Из фирм, богатых на модели с высокой посадкой и возможным наличием полного привода, выделю те, что располагают целой гаммой кроссоверов. Сузив круг подозреваемых, остановимся на компании Nissan. Модель Almera так и не снискала победных лавров своего французского кузена Renault Logan, зверюга GT-R в силу своего ценника остается экзотикой, простушка Sentra не в силах удовлетворить тех, кто присматривался к покинувшему нас седану Teana, — и выходит, что за честь марки и наши деньги сражается в основном кроссоверо-внедорожное подразделение компании. Сражается оно неплохо. По итогам прошлого года Nissan оказался на седьмом месте из 16 самых продаваемых марок в России со своими 70,5 тысячи автомобилей. Да, Автостат отметил падение спроса на Ниссаны на 23%, но у коллег по полноприводному цеху оно еще больше — Chevrolet со своей Нивой просел на 39%, Mitsubishi — и вовсе на 53%.
Однако отмахиваться от конкурентов опрометчиво, значит, пора собираться в новый поход за симпатиями потенциальных потребителей. Из всей «мушкетерской четверки» один лишь Murano может претендовать на некую свежесть восприятия: он был представлен у нас летом 2016-го. А Qashqai, X-Trail и Terrano сорвали свои премьерные охи и вздохи далеко не вчера — хотя не утратили актуальности до сих пор. В основе испытуемого квартета лежит принципиально общая «интеллектуальная система полного привода», как ее называют в пресс-релизах: постоянный привод на переднюю ось, задние колеса подключаются электронно-управляемой муфтой. Различия в нюансах, которые зависят от места модели в Ниссановской иерархии, поэтому я буду рассказывать о своих впечатлениях, следуя подходу фирмы. Первым на официальном сайте компании в графе «кроссоверы» стоит Nissan Qashqai.
Я не особо рвался за руль именно «кашкайчика», просто при распределении машин всех обскакали телевизионщики. Это всегда так: пишущая братия работает в одиночку и слушает докладчиков на презентации — а тем временем незанятые в этом деле операторы спокойно абонируют модели для своих «говорящих голов». Ну да ладно, для покорения Красноярского этапа Qashqai подойдет: на расстоянии не менее 180 мм от земли (столько я намерил под защитой моторного отсека) находятся 2,0-литровый бензиновый двигатель, вариатор и муфта полного привода. А в надводной части айсберга — кузов с тонкими стойками, гарантирующими хорошую обзорность, не самый просторный по меркам класса, но отделанный кожей салон, ветровое стекло с подогревом, здоровенная стеклянная крыша и прочие «плюшки».
Что же рассказать о кроссовере, который начал примагничивать покупателей аж в 2007 году, в 2013-м пережил смену поколений, а чуть больше года назад с постановкой на конвейер в Санкт-Петербурге прошел серьезную адаптацию к нашим условиям? Только что модель отпраздновала десятилетний юбилей и за минувший период обрела 260 000 российских владельцев — это из официоза. А вот из повседневности: машина по-прежнему легкая, юркая и воспринимается как обычный легковой автомобиль с расширенными возможностями за пределами асфальта.
Хорошо нашпигованная версия 4х4 с 2,0-литровым агрегатом мощностью 144 л. с. стоит 1 699 000 рублей. Мотор сам по себе неплох, но впечатления несколько смазывает вариатор: на разгоне обороты двигателя растут быстрее, чем ускоряется сам автомобиль. Зато вариатор оказался весьма живучим в тяжелых условиях: перегреть трансмиссию в снегу мне не удалось! Внедорожные возможности ограничивает лишь выдающаяся «челюсть» переднего бампера. А если в горы не лезть, то хватит и переднего привода. Да и экономия какая: самый доступный Qashqai стоит без сезонных скидок от 1 154 000 рублей с бензиновым мотором объемом 1,2 литра и мощностью 115 сил. Мало? Берите 2,0-литровый, с отдачей 144 л. с. Вдобавок только в моноприводе можно купить дизельную 130-сильную версию. Она, конечно, дороговата (от 1 454 000 рублей), зато выиграете в расходе топлива!
Одновременно с российской пропиской в шасси Кашкая появились элементы от более крупного X-Trail: в частности, унифицированный передний подрамник увеличил колею и вынудил установить расширители арок (по ним проще всего отличить «наш» Qashqai от британского). Увы, это не сделало самый маленький ниссановский кроссовер самым плавным, вдобавок на крупных неровностях подвескам явно не хватает энергоемкости. Зато «кошак» весьма стабилен на прямой, что мы оценили на долгих перегонах. В общем, если вы редко покидаете хороший асфальт мегаполисов, порекомендую на каждый день 2,0-литровый вариант с передним приводом и «вариатором».
На другом полюсе ниссановской гаммы кроссоверов — модель Murano, уже третьего поколения. Это бегемотик американской селекции, что чувствуется в деталях: чтобы «сняться с ручника», я вначале искал на консоли европейскую кнопку со значком — а обнаружил вместо нее традиционную для моделей из США «ножник» слева от педального блока. Мурано — машина серьезная, стоит даже в переднеприводном исполнении 2 460 000 рублей. Но даже если выбрать полноприводную версию (от 2 580 000 рублей), в борьбе с серьезными отечественными грязями и хлябями он не боец.
Какое там бездорожье, даже в городе порой придется держать ухо востро! У Murano дорожный просвет такой же, как у Кашкая, но передний свес самый внушительный из всей четверки ниссановских паркетников, а из-под днища свешивается уйма незащищенных элементов. Конечно, можно парковаться по картинке с камер наблюдения, но когда-нибудь их зальет грязью, засыплет снегом, и вы, оставшись наедине с широкими стойками кузова, уткнетесь в сугроб. Хорошо, что под передним бампером больше четверти метра — даже аномально высокий бордюр ему не помеха.
Рулится Murano неплохо, подвеска разглаживает мелкие и средние неровности (идиллию нарушают только вибрации тяжелых 20-дюймовых колес), а изолированный от внешних звуков салон можно использовать вместо колыбели. Эта машина — отличный вариант для дальнобойных вояжей, в которых комфортно будет всем пятерым пассажирам (правда, много багажа с собой не взять). Именно в неспешных путешествиях ощущается вся мощь 249-сильного мотора и прелести вроде вентилируемых сидений. Запас тяги — одуреть можно: нажал педаль газа поэнергичнее, и понесли Митю ботинки! Отлично настроенный вариатор, не зависающий на одних оборотах, а имитирующий смену передач, помогает достичь «сотни» меньше чем за 8 секунд.
Для рутинного каботажного плавания по маршруту «Дом — работа — дом» этот кроссовер тоже подходит: умиротворяющий интерьер с рассеянной подсветкой, комфортные кресла, разработанные, как уверяют, специалистами NASA, да и расход топлива вполне приемлемый для кроссовера с такой массой, габаритами и силовой установкой. Но вот цена… Впрочем, немолодой Volkswagen Touareg, которому светит смена поколений, в аналогичной комплектации будет дороже минимум на миллион. Да, Туареги куда «проходимее», но как часто их владельцы используют внедорожный потенциал? Так что, как говорил шеф из «Бриллиантовой руки», Nussan Murano вполне можно приобрести «по совету друзей». Опять же — новая модель!
По ниссановской разнарядке оставшиеся машины нашего мобильного цирка зачислены во внедорожники, где первым значится Nissan X-Trail. Загадочный ход! Во внедорожной начинке — все та же знакомая нам «интеллектуальная система полного привода» и ряд унифицированных с кроссовером Qashqai элементов шасси. Дорожный просвет тут на сантиметр-полтора больше, чем у «кошака», повредить свисающий передний бампер проще, чем у Мурано.
Но у «хитрилы» есть версия, которая делает его предпочтительнее на бездорожье: в ней 130-сильный турбодизель сочетается с полным приводом и 6-ступенчатой механической коробкой. Такой арсенал позволит забраться в дебри по-взрослому, но и тут есть риск оторвать всю электрику, при помощи которой у машины подключается задний мост. Порвете эти разъемы — припаять их обратно будет практически невозможно, а зачем вам переднеприводная машина по цене полноприводной?
Поездив по городу и пригороду Красноярска, я вычленил плюсы и минусы «Хитрилы». В активе — весьма азартная управляемость, регулируемый задний диван, позволяющий найти компромисс между простором в салоне и местом для багажа и «двухэтажный» грузовой отсек. Минусы — тряско, шумно, мало места для поклажи. А еще, при всей внешней схожести с Кашкаем, X-Trail действительно крупнее его, и это сказалось на опухших стойках кузова: обзорность здесь хуже. Так что на фоне младшего брата он действительно воспринимается внедорожником!
Постичь оффроудную сущность X-Trail, даже не съезжая с шоссе, можно за 1 279 000 рублей. Это будет переднеприводная машина в базовой комплектации XE+ с бензиновым 2,0-литровым мотором в 144 силы и 6-ступенчатой «механикой». Хотите испытать судьбу в более суровых условиях — не отказывайтесь от полного привода: минимальная цена за вариаторную версию XE+ составляет 1 544 000 рублей.
На сладкое машина, чье присутствие на нашем рынке непонятно, наверное, даже для боссов компании. Nissan Terrano в табели о рангах на официальном сайте стоит во внедорожном разделе на втором месте, хотя, если судить по цене, то ее позиционируют как входной билет в большой внедорожный мир Nissan. В принципе, полноприводные возможности Terrano на хорошем уровне — ведь основой для него послужил Renault Duster. Почти нулевые свесы, надежная трансмиссия, принудительная блокировка муфты привода задних колес и просвет в 210 мм. Едет это все ожидаемо уверенно в снегу и шумно по асфальту. Эх, если к этому набору приложить внедорожные шины, то можно натворить таких дел! Но запал пропадет, если вспомнить цену авто.
Полноприводный бензиновый Terrano с 2,0-литровым мотором и автоматической коробкой в хорошей комплектации (но без кожаного салона) стоит 1 144 000 рублей. Дороговато, нет? С кожей его цена взлетает до вообще внеземных 1 182 000! Отбросив полный привод, «автомат» и 143 силы, получим версию 4x2 с 1,6-литровым 114-сильным мотором и «механикой» за 970 000 рублей. Ощущение, что тебя обманули, в этом исполнении еще сильнее — так что хочется доплатить за «автомат» и упереться в те же 1 144 000 рублей, которые просят в комплектации Elegance plus.
А ведь такой же кроссовер — рестайлинговый Renault Duster, в схожей c Terrano комплектации стоит — та-дам! — 989 990 рублей. Меньше миллиона, Карл! Занавес, выносите особо нервных из зала. Для справки, чтобы добить вас окончательно: даже самый навороченный бензиновый Duster с «автоматом» будет на сто с гаком тысяч дешевле соплатформенного Террано и потянет на 1 019 990 рублей. Кстати, забавный штрих. В ходе презентации прессе показали рекламный ролик о Nissan Terrano: мужчина пенсионного возраста рассказывает, что обожает японцев (видимо, не зная о французско-румынских корнях платформы B0) и ему очень нравятся вездеходные возможности машины. Он любит ездить на ней на рыбалку и навещать брата, который живет в таком месте, что хлеб ему доставляют лишь вертолетом — и ничего другого, кроме Terrano, туда не проезжает. А после таких вылазок он возвращается на своем автомобиле домой, чтобы посмотреть программу «Поле чудес».
Не знаю, как вы, а я это послание понял так: чтобы закрепить оглушительный успех модели, ниссановцы прощупывают почву для появления на нашем рынке особой версии кроссовера на базе Terrano. Чтобы вмещала в себя либо сома под 5 метров в длину и весом в тонну, либо по 5 поддонов с черным и белым хлебом. Разработка и внедрение такой машины выльется по цене в стоимость вертолета огневой поддержки морской пехоты, а рекламироваться он будет под раскатистое «А-а-а-автомобиль!» Леонида Якубовича, отвечающего в нашей стране за чудеса.
Итак, подведем итоги ниссановского квеста. Из протестированной мной четверки «кроссоверов» и «внедорожников» я с чистой совестью порекомендую выбрать Nissan Qashqai, который стоит дешевле большинства прямых конкурентов и в целом оправдывает ожидания от каждой заплаченной копейки. X-Trail в своем сегменте также подкупает ценой, но от машины более высокого, чем Кашкай, уровня хочется большей вместимости и комфорта. Murano прекрасен на асфальте, но уязвим на бездорожье, а у Terrano завышенные запросы за то, с чем прекрасно справится его прототип.
|