 Задним умомSHORTscope: выявляем гены охотника в Mercedes-Benz CLA Shooting BrakeЗадним умомSHORTscope: выявляем гены охотника в Mercedes-Benz CLA Shooting Brake Павел Седельников, опубликовано 16 декабря 2015
Фото: CARscope.ru Красивая вещь требует красивой истории. Что рисует ваше воображение, когда вы слышите словосочетание «shooting brake»? Мое — старую добрую Англию. Вот компания вельмож, увешанная патронташами, ножами и медными рогами пьет за успех охоты. Взволнованные приключением дамы обсуждают меж собой, что было громко и немного страшно. Сейчас прислуга подзовет собак, отнесет дичь и ружья в экипаж — и благородное собрание покатит в замок, чтобы насладиться моментом в каминном зале. Между охотничьими повозками эпохи Георга III и Mercedes-Benz CLA Shooting Brake добрых два века. Впишется ли штутгартская карета в образ жизни русского джентельмена?
 | Это уже второй Shooting Brake в модельном клане Mercedes. Немного раньше, в 2012 году, на охоту выехал более крупный и дорогой CLS Shooting Brake. Тогда, как и сейчас, пятидверку «вырастили» из четырехдверного купе |
Легенды «усваиваются» избирательно. Сейчас уже никому нет дела, что первые «шутинг брейки» представляли собой лишенные крыши конные повозки с жесткими деревянными скамейками, установленными вдоль бортов. Зато общеизвестно, что одноименные автомобили строились на основе шасси именитых производителей вроде Rolls-Royce или Bentley и обычно по индивидуальному заказу. Позволить себе такой транспорт могли лишь сливки общества. В эпоху массовой автомобилизации охотничьими экипажами стали называть любые модели в хозяйственном кузове, даже самые пролетарские. Но и это подзабылось, когда во второй половине прошлого века термин shooting brake прикипел к роскошным трехдверным универсалам — тогда стало модным добавлять практичности суперкарам и спорткупе. Пыль веков зацементировала ненужное, превратившись в налет аристократизма. Даже фонетически shooting brake — совсем другой коленкор. Попробуйте произнести по очереди вслух: «универсал», «вагон», «сарай». Первое отдает нафталином, второе — вокзалом, от третьего веет позерством и дурным чувством юмора. А теперь — в перфекционистской британской манере: «шу-утин брэйк». То-то.
 | Классический shooting brake должен иметь две боковых двери, но мерседесовцы не стали жертвовать семейными ценностями. Не слишком ли большая вольность — именовать таким образом пятидверку? Не слишком, уверены в компании. Маркетологам Mercedes не впервой рвать шаблоны. Достаточно вспомнить то же «четырехдверное купе» CLS... |
При всей своей утонченности и спортивной осанке CLA Shooting Brake — самый настоящий универсал. Так и в паспорте записано. Однако перед нами не работник — господин. У него безрамочные стекла, нет ярко выраженной ступеньки на пятой двери, задние стойки кланяются средним чуть ли не в пояс, а крыша в хвостовой части слегка припадает, нивелируя тяжеловесность «универсальной» кормы. Уникупе? Купеверсал!
 | Если не учитывать мизерную прибавку в холке, пятидверка полностью укладывается в габариты родственного седана-купе. Длина, ширина и высота Shooting Brake — 4 630, 1 777 и 1 435 мм соответственно, колесная база — 2 699 мм |
Спро́сите, зачем нужен столь странный гибрид? Чтобы не состариться раньше времени. Его сватают тем, кто уже борется с собственным эгоизмом, но бережет силы на следующий раунд. Тем, кто объективно вырос из купе — обзавелся спутником жизни, домом за МКАД и детской коляской, но не спешит хоронить себя в заурядном «вагоне». Стильная карета! И вместительная. Не смотрите, что платформа от А-класса. Немцы организовали в ограниченном пространстве полноценную жилплощадь, на которой четверо почувствуют себя VIP-персонами.
 | Shooting Brake отличается от «просто» CLA задними кузовными панелями и спойлером. Остальные «запчасти» на вид взаимозаменяемы, даже светотехника |
Холодящий руку металл на и вокруг «поворотно-скользящих» дефлекторов, дельная кожа, нежесткий пластик — как и его менее практичный родственник, универсал демонстрирует взрослый подход к отделке. Здесь удобнейшие кресла с интегрированными подголовниками и отнюдь не декоративной боковой поддержкой, приятная баранка с перфорацией, делающая где-то 2,3 оборота — в общем, никаких скидок на позицию в модельной пирамиде. Передняя часть салона — точный слепок с внутреннего мира купе CLA. Самобытность «шутинг брейка» начинаешь замечать, оказавшись во втором ряду.
 | Массивные скопища качественной пластмассы на подоконниках вкупе с низкой посадкой создают чувство защищенности. В лобовом стекле «показывают» мощные ребра на капоте — ощути себя хищником! |
Диван точно так же размечен на двоих, перемычка — детское место на случай эвакуации. Зато в процессе универсализации прибавилось места над головой: официальные данные говорят о 94,7 сантиметрах от дивана до потолка — это на 4 см больше по сравнению с четырехдверкой CLA, которая рослым людям противопоказана. Заодно расширили дверные проемы, загружаться и выходить стало проще.
 | Третий на галерке CLA Shooting Brake не то чтобы лишний — нежелательный. Высокогорье тоннеля заставляет остальных делиться местом для ног, да и на уровне плеч поджимает. В усеченном составе путешествовать приятнее: общий подлокотник широк и продуман, есть от чего «прикурить» телефон |
Увы, дизайнерская «спинка» свела к минимуму потенциальную выгоду в грузовместимости: по объему багажника Shooting Brake обогнал обычный CLA на жалкие 25 литров. Номинальная кубатура «кладовой» универсала — 495 л, особо не разгуляться, но на четверых хватит. Если попросить задних пассажиров отвертикалить спинку, можно выгадать еще литров сто.

 |
- Максимальная ширина багажника 1328 мм — по данным Mercedes, лучшая в классе. Правда, пользы от рекорда чуть: проем зажат размашистыми фонарями
- В двухместной конфигурации поклаже отведено 1354 литра. Спинка складывается по частям, предусмотрен люк для лыж
|
Несмотря на то что уровень пола высоковат, под ним не обнаружишь ни запаски, ни даже докатки. На минус первом этаже базируются набор инструмента и впадина-хранилище для дорожной мелочевки, верхний ярус наделен парой вещевых ниш, крепежом для сетки и розеткой.
 | Заваленные на 45 градусов стойки и спрямленная дверь делают «филей» Shooting Brake похожим на «тыл» какого-нибудь лифтбека. Да и внутренняя геометрия отсека — примерно как у семейно ориентированной Skoda Octavia. Немцам бы побольше внимания к организационной стороне вопроса — всевозможным крючкам и сеточкам |
Агрегатная база не зависит от форм-фактора: как и четырехдверный CLA, универсал везут в Россию в трех бензиновых исполнениях. Самое спокойное, CLA 200, идет с 1,6-литровым мотором в 156 л. с. и передним приводом. Промежуточный CLA 250 4MATIC — это 211-сильный 2.0 и привод на все колеса, ну а CLA 45 AMG 4MATIC, как легко догадаться, полноценный спорткар. Этот «охотник» стреляет без предупреждения, разменивая первую «сотню» за 4,7 секунды и выжимая искусственно навязанные 250 км/ч, в то время как младшие версии сдают спринтерский норматив за 8,7 и 6,8 секунды при максималке в 225 и 240 км/ч соответственно. Четырехдверный CLA ускоряется до 100 км/ч быстрее, за 4,6-8,5 секунды.
 | Дополнительная сталь увеличила снаряженную массу едва заметно, на 15-30 кг, да вот аэродинамика уже не та. Если у купе коэффициент лобового сопротивления (Cd) достигает фантастических 0,22, то пятидверный кузов показывает 0,26. Это подпортило не только разгонные показатели, но и расход топлива — впрочем, незначительно: CLA 200 и 250 4MATIC требуют добавки в 0,1-0,2 литра на каждые 100 км. Аппетит AMG-версии не изменился |
Нам на тест достался «средний брат» — CLA 250 4MATIC в комплектации «Особая серия». Если ищете большего, значит, вы гурман: 211 наддувных сил полуторатонной машине хватает в любых бытовых ситуациях. Энергичный подхват с места и с ходу, чуткие, удобные в дозировании тормоза, информативный и «короткий» руль — что еще нужно для здорового образа жизни? Разве что более «рулежная», боевая подвеска. При перекладках Shooting Brake кренится сильнее, чем ожидаешь от машины, наделенной бойким мотором, довольно острым рулем и к тому же обутой в хорошую низкопрофильную резину. Инженеры Mercedes, по своему обыкновению, остановились за полмили до экстремальности. Жертвовать комфортом? Упаси боже. Это к AMG-моделям. И вот CLA 250 4MATIC невозмутимо шлепает через трамвайные пути, ходом берет лежачих полицейских. Главное не забывать, что артикуляция подвесок ограничена: опциональные 18-дюймовые колеса периодически шкрябают о подкрылки.
 |
- Если вы не сиживали в современных «мерседесах», селектор КП в виде подрулевого переключателя вызовет ломку. Первые часы правая рука шарит по консоли в поисках рычага или ловит несуществующую «кочергу» на рулевой колонке
- У нижнего левого рычажка двойное назначение: в зависимости от того, нажата ли кнопка в торце, он управляет либо темпоматом, либо ограничителем скорости. С усилием толкая переключатель вверх или вниз, добавляем либо скидываем с установленного порога по 10 км/ч, нажимая слегка — отмеряем по 1 км/ч
|
Преселективная коробка 7G-DCT, актуальная для всех вариаций CLA, кроме топовой, по стандартам робототехники не самая шустрая, зато бережет сцепления и бензин. Если не втаптывать педаль в пол, первая передача заканчивается на 4000-5000 об/мин, но уже на второй «робот» допускает стрелку тахометра к самой красной зоне (6300). Недокрут полностью убирается в спортрежиме, который также заставляет управляющую электронику избегать высоких ступеней. В любом случае к плавности работы претензий нет — небольшие «спотыкания» при движении накатом, когда автоматика последовательно включает низшие передачи перед остановкой, коробке простительны. Не «гидромеханика» все-таки.
 |
- Кнопка слева от аварийки меняет режимы силовой установки: E — экономный, S — спортивный, M — ручной. В последнем случае пригодятся подрулевые лепестки
- Система «старт-стоп» на редкость расторопна (на вывод из спячки уходит доля секунды), но грубовато: при каждом запуске машину охватывает дрожь. Выключать экономайзер клавишей с пиктограммой в виде круговой стрелки не обязательно: «засыпанием» и «оживлением» удобно управлять правой ногой. Чтобы мотор не глох на время короткой остановки, придавливаем тормоз не до конца
|
Единственное, с чем трудно мириться, — слабая по «трехлучевым» меркам шумозащита. Мотор изолирован тщательно и даже если пробивается через щит, то не раздражает тембром, а вот назойливый гул от колес вынуждает делать музыку громче при каких-то 60 км/ч. Арки пропускают звук на любом асфальте, кроме свежеуложенного — даже на мелкоабразивном. Что же будет на шипах? Безрамочные стекла, в свою очередь, передают в салон ненужный аккомпанемент улицы. Впору подумать о легком тюнинге.
 | Двухлитровая «четверка» оказалась бережливой: средний расход плавал вокруг десяти литров на «сотню», опускаясь до восьми на шоссе и достигая 12 л/100 км в густом московском трафике |
Взамен CLA предлагает массу упрощающей жизнь электроники, в том числе «страховых агентов». «Наш» Shooting Brake 250 4MATIC «Особой серии» предупреждает об опасности столкновения и несоблюдении дистанции, контролирует слепые зоны, следит за усталостью водителя, примечает и выводит на приборку дорожные знаки — жаль, не все и с ощутимой задержкой. Активный парковочный ассистент и вечно чистая камера заднего вида — ценная подмога в узких дворах, мультимедийная система коммуницирует со смартфоном и читает вслух SMS (с озвучкой русского текста незадача: машина воспроизводит только знаки препинания).

 | Разрешение достойное — что у экрана системы COMAND Online, что у камеры. При плохом освещении, в особенности ночью, «глазок» слепнет: немного недостает светочувствительности. Грязи можно не бояться: когда камера не активна, ее закрывает специальная крышка |
В свете того что Shooting Brake дороже четырехдверки на какие-то 50 000 рублей, выбор между двумя CLA может оказаться непростым. Оба автомобиля прилично едут и презентабельно выглядят. Да, в купеобразном седане больше эмоционального, в Shooting Brake — рационального. Некий стилистический компромисс компенсируется у последнего бо́льшим комфортом для задних пассажиров и расширенными грузовыми возможностями. Есть резон переплатить 300 тысяч и взять вместо базовой версии 211-сильную: полный привод и динамика того стоят. Славная будет охота!
Технические характеристики Mercedes-Benz CLA Shooting Brake (данные производителя)
Модификация |
CLA 200 |
CLA 250 4MATIC |
CLA 45 AMG 4MATIC
|
Тип двигателя |
L4, бензиновый, с турбонаддувом
|
Рабочий объем |
1595 см3 |
1991 см3
|
Максимальная мощность |
156 л. с. @ 5300 об/мин |
211 л. с. @ 5500 об/мин |
360 л. с. @ 6000 об/мин
|
Максимальный крутящий момент |
250 Нм @ 1250-4000 об/мин |
350 Нм @ 1200-4000 об/мин |
450 Нм @ 2250-5000 об/мин
|
Разгон 0-100 км/ч |
8,7 с |
6,8 с |
4,7 с
|
Максимальная скорость |
225 км/ч |
240 км/ч |
250 км/ч
|
Средний расход топлива |
5,3–5,6 л/100 км |
6,6–6,8 л/100 км |
6,9–7,1 л/100 км
|
Тип привода |
Передний |
Постоянный полный
|
Коробка передач |
Роботизированная 7-ступенчатая 7G-DCT |
Роботизированная 7-ступенчатая AMG SPEEDSHIFT DCT
|
Передняя подвеска |
Независимая, с амортизационными стойками и одним поперечным рычагом
|
Задняя подвеска |
Независимая, двухрычажная
|
Передние тормоза |
Дисковые вентилируемые
|
Задние тормоза |
Дисковые |
Дисковые вентилируемые
|
Длина |
4630 мм |
4691 мм
|
Ширина |
1777 мм
|
Высота |
1435 мм |
1417 мм
|
Колесная база |
2699 мм
|
Диаметр разворота |
11,0 м |
11,04 м
|
Объем багажника |
495-1354 л
|
Емкость топливного бака |
50 л |
56 л
|
Снаряженная масса |
1460 кг |
1555 кг |
1615 кг
|
Комплектации и цены
CLA Shooting Brake у нас представлен в трех модификациях. CLA 200 с передним приводом и коробкой 7G-DCT отпускают за 1 940 000 рублей, полноприводный CLA 250 4MATIC с тем же «роботом» — за 2 240 000. Топ-версия CLA 45 AMG 4MATIC помимо привода на все колеса предусматривает преселективную трансмиссию от Mercedes-AMG, цена вопроса — 2 990 000 рублей.
Во всех трех случаях машины идут в довольно насыщенной комплектации «Особая серия», кроме того, доступно множество опциональных пакетов. В минимальный комплект CLA 200 в числе прочего включены фронтальные, боковые и оконные подушки безопасности, система курсовой устойчивости ESP, системы предупреждения столкновений Collision Prevention Assist PLUS и контроля усталости водителя ATTENTION ASSIST, адаптивные тормоза с функцией HOLD, электромеханический стояночный тормоз, активный парковочный ассистент, климат-контроль THERMATIC, кожаный мультифункциональный руль, обогрев и электропривод зеркал, подогрев и частичные электрорегулировки передних кресел, обогрев форсунок стеклоомывателя, аудиосистема с 8 динамиками и USB, система старт-стоп, противоугонный пакет и подвеска с комфортными настройками. В оснащение CLA 250 4MATIC сверх того входят обивка кресел искусственной кожей ARTICO, пакет комфортных сидений и улучшенная климатическая установка THERMOTRONIC. «Заряженный» CLA 45 AMG 4MATIC — это внешний и внутренний AMG-стайлинг, коробка AMG SPEEDSHIFT DCT, тормозная система повышенной производительности, спортивная подвеска, адаптивное рулевое управление и выпуск от AMG, система выбора режимов движения AMG DYNAMIC SELECT, кресла с регулировкой поясничного упора в четырех направлениях, комплексная система запоминания настроек, адаптивные фары и многое другое.
|