да и традиционная Гонка чемпионов под Тольятти была под угрозой, хотя проходила 19 января — аккурат на христианский праздник. Ну это когда крещенские морозы, замерзающие на глазах проруби для любителей освежиться и вот это вот всё, к чему мы привыкли за нашу сознательную жизнь и что теперь так сильно изменилось из-за аномально теплой погоды.
Но встреча чемпионов все же состоялась: накануне в Самарской области был и морозец, и какие-никакие снегопады. А мы, воспользовавшись подарком погоды, взяли в пресс-парке АВТОВАЗа седан LADA Granta Drive Active и поехали исследовать трассы на озерах, где летом разводят живность для платной рыбалки.
Пруды расположены рядом с селом Лопатино — оно километрах в двадцати от Тольятти по той же трассе, которая ведет на вазовский полигон. Одним из организаторов рыболовного бизнеса является Николай Черванев, который выступал в Российской серии кольцевых гонок и в ледовых соревнованиях. И несколько лет назад решил превратить лопатинские пруды в площадку для зимних тренировок и соревнований, за что ему огромное спасибо.
Если у вас обычный автомобиль и дорожные шины — то вы платите на въезде 500 рублей и полируете лед весь день, пока не кончится топливо. Что? Кто сказал: «Вот если бы бесплатно...»? Но ведь на заснеженном озере надо сначала проложить трассу, потом чистить ее — и не факт, что организаторы вообще получают с этого какую-то прибыль. Особенно с учетом того, в Лопатино целых три трассы, все разной протяженности и конфигурации — под разные задачи.
Я, на радостях от возможности погонять, разбираться не стал. В первый мой приезд в Лопатино одна трасса оказалась закрыта, на второй ползал трактор, расчищая переметы. Так что я без тени сомнения рванул на третью, которая была абсолютно свободной. Ау, тольяттинцы! Рядом с вами такая великолепная площадка для оттачивания навыков — почему вы ей не пользуетесь? Могу найти лишь одно оправдание: это был будний день.
Трасса оказалась недлинной — около 1,4 км. Точнее не скажу: доступное абсолютно всем владельцам смартфонов приложение Race Chrono, фиксируя времена круга, отмечает и дистанцию каждого. А там разбег от 1 411 до 1 432 метров! Потому что снег и лед — покрытия «творческие»: идеальной траектории нет, и каждый раз приходится экспериментальным путем искать оптимальную, где больше «зацеп».
Единственное, что поразило в этой конфигурации трассы — разворот на 180 градусов. Форменное издевательство! Разогнавшись на прямике почти до 100 км/ч, ты тормозишь до минимума, чтобы плавно прокатить эту «шпильку» на 16-18 км/ч. Иначе никак: полноприводный автомобиль на входе в поворот можно было бы «сломать» и еще до апекса начать разгон в силовом скольжении. А переднеприводной Гранте даже на знатных шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 8 не хватает сцепления: если сорвать заднюю ось в занос ручником, направив автомобиль на выход из поворота, он слишком долго будет набирать скорость.
Потом, правда, выяснилось, что такой поворот появился здесь неспроста. Трассу-то используют для дрифта! И на «классике», уверен, «облизывать» этот аппендикс — одно удовольствие. А за рулем LADA Granta Drive Active все время приходится искать компромисс: тормозить у наружного бруствера, где шины лучше держатся за снег, оттуда целиться внутрь, чтобы ведущие колеса вновь нашли «зацеп». А если переборщил — ручник в помощь, но круг будет испорчен.
Для тех, кто не очень знаком со спецификой быстрой езды на переднем приводе, поясню. Свободно вращающееся колесо способно реализовать большую поперечную силу — а когда задняя ось блокируется ручником, она «поскальзывается», и (если вы все правильно сделали) автомобиль доворачивается в сторону поворота.
Правило свободного качения справедливо и для передней оси: при торможении или разгоне управляемые колеса хуже держат в поперечном направлении, поэтому Granta Drive Active под тягой стремится уехать передком наружу. И для того, чтобы вернуть ее на нужную траекторию, я чаще пользовался не ручником, а педалью сцепления. Когда седан начинал скользить наружу поворота, я разгружал передние колеса от продольных сил — и они тут же цеплялись за трассу. А такое изменение баланса приводит к скольжению задней оси: то, что надо! Теперь надо аккуратно «подхватить» занос, направив ведущие колеса в нужную сторону и аккуратно добавив газ, и Гранта послушно начнет ускоряться.
Главное, не переборщить с тягой. Если в начале осени на автодроме Kazan Ring нам не хватало возможностей мотора, то на льду потенциал 106-сильного двигателя кажется избыточным. Здесь Granta Drive Active буксует на третьей передаче, когда скорость подбирается к 100 км/ч! У меня даже закрались сомнения, не было ли вмешательства в пресс-парковую машину — ведь модификаций Sport в семействе Грант больше нет, но что мешает поставить те распредвалы на машину для журналистов и повысить отдачу до 118 л. с.?
Но нет, показалось. Двигатель старой Гранты Sport раскрывался на высоких оборотах (на пик мощности он выходил при 6 750 об/мин), а тут — хорошая тяга до 5 500 об/мин и малоэффективный шум до самой отсечки чуть за 6 000 об/мин. И все равно даже обычный мотор на льду лучше не крутить. - Я понял, где ты проигрываешь — на разгоне. Слишком много пробуксовки. Это было уже в следующий приезд в Лопатино, когда на соседнем озере тренировались участники Гонки чемпионов. И я попросил Егора Санина — обладателя Кубка России по кольцевым гонкам, чемпиона страны по ралли-кроссу и триумфатора европейского ралли-кроссового турнира ERC — проехать со мной по дрифтовой трассе. Сначала за рулем, а потом на пассажирском сиденье, чтобы услышать его замечания.
Санин едет спокойно, мягко, избегая лишних скольжений. На разгоне там, где у меня вторая передача — у него третья. Где я концентрируюсь на работе правой ногой, ловя «приход» тяги на третьей — Егор уже включает четвертую и смелее давит на газ. В поворотах мои траектории похожи на его: ищем «зацеп» для передних колес у внутреннего бруствера, позволяя задней оси остаться на льду и уйти в легкий занос. Но профессионал делает это точнее, меньше теряет на разгоне — и проезжает трассу за 1 минуту 26 секунд. А мой лучший результат на целых 3 секунды хуже. Пропасть! - Не расстраивайся, — смеется Егор. — Мы же тоже не просто так тут часами полируем лед.
Я и не расстраиваюсь, а высаживаю Санина и отправляюсь тренироваться дальше. Но времена только ухудшаются: температура воздуха растет, солнце подтапливает лед, и шины больше скользят на раскатанной траектории. Теперь я проигрываю самому себе: уперся в 1 минуту 33 секунды — и быстрее никак. Нужно снова звать профи, чтобы появился ориентир времени круга на изменившемся покрытии. Санин в это время усвистал поднимать снежные вихри на гоночном автомобиле, зато освободился Павел Кальманович — его партнер по команде AG Team. Наград у него не меньше, чем у Егора: чемпионские титулы Паша завоевал в кольцевых гонках, ралли-кроссе и на зимнем треке. Команда подтрунивает над ним, называя «русским Айсменом»: как и Кими Райкконен, внешне Кальманович всегда сдержан — и когда сходит в гонках, и когда стоит на вершине подиума.
Но он может быть жестким соперником, и сейчас, вкатываясь в дрифтовую «дорожку» на лопатинском озере, едет агрессивнее Санина: размашисто работает рулем, постоянно срывает седан в скольжение ручником и едет в пробуксовке. Будь на Гранте Drive Active межколесная блокировка, как на гоночной машине, из которой он только что сюда сел — было бы эффективно. А так... - Какое у меня время? - Повторяет мое один в один. - В смысле?! - Твой лучший круг, как и у меня, минута тридцать три. Лед-то подтаивает.
На лице «русского Айсмена» не дрогнул ни один мускул: «Хорошо, значит, будем искать новую траекторию». И на следующий круг мы помчались за рекордом. Еще больше скольжений, больше газа, больше работы ручником — но теперь Паша едет «от борта до борта», стараясь избегать накатанных мест и цепляться за нетронутый снег на границах трассы. Ух, это было отважно! И эффективно: Кальманович «снял» две секунды, проехав круг за 1 минуту 31 секунду. И, узнав об этом, сбросил темп: «Хватит, а то от бамперов ничего не останется».
Бампер, кстати, все же повредили. Но спортсмены здесь ни при чем: это я, увлекшись процессом, «выбросился» на бруствер. По случаю малоснежной зимы они в Лопатино невысокие, однако завязла Гранта плотно, и когда ее выдергивали назад, губа оторвалась. Впрочем, без ошибок прогресс невозможен — и лучше потерять бампер на специальной трассе, чем «затоталить» автомобиль на обычной дороге, не справившись с управлением.
Благо именно зимой LADA Granta Drive Active способна подарить больше удовольствия, чем летом. Она легче, чем более современная LADA Vesta — значит, меньше склонна к затяжным скольжениям. У нее нет системы стабилизации, что позволяет отточить навыки езды по льду без помех со стороны электроники. А возможностей силового агрегата более чем достаточно, чтобы научиться дозировать тягу на скользких покрытиях.
Вот только обычная Гранта вряд ли будет хуже на льду — а может, подвеска стандартных версий окажется предпочтительнее. Ведь с более мягкими пружинами, амортизаторами и стабилизаторами на скользких покрытиях можно более интенсивно играть распределением веса. Все остальное у нее почти такое же — в том числе и неудобная, высокая посадка на водительском месте.
Но, главное, цена вылета на бруствер будет куда ниже. Знаете, сколько стоит некрашеный передний бампер на Гранту Drive Active у официального дилера? 22 083 рубля (еще раз, прописью: двадцать две тысячи восемьдесят три рубля)! А на обычный «рестайл» — 3 968 рублей. Я понимаю, что за счастье порой приходится платить. Но переплата в 6 раз не кажется мне разумной.
|