Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Взрыв мозга

Как Патриот получил кадиллаковскую коробку от
«русского Прадо»: тест первого УАЗа с «автоматом»

Взрыв мозга

Как Патриот получил кадиллаковскую коробку от
«русского Прадо»: тест первого УАЗа с «автоматом»


Вадим Никишев, опубликовано 04 октября 2019

Фото: CARscope.ru, УАЗ

УАЗ Патриот с «автоматом». Mercedes-Benz S-класса на «ручке». Ракета-носитель Falcon 1 с педальным приводом. Звучит все это странно, но именно УАЗ с автоматической коробкой от Кадиллака в природе существует — и даже производится серийно. Я поездил на таких машинах и считаю, что в некотором смысле этот проект более значимый, чем все изыскания Илона Маска и его программа полетов на Марс.

УАЗ Патриот с автоматом

Не знаю, может, сейчас у всех принято пускать фоном РБК ТВ, краем уха слушая финансовые новости и покачиваясь в кресле-качалке у пылающего камелька. Но когда я двадцать лет назад увидел затопленный камин в жилой квартире, рядом с которым как ни в чем не бывало бормотал телевизор, у меня возник когнитивный диссонанс. Ну, это когда в голове не укладываются две картины мира: в моем случае открытый огонь стойко ассоциировался с походным костром и плохо сочетался с видом современного аппарата чисто городского обихода. Понимаете, о чем я?

УАЗ Патриот с автоматом

Ты сидишь за рулем Патриота — первобытного, способного обжечь того, кто не имел с ним дела раньше. Я имел, поэтому не удивляюсь вибрирующим на скорости наружным зеркалам и отражающимся в почти вертикальном боковом стекле приборам — в темное время суток периферийное зрение воспринимает эти блики как приближающуюся машину, готовую пойти на обгон.

УАЗ Патриот с автоматом

Мне знаком этот тормозной привод (в прямом и переносном смысле): сперва Патриот никак не реагирует на нажатие педали, затем механизмы, дисковые спереди и барабанные сзади, довольно резко схватывают, и без сноровки пассажиров можно укачать. Впрочем, и при равномерном движении УАЗ не балует комфортом. Его не назвать зубодробительным, да и лежачих полицейских он глотает, не поперхнувшись, но к мелким неровностям и коротким волнам он неравнодушен (в первую очередь это касается машин в богатой комплектации на «восемнадцатых» колесах — с более высокопрофильными шинами на 16 дюймов плавность хода приятнее).

УАЗ Патриот с автоматом
Как и прежде, изображение камеры заднего вида не радует качеством, вдобавок на треть экрана транслируется запаска

А когда на второстепенном шоссе я «зевнул» участок просевшего асфальта, Патриот знатно взбрыкнул кормой, хотя после модернизации задняя подвеска стала мягче благодаря двухлистовым рессорам. Трамплин — полет! На удивление, приземление оказалось гуманным: энергоемкости хватило, чтобы погасить удар, пассажиры отделались всплеском адреналина, а поклажа — сменой обстановки в границах просторного багажника.

УАЗ Патриот с автоматом
После езды по грунтовым дорогам пыль попадает в проемы, однако уплотнители хорошо защищают от нее салон

Еще ты вспоминаешь, что это УАЗ, когда приходится менять направление движения. Да, нынешние Патриоты не такие тугодумы, как прежние: после прошлогодних обновлений реакции на руль стали более своевременными. Однако образцовой информативностью управление все так же не отличается, а стоит в быстром повороте заложить покруче, как внедорожник начинает доворачиваться, заставляя распустить руль.

УАЗ Патриот с автоматом
Топовую комплектацию стоит купить только из-за новых сидений, которые куда лучше стандартных

В общем, Патриот не стал образцом современного автомобиля, хотя постоянные улучшения идут ему на пользу. Из свежих я просто обязан упомянуть новые сиденья, положенные топовым комплектациям: в них так и хочется пересесть после невыразительных штатных кресел. Однако, если вы привыкли к легковушкам, не ждите от Патриота их непринужденности. Это по-прежнему внедорожник, который требует философского отношения к жизни (ее нужно понять — и не спешить) и осознания, что он создан не для того, чтобы «вышивать» в городском потоке.

УАЗ Патриот с автоматом

Новый «автомат» отлично вписывается в эту философию. Да, поначалу ты не можешь поверить в то, что на УАЗе не нужно постоянно снимать руку с руля и выжимать тугую педаль сцепления, чтобы взбодрить мотор на подъеме — как поначалу не мог поверить, что открытый огонь и телевизор могут находиться в паре метров друг от друга. Но чем дольше я еду на этом Патриоте, тем сильнее убеждаюсь: именно «автомата» не хватало ульяновскому вездеходу.

6-ступенчатый агрегат Punch Powerglide 6L50 импортируют из Франции, где его производство наладили еще в 2006 году. С тех пор выпущено свыше 2 миллионов этих «автоматов», которые устанавливали на кроссоверы BMW X3 и седаны 3 серии, на купе Chevrolet Camaro и пикапы Chevrolet Colorado, на Кадиллаки моделей CTS и SRX.

УАЗ Патриот с автоматом

С кроссовером SRX первого поколения я отлично знаком — такая машина десяток лет служит в моей семье. Наш Cadillac SRX — с атмосферным V8 семейства Northstar, который при объеме 4,6 л выдает 325 л. с. и 427 Нм. И работает с ним тот самый «автомат», который в заводской номенклатуре General Motors проходил как GM 6L50.

Cadillac SRX 2004
«Автомат», который имплантировали Патриоту, способен таскать даже такие крупные кроссоверы, как Cadillac SRX с 4,6-литровым V8

Здесь, кстати, кроется небольшая неувязка с данными, который приводит УАЗ в спецификации на аналогичную коробку передач: ульяновцы утверждают, что агрегат способен переварить максимум 450 Нм (Cadillac SRX 4.6 укладывается в эти рамки) и только 320 л. с. Все встает на свои места, если разобраться с единицами измерения. 320 сил взяли из англо-американской системы (обозначаются как hp, horsepower), мы же используем единицы, известные за рубежом как PS, Pferdestaerke — немецкие «лошади» выносливее примерно на 0,01 кВт, поэтому в привычных нам лошадиных силах потолок этой коробки — те самые 325 л. с.

УАЗ Патриот с автоматом

Получается, что на Cadillac SRX коробка работает на пределе, таская полноприводный 2,2-тонный кроссовер. И проблемы у «автомата» на нашем Кадиллаке были: при пробеге 80 тысяч километров переход на низшую передачу (например, в режиме кикдаун) стал сопровождаться сильным ударом. Источник проблемы диагносты не выявили (меняли жидкость, грешили то на фрикционы, то на гидроблок — но ни одна версия не подтвердилась), и в таких варварских условиях автомобиль намотал десятки тысяч километров. Пока на пробеге под полтораста тысяч не стали ремонтировать подсветку режимов коробки, обозначенных рядом с селектором: вот тогда-то случайно зафиксировали отошедший электрический контакт, и проблема пропала. Дело, как говорится, было не в бобине.

УАЗ Патриот с автоматом
Комбинация приборов Патриота осталась без изменений, если не считать индикацию режимов «автомата». На тестовых машинах ручной режим коробки передач позволял загнать стрелку тахометра в критическую зону

Так что если на вашем Патриоте «автомат» вдруг начнет брыкаться — не паникуйте и не разбивайте копилку: проблема может оказаться копеечной, и теперь вы знаете, откуда начинать поиски. Но я вообще сильно сомневаюсь, что чуть более легкий и куда менее мощный Патриот доставляет этой коробке хоть какие-либо хлопоты: отдача мотора ЗМЗ Про, который специально адаптировали для работы с автоматической трансмиссией, осталась неизменной и составляет 150 л. с. и 235 Нм. Запас по тяге почти двукратный!

УАЗ Патриот с автоматом

Сама связка мотор-коробка у Патриота с «автоматом» работает здорово. Сам двигатель куда лучше прежнего, с которым мы кружили по Армении почти три года назад: его модернизированную версию мы оценили еще на автомобилях с «механикой» по ходу теста на Кольском полуострове. А с агрегатом Punch Powerglide 6L50 ты вообще не задумываешься о том, как поддерживать скорость на подъемах или ускоряться: ход у педали газа остался размашистым, но отклики силового агрегата понятны и линейны. Какого результата ждешь, такой и получаешь — разумеется, с поправкой на сравнительно невысокие предельные возможности. А смены передач логичны и не досаждают толчками.

УАЗ Патриот с автоматом
Хорошие зеркала, крупные. Однако на неровной дороге изображение в них скачет: крепления слишком податливы

Замечания есть, но они не критичны. Например, при первом же переводе селектора из парковочного положения в режим движения хочется спросить: а почему рычаг расположен так низко? И я спросил об этом и многом другом — причем не у кого-нибудь, а у Юрия Алексакова, заместителя гендиректора УАЗа по развитию.

УАЗ Патриот с автоматом

Оказалось, что ульяновцы подбирали эту коробку для новой модели — той, что сейчас широко известна как «русский Прадо». У нее будет немало отличий: новая рама, антикоррозионная обработка «черным» катафорезом... Но о подробностях нового проекта пока говорить нельзя. Зато на УАЗе прикинули — и решили уже сейчас сделать Патриот двухпедальным: пятая часть опрошенных владельцев заявила, что хочет «автомат»!

Поэтому адаптация коробки, которую провели в сжатые сроки (с момента выбора поставщика до начала выпуска прошло всего 14 месяцев, это действительно быстро), оказалась компромиссной. Селектор разместили так высоко, как смогли, учитывая дизайн и компоновку других органов: перенести его расположение или удлинить рычаг было невозможно.

УАЗ Патриот с автоматом

Конечно, это не «механика», и к селектору в обычных условиях тянешься только в начале и в конце поездки. Но у коробки есть и ручной режим переключения, когда водитель может сам выбирать ступень — и на предсерийных машинах, которые были на тесте в Азербайджане, такая опция была востребована на бездорожье.

Ведь даже перекалиброванная под Патриот коробка работает не идеально. Результаты адаптации заметны: например, на спуске она самостоятельно держит низкие передачи, не позволяя внедорожнику набрать ход. Толково! Но почему в крутой подъем Патриот с «автоматом» до последнего пытается заползти на текущей ступени, и только когда сопротивление возрастет до критического, опускается на передачу вниз? Когда под колесами «тяжелый» грунт в виде снега, грязи или песка, даже кратковременное и небольшое изменения момента на колесах приведет к их срыву в пробуксовку и закапыванию.

УАЗ Патриот с автоматом

«Это еще один компромисс, — уточняет Юрий Алексаков. — Мы старались побыстрее поставить эту коробку на немолодую модель, у которой мэппинг по педали газа ограничен. Поэтому алгоритмы работы рассчитаны в первую очередь на движение по асфальтовым дорогам — там, на пологих подъемах, стремление коробки пораньше перескочить на пониженную передачу излишне».

УАЗ Патриот с автоматом

Поскольку проблема известна — с ней будут бороться, и впоследствии учтут замечания, чтобы в условиях бездорожья (у Патриота с «автоматом» осталась кнопка выбора такого режима электронных ассистентов) агрегат дольше оставался на пониженной ступени и подтыкал ее в самом начале подъема.

Знаком Алексакову и другой недостаток — мелкий, но озадачивающий. При перемещении селектора между положениями «D» и «N» есть словно бы промежуточное положение: зачем оно? Оказывается, проблема связана с длиной управляющего троса (селектор-то не электронный) и особенностями сборки предсерийных машин. На тех, что пойдут в продажу, такого «фиктивного» режима быть не должно.

УАЗ Патриот с автоматом
С любой коробкой передач УАЗ радует простором в салоне. Но установить сюда третий ряд сидений, который порадовал бы многодетные семьи, невозможно. «Возможно, но экономически нецелесообразно», — уточняет Юрий Алексаков

Спешкой при адаптации объясняется и усеченный функционал коробки. У пресловутого Кадиллака SRX, если перевести рычаг из «драйва» вправо, включится спортивный режим, в котором «автомат» дольше держит ступени на разгоне. А уж если толкнуть рычаг из этого положения вперед или назад, то это будет командой на смену передачи — впрочем, при достижении предельных оборотов коробка сама перейдет на высшую ступень.

У Патриота спортрежима нет, но, по словам Юрия Алексакова, в будущем ничто не мешает программно прописать хоть спортивный, хоть зимний алгоритмы работы. А пока «автомат» на УАЗе не может даже самостоятельно повысить передачу при достижении максимальных оборотов!

УАЗ Патриот с автоматом

Да, владельцы спорткаров частенько поругивают свои автомобили как раз за «своевольность» коробок, которые без разрешения водителя перескакивают вверх. Но Патриот-то — не горячий хэтчбек! И, коль скоро ручной режим здесь честный, неплохо бы защитить мотор от «перекрута» электронной отсечкой. Мы во время теста ждали, когда же двигатель «застрочит» на «верхах» — но стрелка тахометра легла на предельную отметку «6», а форсунки так и продолжали подавать топливо!

«Знаем, — кивает Алексаков. — И шум, который поднялся на днях из-за провернувшихся вкладышей коленвала на презентационных Патриотах, которые получили дилеры для ознакомления, надуманный. Эти машины предназначались для технического обучения персонала, не для клиентских тест-драйвов и тем более не для продажи. Клиенты получат Патриоты с другой программой управления двигателем, где предусмотрена защита от «перекрута».

УАЗ Патриот с автоматом

Итак, резюмируем. Если вы окажетесь за рулем Патриота с «автоматом» после Toyota Prado — настоящего, не русского — вряд ли УАЗ вас приятно поразит чем-то, кроме способности легко и непринуждено преодолевать бездорожье самого разного характера. Но в целом бояться его не стоит: ульяновский вездеход сохранил свои качества на бездорожье и стал намного приятнее в городском трафике и на шоссе. И в неприличной ломучести его не обвинить — «автомат» французского производства проверен временем и десятком интернациональных моделей. Да и сам УАЗ постоянно повышает качество своих машин: модернизация оборудования позволила снизить число дефектов вдвое за последние три года.

УАЗ Патриот с автоматом

В конце концов, какой еще новый внедорожник можно купить за миллион с копейками?

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!