Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Фанатов лишили одной педали

SHORTscope: тестируем Lada Priora с автоматизированной
коробкой передач

Фанатов лишили одной педали

SHORTscope: тестируем Lada Priora с автоматизированной
коробкой передач


Николай Назайкинский, опубликовано 18 августа 2014

Фото: CARscope.ru

На АВТОВАЗе началось производство LADA Priora с роботизированной коробкой передач. В основе «робота» лежит механическая трансмиссия ВАЗ-2180, к которой добавили приводы немецкой фирмы ZF для автоматического выжима сцепления и переключения передач. Доплата за роботизированную коробку составит 20 тысяч рублей, а первые автомобили поступят к дилерам в сентябре текущего года.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Роботизированная механическая коробка передач агрегатируется исключительно с 16-клапанным двигателем ВАЗ-21127, который развивает мощность 106 л. с. На данный момент «робот» доступен для автомобилей в исполнении «Люкс», но с 1 сентября 2014 добавить опцию можно будет к любой комплектации

Главный вопрос, возникающий при прочтении первого абзаца: зачем нужно было придумывать роботизированную коробку передач, когда в распоряжении предприятия есть 4-ступенчатый автомат Jatco, который хорошо зарекомендовал себя на моделях Granta и Kalina? Дело в том, что двигатель в Priora находится значительно ниже, чем у более современных моделей LADA, и для того чтобы установить автоматическую коробку передач, потребовалось бы провести серьезную работу по изменению компоновки агрегатов в моторном отсеке. А для превращения обыкновенной механики в роботизированную коробку нужно лишь установить два небольших по размеру актуатора (сервопривод механического передвижения синхронизаторов в коробке передач и привод включения и выключения сцепления) и электронный блок управления трансмиссией.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Скорость переключения передач у роботизированной коробки одна из лучших среди «роботов» с одним сцеплением: 120 мс — в автоматическом режиме, 70 мс — в ручном

«Сегодня мы видим реальный продукт хорошего инжиниринга — роботизированную механическую коробку передач АМТ. Две трансмиссии по цене одной. Кроме Lada Priora, «роботы» будут устанавливаться на Kalina и Granta начиная с 1 ноября 2014 года», — заявил на посвященной тест-драйву Lada Priora пресс-конференции президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон. Единственное отличие «робота» для «Гранты» и «Калины» от той трансмиссии, что мы видим в Lada Priora сейчас, будет состоять в том, что он получит режим помощи при начале движения в горку Hill Control. Нынешняя модификация АМТ не обладает такой функцией.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Традиционная рукоятка селектора коробки передач заменена на электронный джойстик с режимами «автомат», «задний ход», «нейтраль» и «ручной». Выглядит как в «иномарке»

Что хотел сказать Бу Андерссон фразой «Две трансмиссии по цене одной»? Очевидно, что стоимость внедрения «робота», а по сути, добавления к имеющейся коробке передач ВАЗ-2180 актуаторов и электронного блока управления, гораздо ниже, чем разработка трансмиссии другого типа, будь то классический «автомат» или бесступенчатый вариатор. Стоит отметить, что активное участие в создании конечного продукта приняла ведущая мировая компания по разработке трансмиссий ZF. Кстати, сборка блоков управления коробкой передач и актуаторов происходит в Германии, на линии, которую специально выделили под АВТОВАЗ. Благодаря участию высококвалифицированных немецких специалистов удалось в самые короткие сроки реализовать этот проект. Получается, что минимальными усилиями и при небольших затратах была создана новая коробка передач, которую в свое распоряжение получат практически все выпускающиеся на АВТОВАЗе модели.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Стоимость роботизированной коробки как опции — 20 тысяч рублей. Например, LADA Priora АМТ седан в комплектации «Люкс» стоит 474 300 рублей

А что российские инженеры? Зачем нужно было обращаться к немецким специалистам, когда у Волжского автомобильного завода имеется собственный научно-технический центр? Хорошо по этому поводу высказался Бу Андерссон: «Инжиниринг на АВТОВАЗе — другая страна». Президент имел в виду, что НТЦ существует как бы отдельно от предприятия, не поддерживая новую техническую стратегию развития автозавода. В результате в июле этого года АВТОВАЗ покинул вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев, а также несколько ключевых его помощников, включая директора по инжинирингу Сергея Курдюка.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Объем производства LADA Priora с «роботом» составит 20 тысяч автомобилей в год. С учетом сокращения продаж этой модели автоматизированной механической коробкой передач будет оснащаться каждый второй автомобиль Priora

Несмотря на разногласие с бывшими руководителями инженерных подразделений, Бу Андерссон хорошо отзывается об отечественных специалистах: «Я верю в российский инжиниринг <…> и именно в России, за время работы на ГАЗе и АВТОВАЗе, я познакомился с лучшими инженерами за всю мою профессиональную деятельность». Вот эти «рядовые» инженеры, совместно с немецкой фирмой ZF, смогли сделать то, что раньше не удавалось всему НТЦ — поставить на конвейер автомобиль с отечественной роботизированной коробкой передач.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Внешний вид моторного отсека LADA Priora AMT ничем не отличается от моторного отсека обыкновенной Priora с 16-клапанным двигателем. Увидеть изменения, в частности, актуаторы, можно только сняв бокс воздушного фильтра

Почему именно на LADA Priora была установлена автоматизированная механическая коробка передач? Ведь эта модель, прямо скажем, устаревшая, и перспектив у нее никаких, особенно в свете скорого появления Lada Vesta. На сегодняшний день именно Priora является флагманским автомобилем модельной линейки Lada и при этом автомобилем без автоматической трансмиссии, в то время как Granta и Kalina обладают «автоматом». Именно для того, чтобы предложить покупателям Lada Priora выбор трансмиссий, и было принято решение об оснащении Priora «роботом». Но главная причина установки роботизированной трансмиссии на Priora — это, скорее всего, «доводка» нового агрегата прямо на серийном автомобиле, ведь очень скоро коробку ВАЗ-2180 с немецкими актуаторами будут устанавливать на Granta, Kalina, и, в будущем, на новый автомобиль С-класса Vesta.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Роботизированная коробка передач, конечно, добавила комфорта Lada Priora, но не решила главного эргономического просчета модели — смещенного вправо относительно водительского кресла руля

Стоит отметить, что «робот» для Kalina и Granta не заменит классический «автомат» с гидротрансформатором, а дополнит существующие варианты комплектаций этих автомобилей. У «робота» есть ряд преимуществ перед автоматической трансмиссией — вес, экономия топлива, цена и возможность сочетания со 106-сильным и более мощными моторами. «Автомат» Jatco сейчас агрегатируется с двигателем ВАЗ-21126 98 л. с., и для более мощного силового агрегата автоматическая коробка не подходит — «автомат» и так работает на переделе своих возможностей.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Средний расход топлива, по паспорту, у LADA Priora с роботизированной коробкой составляет всего 5,6 литра на 100 км, а это на 1,3 литра меньше, чем у автомобиля с механикой! Если сравнивать «робот» с классическим «автоматом», то разница еще более существенная: Lada Granta седан с АКПП расходует 7,8 литра бензина на 100 км

Понятно, что роботизированная коробка лучше классического гидротрансформатора по названным параметрам, но что насчет плавности хода? Ведь «роботы» с одним сцеплением, работающие с разрывом потока мощности, зачастую «дерганные». Взять, к примеру, французскую трансмиссию ETG-6 — коробка устанавливается на несколько моделей Peugeot и Citroen, и назвать эти машины плавными у меня язык не поворачивается. Но как показал первый тест-драйв Lada Priora AMT, у АВТОВАЗа и ZF получилось сделать на редкость удачную версию автоматизированной механической коробки передач с одним сцеплением.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Внешне LADA Priora AMT ничем не отличается от стандартного автомобиля, нет даже шильдиков, обозначающих наличие автоматической трансмиссии

Если бы я не знал, что автомобиль оснащен «роботом» с одним сцеплением, я бы подумал, что в машине установлена обыкновенная автоматическая трансмиссия, правда, на пять ступеней. Скорости переключаются так, как будто это я делаю сам, только еще более плавно. При этом нельзя называть смену скоростей медленной: в автоматическом режиме значение этого параметра составляет 120 мс, а в ручном режиме — 70 мс. Конечно, немного не хватает подрулевых лепестков переключения передач, но это уже из разряда фантастики. Только то, что в LADA Priora теперь на одну педаль меньше, уже кажется чем-то нереальным, особенно для тех, кто всю жизнь проездил на отечественных автомобилях с механической трансмиссией. Не поверите, но на тест-драйве были и такие.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
При плавном движении разницу работы автоматизированной механической трансмиссии и классического «автомата» с гидротрансформатором заметить практически невозможно. Только при интенсивном разгоне можно почувствовать разрыв мощности при переключении первых трех передач

В последнее время у роботизированных коробок передач сформировался негативный имидж из-за частых поломок немецкого «робота» DSG — при движении автомобиля в плотном трафике больших российских городов одно из двух сцеплений в трансмиссии всегда было в работе и быстро выходило из строя. В случае с вазовским «роботом» привод замыкает сцепление только тогда, когда водитель нажимает на педаль газа, во всех остальных случаях диск разомкнут. Да, автомобиль сам не катится в «пробке», приходится постоянно пользоваться педалью газа, но к этому просто надо привыкнуть. В качестве вознаграждения сцепление Valio, штатно устанавливаемое в Lada Priora, прослужит вам очень долго, возможно, дольше, чем в обычной механической коробке ВАЗ-2180.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Роботизированная коробка АМТ — это необслуживаемая система, в которой замене подлежит только обычный диск сцепления. Менять масло за все время работы узла не требуется — заливается на весь срок службы трансмиссии

Дело в том, что блок управления коробкой передач ZF не допускает перегревания сцепления и вообще всячески уберегает этот узел от разрушения по вине водителя. Например, если раскрутить двигатель до 5 000 — 5 500 об/мин, передача просто не включится, даже если, согласно инструкции, нажать на педаль тормоза. Крайний порог оборотов, кода передача включается — 3 000, и то в этом случае сцепление смыкается относительно плавно, так что тронуться с визгом и буксом на сухом асфальте вряд ли получится. Зато сцепление останется целым.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Интерьер у рестайлинговой LADA Priora с джойстиком переключения режимов роботизированной трансмиссии выглядит очень привлекательно

Конструкция роботизированной коробки передач не имеет (за ненадобностью) собственной системы охлаждения и обогрева, в то время как «автомату» уже при -27 градусов требуется прогрев, а «робот», даже если на улице -40, сразу готов к работе — главное, запустить двигатель. Конечно, в августе во время теста LADA Priora в Беларуси таких экстремальных минусовых температур не было, поэтому мы пытались «сломать» коробку иными способами: включить заднюю передачу, двигаясь со скоростью 100 км/ч, раскрутить мотор до «красной зоны» и перевести селектор КП в режим «драйв», хаотично перебирать передачи на ходу — все эти неадекватные действия были блокированы электроникой. В случае если бы у нас была традиционная механика, автомобиль с тест-драйва вокруг Минска вернулся бы в Тольятти на эвакуаторе. Мало того, все 15 представленных на тесте машин завершили два дня заездов по Беларуси в рабочем состоянии. Это очень похвально, ведь автожурналисты — те еще «звери».

Тест-драйв LADA Priora АМТ
«Сломать» механическую трансмиссию с роботизированным управлением за время теста так и не получилось, и все 15 тестовых автомобилей закончили испытания без поломок

Отрадно наблюдать за тем, что АВТОВАЗ в последнее время развивается: появляются новые модели и новые технические решения, качество продукции растет, гарантия увеличивается. «Если АВТОВАЗ не будет успешным, мы станем обычной сборочной площадкой, а это не интересно и не так прибыльно», — заявил Бу Андерссон. Очевидно, что внутри группы Renault-Nissan АВТОВАЗ существует конкуренция, хотя президент группы Карлос Гон это политически грамотно отрицает.

Тест-драйв LADA Priora АМТ
Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон

Еще одно важное событие в развитии АВТОВАЗа — изменение принципа работы с конечными потребителями: теперь автомобили на конвейере будет собирать под конкретные требования заказчика, а не отгружать дилеру комплектации по умолчанию. Если клиент хочет «норму», но с кондиционером, он получит такой автомобиль. Сейчас же приобрести, например, Lada Granta с климатической установкой можно только в комплектации «Люкс». По этой же логике можно будет заказать «пустую» Priora с роботизированной коробкой передач.

Цены и комплектации

Цены и комплектации LADA Priora
Двигатель Коробка передач Комплектация Цена (в рублях)
1.6 бензиновый 98 л. с. МКП Норма 1 375 400
Норма 2 389 700
Норма 3 409 700
1.6 бензиновый 106 л. с. МКП Люкс 454 300
РКП Люкс 474 300

Техника

АМТ базируется на конструкции модернизированной коробки передач 2180, но имеет ряд отличий:

  • Исключен внутренний механизм переключения, тросовый привод переключения, привод сцепления, включая трос и педаль, т.е. непосредственная механическая связь управления процессом переключения передач;
  • Добавлены электромеханические устройства (актуаторы) управления процессами выключения сцепления и переключения передач;
  • Добавлен датчик оборотов первичного вала;
  • Добавлен контроллер управления автоматизированной коробкой передач;
  • Добавлен селектор выбора режимов работы трансмиссии;

Тест-драйв LADA Priora АМТ

Конструкция АМТ предусматривает следующие изменения по отношению к конструкции КП 2180:

  • Верхнее расположение электромеханического актуатора на месте механизма внутреннего переключения передач:
    • модульная конструкция, позволяющая устанавливать ее на КПП в последнюю очередь и демонтировать без разборки КПП;
    • без изменения точек крепления и посадочного гнезда механизма выбора передач;
    • упрощение конструкции внутренней части механизма выбора передач: исключен механизм блокировки, препятствующий ошибочному включению передачи заднего хода при выключении 5-й передачи и случайному включению двух передач.
  • Переднее расположение электромеханического актуатора включения-выключения сцепления со встроенным механизмом уменьшения износа сцепления.
  • Картер коробки передач и сцепления с дополнительными точками крепления привода управления сцеплением и установки опоры вилки выключения сцепления.
  • Введение места установки датчика скорости вращения первичного вала в заднюю крышку картера коробки передач.
  • Оригинальные вилка выключения сцепления, опора вилки и чехол.
Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!