 ХищникFIRSTscope: пытаемся справиться с потенциалом внедорожника Mercedes-Benz GL 500ХищникFIRSTscope: пытаемся справиться с потенциалом внедорожника Mercedes-Benz GL 500 Сергей Белоусов, опубликовано 23 августа 2013
Фото: CARscope.ru и Mercedes-Benz
Если автомобиль сравнить с рыбой, то Mercedes-Benz GL 500 4MATIC вполне сойдет за большую белую акулу: во время движения морской хищник (а плавает он всю жизнь без остановок) теряет много энергии, а потому вынужден постоянно что-то жрать. Так и внедорожник во время езды осушает бак с такой стремительностью, что на маршруте протяженностью около 400 км его столитровое «брюхо» пустеет и требует очередной дозаправки.
Причем он не заглатывает все подряд, как акула, а питается исключительно 95-м неэтилированным бензином. Этот аппетит в Mercedes-Benz умудряются преподносить под соусом BlueEFFICIENCY и указывать расход в 11,3 литра для смешанного режима движения — совсем обалдели!

Зато мотор 4.7 V8 с двумя нагнетателями — огонь! Но огонь надо зажечь, а это, к сожалению, в случае с Mercedes-Benz GL 500 происходит не так быстро. Если, к примеру, неспешно катиться по трассе и вдруг нажать педаль газа в пол, то прежде чем под капотом неистово застучат поршни, раздастся приглушенный благородный рык и тела водителя и всех его спутников вожмутся вглубь роскошных кожаных кресел, успеешь рассказать коротенький анекдот. Потом только улюлюкай: 435 л. с., 700 Нм тяги и 5,4 секунды с места до «сотни» для автомобиля массой под 2,5 тонны — что на бумаге, что на деле — поистине ураганные показатели.

|
Спидометр расчерчен до 260 км/ч, а электронный ограничитель скорости срабатывает на отметке 250 км/ч, так что если его снять, то придется заказывать новую приборную панель
|
К сожалению, спортивный режим на отклик педали акселератора не влияет, в нем только двигатель удерживается на высоких оборотах, кузов, словно лифт в отеле, опускается на минус первый уровень, а активные стабилизаторы поперечной устойчивости зажимаются что есть мочи. Но перебарщивать со скоростью даже в этом случае опасно. При входе в поворот широкий и высокий автомобиль почти не кренится (спасибо системе Active Curve от нового поколения Mercedes-Benz M-Class, которая изменяет жесткость стабилизаторов и подавляет крены кузова), электромеханический руль наливается тяжестью, словно в спорткаре, но в 45-градусной дуге на скорости около 100 км/ч и выше внедорожник начинает «плыть» наружу поворота. В этот момент в дело вступает система стабилизации, которую нельзя отключить полностью, но газ все равно приходится сбрасывать, чтобы не оказаться на полосе встречного движения.

|
Mercedes-Benz GL 500 4MATIC может ехать не хуже спорткара, его руль от упора до упора делает менее трех оборотов, но физику не обмануть даже этим — слишком большой и тяжелый автомобиль для езды на пределе по извилистым трассам
|
Экспериментов с агрессивной ездой лучше избегать: помимо вышеуказанной проблемы в Mercedes-Benz GL 500 не очень внятная педаль тормоза — слишком сильно ее нужно продавливать, чтобы получить желаемое замедление, да и вентилируемые тормозные диски (спереди перфорированные) не особо стараются удерживать машину в своих тисках — сюда бы керамику да суппорта мощнее.

|
Индикаторы парктроников на передней консоли будто приделаны уже после в гаражном сервисе Ашота, зато информативности им не занимать
|
Любимый Mercedes-Benz GL 500 стиль — движение по прямой дороге, на ней он держится степенно и невозмутимо, недаром создатели называют его «внедорожным S-Class». Но предыдущее поколение GL было немного комфортней: при попадании колеса в яму машина первого поколения абсолютно никак себя не выдавала, а кузов нынешней генерации при этом вздрагивает даже в комфортном режиме движения. Возможно, виной тому почти самые большие из доступных колесные диски диаметром 20 дюймов, а также шины Continental CrossContact UHP 275/50 R20, которые считаются довольно жесткими.

|
Подрулевое пространство организовано стандартно по-мерседесовски: минимум подрулевых рычагов, один из которых — селектор трансмиссии. Очень удобным показалось расположение педального узла — нажать не то вряд ли удастся
|
Эту резину также ругали за излишний шум, но в случае с Mercedes-Benz GL на это можно не обращать внимание. При закрытых окнах в салоне воцаряется покой, словно в детском саду во время тихого часа: можно разговаривать вполголоса, можно даже в четверть, а можно просто шептаться и при этом все равно слышать друг друга. Немцы говорят, что вопросу шумоизоляции уделили много внимания, распихали то там, то сям кучу звукоизоляционных материалов, но большинства плодов этой работы, к счастью, не видно, если не считать опциональных двойных стекол по бокам.

Коэффициент аэродинамического сопротивления Mercedes-Benz GL 500 оказался не самым лучшим в классе — 0,37, тогда как у того же кирпича Toyota Land Cruiser 200 он волшебным образом равен 0,35. Однако потоки воздуха направлены так, что «Мерседес» почти всегда умудряется держать боковые стекла чистыми, а воздушные завихрения в зоне боковых зеркал в салоне не слышны. Последнее объясняется еще одним нюансом: «уши», читай боковые зеркала, этого огромного «слона» настолько малы, что в них едва ли замечаешь автомобили по сторонам. В остальном обзору не мешает ничего, а диаметр разворота в 12,4 метра для пятиметровой машины просто потрясающий — почти как у городского хэтчбека.

|
Кожа хороша — вкусно пахнет и приятна на ощупь, а режим вентиляции кресел помогает не прилипнуть к ней в жару
|
Проблему малых боковых зеркал частично решает наличие четырех камер по кругу автомобиля, две из них встроены в корпуса наружных зеркал и следят за «мертвыми зонами», сообщая водителю о появлении опасности. Вот только сигнал звучит так же, как звук сирены системы предупреждения о фронтальном столкновении, поэтому в опасной ситуации начинаешь судорожно высматривать, где именно загорелся красный индикатор — в зеркале слева, справа или на приборной панели. Само собой, драгоценные доли секунд на реакцию теряются, и в итоге паника возрастает еще больше.

Маркетологи Mercedes-Benz применили модный нынче способ задрать цену внедорожника, а заодно дали окончательный ответ на нудные претензии тех, кто никогда в жизни не купит себе такую машину: «Да владелец такого дорогого автомобиля ни разу с асфальта-то не съедет...» Съедет, если закажет себе опциональный пакет ON&OFFROAD, который для версии GL 500 вообще включен в стандартную комплектацию.

Плеяда функций для дорог и бездорожья наделяет Mercedes-Benz GL 500 шестью программами управления с селектором на центральном тоннеле вместо подстаканников и анимированной демонстрацией работы систем на центральном мониторе, трансмиссией с понижающим рядом, режимом ручного выбора передач АКП 7G-TRONIC PLUS, возможностью полностью заблокировать межосевой дифференциал, системой имитации блокировки межколесных дифференциалов 4ETS, тремя дополнительными уровнями пневматических подвесок, которые способны увеличивать и уменьшать дорожный просвет со 183 мм до внедорожных 306 мм, а также стальной защитой картера и панелями, защищающими днище автомобиля.

|
Режимы Focus, Medium и Diffuse системы кондиционирования THERMOTRONIC вгонят в ступор любого. Оказывается, Medium — это обычный вид охлаждения салона, Diffuse снижает интенсивность работы системы, а Focus позволяет сконцентрировать выход охлажденного воздуха через дефлекторы центральной консоли
|
Бездорожье поддается натиску GL 500 в два счета: во время теста автомобиль несколько раз побывал в тяжелых условиях и ни единым скрипом не выдал своей обеспокоенности испещренной ямами разной глубины дороги через поля и леса.
С опциональной системой подавления кренов активные стабилизаторы во внедорожном режиме полностью распущены, что увеличивает ходы подвесок, короткий передний свес позволяет выбираться из ям без потерь, а вот массивная корма того и гляди может чиркнуть о землю при больших углах наклона кузова. Возможности внедорожника ограничивали лишь дорожные шины, кузовные панели, которыми было очень жалко соприкасаться с твердым грунтом, а также встреченные нами «джипперы» на люфтованном УАЗ: «Сюда лучше не суйтесь, тут и не такие застревали, а нам потом вас вытягивай».

|
Во время переключений на заднюю скорость или на Drive коробка 7G-TRONIC PLUS издает неприятные удары
|
Боже, как же долго GL 500 накачивает свои пневмобаллоны и встает с опущенных на нулевой уровень «коленей». Больше минуты проходит до тех пор, пока кузов поднимется максимально высоко. В случае необходимости можно задействовать систему помощи при спуске, которая будет тормозить самостоятельно, можно заказать камеры кругового обзора (на тестовом автомобиле этой функции не было), позволяющие смотреть под колеса машины. Вообще проще сказать, чего в GL нет, чем перечислять все его опции: внедорожник не готовит кофе, не стирает вам одежду и не варит щи, все остальное, включая массаж спины, он умеет.

|
У Mercedes-Benz GL 500 в базовом исполнении есть доводчики всех дверей и электропривод багажной двери, который, как бы вы ни хотели, не прищемит ни вас, ни вашего ребенка
|
Стоит ли упоминать о том, что сидя на передних креслах, чувствуешь себя по-королевски, на задних удобно, а на совсем задних — сидеть сложно, но можно? Однако если вы решились ехать на Mercedes-Benz GL всемером, то придется забыть о багаже, так как со всеми разложенными рядами в багажнике остается каких-то жалких 295 литров свободного места, и, кажется, эти литры считали до потолка. Удалив двух человек, получите хороший отсек объемом 680 литров, а в теории внедорожник может принять до 2 300 литров различного барахла.

|
Настроить объемное кресло можно под любого сидящего, хочешь — сиди расслабленно, а хочешь — зажми себя тисками валиков боковой поддержки
|
Задние кресла удобно складывать и раскладывать при помощи сервоприводов, кнопки которых есть как в багажном отсеке, так и возле проема левой задней двери. Попасть на третий ряд нелегко — нужно сильно тянуть за пластмассовый рычаг, который вот-вот сломается. И он обязательно когда-нибудь отвалится, поэтому лучше не пожалеть 28 тысяч рублей и заказать электроприводы складывания кресел второго ряда EASY-ENTRY.


|
Когда при помощи сервоприводов поднимается или опускается спинка одного из передних кресел, вверх или вниз двигается подголовник. Понять практический смысл такого сочетания сложно
|
Передние сиденья примут в свои нежно-пахнущие кожей объятья пассажира любой комплекции и вероисповедания. Их основные регулировки традиционно вынесены на дверь, но регулировок столько, что для всех клавиш места не хватило, поэтому дополнительными настройками (боковая поддержка, длина подушки, поясничный подпор) надо управлять через меню на дисплее, там же включается функция массажа.

Сам по себе 7-дюймовый цветной экранчик маловат для современного немецкого премиума, а для размеров GL в особенности. На него зачем-то выведено изображение камеры ночного видения — смотреть на центральную консоль во время движения гораздо сложнее, чем на приборную панель S-Class, и даже подкрасться ночью ни к кому не удастся, ведь если выключить фары, то камера не включится.

|
Заливать омывающую жидкость не составит труда — бачок прямо около бампера и у него широченная «луза»
|
Знаки ограничения скорости исправно показываются на приборной панели, что очень удобно. Однако если те висят сверху на мачтах и «высечены» светодиодами (как, например, на МКАД), система их не увидит, как и другие знаки вроде «Обгон запрещен». Дублирование дорожных указателей можно увидеть и на навигационной карте, последняя предлагает очень много всяческих возможностей, в которых с непривычки теряешься и не понимаешь, что чему приходится. После тщательного изучения мерседесовская навигация кажется одной из самых логичных в мире, к тому же сама мультимедиа отныне позволяет коннектиться по Bluetooth и просматривать с экрана всякий Интернет. Правда, Mercedes-Benz GL 500 стал вторым автомобилем после Honda Civic, который не смог принять мой смартфон на базе операционной системы Android.
Впрочем, мобильный Интернет в пределах Москвы работает так себе, а в Ухте, Анадыре и других нефте- и газодобывающих регионах за пределами города вообще отсутствует. Зато там не проедет легковой Mercedes-Benz S-Class, а вот «внедорожный» — как раз самое то.
Комплектация
Базовая стоимость Mercedes-Benz GL500 в комплектации «Особая серия» составляет 5,2 миллиона рублей. Покупатель может выбрать любой цвет кузова (металлик/неметаллик), любой оттенок кожи и почти все элементы декоративной отделки (дерево или алюминий) без наценки, кроме черного рояльного лака designo за 103 тысячи рублей.

В комплектацию входят автоматический парковщик с датчиками спереди и сзади, камера заднего вида, солнцезащитные шторки в задних дверях, передние сидения повышенной комфортности, панорамная стеклянная крыша с электроприводом передней части, датчики давления в шинах, защита картера, мультимедийный интерфейс, двойной солнезащитный козырек, кондиционер в задней части салона, адаптивный головной свет, биксеноновые фары, боковые стекла сзади и заднее стекло с тонировкой, электрически складываемый 3-й ряд сидений, мультимедийная система для пассажиров сзади, подогрев передних и средних сидений, система омывателя ветрового стекла с подогревом, амбиентная подсветка салона, доводчик дверей, система доступа в автомобиль без ключа, задняя дверь с электроприводом, сигнализация, пакет ON&OFFROAD, динамики harman/kardon LOGIC7, система автоматического включения и отключения дальнего света и велюровые коврики.

Доплачивать (и много) придется за электропривод второго ряда сидений, мультифункциональный руль с отделкой кожей Nappa и подогревом, систему COMAND Online с DVD-чейнджером на шесть дисков, декоративную отделку, динамики Bang&Olufsen BeoSound AMG, алюминиевые подножки с резиновыми накладками, 20- и 21-дюймовые легкосплавные диски, систему контроля за полосой движения, систему подавления кренов (213,7 тысячи рублей), стайлинг AMG и так далее.
Конкуренты
Сегмент огромных премиальных внедорожников вроде Mercedes-Benz GL 500 4MATIC занимают немногие игроки. В качестве альтернативы можно присмотреться к 7-местному Infiniti QX56 AWD, оснащенному 5,6-литровым атмосферным мотором V8 мощностью 405 л. с. и 7-ступенчатой автоматической трансмиссией. Такой внедорожник будет стоить от 3,79 до 3,92 миллиона рублей, причем заказать можно и 8-местную версию. Lexus LX 570 дороже: от 4 343 000 до 4 502 000 рублей, но только в самой дорогой комплектации Luxury он может быть 8-местным, причем без доплаты. Под капотом «японца» расположен 5,7-литровый атмосферный агрегат мощностью 367 л. с. (530 Нм) и АКП6. Range Rover Vogue SE V8 Supercharged с 5,0-литровым компрессорным двигателем мощностью 510 л. с. (625 Нм) стоит от 5 305 000 рублей, но ему не доступны семь мест, как Mercedes-Benz. Audi Q7 существенно дешевле (от 2,7 миллиона рублей), но конкуренцию GL 500 может составить разве что версия V12 6.0 TDI quattro мощностью 500 л. с. (5,5 секунды до «сотни») стоимостью от 5,4 миллиона рублей.
Не ценовую, но реальную конкуренцию представляет более дешевый 7-местный Toyota Land Cruiser 200 с мотором 4.6 V8 мощностью 309 л. с. стоимостью от 3 276 000 до 3 406 000 рублей.
Техника

Инженеры как могли пытались снизить массу тяжелого внедорожника с несущим кузовом. Благодаря применению облегченных элементов в конструкции Mercedes-Benz GL «похудел» на 90 кг (в версии GL 350 BlueTEC 4MATIC с турбодизелем). Так, капот и крылья отныне сделаны из алюминия, рычаги передней подвески заменены на алюминиевые, лобовое стекло стало легче, а основа передней панели в салоне сделана из магния. Рулевое управление стало электромеханическим, что также позволило снизить массу.

Двигатель V8 BlueDIRECT объемом 4 663 см3 (4,7 литра) немцы упорно называют 4,6-литровым, раньше он устанавливался на Mercedes-Benz GL 450 (340 л. с. / 460 Нм), но теперь обзавелся двумя турбинами, получил сертификат «Евро-5» и стал выдавать 435 л. с. и 700 Нм, доступных в диапазоне от 1 800 до 3 750 об/мин.
Причем если брать в расчет именно эту версию, то автомобиль стал тяжелее на 15 кг (2 445 кг), а если сравнивать с предыдущим GL 500, оснащавшимся 5,5-литровым атмосферником V8, то масса стала ниже на 35 кг.

На новом поколении GL стали устанавливать модернизированную автоматическую коробку передач 7G-TRONIC PLUS с интегрированной системой «стоп-старт» и электромеханическое рулевое управление.

Подвески на двойных алюминиевых рычагах спереди и многорычажная сзади дополнены пневматическими пружинами и регулируемыми по жесткости амортизаторами. Электроусилитель руля может не только парковать автомобиль параллельно, но и подруливать при сильном боковом порыве ветра, а тормоза способны прикусывать диски, чтобы вернуть машину в пределы своей полосы, если водитель зазевался или просто без указателя поворота начал медленно перестраиваться.

|
Система подавления кренов Active Curve
|
Cистема динамической стабилизации подвески ACTIVE CURVE, впервые появившаяся на Mercedes-Benz ML третьего поколения, за счёт увеличения давления масла в гидравлической системе увеличивает жесткость передних и задних стабилизаторов поперечной устойчивости, что позволяет уменьшить угол крена в повороте. На бездорожье, наоборот, давление масла понижается и стабилизаторы распускаются, чтобы увеличить ходы подвесок и улучшить геометрическую проходимость.
Пакет ON&OFFROAD, являющийся стандартным оснащением для Mercedes-Benz GL 500 4MATIC, позволяет выбрать шесть различных режимов движения:

- AUTO позволяет автомобилю автоматически решать за водителя, как именно будут работать все его системы;
- SPORT поднимает обороты двигателя, опускает кузов, тяжелеет руль, а системы демпфирования становятся жестче;
- Режим бездорожья 1 (пиктограмма автомобиля на бездорожье) подходит для движения по песку и легкому бездорожью. В этом случае порог срабатывания системы стабилизации отодвигается, а ABS позволяет колесам на некоторое время блокироваться, чтобы нагрести перед собой грунт для более эффективного торможения. Пневмоподвески поднимают кузов на первый уровень, амортизаторы переходят в режим «Комфорт», педаль газа становится менее отзывчивой, трансмиссия переключает передачи в ином режиме;
- Режим бездорожья 2 (пиктограмма задранного кверху автомобиля на бездорожье) поднимает автомобиль на второй уровень пневмоподвесок, блокируется межосевой дифференциал;
- Режим движения по снегу (пиктограмма автомобиля со снежинкой) настраивает систему стабилизации для более раннего срабатывания и использования цепей противоскольжения, автомобиль стартует со второй передачи;
- Режим буксировки (пиктограмма прицепа) оптимизирует режимы работы трансмиссии и блокирует межосевой дифференциал.
Охлаждение сидений осуществляется четырьмя вентиляторами, которые не дуют холодным воздухом, а вытягивают теплый через перфорированное кожаное покрытие. Таким образом, охлаждение в первые 30 секунд работы системы получается эффективнее.

Mercedes-Benz GL-Class производится на заводе в Тускалузе, штат Алабама, США. На том же предприятии выпускаются соплатформенные внедорожник M-Class и минивэн R-Class.
Безопасность
Странное дело, но Mercedes-Benz GL-Class не проходил независимых испытаний ни в европейских лабораториях Euro NCAP, ни в американском институте IIHS. Однако его ближайший родственник ML-Class последнего поколения набрал твердые пять баллов.

В отличие от версии GL 350 BlueTEC 4MATIC с турбодизелем, для GL 500 4MATIC предлагаются боковые подушки безопасности для задних сидений уже в базовой комплектации. При столкновении с пешеходами или велосипедистами капот Mercedes-Benz GL автоматически отстреливается, чтобы увеличить площадь столкновения.
GL-Class упакован всеми имеющимися в наличии у Mercedes-Benz системами активной безопасности, включая комплекс Pre-Safe. Среди прочих можно отметить опциональные камеры кругового обзора (одна спереди, одна сзади и две в корпусах наружных зеркал заднего вида), систему предотвращения столкновения на невысоких скоростях (Collision Prevention Assist), систему слежения за усталостью водителя (Attention Assist), а также систему Crosswind Assist, которая стабилизирует движение при сильных порывах ветра и не позволяет кузову раскачиваться.
Кроме того, удалось попробовать и систему удержания в полосе, которая активируется на скорости свыше 60 км/ч и при помощи тормозов сама направляет и выравнивает автомобиль. Правда, срабатывала она не всегда.
История

Первое поколение Mercedes-Benz GL-Class с индексом несущего кузова X164 было выпущено в 2006 году и до завершения своего производства в 2012 году по миру разошлось тиражом более 200 тысяч внедорожников. Автомобиль был построен на растянутой платформе ML-Class, в его арсенале находились турбодизели объемом 3,0 (V6) и 4,0 (V8) литра мощностью 224 и 340 л. с. соответственно, а также атмосферные бензиновые агрегаты V8 объемом 4,7 и 5,5 литра мощностью 340 и 388 л. с. Все модификации оснащались полноприводной трансмиссией и коробкой передач 7G-TRONIC.
|