Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

Многоликость

Считаете, что современные автомобили на одно лицо?
Мы вас переубедим!

Многоликость

Считаете, что современные автомобили на одно лицо?
Мы вас переубедим!


Вадим Никишев, опубликовано 10 апреля 2020

Фото: Volkswagen, Opel, Fiat, Mazda, Porsche

«Все машины стали одинаковыми», «попробуйте сейчас отличить «японца» от «европейца», «автомобильный дизайн умер»... Вы тоже думаете, что раньше модели разных марок сильнее отличались друг от друга? Давайте проследим, как автопроизводители следовали моде на протяжении полувека.

Автодизайн разных эпох
Porsche 911 — редкий пример дизайна вне времени: независимо от поколения культовый спорткар по пропорциям, силуэту, оптике узнается безошибочно. Но и здесь дизайнеры смело используют современные средства выражения, а не просто эксплуатируют удачный образ

Харм Лагай. Ни о чем не говорит это имя? Высокий сухопарый голландец стал заниматься автомобильным дизайном еще в 1960-е. В 1971-м устроился в Porsche, а в 2004-м ушел с поста главного дизайнера знаменитой компании. Он принимал непосредственное участие в создании семейста переднемоторых Porsche (924, 944, 928 и 968), определил стилистику классических заднемоторных 911-х серии 993 и 996, создал среднемоторные модели Boxster и Carrera GT. А в перерыве успел поработать на Ford и BMW (где был автором уникального проекта Z1).

Наверное, этот человек немного разбирается в дизайне, а?

Автодизайн разных эпох

Несколько лет назад мне довелось лично пообщаться с Лагаем. В числе прочих я задал дежурный вопрос: правда ли, что автомобильный дизайн принесли в жертву безопасности, технологичности, аэродинамике, а современные автомобили стали похожими друг на друга? И получил от профессионального стилиста горячее опровержение.

Оказывается, Лагай завидует современным автодизайнерам!

Автодизайн разных эпох
В Porsche Лагай работал над моделью 944...

«Мы же были ограничены в своих возможностях, — завелся Харм, — а посмотрите, какие материалы и технологии позволяют сейчас воплощать самые смелые задумки! Сложные штампы, композиты, светодиодная оптика... Говорите, современные нормы безопасности накладывают общий отпечаток на разные модели? Ну так я вам напомню, почему на Porsche 924 появились «выскакивающие» фары: в 1970-е мы могли обеспечить нормы освещенности только с 7-дюймовыми круглыми «прожекторами». Они были вообще у всех, кто рассчитывал попасть на американский рынок. И нам пришлось как-то вписывать эти 178-миллиметровые фары в покатый передок».

Автодизайн разных эпох
... а в BMW — над родстером Z1. Один класс, одинаковая компоновка, типичные для времени представления о дизайне и уровень технологий. Скажете, они непохожи?

Аналогичные фары были, кстати, у Volkswagen Golf, который в то время продавали в США под именем Rabbit. И это натолкнуло на мысль сделать подборку типичных малолитражек разных эпох — начиная с семидесятых годов и заканчивая современным поколением. Давайте посмотрим, сильно ли отличались бюджетные Фольксвагены от аналогичных моделей Opel, Fiat и Mazda.

1970-е

Автодизайн разных эпох
  • Volkswagen Golf Mk1- компактный немецкий автомобиль от итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро. В Германии первое поколение выпускали с 1974 по 1983 год
  • Opel Kadett D — появился позже Гольфа, но прожил меньше, с 1979 по 1984 год. Как и для конкурентов из Volkswagen, эта модель ознаменовала вход в переднеприводную эру
  • Fiat Ritmo — компактная модель, с которой итальянский концерн встретил 80-е. У нее изначально были интегрированные пластиковые бамперы, на которые мода пришла чуть позже (взгляните на современников — у них это отдельный элемент). Потому Ритмо практически без изменений продержался на конвейере с 1978 по 1988 год, не теряя актуальности
  • Mazda 323 (BD) — первая переднеприводная модель компании. Японцы припозднились с созданием конкурента Гольфу, но потом стали обновлять поколения чаще европейцев. А эта машина продержалась на конвейере с 1980 по 1986 год

Те, у кого детство и юношество прошли в разглядывании открыток с иностранных автосалонов и вдумчивом изучении черно-белых фотографий в советском журнале «За рулем», безошибочно распознают эти модели. Точно так же, как отличали ВАЗ-21013 от ВАЗ-2101 по отсутствию «клыков» на бампере и переехавшему из-под бампера на панель фонарю заднего хода. Или ВАЗ-2107 от ВАЗ-2105 — это ведь было несложно, если присмотреться к бамперам, решетке радиатора и задним фонарям.

Но интересно мнение современной молодежи: если бамперы от Fiat Ritmo натянуть на Volkswagen Golf, заодно поставив дверные ручки вертикально, а радиаторную решетку с опелевской молнией примерить к Мазде — многие ли заметят подвох?

1980-е

Автодизайн разных эпох
  • Vokswagen Golf Mk2 — результат работы немецкого дизайнера Герберта Шефера, который просто переосмыслил стиль первого Гольфа. Модель подросла в размерах и в период с 1983 по 1992 год пережила несколько обновлений. Самое заметное — Big Bumpers, подарившие в 1989 году широкие бамперы. На фото — интересный экземпляр для рынка США с прямоугольными фарами
  • Opel Kadett E — эволюция прошлого поколения Кадета, позаимствовавшая его платформу. Несмотря на устаревшую конструкцию, модель обрела плавность линий, выделявшую ее из числа конкурентов, и ее выпускали больше десятка лет — с 1984 по 1995 год
  • Fiat Tipo — наследник модели Ritmo, который продержался на конвейере с 1988 по 1995 год. В основу легла новая платформа «Тип 2», но стилистику Типо позаимствовал у младшей модели Uno, который к тому времени существовал уже пять лет
  • Mazda 323 (BF) — уже пятое поколение «триста двадцать третьей»! С 1985 по 1989-й выпускали хэтчбек, седан, кабриолет и даже пикап, а универсал продержался до 1994 года

Рубленые формы все еще в моде! Кто запустил свои модели пораньше, все еще представлял бамперы как отдельный элемент кузова, однако на рубеже десятилетий рестайлинг интегрировал их в кузова Фольксвагена и Мазды (ну а у Фиата и Опеля они были изначально). Очевидно тяготение к крупным прямоугольным блок-фарам, хотя у 323-й и Гольфа остались рудиментарные указатели поворота.

1990-е

Автодизайн разных эпох
  • Volkswagen Golf Mk3 — модель переехала с фольксвагеновской платформы A2 на A3 и выпускалась с 1991 по 2000 год. Автомобиль «отъелся» — после поджарого Гольфа предыдущего поколения новый воспринимается более грузным. Впрочем, в том, что это именно Golf, сомневаться не приходится — особенно сейчас, когда смотришь на него спустя три десятилетия
  • Opel Astra (T92) — наследница Кадета, которую выпускали с 1991 по 1998 год. Это имя уже было известно британцам: им-то вместо Opel Kadett B и C еще с конца семидесятых продавали Vauxhall Astra. В новой Астре тоже узнаются черты Кадета, и неспроста: платформа GM T-body осталась в строю
  • Fiat Brava — модель пришла на смену Tipo в 1995 году и продержалась до 2001 года. Причем в зависимости от типа кузова имена немного, но отличались: трехдверный хэтчбек назывался Bravo, а Brava была даже не хэтч-, а фастбеком о пяти дверях. Обе версии использовали платформу Fiat C1 — модернизированную «тележку» предшественника
  • Mazda 323 (BH) — пропустим поколение BG, которое тоже было интересным, но выпускалось с 1989 по 1994 год и не могло конкурировать с новинками рынка. Ему на смену подоспело седьмое поколение Mazda 323, в котором автомобили с разными типами кузова и для разных рынков сильно отличались друг от друга. На снимке — хорошо знакомый нам вариант, который продержался на конвейере преступно мало — с 1994 по 1998 год

Ну что — вот он, расцвет автодизайна? Автомобили приобретают привычные нам элементы вроде окрашенных в цвет кузова бамперов, при этом технологи не бьют дизайнерам по рукам. ОК, Golf должен воплощать чопорность, чтобы не растерять аудиторию. Но посмотрите на аналоги — тут и затейливые пятидверные кузова с выступающим хвостиком багажника, и безрамочные двери у Мазды, и аквариумное остекление у Опеля! Однако общие тренды прослеживаются: формы становятся более округлыми, а фары сужаются.

2000-е

Автодизайн разных эпох
  • Volkswagen Golf Mk4 — выдающийся автомобиль. Он в равной степени не похож ни на предыдущее поколение, ни на следующее, хотя это безусловно Golf. С этой моделью компания Volkswagen достойно вошла в XXI век: производство «четвертого» Гольфа стартовало в 1997 году и завершилось в 2004-м
  • Opel Astra G (T98) — попытка компании из Ингольштадта дать достойный ответ лидеру «класса имени себя». Модель, запущенная в 1998 году, продавалась под брендом Opel до 2009 года, а как Chevrolet — и вовсе до 2011-го. При том что уже в 2004-м появилась Astra H — автомобиль в совсем другой силистике
  • Fiat Stilo — затянув с обновлением парочки Bravo/Brava, Fiat в 2001 году разродился новой компактной моделью и в очередной раз поменял ей имя. Забавно, что если предшественниц обвиняли в излишне «итальянской» внешности, то Стило начали пинать за слишком явные проявления немецкой школы дизайна. Очевидно, не выдержав критики, модель скончалась в 2007 году под крики «Браво», адресованные сменщику
  • Mazda 323 (BJ) — последнее поколение «триста двадцать третьих», на смену которым вскоре придет Mazda3. Но до нее еще надо дожить, и в новое столетие Мазда вошла именно с моделью образца 1998 года, которая продержалась до 2003-го

Стоп. Многие наверяка негодуют: какие же это двухтысячные — без первого поколения великолепной Mazda3, без Opel Astra H с ее рублеными формами? Нам тоже обидно, что они не попали в обзор. Но, во-первых, этих машин предостаточно на наших дорогах, чтобы не обращаться к фотографиям. Во-вторых, если плясать от родоначальника жанра, Volkswagen Golf, то именно он задал тон этой подборке: следующее, пятое поколение, однозначно проигрывало в дизайне и предшественнику, и новинкам других марок.

А, ну и про тенденции: оптика приобретает все более сложные формы, подчеркивая общий замысел стилистов. Остекление все еще оранжерейное: обзорность у машин этого поколения была великолепной. И вы заметили, как все любили молдинги?

2010-е

Автодизайн разных эпох
  • Volkswagen Golf Mk6 — просуществовал с 2008 по 2012 год. Технически он близок к пятому поколению, построенному на платформе PQ35, однако здесь уже можно говорить об осмысленном дизайне — ведь к нему приложил руку Вальтер де Сильва. Опять, как и в самом начале, итальянцы пришли на помощь!
  • Opel Astra J (P10) — появилась сразу после Гольфа и выпускалась чуть дольше, с 2009 по 2015 год. Шеф-дизайнера компании Уве Мюллера можно назвать если не гением, то уж точно разносторонним человеком: помните, как разительно отличались пятидверный хэтчбек и трехдверная версия GTC, которую в Опеле скромно называли купе? И при этом было совершенно очевидно, что это Астры одного поколения
  • Fiat Bravo — очередное видение компактного хэтчбека специалистами Центра стиля Fiat. Качели рванули в обратную сторону: никаких намеков на немецкую строгость, имя — как у кокетливой модели из 90-х. И хотя платформа — все та же C2, что у Stilo, кузов спроектировали заново — причем за теническую часть (не за дизайн!) отвечали австрийцы из Magna Steyr. Эта машина прожила с 2007 по 2014 год
  • Mazda3 (BL) — второе поколение «матрешки», выпускавшееся в период с 2008 по 2013 год. Если раньше японцы не любили афишировать имена дизайнеров, то у этого поколения автор известен. Кунихико Курисо достойно справился с задачей, сделав современный, стильный и очень «маздовский» автомобиль

Вот мы и подбираемся к эпохе, когда автомобильный дизайн якобы — якобы! — пошел на спад. Гольф похож на Браво разве что отсутствием окошек в задних стойках — но и пропорции, и приемы выражения у автомобилей совсем разные. Разве можно перепутать широкие «бедра» Фиата с поджарой филейной частью Фольксвагена? А «надвинутый» на переднюю ось салон Bravo против классических пропорций Golf? А светотехника?

Mazda3 и Opel Astra отличаются от них трехсекционным боковым остеклением (причем у обеих моделей глухие окошки вздернуты одинаково) и похожи друг на друга рельефными крыльями и смелыми подштамповками. Но перепутает их только незрячий — да и то если не проведет рукой по фарам и радиаторной решетке.

Из общего можно отметить разве что отказ от старорежимных молдингов, эстетическую роль которых играют складки на самом металле, а также поголовное принятие дверных ручек под естественный хват. И конечно, разрастающиеся бамперы, верхняя кромка которых поднимается все выше: все ради безопасности пешеходов.

2020-е

Автодизайн разных эпох
  • Volkswagen Golf Mk8: в новом поколении, представленном год назад, Гольф еще немного прибавил в размерах, но остался на платформе MQB и сохранил пропорции и привычные стилистические решения. Форма оконных проемов, линия стыка заднего крыла и бампера, опробованная еще на четвертом поколении, — все, как мы любим. А принадлежность к современности выдает в первую очередь оптика — разумеется, полностью светодиодная — и тщательная сверка дизайнерских порывов с грубой аэродинамической реальностью: коэффициент Cd снижен до 0,275 (у предшественника был 0,29)
  • Opel Astra K: модель дебютировала уже пять лет назад, в 2019-м пережила рестайлинг, и ничего более свежего в этом классе у Опеля нет. Астра сменила платформу Delta II на актуальную D2XX, потеряла в весе и уменьшилась в габаритах — хотя наследственность прослеживается однозначно. Кстати, новое поколение уже будет разработано на платформе новых хозяев из PSA. Каким оно получится, узнаем в 2021 году
  • Fiat Tipo — тоже уже немолодая машина, появившаяся в 2015 году. Вернее, тогда запустили седан, ориентированный в первую очередь на турецкий рынок, а хэтчбек увидел свет в 2016-м. Рисовали этот Типо в своем центре стиля, который тогда возглавлял Роберто Джолито — тот самый, который создал экстравагантный микровэн Fiat Multipla и воскресил Fiat 500. Но тут, видимо, традиционные фиатовские качели унесли маэстро в сторону консервативного дизайна: Tipo вышел современным, но каким-то не итальянским
  • Mazda3 (BP) — пропустим третье поколение, ведь четвертое — просто бомба! Пожалуй, самый яркий и необычный хэтчбек С-класса, появившийся в 2019 году. Он может нравиться или не нравиться (нам однозначно симпатичен), но в оригинальности ему точно не откажешь. Причем все хитровыпуклые и смеловогнутые панели кузова особенно хороши в фирменном цвете Soul Red Crystal Metallic, который и выбрали как основной при запуске этой модели. А была ли такая краска с алюминиевыми хлопьями у дизайнеров 70-х и 80-х?

Итак, мы дошли до актуальных моделей — которые по логике пораженцев от автодизайна должны были стать абсолютными клонами. Но не стали! Да, требования по защите пассажиров заставляют утолщать передние стойки кузова, а сохранность пешеходов — увеличивать угол наклона ветрового стекла. Но смотрите, дизайнеры Volkswagen и Opel закамуфлировали эти решения с помощью треугольных вставок в основании передних боковых стекол, а стилисты Fiat и Mazda прекрасно обошлись без них. Линия разъема переднего бампера и капота у Astra, Tipo и Mazda3 поднята очень высоко — но Golf гарантирует безопасность пешеходов без гипертрофированного бампера.

В общем, автомобильный дизайн явно рано хоронить. Вот ездовой характер у современных машин становится все более одинаковым — но это тема другой статьи.

Еще никто не комментировал этот материал,
войди на сайт или зарегистрируйся, и ты сможешь стать первым!