FIRSTscope: исследуем синдром «человека дождя» в новом Subaru Forester
Савант
FIRSTscope: исследуем синдром «человека дождя» в новом Subaru Forester
Руслан Буслов, Михаил Конончук, опубликовано 13 мая 2013
Фото: Subaru
Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. savant — «учёный») — редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности.
ru.wikipedia.org/Саванты
Эх, были бы сейчас другие времена! Те, когда компьютеры еще не были умнее своих пользователей, в кармане джинсов у каждого первого не лежала штуковина с моментальным доступом ко всем (или почти всем) знаниям человечества, а автомобили в первую очередь ценились за умение ездить. Вот тогда бы Forester был настоящей мировой звездой. Да чего далеко за примерами ходить — гляньте, сколько по дорогам бегает машин первого-второго поколений! И на вторичном рынке идут здорово — просто потому, что конкуренты-ровесники ничего принципиально иного предложить покупателю не способны.
Если переднюю часть можно оживить рубленым спорт-бампером, то заднюю от уныния не спасет ничто
Но у нас тут, на секундочку, 2013 год. И на фоне сегодняшнего рынка кроссоверов новый, с пылу с жару, Subaru Forester выглядит пришельцем из какой-то своей реальности, где действуют совершенно другие законы. Клиента же сейчас чем принято завлекать? Игрушками! Свистелками и хохоталками, которых в идеальном автомобиле должно быть чуть меньше, чем в пользовательском смартфоне. За них народ щедро отдает деньги, потому что если машина умеет сама парковаться, включать дальний свет, следить за разметкой и наливать пиво через секунду после парковки возле дома — такую покупку друзьям показать совсем не стыдно. Гляньте, дескать, как умеет! Сколько денег? Да так, полтора миллиона, но вы зацените, сколько тут всего!
Клиренс в 220 мм и отсутствие выпирающих из пуза деталей делают Forester лидером класса по геометрической проходимости. По крайней мере, на бумаге
А как показать инжиниринг Subaru? Не полезете же вы с дружбанами под пузо кроссоверу, чтобы показать распорки на днище, которые есть даже у самой дешевой версии и которые пришли напрямую из спортивных кузниц отделения STI! Или вот попробуйте гордо заявить, что Forester с 220-миллиметровым (рекорд класса) клиренсом выполняет двойную переставку на тех же 72,5 км/ч, что и во всех отношениях более легковой BMW X1, а все остальные кроссоверы делают то же упражнение медленнее. Обзовут ведь занудой, как пить дать. А когда узнают, что в вашей топовой 2,5-литровой машине за 1 650 тысяч рублей нет банальной системы мониторинга мертвых зон, а фары не то что не адаптивные, а вообще одинарно-ксеноновые и без линз — так и вовсе идиотом могут окрестить. Главное не говорить, что турбированные версии и до миллиона восьмисот доходят, а то особо впечатлительные рискуют ненароком загреметь в желтый дом.
Выключить систему стабилизации насовсем нельзя. Более того, умник, решивший вытащить предохранитель, в наказание будет лишен электроусилителя руля
Справедливости ради, большинство новомодных систем в Subaru уже успели реализовать и выпустить на рынок в составе комплекса EyeSight, который при помощи двух камер и до жути умных «мозгов» следит за обстановкой впереди автомобиля, предупреждает водителя о возможных угрозах и умеет самостоятельно тормозить не хуже какого-нибудь Volvo. Только вот в России эта штука не предлагается: вы представляете, сколько стоил бы такой Forester? И еще не факт, что все нормально будет работать в нашей грязище да безразметочности. А больше у кроссовера и нет ничего такого, о чем можно было бы громко и наглядно рассказать в рекламе.
Отличия от Impreza и XV — только в дверных панелях. Скучно. Зато эргономика, обзорность и качество сборки безупречны
Он очень скромно выглядит (пусть «родители» и попытались его приодеть при помощи опционального спортивного бампера и светодиодных полосок в фарах), а внутри так и вовсе неотличим от младшей XV. Передняя панель у всех трех машин (есть еще простая Impreza) абсолютно идентична несмотря на то, что Forester теперь решено позиционировать чуть выше, чтобы увести как раз от схватки с XV. Экономия? Она, наверняка, тоже. А еще создатели просто не посчитали нужным что-то менять, ибо покупатель, по их мнению, и так прекрасно разберется, чем один кроссовер привлекательнее другого. И, ссылаясь на статистику внутрияпонских продаж за первые месяцы, уверяют: покупатель, пусть и узкоглазый, действительно разбирается.
На задний ряд легко попасть, а вот с выходом будут проблемы: тут слишком просторно и уютно, вылезать банально не хочется
Подсказок, впрочем, действительно уйма. Например, багажника в XV нет (310 литров), а в Forester он все же есть — 505 литров, на 55 больше, чем у прошлой машины, пусть и проигрывает по объему большинству конкурентов. В XV на заднем ряду можно просто неплохо сидеть, а в Forester — практически закидывать ногу на ногу благодаря достигшей 2 640 мм колесной базе. Прибавьте к этому передние стойки, уехавшие по сравнению с прошлой машиной на 200 мм вперед, расширенный на сантиметр салон и более высокую (+32 мм) посадку — и выйдет, что по простору старший кроссовер переигрывает младшего без всяких вопросов. Ну и, в самом-то деле, черт с ним, с одинаковым салоном. Такое и раньше в Subaru практиковали, а еще, прости Господи, практикуют в BMW. Тем более что помимо откровенно унылого вида в «японце» и придраться не к чему — эргономика, качество материалов и качество сборки получают «отлично», «хорошо» и «отлично» соответственно.
Система помощи при спуске с горы уходит на перекур после превышения скорости в 20 км/ч
Еще одно радикальное отличие Forester от XV — работа подвесок. То есть, ни для кого не секрет, что инженеры, которые настраивают ходовую часть всех Subaru, давно и за дорого продали душу дьяволу. В случае XV им рассказали, как сделать так, чтобы кроссовер со здоровенным клиренсом рулился почти как хот-хэтч и при этом не поморщившись, пусть и чуть жестковато, отрабатывал неровности. У Forester магия своя: по управляемости он напоминает уже обычную легковушку (тут и крены побольше, и руль в околонулевой зоне не балует четкостью), зато ямы с кочками он тупо игнорирует. Причем чем быстрее едешь, тем сильнее игнорирует. Грунтовка на скоростях за 80 км/ч «Форестеру» — что дом родной: какой-нибудь Mini Countryman во время поездки по Москве обойдется с вами жестче. Да, еще не уровень мастодонтов типа Land Cruiser или Pajero, но близко — и это при бескрайней пропасти по части управляемости.
Прямую Forester держит с носорожьей невозмутимостью: сдернуть его с курса практически нереально
Еще (и этого от Subaru ожидать ну совсем не принято) новый Forester обезоруживающе тих. Подвеска молчит как немой партизан даже в моменты самой безжалостной борьбы с рельефом, а шумы от шин сведены до настолько незначительного уровня, что начинаешь в первую очередь замечать легкий свист ветра в зеркалах. Даже отделка салона ни одной своей частью не пытается скрипнуть, как ты ее на это ни провоцируй! На этой машине можно без опаски пускаться в далекое и долгое турне — немного напрягать будет разве что… полное отсутствие вертикальной раскачки. Я объясню: Forester с этим понятием не знаком в принципе — не в последнюю очередь благодаря дополнительным пружинам, встроенным внутрь амортизаторов и отрабатывающим на «отбой». В итоге даже после почти-что-прыжка с почти-что-трамплина он не дает ни намека на вторичные колебания кузова. Значит, все заметные изгибы дорожного полотна — ваши. Впрочем, это более чем умеренная цена за отличную управляемость и способность максимально долго сохранять контакт с дорогой. Поймаете как-нибудь «разгрузку» на скользком покрытии да в повороте — непременно с этим согласитесь.
Шпаргалка по идентификации версий: одна выхлопная труба — два атмосферных литра. Две — 2,5 атмосферных. Две и шильдик XT — ищите под капотом турбину
В целом же Forester на ходу — пожалуй, самая наглядная иллюстрация субаровского девиза «Confidence in motion», то бишь «уверенность в движении». Ты уверен, что не оставишь кусок подвески или пару зубов на особо коварной кочке, уверен, что машина не подставит тебя в повороте, уверен, что запаса мощности под педалью хватит для любого обгона, запланированного в здравом уме. Хотя последнее к версии с базовым 150-сильным мотором объемом 2,0 литра относится чуть в меньшей степени. Его возможностей вполне хватает для города, но набор скорости за отметкой в 120 км/ч — дело уже небыстрое. Впрочем, это верно для абсолютно любого 2,0-литрового японского кроссовера, будь то CX-5, RAV4, CR-V или Outlander. Только Subaru звучит интереснее: голос «оппозитника» не спрячешь.
Опциональный спортивный бампер — +20 к харизме, -5 к проходимости
Хотя в случае мощнейшей (241 л. с., 350 Нм) версии с турбированным мотором того же 2,0-литрового объема это сделать попытались. Сам двигатель, кстати, к атмосферным вариантам отношения никакого не имеет: гораздо ближе этот агрегат серии FA с непосредственным впрыском топлива находится к тому, что стоит под капотом заднеприводного купе BRZ. Ну так вот, наддувный Forester оказывается гораздо менее эмоциональной машиной, чем можно ожидать. Звук «оппозитника» тут чуть ли не вдвое тише, а довольно стремительный (7,5 секунды до «сотни») разгон происходит настолько плавно, что впору переставлять эти силовые агрегаты на какой-нибудь бизнес-седан. Странно для «Турбосубаря», но факт: никаких тебе тычков и пинков, даже из неизбежной несмотря на «твин-скрольный» нагнетатель турбоямы автомобиль выезжает незаметно.
Кресла удобны, но боковая поддержка не более чем умеренна. Чай, не STI
«Виноват» в этом вариатор Lineartronic. Трансмиссия образцово-показательная с точки зрения эффективности и даже не грешащая, как это часто бывает, завываниями на одной ноте: настроено все так, что обороты плавно идут от четырех тысяч к шести на разгоне от нуля и до лишения прав. Но пауза при переходе в кик-даун тут приличная (не больше, чем у современных «автоматов», но там ты хоть чувствуешь, что коробка шевелит шестернями и вообще старается что-то делать), да плюс та самая турбояма. В итоге гонять как-то совсем не хочется.
Система SI-Drive тут управляется кнопками на руле. Турбированная машина щеголяет еще и клавишей S#
Немного выправляет ситуацию пришедшая с Impreza STI и Legacy GT система SI-Drive. Нажимаем кнопку S на ступице руля — и трансмиссия начинает дольше держать повышенные обороты, а в ручном режиме честно изображать 6-ступенчатую коробку. Это, кстати, умеют все «Форестеры» с вариаторами. На турбированных же версиях есть еще и кнопка S#. В режиме D Lineartronic начинает корчить из себя восьмиступенчатый «автомат», а в позиции M — 8-ступенчатую же «механику». Сущее баловство, в общем-то: так разгон выходит более медленным, физику не обманешь. Зато становится чуть веселее!
Вообще же, как говорит руководитель российского офиса Subaru Шигеру Огура, настоящий фан можно найти только в наддувном Forester с механической трансмиссией. Но за таким придется ехать в самую Японию, к нам эти машины везти не будут. С вариатором же эта машина — просто быстрый кроссовер. Поэтому я соглашусь с маркетологами, делающими основную ставку на Forester с атмосферным двигателем объемом 2,5 литра. Мощности (171 л. с.) и крутящего момента (235 Нм) в самый раз хватает и в городе, и на трассе, задержки в откликах на газ тут меньше, а сам мотор звучит громче и задорнее. Наконец, не стоит забывать про налоги и расход топлива. На турбированной машине у нас он ушел за 15 литров на сотню, а на атмосферной не превысил 12. Многовато? Это как посмотреть: мы не только мирно катились по шоссе, но и скакали по степным грунтовкам и вовсю резвились на бездорожье.
Повод был уважительный: у Forester появилась важная кнопочка X-Mode. После ее нажатия автомобиль начинает ежесекундно ожидать «подставы» от покрытия, по которому он перемещается. То есть, блок управления двигателем, система ESP и электронный контроллер межосевого дифференциала переводятся в режим особо бережного сохранения сцепления с грунтом. Простой пример: на большинстве кроссоверов ESP начинает подтормаживать свободно вращающиеся колеса лишь через пару секунд после начала пробуксовки. Понятно, что даже в этой ситуации автомобиль, вероятнее всего, сможет поехать дальше. Но в Subaru вот это «вероятнее всего» не понимают — поэтому Forester на аналогичные условия реагирует почти мгновенно. Ну и вдобавок он, наконец, научился самостоятельно съезжать с горок. Что в результате? Тот же «Confidence in motion», только вне асфальта. Хотя способности машины в глубокой грязи и прочих более экстремальных кондициях проверить еще только предстоит, и лучше — в сравнении с конкурентами. Первоначальные ощущения подсказывают, что Subaru как минимум не ударит в грязь своим невзрачным лицом.
Мультимедийная система не заслуживает ни ругани, ни восторгов. На цветной дисплей сверху под козырьком можно вывести информацию о расходе топлива, анимацию с текущим распределением крутящего момента и другие полезные и не очень штуки. В случае версии XT добавляется еще и вкладка с тремя псевдоспортивными датчиками: интенсивность ускорения, давление наддува и температура масла
Вот и получается, что при всей своей кажущейся недоразвитости Forester — автомобиль если не гениальный, то по меньшей мере весьма талантливый. Ему трудно общаться с окружающими, он не сможет расположить к себе харизматичной улыбкой, интересным внутренним миром или парой зрелищных фокусов. Он всего-навсего отлично сделан, классно продуман (как вам двери, доходящие до самого низа кузова и оставляющие пороги девственно чистыми?), весьма безопасен (пять звезд Euro NCAP и семь подушек уже в «базе») и круто едет. Увы, сегодня для всенародного обожания этих качеств может хватить только вкупе со сверхпривлекательным ценником, которого у «Форестера» нет. Эх, были бы сейчас другие времена! Техника
Платформа у Forester концептуально не изменилась, но претерпела несколько важных изменений. Колесная база увеличилась на 26 мм (до 2 640 мм), а колея расширилась на 20 мм (до 1 550 мм). Сам кузов прибавил по 35 мм в ширину и высоту, а в силовой структуре появились усилители в районе передних и задних стоек, своеобразная распорка между передними амортизаторами и диагональные растяжки между задними колесами. Кроме того, передние стойки кузова были передвинуты вперед на 200 мм.
Атмосферные оппозитные «четверки» FB20 и FB25 ставились и на прошлое поколение начиная с 2011 года, но к новому поколению были слегка модернизированы. Изменилась конструкция цепи ГРМ (это уменьшает потери на трение), появились дополнительные вкладыши вокруг цилиндров для улучшения теплообмена, а также закономерным образом пропал насос гидроусилителя руля: на всех версиях Forester усилитель теперь электрический.
Турбированный мотор FA20 DIT — совершенно новый. Конструкция тут та же, что и у двигателя купе BRZ, но вместо тойотовской системы D-4S, комбинирующей распределенный и непосредственный впрыск, здесь используется только непосредственный впрыск. Кроме того, турбина вместе со впускным и выпускным патрубками уехала вниз, прямиком к выпускному коллектору двигателя. Это позволило уменьшить общую длину всей магистрали и существенно сократить время отклика на подачу топлива. Защиту от камней и бордюров обеспечивают два толстых стальных рельса, прикрытых снизу двухмиллиметровым легкосплавным листом.
Трансмиссий у Forester бывает три. На 2,0-литровые атмосферные версии ставится механическая 6-ступенчатая коробка, знакомая по XV и Impreza — в паре с ней работает старая добрая система полного привода с вискомуфтой в межосевом дифференциале. На всех машинах с вариатором распределением крутящего момента заведует уже электроника, но вариатор у Forester не один, как можно подумать. На атмосферных версиях это так называемая «компактная» коробка, а вот турбированная модификация XT комплектуется «большой» трансмиссией, изначально разработанной для Legacy GT. Причина проста: только этот вариатор способен справиться с крутящим моментом в 350 Нм.
Отличить турбированную Subaru от атмосферной стало сложнее. С капота Forester пропала знаменитая «ноздря» — при том, что радиатор интеркулера, как и раньше, расположен сверху над двигателем. Дело в том, что теперь воздух к нему подается через хитрые аэродинамические каналы, идущие от решетки радиатора по внутренней поверхности капота. Получается даже эффективнее, пусть и ценой несколько пострадавшего имиджа. Безопасность
По результатам краш-тестов Euro NCAP, проводившихся в 2012 году, у Subaru Forester наивысшая оценка — пять звезд. Параметры защиты взрослых пассажиров и защиты детей оценены на 91%, за безопасность пешеходов кроссовер получил 73%, за наличие систем безопасности — 86%. При фронтальном ударе (на скорости 64 км/ч) пассажирский отсек не деформировался, риски нанесения травм в области коленей и бедер водителя и взрослого пассажира — минимальны. Оценки снижены за травмоопасный для пешеходов капот, передняя часть которого оказалась слишком жесткой. Комплектации
Российские дилеры Subaru уже принимают заказы на новый Forester, распродавая автомобили предыдущего поколения с дисконтом. Самая большая скидка предлагается на спецсерию tS, оснащенную 263-сильным 2,5-литровым турбомотором, — 280 000 рублей. С большой выгодой можно приобрести также машины с более популярными атмосферными двигателями объемом 2,0 и 2,5 литра. Новые «Лесники» появятся на тест-драйве в июне, поставки автомобилей покупателям запланированы на июль - август.
Стоимость Forester в базовой версии 2.0i с атмосферным двигателем 2,0 литра мощностью 150 л. с., 6-ступенчатой механической коробкой и полным приводом колес составляет 1 148 000 рублей, за вариатор Lineatronic придется доплатить 40 000 рублей. Стандартная комплектация включает в себя систему помощи при старте с места на уклоне, ABS, систему динамической стабилизации (VDC) с возможностью отключения, обогрев боковых зеркал, 17-дюймовые штампованные колесные диски, докатку, рейлинги и спойлер на крыше, регулируемую по углу наклона и вылету рулевую колонку, обогрев передних сидений, климат-контроль, аудиосистему с четырьмя динамиками, CD-плеером, разъемом AUX, USB-портом и кнопками управления на руле.
Все остальные версии «Форестера», кроме базовой, поставляются только с вариатором. Версия 20i-L с двигателем 2,0 литра (150 л. с.) стоит от 1 250 000 рублей, 2.5 i-L, укомплектованная более мощным 2,5-литровым мотором (171 л. с.), — от 1 419 000 рублей. В версиях дополнительно предусмотрены система помощи при движении по бездорожью X-mode, сиденье водителя с электроприводом регулировок в восьми направлениях, камера заднего вида, двухзонный климат-контроль, датчики дождя и света, 17-дюймовые легкосплавные диски, фальшрадиторная решетка спортивного дизайна, противотуманные фары и электрически складываемые боковые зеркала. Версия 20i-L с кожаной обивкой салона обойдется в 1 335 000 рублей.
Версии 2.0i-S и 2.5 i-S стоят от 1 400 000 иот 1 550 000 рублей соответственно и отличаются спортивным оформлением — передним бампером с прорезями по краям, 18-дюймовыми легкосплавными колесными дисками, подрулевыми лепестками переключения передач, алюминиевыми накладками на педалях. В оснащение автомобилей по умолчанию также входят ксеноновые фары, люк в крыше с электроприводом, навигатор и другое допоборудование.
Наконец, топовая турбоверсия 2.0XT комплектуется самым мощным 2,0-литровым двигателем с отдачей 241 л. с. и стоит от 1 695 000 рублей. Визуально «горячий» Forester отличается двухпоточной выхлопной системой, в оснащение модели входят кожаный салон, навигатор, система бесключевого доступа в салон и запуска двигателя, аудиосистема премиум-класса Harman/Kardon с усилителем и восьмью динамиками, люк с электроприводом и многое другое. Конкуренты
Subaru Forester немного дороже конкурентов. Стартовая цена кроссовера составляет 1 148 000 рублей, а в самой дорогой версии автомобиль стоит аж 1 795 000 рублей! Дорого? Нисколько. Ведь за эти деньги у «Форестера» будет 2,0-литровый турбомотор мощностью 241 л. с. (350 Нм) и недосягаемая для конкурентов динамика: разгон до 100 км/ч за 7,5 секунды и максимальная скорость 221 км/ч. Для сравнения, самый быстрый Honda CR-V с мотором 2,5 литра разгоняется до «сотни» за 10,7 секунды, Toyota RAV4 с двигателем аналогичного объема — за 9,4 секунды. Максимальная скорость составляет соответственно 184 км/чи 180 км/ч.
Стоимость конкурента Ford Kuga составляет от 959 000 до1 209 500 рублей, не считая опций, Volkswagen Tiguan — от 899 000 до1 331 000 рублей, Honda CR-V — от 1 149 000 до1529 000 рублей, Toyota RAV4 — от 998 000 до1 543 000 рублей, Mazda CX-5 - от 949 000 до1 404 000 рублей, Hyundai ix35 — от 899 000 до1 295 000 рублей, Chevrolet Captiva — от 1 065 000 до1 375 000 рублей, Opel Antara — от 1 051 000 до1 248 000 рублей, Peugeot 4007 — от 989 000 рублейдо 1 294 000 рублей, Citroen C4 Aircross — от 849 000 до1 134 000 рублей. История
Subaru Forester поступил в продажу в 1997 году, став одним из первых кроссоверов японской марки. Модель дебютировала на рынке под слоганом «Крепкий SUV, легкий автомобиль», скрывавшем основные достоинства нового автомобиля: исключительные внедорожные качества, динамичность, комфортность.
Forester первого поколения, выпускавшийся до 2002 года, основывался на платформе компактной модели Subaru Impreza, но оснащался более производительным 4-цилиндровым оппозитным атмосферным двигателем от Outback объемом 2,5 литрамощностью 165 л. с. (220 Нм) и полным приводом колес с многодисковым сцеплением, управляемым электроникой. Расход топлива полноприводной машины даже по нынешним меркам был невелик — 12 литровна 100 км в городском режиме, 7,8 литра — по трассе. Автомобиль также продавался с атмосферным и турбированным бензиновым агрегатами объемом 2,0 литра, сочетавшимися с 4-ступенчатым «автоматом» и 5-диапазонной АКП. Разместившись в ценовой нише между моделями Impreza и Legacy, кроссовер от Subaru принялся отбивать покупателей у Suzuki Grand Vitara и Mitsubishi RVR.
Forester второго поколения, производившийся с 2002 по2007 годы, отметился появлением «заряженной» модификации STI, разработанной специалистами спортивного подразделения Subaru Technica International. Автомобиль отличался 2,5-литровым наддувным мотором мощностью 224 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач, особым оформлением экстерьера и салона, многие аксессуары для которого были разработаны в компании Recaro. Модель оснащается системами климат- и круиз-контроля, бесключевого доступа в салон, поясничным подпором в водительском сиденье, аудиосистемой с поддержкой MP3 и многим другим.
С выходом третьего поколения (2007 – 2012 годы) Forester окончательно порвал с брутальностью, получив более яркую и динамичную внешность с оригинальными вытянутыми фарами. А Европа, наконец, увидела долгожданную дизельную версию, которая дебютировала в 2008 году в Париже. Экономичный вариант комплектуется 2,0-литровым турбодизельным оппозитником мощностью 147 л. с. и потребляет 7,2 литра топлива на 100 км в городе и 5,3 литра на трассе. Кроме Forester этот двигатель получили европейские версии Impreza и Legacy.
Еще никто не вошел в общество Subaru. Если есть желание присоединиться, регистрируйтесь!
Отзывы
Еще никто не написал своего отзыва о Subaru. Если есть желание поведать об опыте владения автомобилями этой марки, то сначала необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
CARscope.ru - ежедневное интернет-издание об автомобилях18+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77‑68192. Полное наименование в соответствии со свидетельством - Ежедневный автомобильный интернет-журнал "CARscope.ru"
Все текстовое и графическое (с логотипом сайта) содержимое, если не указано иное,
опубликовано в соответствии с лицензией
CCA 3.0.
При использовании материалов активная гиперссылка обязательна. Без гиперссылки или в печати - см. Оферту.
Мы собираем немного данных о вашем посещении и размещаем cookie. Если вы продолжаете использование сайта, вы однозначно соглашаетесь с политикой конфиденциальности