 ДержакTRACKscope: тестируем цепкие шины для трек-дней и дорог общего пользованияДержакTRACKscope: тестируем цепкие шины для трек-дней и дорог общего пользования Вадим Никишев, Ефим Гантмахер, опубликовано 27 апреля 2017
Фото: CARscope.ru, фирмы-производители Компания Yokohama выводит на рынок новую шину — Advan A052. Она адресована владельцам быстрых автомобилей, которые регулярно выбираются на трек-дни и кольцевые соревнования, и при этом позволяет ездить по обычным дорогам. Для оценки ее возможностей мы взяли еще одну модель Йокогамы — шину класса Extreme Performance (такие в большей степени рассчитаны на ежедневную эксплуатацию, но не спасуют и на автодроме) Yokohama Advan Neova AD08R. А на другом, гоночном, полюсе будут хорошо известные покрышки Michelin Pilot Sport Cup 2 — это настоящий псевдослик.
На роль «агрегатоносителя» назначили 300-сильный седан Subaru WRX STI (размерность шин 245/40 R18) и отправились на автодром «Смоленское кольцо», чтобы проверить, на каком комплекте удастся быстрее всего проехать его техничную конфигурацию.
 | Перед тестом в Subaru WRX STI залили тормозную жидкость Motul RBF 660 с температурой закипания 325 градусов — и не прогадали: даже после остужающего круга пирометр фиксировал температуру передних тормозных дисков в 250-270 градусов |
Ключевой параметр, который в первую очередь интересует фанатов трек-дней — это время круга, то есть за сколько автомобиль преодолевает гоночную дистанцию. Для обычных водителей это тоже любопытный параметр: ведь в него входят эффективность торможения, «держак» в повороте (то есть способность шины воспринимать боковые ускорения) и сцепление на разгоне. Причем с помощью данных хронометража, который оценивает прохождение трассы на трех секторах с точностью до тысячной доли секунды, и показаний спутникового прибора RaceLogic можно выявить шину-фаворита в каждом из этих упражнений!
 | Внимательные читатели заметят, что на фото- и видеокадрах фигурируют разные диски. Для упрощения работы мы раздобыли дополнительный комплект «родных» колес размерности 8,5Jx18 ET55 и поочередно монтировали на них тестовые шины |
А теперь — подробнее о самих покрышках. Yokohama Advan Neova AD08R — хорошо знакомая завсегдатаям любительских соревнований модель, которую от дорожных покрышек категории Ultra High Performance отличают высокие сцепные свойства на кольцевых трассах. Это еще не гоночные шины, но уже и не совсем обычные: состав смеси и рисунок протектора предполагают, что на них можно смело выехать на трек-день после того, как всю неделю ездил на работу. В числе конкурентов — корейские покрышки Hankook Ventus R-S3 или тайваньские шины Federal 595 RS-R.
 | Слева — новинка Yokohama Advan A052, посередине — проверенный псевдослик Michelin Pilot Sport Cup 2, справа — дорожная модель Yokohama Advan Neova AD08R, рассчитанная на трек-дни |
Есть у японской компании Yokohama и настоящий полуслик A048 — на таком гоняют участники Национального зачета СМП РСКГ. Состав смеси — фактически как у гоночных сликов: он начинает работать при высокой температуре, соответственно, покрышки требуют прогрева; вдобавок лучшие времена можно показать только на свежей покрышке. Если не «снять шину» на протяжении первых 3-4 кругов, то потом можно бросать затею: пилот может вкатиться в трассу, машину и резину, но сцепные свойства полуслика будут ухудшаться с каждым кругом. Впрочем, это не мешает отважным водителям эксплуатировать Yokohama A048 каждый день: модель также имеет допуск на дороги общего пользования.
 | Перед заездами все покрышки прошли процедуру взвешивания и замеров глубины протектора, а также твердости состава. Самыми легкими оказались шины Michelin PSC2: покрышка весит всего 10,25 кг — конкуренты на килограмм-два тяжелее. Однако у Мишлена и самая мягкая боковина, а участники трек-дней отмечали случаи, когда у этих покрышек отслаивалось бортовое кольцо еще до критического износа протектора |
Точнее, у нее был такой допуск. Новые экологические требования, предъявляемые к шинам для гражданских автомобилей, отныне позволяют ездить на A048 только на закрытых трассах: шум и расход топлива псевдослика не удовлетворяют свежим нормативам. Поэтому в Российской серии кольцевых гонок и в любительских соревнованиях она остается, а в качестве универсальной замены в Yokohama разработали новинку Advan A052. По задумке компании, эти покрышки выполняют все эконормы и допускают регулярную эксплуатацию, но при этом сохранили качества, которые позволят им на равных бороться с псевдосликами в гонках.
 | Ужесточение требований по сопротивлению качению и уровню внешнего шума вынуждает шинные компании разрабатывать новые спортивные покрышки, сертифицированные для дорог общего пользования |
Чтобы проверить это утверждение, мы купили комплект шин Michelin Pilot Sport Cup 2. Этими покрышками еще на конвейере комплектуются суперкары мощностью за полтысячи сил, причем в трековом исполнении: Porsche 911 GT3 RS, Mercedes-AMG GT R и Chevrolet Corvette Z06. Российским пилотам-любителям они хорошо знакомы: PSC2, как и аналогичные псевдослики, разрешены в «старших» классах чемпионатов по тайм-аттаку RHHCC и MaxPowerCars.
Так к каким шинам будет ближе новинка Yokohama A052 — к Michelin PSC2 или к более гражданской Yokohama AD08R?
 | Штатные для Subaru WRX STI шины Dunlop SP Sport Maxx RT — по сути дорожные шины, которые относятся к категории Max Performance (в ней конкурируют Bridgestone Potenza RE 050, Michelin Pilot Super Sport и Pilot Sport 4S, Yokohama Advan Sport и Continental ContiSportContact 5P). Неудивительно, что время круга на стоковых шинах худшее: 1 минута 49,05 секунды |
Чтобы раньше времени не «убить» тестовые покрышки, три тест-пилота проехали по «Смоленскому кольцу» несколько ознакомительных кругов на Subaru WRX STI, обутом в штатные шины Dunlop SP Sport Maxx RT. После экспериментов и обмена мнениями остановились на таком «конфиге»: селектор субаровской системы Si-Drive, отвечающей за отклики на газ, — в самом «остром» положении S#, межосевой дифференциал «распущен» на четыре позиции, система стабилизации и кондиционер отключены.
 | Приглашенными пилотами выступили действующие гонщики. Кандидат в мастера спорта Ефим Гантмахер выигрывал гонки на заднеприводных прототипах Legends и становился призером гонок в двух классах СМП РСКГ: в Национальном он пилотировал 150-сильную переднеприводную LADA Kalina, в Супер-продакшн — классическое купе Subaru BRZ RCRS мощностью около 250 л. с. Юная участница Российской серии кольцевых гонок Юлия Струкова — серебряный призер Первенства СМП РСКГ Национальный Юниор — в прошлом и нынешнем сезоне выступает в классе Национальный. Ее тренер и директор гонок СМП РСКГ, многократный чемпион России Александр Сотников, остался за кадром — но тоже принял активное участие в тесте |
После этого все тест пилоты проехали по 4-5 боевых кругов на каждом комплекте шин и зафиксировали свои впечатления. Чтобы исключить последствия, вызванные азартом, в зачет принимали только времена круга, показанные Ефимом Гантмахером: в нашей практике тестов на «Смоленском кольце» были случаи, когда пилоты заводились и в стремлении перекрыть результат коллеги полировали трассу до тех пор, пока из шин не начинал лезть корд. Однако субъективные оценки не менее важны, поэтому рассказ Ефима отлично дополнили впечатления начинающей гонщицы Юлии Струковой и опытнейшего Александра Сотникова.
 | С погодой во время теста, с учетом последних капризов весны, повезло: температура асфальта составила 10-12 градусов, а на освещенных солнцем участках поднималась до 17 градусов. Переменная облачность и отсутствие дождя гарантировали равные условия для всех шин-конкурентов |
Перед началом заезда в шинах устанавливали давление 1,8 атмосферы на холодную. После каждой зачетной сессии фиксировали давление в каждой из четырех шин и температуру в трех точках протектора: наружной, центральной и внутренней. Наибольший нагрев и, соответственно, повышение давления отмечены у Yokohama AD08R, а самыми стабильными по этим параметрам стали Michelin PSC2.
 | После заездов отметили износ протектора у всех шин, смонтированных на левом переднем колесе: конфигурация и особенности асфальта «Смоленского кольца» таковы, что на него приходится наибольшая нагрузка. Каждый комплект прошел три быстрых круга под каждым пилотом |
Больше всех потерял Michelin с его минимальным индексом износостойкости: заезды уменьшили глубину трех водоотводных канавок на 0,2-0,7 мм. Правда, изначально глубина протектора у «французов» была больше, чем у Yokohama A052 — поэтому «японцы» стерлись чуть меньше, на 0,5-0,6 мм, но остаточная высота оказалась 4,2-4,3 мм против минимум 5 мм у Michelin PSC2. Лучше всего себя чувствовала Yokohama AD08R: из начальных 7,2 мм после заездов осталось минимум 6,6 мм.
 | Чем «быстрее» шина, тем она требовательнее к пилоту. Например, лучший круг на Michelin PSC2, показанный Гантмахером, совпал с идеальным, собранным по секторам. А больше всего помарок прощает Yokohama AD08R — поэтому эти шины больше других понравилась нашей пилотессе |
Результаты замеров мы свели в таблицу, а здесь резюмируем: если пойдет такими темпами, то быстрых шин, на которых можно ездить и на треке, и на дорогах общего пользования, скоро не останется. Экотребования ведут к тому, что Yokohama A052, которую прочат на замену гоночному псевдослику Yokohama A048, по совокупности качеств ближе к покрышке Yokohama AD08R из категории Extreme Performance! Та же участь, похоже, ожидает и Michelin: сейчас компания бросила силы на продвижение новинки Pilot Sport 4S, минимальный диаметр которой, к слову, 19 дюймов. И с ней время круга на треке тоже наверняка будет хуже, чем у PSC2.
 | Диаграмма, определяющая место Yokohama A052 в модельном ряду, несколько оптимистична. Но есть основания полагать, что экологи заставят поступиться скоростью и всех остальных производителей |
Но есть и хорошие новости. Знаете, на каком комплекте показан лучший результат на втором, самом техничном секторе «Смоленского кольца»? На новой Yokohama A052! Преимущество Michelin Pilot Sport Cup 2 очевидно на первом и третьем секторах, где она позволят эффективнее замедляться с высоких скоростей, но «держак» в «змейках» у новой Йокогамы как минимум не хуже. Еще одно подтверждение тому — замеры на коротком и закрученном треке Атрон, сплошь состоящем из связок поворотов. На этом автодроме один из участников RHHCC сменил Yokohama AD08R на новинку Advan A052 и сам у себя выиграл секунду.
Результаты испытаний шин
Марка, модель |
Michelin Pilot Sport Cup 2 |
Yokohama Advan A052 |
Yokohama Advan Neova AD08R
|
Цена в официальных Интернет-магазинах компаний, руб. |
16 450 |
14 935 |
14 970
|
Неделя/год выпуска |
03/2015 |
46/2016 |
04/2017
|
Размерность |
245/40 R18
|
Масса, кг |
10,3 |
11,2 |
12,1
|
Твердость по Шору, ед. |
82 |
71 |
73
|
Индекс износостойкости |
180 |
200 |
200
|
Время быстрого круга, мин:сек |
1:45,345 |
1:46,366 |
1:46,470
|
Время идеального круга, мин:сек. |
1:45,345 |
1:45,999 |
1:46,065
|
Лучшее время круга на секторе 1, cек |
34,385 |
34,962 |
34,752
|
Лучшее время круга на секторе 2, cек |
38,830 |
38,647 |
39,029
|
Лучшее время круга на секторе 3, cек |
32,130 |
32,390 |
32,284
|
Комментарии |
«Чемпионская» шина, позволяющая ехать очень быстро. Взамен требует прогрева, работы с давлением и предъявляет повышенный спрос к точности пилотажа |
Быстро выходит на рабочий режим, позволяет развить высокие боковые ускорения, дарит удовольствие от пилотирования, допускает помарки |
Известная модель лишь немного уступила новой, заявленной в более высокий класс, при этом хороша на дорогах общего пользования
|
|