Это не курсы автоподставщиков. И не тренировочная база ФСО, хотя большинство упражнений, которые предложили выполнить нам с коллегами, в том или ином виде изучают сотрудники спецслужб и водители-охранники. Российское представительство Mazda позвало нас в Сербию не ради развлечения и прикольной фотосессии на память. Новую программу повышения водительского мастерства с этого года при наличии желания и времени сможет пройти любой маздовод. Поверьте, это интересно.
День обещал быть насыщенным. До обеда — школа вождения с расписанием из пяти уроков. Все упражнения — со звездочкой. Если разворот на «ручнике», то с принудительной загрузкой передней оси, если скоростная змейка, то в глубоком заносе, маневрирование задним ходом — строго по наружным зеркалам, без поворота головы. Вместо послеобеденного отдыха — сдача норм ГТО (приседания, отжимания, скакалка на время), ну а с наступлением темноты, как обещают организаторы, нас ждет какой-то сюрприз. Чтобы внести элемент состязательности, учащихся разбили на группы, а за каждое задание выставляли оценки по пятибалльной шкале, чтобы к вечеру все просуммировать и определить золотых медалистов. Догнать и наподдать Нашему «классу» из трех человек сразу достался самый веселый предмет — «сталкивание с дороги». Он же наиболее простой — при условии, что нервы крепкие. Всю жизнь учишься избегать аварий, а тут тебе предлагают самому устроить ДТП! Технически же все несложно. Чтобы остановить убегающего злодея или наказать обидчика, достаточно запомнить несколько правил. Повторять этот фокус на дорогах общего пользования настоятельно не рекомендуем — как говорится, все трюки выполнены профессионалами. И отважными дилетантами.
На бывшей взлетно-посадочной полосе, соприкоснувшись битыми бамперами, стоят две Mazda6 первого поколения. Словно ГАИ дожидаются. Извините, инспектора не будет — будут новые увечья. Мы у этого «тренажера» первые, поэтому сербы просят быть поаккуратнее, чтобы и другим досталось. Обреченно киваю и сажусь за руль. «Догоняешь, прижимаешься левым углом машины к правой части его бампера и толкаешь, — ставит задачу инструктор. — Не пытайся бить с размаху, надо лишь прикоснуться, а потом повернуть руль. Если допустить удар, можно повредить свой собственный автомобиль. И не высовывайся слишком далеко вперед, чтобы не порвать шину о его арку».
Со стороны это выглядит как езда «на хвосте», когда автомобиль сопровождения прилипает к основной машине кортежа, поддерживая дистанцию в 2-3 метра. Здесь речь идет о зазоре в несколько сантиметров, в идеале — миллиметров, зато условия стерильные: ведущий послушно держит свои 60 км/ч, асфальт идеален, помех нет. Как учил товарищ Папанов, бью аккуратно, но сильно: чтобы гарантированно убрать оппонента с дороги и при этом не налететь на него, баранка поворачивается размашисто — примерно на 90 градусов. Отправив «жертву» к правой обочине, зарабатываю пятерку в классный журнал. И сразу отруливаю назад, чтобы самому не оказаться в отбойнике.
С пол-оборота Следующая дисциплина — полицейский разворот, самый эффектный и всем известный трюк. Не только киношный: ему обучаются профессиональные «персональщики» и сотрудники компетентных органов. Если автомобиль уткнулся в засаду и надо срочно уносить ноги, спасая охраняемое лицо, тратить время на обычный разворот — слишком большая роскошь. Разгоняемся насколько возможно на задней передаче, выключаем сцепление (педаль оставляем выжатой) и быстро поворачиваем руль. За ту секунду, пока машина развернется на 180 градусов, врубаем первую, возвращаем баранку в нейтральное положение, отпускаем сцепление и движемся дальше в том же направлении, только уже передом. Элементарно? А вы попробуйте. Для неподготовленного человека вращение — несколько непривычное состояние, заставляющее машинально жать на тормоз. Этого делать категорически нельзя. Плюс нужны четкая координация действий и способность ориентироваться в пространстве — иначе можно поехать не туда. Использовав две тренировочные и две зачетные попытки, я получил тройку за недоворот и вылез из-за руля с пониманием, что ничего невыполнимого тут нет, надо лишь попрактиковаться полчасика.
Переизбыточная поворачиваемость Когда ширина дороги позволяет, можно «крутануться» и передним ходом, на ручнике. Такой маневр тоже входит в программу тренинга для водителей спецслужб и только кажется простым. Это на льду мести кормой дело нехитрое: повернул руль, чуть поддернул рычаг, чтобы сорвать заднюю ось, и вытягиваешь газом. На сухом прорезиненном асфальте трека и начальная скорость должна быть выше (от 45 км/ч), и тянуть ручник приходится со всей мочи. Еще чуть-чуть уменьшить радиус поворота помогает такая хитрость: перед самым маневром коротко и не слишком сильно нажмите на тормоз — это перераспределит нагрузку между осями так, как нам нужно. Передок практически остается на месте, пока задняя часть машины описывает полукруг.
На зачете преподаватели Школы вождения Mazda спрашивают строго. Научиться выписывать знак бесконечности вокруг фишек еще полдела: в конце упражнения надо развернуться так, чтобы оказаться в «гараже» — внутри площадки, огороженной четырьмя конусами. Сделать это, не усвоив как следует урока, невозможно: придется останавливаться и сдавать назад. Только с ходу и только на ручнике! Зато, когда у тебя наконец получается боком загнать машину в тесный четырехугольник, дух захватывает. Уж не эти ли серьезные ребята с загорелыми лицами писали сценарий к киносаге «Такси»? Фокус вполне в стиле Даниэля. Уже через пару минут такого «вальсирования» выступает пот, устает правая рука, но оно того стоит. Диву даешься, на каком крохотном пятачке при определенной сноровке можно развернуть автомобиль. Эй, шеи не жалей!
Ну а если места для разворота вовсе нет? Допустим, мы оказались в тесном дворе. Тогда остается одно — улепетывать задним ходом. На автодроме инструкторы разметили целую трассу с препятствиями, которые придется объезжать, и воротами, в которые нужно попадать. Иначе начисляют штраф — дополнительные секунды к показанному времени. Поворачивать голову назад, как учили в автошколе, запрещено, пользоваться салонным зеркалом и камерой заднего вида — тоже. Да она и не помогла бы: мелкие детали на экране не различишь. Остается в прямом смысле слова работать головой, ориентируясь то по правому, то по левому наружному зеркалу. Дестабилизация Последнее упражнение называется «дрифт-слалом». Реквизит — пять конусов, выставленных в ряд на приличном удалении друг от друга, и седан с начисто отключенной стабилизирующей электроникой. Задача — пройти змейку так, чтобы задняя ось все время находилась в скольжении. При каждой перекладке Mazda3, накреняясь на борт, закидывает хвост то в одну, то в другую сторону, но с курса не сбивается, «облизывая» конусы — во всяком случае, так это выглядит в исполнении профессионала. Секрет в том, чтобы действовать не как профи, а как самый настоящий «чайник»: сперва спровоцировать занос, а потом опаздывать с контрмерами.
С первой частью задания справились все. Пустить в занос «трешку» без ESP и с порядком истертой задней резиной — раз плюнуть. Разгоняемся до 60-62 км в час, бросаем газ, загружая передок, руль влево, корма вправо — понеслась! Проблема в том, чтобы ограничивать угол атаки. Тут требуется тонкая работа не столько руками, сколько правой педалью. Самое правильное — держать постоянную тягу, не забывая восполнять потерю скорости из-за срыва задней оси осторожным добавлением газа. Переборщишь — прекратится скольжение, чересчур сбросишь — и угол заноса станет критическим. Лично меня на третьей-четвертой перекладке неизменно разворачивало. Проект «Кортеж» А вот и обещанный сюрприз: каждой из групп предстоит испытать себя в роли президентской охраны и не дать кровожаждущим террористам (фашистам, либералам, агентам Госдепа — по вкусу) обезглавить государство. «Представьте, что в головной машине сидит мистер Путин, — мотивирует нас один из разработчиков программы. — Ваша миссия — довезти его до места назначения целым и невредимым». Ой, что сейчас будет...
Спектакль разыграли по всем законам драматургии. Автомобиль с преследователями, засады с автоматчиками, хлопки «фугасов», препятствия на пути — все как в кино про Джеймса Бонда. То едешь в полной тишине, вглядываясь в темноту, то вдруг что-то вспыхивает, взрывается, трещат очереди. Жутковато, азартно, весело.
У прикрывающего автомобиля две задачи: подсвечивать дорогу дальним светом, смещаясь в поворотах так, чтобы водитель членовоза видел как можно дальше, и оберегать «лимузин» от пейнтбольного огня, принимая «пули» на себя. На нашем «президентском Pullman» насчитали всего девять пробоин, кто-то из коллег привез 27... В кремлевский гараж не возьмут, но получилось неплохо. После подсчета очков во всех трех модулях Mazda Sport Challenge мы оказались на третьем месте. Есть над чем поработать.
Вы заметили, что почти все упражнения выполнялись на Mazda3? Выбор «спортинвентаря» не случаен. Мы уже ездили на пятидверке нынешнего поколения, только с 2,0-литровым мотором SKYACTIV-G (150 л. с.) и «автоматом». На сей раз компания предложила опробовать в деле хэтчбек и седан со 120-сильным 1.5, в том числе и с 6-ступенчатой «механикой». Двигатель самый что ни на есть актуальный. Во-первых, коллапс рынка выдворил 150-сильный агрегат за пределы Российской Федерации, так что 1.5 нынче за главного. А во-вторых, спрос на эту версию и без того резко пошел вверх: если в 2014-м на Mazda3 1.5 приходился 41% продаж, то в 2015-м — уже 63%. И вообще, в последнее время портрет покупателя Mazda меняется настолько стремительно, что его не успевают «написать» маркетологи. Среди клиентов компании все меньше персонажей с ветром в голове и дырой в кармане. Теперь «мазды» выбирают осознанно — если верить дилерам, зачастую вместо немецкого премиума. Бюджетно-ориентированный пласт аудитории отслоился: те, кто едва мог наскрести на «трешку», переключились на более доступные автомобили, ну а те, у кого дела хорошо шли до кризиса, не отказывают себе в удовольствии и сейчас — продолжают брать максималку за 1 214 000 рублей (без учета пакетов и опций). Шутка ли: топ-версию Active+ в прошлом году выбрало 89% покупателей! В 2014-м любителей «полного фарша» насчитали «всего» 56%.
Жалеть об уходе двухлитровой модификации не стоит: да, она неплохо ехала, но в отсутствие «механического» варианта свою цену динамикой не отбивала. Для большинства задач 1,5-литрового SKYACTIV-G хватает. Это особенно хорошо чувствуется как раз на треке, где важно поскорее «открыться» на выходе из поворота, где невнятный привод коробки или сцепления может испортить круг. Достаточно короткие и, главное, четкие ходы рычага МКП, удобное, понятное сцепление — «механизированная» Mazda3 1.5 держится на трассе молодцом. Да и с «автоматом», перекинув его в ручной режим, можно договориться. Не так уж часто увидишь на гражданской машине «гоночную» схему переключения — с понижением передачи качком селектора вперед! Прибавьте к этому драйверское шасси, ухватистый, информативный руль — и поймете, что в этом автомобиле сошлось все. Кроме, разве что, прайс-листа: начальные 1 074 000 рублей за седан и 1 084 000 за хэтчбек — величины психологически сложные. Дороже торгуется лишь VW Golf, за который хотят почти 1,2 миллиона.
|