Третья лишняяFIRSTscope: пристреливаем автомат на LADA GrantaТретья лишняяFIRSTscope: пристреливаем автомат на LADA Granta Вадим Никишев, опубликовано 26 июля 2012
Фото: CARscope.ru
К автоматическим трансмиссиям на АВТОВАЗе и смежных фирмах присматриваются давно. Существовали опытные образцы на базе «десятого» семейства и «Калины», LADA примеряла и вариатор, и традиционный гидромеханический автомат. А совсем недавно тогдашнее руководство заверяло, что еще чуть-чуть — и начнется производство машин с отечественной трансмиссией КАТЕ. Но только сейчас, с запуском Granta, завод предложил серийную модификацию с автоматом. Не поздно ли?
|
LADA Granta — первый серийный автомобиль c АКПП, который АВТОВАЗ смог поставить на конвейер. Хотя в прошлом было немало опытных образцов с гидромеханическими автоматами и вариаторами, а в Тольяттинском государственном университете на кафедре «Автомобили и тракторы» даже разработали проект роботизации стандартной механики
|
Доля новых автомобилей, оснащенных гидромеханикой, вариаторами или роботами, в последние годы растет и в минувшем году превысила треть от общего объема продаж. Причем спрос актуален во всех сегментах — выпуская на наш рынок в конце 2011-го ZAZ Chance с автоматом, дистрибьютор оценивал перспективы аналогичным образом, отведя двухпедальной версии 30% от всех «Шансов». Руководство АВТОВАЗа тоже считает, что найдет свою нишу: предполагается, что с новой коробкой будут покупать 70 000 LADA в год.
|
У адаптированной для Granta коробки Jatco оригинальный поддон и картер сцепления, внутренние шарниры типа трипод и две точки опоры. Много времени заняло согласование характеристик двигателя и автомата
|
Но это, разумеется, позже, когда автомат появится на модернизированной Kalina. А пока планируют, что такую коробку выберет каждый четвертый покупатель Granta. Если учесть, что за первое полугодие продали около 45 000 «грант», то с началом продаж в сентябре к концу года по этой арифметике может быть продано 8 000 «автоматических» Granta. Запуск производства данной модели на Ижевском автозаводе лишь снизит долю от общего объема — там пока будут собирать только машины с механикой.
|
Granta собирают в новом цехе, который открыли в 2005 году для выпуска семейства Kalina
|
Интервью с Олегом Груненковым, директором проектов LADA 2190 и LADA Kalina
Работа по адаптации 4-ступенчатого автомата для наших машин заняла определенное время. С августа по декабрь 2010 года команда, в которую вошли представители АВТОВАЗа, производителя коробок Jatco и специалисты по калибровке из австрийской компании AVL, занималась разработкой техтребований. Сконцентрировались на 2 основных параметрах, наиболее важных в сегменте недорогих машин с автоматами: экономические показатели и динамика. Когда сформулировали задачу, отметили все нюансы в контракте и приступили к работе. Сразу подчеркну, что поставленных целей добились: разгон и субъективно не кажется вялым, и по замерам Granta с автоматом достигает 100 км/ч всего на секунду медленнее, чем версия с механикой. Расход топлива также вырос незначительно, на поллитра, и в смешанном цикле составляет 7,8 литра на 100 км.
|
При испытаниях в горных южных районах доработали охлаждение подкапотного пространства и оптимизировали температурный режим силового агрегата
|
Первый автомобиль собрали в Дирекции по инжинирингу в марте 2011 года — на нем опробовали разные калибровки силового агрегата. В августе того же года эта Granta ушла на южные испытания в горы, где тестировался в сложных условиях. После испытаний внесли изменения в систему охлаждения силового агрегата, благодаря чему снизилась термонагруженность подкапотного пространства. Зимой 2012-го в Сургуте прошел зимний цикл испытаний, который потребовал незначительных изменений в конструкции, и в начале лета сертифицировали автомобиль для продажи в России.
|
Установка автоматической коробки незначительно уменьшила клиренс Granta
|
Первые три машины собрали в марте 2012 года, в апреле и мае запустили пилотную серию, на которой отработали технологический процесс сборки на конвейере. В июле будет выпущена так называемая предтоварная партия из 50 машин, которые уйдут к дилерам в шоу-румы и для тест-драйвов. Полноценное производство планируем запустить в конце 3 квартала.
|
16-клапанный мотор ВАЗ-21126 развивает удобные с точки зрения налогов 98 л.с.
|
Автомобиль попадает в уникальный ценовой сегмент — даже самые дешевые новые иномарки дороже. Специально для этой версии завод приготовил новое исполнение «Норма плюс» за 373 200 рублей. Ее отличает 5 важных особенностей: самый мощный в гамме 1,6-литровый 16-клапанный мотор мощностью 98 л.с., автоматическая коробка, кондиционер, две подушки безопасности и ABS.
|
Блок многоканальной ABS, которая входит в комплектацию с автоматической коробкой
|
С дилерами проведена подготовительная работа. Специалисты фирменной сети LADA смогут диагностировать силовой агрегат и при необходимости менять масло. При выходе из строя коробки будут отправляться на завод.
|
В перспективе автоматами Jatco будут оснащаться до 70 000 LADA
|
Японские партнеры заинтересованы в проекте — со следующего года на Granta и модернизированной Kalina будет устанавливаться до 70 000 их коробок. Но о локализации можно будет говорить, когда автоматами будет комплектоваться свыше 100 000 машин ежегодно. Сама коробка известна своей надежностью: российским покупателям она знакома по Nissan Note, но отличается поддоном и картером сцепления, а также имеет две опоры. Подбирая главную пару, остановились из предложенного Jatco варианта с передаточным отношением 4,08. Привод ведущих колес оригинальный: снаружи, как обычно, ШРУСы, внутренние шарниры — типа трипод.
|
Внешне отличить «автоматическую» «Гранту» от обычной невозможно — да, собственно, никто из мировых производителей и не клеит отдельные шильдики, сигнализирующие о наличии дополнительных подушек, кондиционера и автомата. Легкосплавные колеса на тестовых машинах в заявленную цену не входят: серийные автомобили в комплектации «Норма плюс» обойдутся 14-дюймовой штамповкой. В салоне тоже по-прежнему: лучшая из вазовских машин посадка, достойная эргономика. Но, конечно же, главное — это кочерга на центральном тоннеле.
|
Четырехступенчатая коробка Jatco имеет принудительные режимы, на которых диапазон работы ограничивается двумя или только 1-ой передачей. Как принято на старых автоматах, повышающая ступень для улучшения динамики отключается отдельной кнопкой Overdrive у основания рычага
|
Тест-драйв вазовцы организовали на небольшом картодроме на территории своего технического музея. Право, не самое простое испытание для LADA — закрученный трек заставляет много работать рулем и интенсивно оттормаживаться перед крутыми поворотами. На коротких прямых при разгоне в пол силовой агрегат Granta делает все возможное: если скорость на выходе была достаточно низкой, то споро переходит на пониженную передачу. А если не попадает по оборотам, то продолжает вытягивать на той ступени, что есть — передач-то у коробки всего четыре. Невесомая педаль акселератора, увы, не отличается прямолинейностью: в промежуточных положениях, когда мотор работает на частичных нагрузках, нужный темп ускорения приходится ловить. Впрочем, если оглянуться на бюджетный сегмент с аналогичными силовыми агрегатами, то и там картина похожая.
|
В комплектации «Норма плюс» за 373 200 рублей есть передние электростеклоподъемники, вторая подушка безопасности, кондиционер и ABS. И, разумеется, автомат с самым мощным мотором 1,6 л, 98 л.с.
|
К пустоватому рулю, который наконец-то совершает три оборота от упора до упора, приходится привыкать. Все-таки на картинговой трассе крутить его приходится больше, чем поначалу ожидаешь, а информации на нем маловато. О том, что скользкие шины потеряли сцепление, проще судить по жалобному посвистыванию. Но мы же не звери, господа? Не будем запихивать Granta в повороты ручником, поедем по максимально широким траекториям. Для этого придется «резать» по бугристым поребрикам, но разве для «Гранты» это имеет какое-то значение?! Подвеска запросто справится и не с такими неровностями, вот только на съезде с них разгруженное колесо все так же попискивает, теряя сцепление с дорогой.
|
Кренится, но едет! Извилистый картодром — не стихия Granta с автоматом, но претензий немного: «длинный» руль с невысокой информативностью и скользкие шины
|
Тормоза же в таких условиях показались достаточными. Замедление можно дозировать, вплотную подбираясь к порогу срабатывания ABS. А когда он пройден, электроника ловко перераспределяет давление в контурах, удерживая машину на прямом курсе и сохраняя управляемость в повороте.
|
«Автоматическая» LADA Granta рассчитана в первую очередь на начинающих водителей и жителей мегаполисов. Хорошее оснащение, достойный уровень безопасности, развитый сервис при доступной цене — залог будущей популярности
|
Так что автомобиль получился достойным, и комплектация выбрана удачно. Есть необходимый набор средств активной и пассивной безопасности, для комфорта есть кондиционер и плавный и расторопный автомат. Традиционные козыри Granta — просторный салон, огромный багажник, большой просвет и энергоемкая подвеска — тоже никуда не делись. Еще бы доработать управляемость… А так — конкурентов действительно нет, в том числе и по цене: самый близкий «автоматический» ZAZ Chance за 420 000 рублей лишен подушек безопасности, ABS и даже передних электростеклоподъемников. Да и мотор 1,4 литра, знакомый по Chevrolet Aveo, выпадает из удобной налоговой зоны: он развивает издевательскую 101 силу. Renault Logan со своими 102 л.с. в этом отношении не лучше, а минимальная комплектация с автоматом обойдется в 443 500 рублей — при этом за ABS, вторую подушку и 3 задних подголовника придется отдать еще 19 800 рублей, а кондиционер потянет еще на 25 000 рублей. Прибавьте цвет металлик за 6 000 рублей (базовый для Granta) — и вот вам без пяти тысяч полмиллиона.
|